КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Й этап – адаптация к партнеру и установление контакта
Особенно важным на данном этапе является поддержание процесса взаимодействия на оптимальном уровне. Это возможно при использовании механизмов, регулирующих приспособление, коррекцию или нейтрализацию опасных реакций на специфические раздражения. Например, можно использовать следующие фразы: «Вы можете не соглашаться с этим, но я должен предупредить вас о том, что вопрос этот представляется непростым», «Не удивляйтесь и не возмущайтесь тому, что сейчас услышите». Подстраиваясь под качества партнера, вы тем самым управляете его поведением и закрепляете качества, которые обеспечивают эффективное взаимодействие. При этом необходимо опираться на принцип «общей судьбы», который заключается в констатации того, что сама по себе длительность обмена мыслями, информацией, эмоциями на протяжении предшествующих этапов создает общий продукт деятельности, обладателями которого являются оба собеседника. Ваша тактика на данном этапе общения должна сводиться к ведению равноправного диалога. Помощь в этом вам окажут следующие приемы: Прием «Первичные действия» – при угрозе проявления какого-либо нежелательного качества или свойства целесообразно смягчать ситуацию, например, если могут появиться обида, вспышки гнева, следует предупреждать: «Попытайтесь спокойно отнестись к тому, что я сейчас скажу вам». Прием «Указание на качество, требующее регуляции» рассчитан на то, чтобы с помощью ожиданий определенных действий включить соответствующую мотивацию поведения: «Зная вашу нетерпеливость, все же прошу послушать, поскольку это необходимо для решения данного вопроса». Прием «Подчеркивание и утверждение образовавшейся совместимости». Когда партнер имеет достаточно четкую установку на то, что определенные совместные действия возможны только при наличии ряда общих интересов и психологической совместимости, следует подчеркивать в разговоре, что такие уже образовались к данному моменту. Например: «В связи с тем, что мы совместно можем успешно решать вопросы, необходимо спокойно обсудить создавшуюся ситуацию. И тогда будет достигнуто нужное и правильное решение». Прием «Обращение за советом» применяется для выведения собеседника из пассивной позиции и повышения его значимости. Признаки и показатели пятого этапа: а) преобладает стремление подчеркнуть «общность целей», «совместные решения», партнер оповещает вас о своих предполагаемых действиях, ставит вопросы на обсуждение; б) появляется «эффект бумеранга», т. е. собеседник повторяет ваши собственные, ранее высказанные мысли, мнения, суждения и оценки – это знак того, что они были в достаточной мере усвоены им, приняты и выдаются уже как собственные; в) происходит отчетливая смена суждений и оценок, т. е. если раньше собеседник был против чего-либо, то теперь он изменил свою позицию; г) предлагается решить какой-либо спорный вопрос так, как вы считаете это нужным; д) чаще встречаются высказывания типа «как мы условились», «как мы договорились», «как мы решили». Результаты пятого этапа: – возникает понимание не только качеств партнера, но также мотивов и причин его действий; – формируются состояния, облегчающие контакт: комфортность, защищенность и др., которые происходят от внутренней уверенности собеседника в вашей помощи при решении проблем. ЗАДАНИЕ И УПРАЖНЕНИЯ Задание: с помощью теста «Умеете ли вы влиять на других?» выявите степень вашего умения влиять на собеседника
Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы: 1. Способны ли вы представить себя актером или политическим деятелем? 2. Раздражают ли вас люди, одевающиеся и ведущие себя экстравагантно? 3. Способны ли вы разговаривать с другим человеком о своих интимных переживаниях? 4. Быстро ли вы реагируете, когда замечаете малейшие признаки неуважительного отношения к себе? 5. Ухудшается ли у вас настроение, когда кто-то добивается успеха 6. Любите ли вы делать что-то очень трудное, чтобы добиться в своем деле наилучшего результата? 7. Могли бы вы пожертвовать всем, чтобы добиться в своем деле наилучшего результата? 8. Предпочитаете ли вы размеренный образ жизни со строгим распорядком всех дел и даже развлечений? 9. Стремитесь ли вы к тому, чтобы круг ваших друзей не изменялся? 10. Любите ли вы менять обстановку у себя дома или переставлять мебель? 11. Любите ли вы пробовать новые способы решения старых задач? 12. Любите ли вы дразнить слишком самоуверенных и заносчивых людей? 13. Любите ли вы доказывать, что ваш начальник или кто-то весьма авторитетный в чем-то не прав?
Подсчитайте набранное вами количество баллов:
Результаты теста От 35 до 65 баллов: вы обладаете качествами, благодаря которым можете влиять на других, менять их модели поведения, учить их, управлять ими. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться в стороне и думать только о себе. Тех же, кому не нравится такой подход, по вашему мнению, не следует щадить. Однако вам нужно быть очень осторожным, чтобы ваша позиция не стала чрезмерно агрессивной. В этом случае вы легко можете превратиться в фанатика или тирана. 30 и меньше баллов: увы, хотя вы часто бываете правы, убедить
Упражнение 1 «Капитаны»
Группа делится на 3–5 команд. Каждая команда выбирает своего капитана, который должен пройти испытание. Члены команды совещаются После окончания испытания каждый участник команды должен сделать пометку на листке капитана, а именно «+» – капитан выдержал испытание, «–» – не выдержал. Затем ведущий проводит обсуждение по следующим вопросам: По каким критериям выбирался капитан? Почему? Сложно или просто было выполнить данное задание? Что вам понравилось в действиях и ответах капитана? Какие приемы использовали капитаны для достойного выхода из создавшейся ситуации? Насколько быстро удалось капитану адаптироваться к этому? Какие приемы были использованы для снятия напряжения и психологических барьеров общения? Что способствовало созданию доверительных отношений между капитаном и группой?
Упражнение 2 «Интервью»
Как важно уметь быстро познакомиться с человеком, расспросить его, узнать его как можно лучше! Какие задать вопросы, как войти в дружеский контакт? Не так-то просто провести хорошее интервью. А с другой стороны, отвечать на вопросы – тоже нелегкое дело. Нужно быть откровенным и вместе с тем не сказать лишнего. Отвечать так, чтобы ответы ваши были интересны, не банальны. Словом, искусство интервью требует напряжения сил с обеих сторон. Каждому из студентов придется в одном случае давать интервью, в другом – его брать. Для этого нужно сначала группу разбить на пары, затем поочередно каждая пара будет выступать перед всей группой, меняясь ролями. Группа слушает все интервью и каждому участнику выставляет по пятибалльной системе оценку. Таким образом, каждый участник получит по две оценки. После того как выступят все пары, суммируются оценки, выставленные каждому за интервью, и определяются две лучшие итоговые оценки. Ведущий проводит обсуждение по вопросам: По каким критериям выставлялись оценки? Почему? Сложно или просто было выполнить данное задание? Что вам понравилось в действиях и ответах собеседников? Какие приемы использовались для установления контакта с собеседником? Какие этапы установления контакта с собеседником были реализованы? Были ли они замечены студентами в аудитории? Удалось ли достичь участникам упражнения поставленных целей?
Упражнение 3 «Переговоры»
При решении вопроса «Следует ли запретить производство и продажу сигарет?» участники разбиваются на «сторонников» и «противников». Каждая сторона вырабатывает свою позицию, определяет свои слабые После окончания переговоров участники пишут, какие выступающие произвели на них наиболее сильное впечатление, какие понравились своей манерой поведения и речи, выделяют наиболее «удачные» выступления. Следует проанализировать эффективность данной работы, успешность участников.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |