КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мимика и жестикуляция при обмане
Когда человек лжет, он волнуется. Пытаясь справиться со своим волнением, он неосознанно совершает беспорядочные, неоправданные действия: - не может спокойно усидеть на одном месте; - теребит (перебирает пальцами) края своей одежды, стряхивает - потирает руки; - трогает голову, поправляя волосы; - касается различных частей лица (рта, глаз, ушей, носа); - «играет» с каким-либо предметом (поправляет ремешок часов, перебирает листы бумаги, завязывает или перевязывает шнурки); - не может сдержать появляющуюся дрожь в коленях; - стремится как бы спрятать свое тело, вывести его из поля зрения (облокачивается на шкаф, при этом фактически прячась за ним, разваливается на стуле или в кресле, съезжая с него под стол); - покусывает губы или ногти; - избегает взгляда собеседника (смотрит в его глаза менее трети времени разговора) или постоянно смотрит ему прямо в глаза (это ненормально – обычно слушатель смотрит на говорящего пока тот говорит, чтобы показать, что он слушает; говорящий же часто отводит взгляд, кроме тех моментов, когда необходимо что-то подчеркнуть или показать, что закончил свою речь); - оттягивает воротник рубашки и интенсивно трет шею под ним; - почесывает шею, голову, разные части лица; - опускает взгляд вниз и сильно трет один глаз; - покачивает ногой; - движется в направлении выхода; - рассогласование между словами и жестами (кивание головой при отрицательных ответах и покачивание головой при положительных); - прячет руки, беспокойно ими жестикулирует или указывает в сторону, невольно отвлекая внимание; - держится за какой-либо предмет (портфель, стул, дверцу автомобиля) или облокачивается на него; - периодически почесывает нос, особенно в процессе разговора; - улыбка появляется часто, излишне затягивается, возникает не к месту; - в ходе беседы прикрывает рукой рот; руки держатся близко ко рту; - скрещивает руки на груди и (или) ноги под стулом. Высказывания, выдающие ложь: Утверждение чего-либо: «Клянусь здоровьем...»; «Честное слово, я не знаю...»; «Даю руку на отсечение...»; «Это так же верно, как то, что...»; «Честное слово, дело было так...». Уклонение от обсуждения определенных тем, вопросов (когда они не затрагивают каких-либо неприятных для человека моментов): «Не могу вспомнить...»; «Я этого не говорил...»; «Я не буду это обсуждать...»; «Не вижу здесь никакой связи...»; «Я не могу ответить на этот вопрос...». Необоснованно пренебрежительный, вызывающий или враждебный тон, когда вас явно провоцируют на грубость: «Я не знаю, о чем идет речь...»; «Я вообще не желаю с вами говорить...»; «Я не обязан отвечать на ваши вопросы...». Попытки вызвать симпатию, доверие, чувство жалости, когда предшествующие отношения с данным человеком не привели к такому сближению: «Я такой же, как и вы...»; «У меня точно такие же проблемы...»; «У меня семья, дети...». Короткие отрицания или равнодушные, уклончивые ответы на прямые вопросы. Уклонение от использования слов «да» или «нет»: «Вы же сами это говорили!»; «Я не уверен»; «Вы уважаете меня?»; «Вы, несомненно, человек серьезный»; «Я об этом ничего не знаю». Искренний человек старается говорить больше и отстаивает свою позицию при выражении сомнений в ней. Если при этом вы выясняете какие-либо обстоятельства, пытаетесь определить реальную или мнимую вину собеседника, следует иметь в виду следующие уточнения психологов: 1) невиновный человек: - может выражать подозрительность, недоверие к вам, не оказывая при этом противодействия в выяснении обстоятельств по делу; - нередко дает исчерпывающую информацию со всеми подробностями, иногда даже не имеющими прямого отношения к делу; - постоянно старается перебить вас своими объяснениями; - начинает активно защищаться до того, как его обвинят или заподозрят; 2) виновный человек: - избегает подробных объяснений, немногословен; сдерживает себя при ответах на вопросы; - оказывает противодействие собеседнику при выяснении фактов, обстоятельств по обсуждаемому вопросу; - может отказаться от объяснений без всяких видимых причин; - указывает на точность мелких деталей в своих объяснениях; - выражает желание помочь вам при выяснении обстоятельств. В общем плане порядок активных действий по выявлению лжи может быть следующим: 1) задать прямые вопросы, глядя прямо в глаза собеседнику, и проследить за его реакцией; 2) взглянуть в упор, с явным выражением сомнения в достоверности его утверждений; 3) использовать речевые, мимические и прочие приемы, направленные на активизацию реакций собеседника. Для оказания на собеседника психологического воздействия, попробуйте использовать следующие приемы: - разместитесь за большим, массивным столом на стуле с высокой спинкой и (или) вращающемся; стул вашего собеседника должен иметь низкую спинку и стоять от вашего стола максимально далеко (это способствует повышению вашего авторитета); - посадите вашего собеседника спиной к открытому пространству (двери, проходу, окну), особенно если там периодически передвигаются люди; - приглушите освещение в помещении, сами расположитесь в его наименее освещенной части; - ваш жесткий взгляд в упор должен сопровождаться рублеными фразами; - ведите разговор с нарушением интимной зоны собеседника (менее 45–50 см), подходите к нему сзади, сбоку, спереди; - ладонь поверните вниз, к полу, умышленно, демонстративно отражайте жесты собеседника; - используйте вопросы-ярлыки, снижающие критичность восприятия ваших слов («Не так ли?», «Не правда ли?»); - используйте прием «выбор без выбора», когда формулировка вопроса не допускает отрицательного ответа («Вам удобнее... сейчас или позже?», «Вы сами сделаете это или с помощью...?», «Как я должен поступить: так или...?»). Таковы наиболее общие рекомендации по выявлению признаков лжи вашего партнера по общению.
Упражнение 1 «Деловая беседа – переговоры»
Группа должна выбрать представителя коммерческой фирмы, директора завода, наблюдателей, ведущего. Ситуация: представитель коммерческой фирмы должен встретиться и договориться с директором завода о покупке мелкооптовой партии химического сырья, требуемой для фирмы. Переговоры, проводившиеся ранее другими представителями фирмы, закончились неудачно, так как завод предпочитает крупнооптовые сделки и склонен назначить цену выше мировой на данный товар. Следует разыграть всю процедуру деловой беседы. Наблюдатели либо видеосъемка фиксируют ее ход. Ведущий должен подготовить текстовой материал представителю фирмы и директору завода, а они – изучить свои роли и с помощью умело поставленных вопросов определить в рамках своего текста, правду говорит собеседник или фантазирует. После окончания деловой беседы группа должна ее проанализировать, ответив на следующие вопросы: С каких позиций происходило общение? Как осуществлялись передача информации, аргументирование, взаимоучет интересов? Какой подход проявлялся в осуществлении переговоров? Удалось ли выполнить задание обеим сторонам и достичь разумного соглашения? Также анализируются вербальные и невербальные средства общения, выявляющие обман.
Упражнение 2 «Убеждение»
Группе нужно разыграть следующую конфликтную ситуацию: рабочая, у которой маленький ребенок, работает только в первую смену и часто опаздывает на работу. Во вторую смену ее и свою работу делает старшая работница со стажем более 20 лет. Однажды во вторую смену не хватало рабочих, а «план горел». Одной из этих двух женщин придется остаться подольше на работе. Мастер убеждает молодую работницу остаться, так как она в долгу перед старшей работницей. Молодая работница категорически отказывается, ссылаясь на беременность. Студенты должны проанализировать позиции и исходы общения, роли и тактики поведения, ответить на вопросы: Какие приемы применялись в данных диалогах? Какие методы снятия напряжения возможны Литература
Основная
Аграшенков А. В. Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты.– М., 1997. Браим И. Н. Этика делового общения: Учеб. пособие.– Мн: НКФ «Экоперспектива», 1994. Дебольский М. И. Психология делового общения.– М., 1992. Кашапов Р. Р. Курс практической психологии.– Ижевск: Удм. ун-т, 1995. Лупьян Я. А. Барьеры общения, конфликты, стресс.– Ростов н/Д, 1991. Фомин Ю. А. Психология делового общения.– Мн.: Амалфея, 2003.
Дополнительная
Визуальная психодиагностика и ее методы: познание людей по их внешнему облику.– Киев, 1990.– Т. 1, 2. Горин С. А. А вы пробовали гипноз?– СПб.: Лань, 1995. Гриндер Д., Бэдлер Р. Из лягушек в принцы.– Воронеж, 1993. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В. В. Петрусинского.– М.: Прометей, 1991. Ирхин Ю. В. Психология успеха: Как влиять на людей и управлять собой. Зарубежный опыт: Советы и тесты выдающихся менеджеров и психологов по руководству людьми.– М., 1992. Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения.– Л.: ЛГУ, 1990. Лунева О. В., Хорошилова Е. А. Психология делового общения: Учеб. пособие.– М., 1987. Ниренберг Д., Калеро Г. Читать человека как книгу.– М.: Экономика, 1990. Пиз А. Язык телодвижений.– М., 1992. Ребрик С. Б. Деловое общение: психологические аспекты.– М., 1990. Снелл Ф. Искусство делового общения: Пер. с англ.– М., 1990. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании.– М.: ВЛАДОС, 1995.
Учебное издание
ФОМИН Юрий Алексеевич
ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС
Учебно-методическое пособие
Ответственный за выпуск И. В. Лаврик Редактор Н. В. Рябкова Компьютерная верстка Е. А. Бугрова Корректор Н. А. Бебель
Подписано в печать 04.09.2006 г. Формат 60×841/16. Бумага газетная. Гарнитура «Times New Roman». Отпечатано способом ризографии.
Издатель и полиграфическое исполнение: Учреждение образования «Частный институт управления и предпринимательства». 220086, Минск, ул. Славинского, 1, корп. 3. Лицензия ЛИ № 02330/0133342 от 29.06.2004 г. * Блеф (англ. bluff) – обман с целью создания преувеличенного представления
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |