Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связи с общественностью и гражданское общество: перспективы взаимодействия




РОССИИ

ОБЩЕСТВЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗЕЙ

Часть III

Глава 1. Связи с общественностью и гражданское общество: перспективы взаимодействия

Глава 2. Интегрированные маркетинговые коммуникации

Глава 1

Связи с общественностью — это такие отношения между организацией и социумом, которые обусловлены и детерминированы общественной пользой. Стараясь заручиться участием и практическим содействием социума, организация информирует общественность о социальном значении своей деятельности. Благоприятное мнение об организации складывается как признание ее «полезности» для общества. Таким образом, приоритет общественных интересов является конституирующим условием существования и развития PR. Организация представляет собой заинтересованную сторону, доказывая свою общественную полезность и право на содействие общества. Связи с общественностью есть «обратная связь», добровольное предоставление организацией информации о своей деятельности и задачах.

Именно так сегодня понимаются задачи и назначение PR, в отличие от «черного PR», политтехнологий, манипуляций, пропаганды и т.д. Такое понимание PR сформировалось не сразу, развитие совершалось путем проб и ошибок в процессе совместной эволюции общества и возникающих на его основе организаций (коммерческих, политических, общественных), вступающих с ним в двустороннее жизнеобеспечивающее взаимодействие. Обычно исследователи вслед за Д. Грюнигом выделяют четыре этапа и четыре модели становления PR, которые можно рассматривать как ступени эволюции PR-технологий и профессионального сознания. И если на первом этапе, обозначаемом как «примитивная эра PR», «PR как паблисити», «PR как манипуляция», практически уравнивались понятия: PR, пропаганда, манипуляция, косвенная реклама, то на следующих стадиях происходила постепенная дифференциация собственных задач, средств и методов PR как специфической формы конструктивного взаимодействия организации с обществом. Оказалось, что доверие и поддержка со стороны общества не могут быть достигнуты путем обмана или давления, поскольку то и другое вступает в противоречие с имманентными свойствами самого общества как стохастической системы и рано или поздно (а большинство серьезных организаций рассчитывают на длительный срок существования) приводит к дискредитации и самоуничтожению организации.

Уже на втором этапе — «PR как информирование» — основной задачей стало распространение информации об организации. Информация должна была быть точной и правдивой, однако исключительно позитивной. По мнению исследователей, зарождение этой модели явилось свидетельством неэффективности манипуляционной борьбы организации за выживаемость. Так впервые была осознана необходимость правдивого информирования правительства, общественных организаций и общественности для получения их поддержки. Однако, как и первая модель, «информирование» было ориентировано на получение односторонней выгоды, от коммуникации выигрывала только сама организация.

На третьем этапе стали широко применяться методы исследования аудитории, в первую очередь для того, чтобы определить, какая информация вызовет положительную реакцию общественности. Модель получила название «двусторонней асимметричной». Под «двусторонностью» подразумевалось использование информации о самой аудитории. Понятно, что эта «двусторонность» больше напоминала сбор разведданных с целью развертывания успешного наступления, нежели действительное взаимодействие, что нашло отражение в дополнительной характеристике — «асимметричная», и данная модель также была манипулятивной.

Ныне развивающаяся модель носит название «двусторонней симметричной» и признается исследователями наиболее адекватной, полной и законченной на сегодняшний день. В новой системе взглядов PR является механизмом взаимодействия организации и среды на основе партнерства; клиент, потребитель, покупатель воспринимается как партнер по бизнесу. Таким образом, современные теоретики стремятся отделить PR от манипулятивных технологий, осознавая, что манипулятивный, «асимметричный» подход делает невозможным долговременное сотрудничество, препятствует развитию конструктивного взаимодействия с обществом. Признание ограничений манипулятивных моделей PR является следствием растущей роли общественности как активного субъекта всех социальных процессов, включая функционирование любых организаций и институтов (политических, государственных, коммерческих и общественных), чья зависимость от общества становится все более очевидной.

Усиливается и способность самого общества различать манипулятивные технологии, что делает их применение не только неэффективным, но и крайне невыгодным для организации. Учитывая негативное отношение общественности к манипулятивным технологиям, СМИ стараются не компрометировать себя участием в PR-кампаниях. Так, по данным американских исследователей, «журналисты видят в PR-кампаниях "метод сложных манипуляций общественным вниманием", "PR-уловки", "манипулирование новостями PR-методами"»1, что приводит к ухудшению отношений PR-агентств со средствами массовой коммуникации.

Усиление роли общественности заставляет теоретиков PR отказываться от традиционной терминологии, когда организация рассматривается как активный субъект, «управляющее звено», а общественность — как пассивный объект воздействия, «управляемое звено». Сегодня уже можно встретить и прямо противоположную оценку. Так, согласно определению В. Ф. Кузнецова,

одной из важнейших функций PR является «реагирование на общественность, т.е. организация учитывает события, проблемы и соответствующим образом реагирует на них, иначе говоря, в этом случае организация стремится прислуживать общественности»2.

Сегодня организация старается быть реально полезной различным комьюнити в решении их проблем (которые могут и не иметь прямого отношения к деятельности организации). Пути формирования желательных отношений с обществом весьма разнообразны: это и вовлечение в местные организации, институты, и стремление позитивно зарекомендовать себя в разрешении проблем различного уровня от местных до общенациональных и глобальных, и участие в работе общественных организаций, и оказание добровольного содействия обществу (например, предоставление результатов экспертизы, сделанной организацией в интересах собственного бизнеса). Все это делается по инициативе и в интересах самой организации, добровольно. Общество свободно от каких бы то ни было обязательств в отношении организации.

Иными словами, связи с общественностью подразумевают разный статус участников этого взаимодействия. Организация, нуждающаяся в поддержке и содействии со стороны общества (будь то коммерческая организация, политическая партия, государство или даже общественное объединение), является не управляющей, а заинтересованной стороной, и значит, имеет зависимый, подчиненный статус. Она не может управлять обществом, которое является самоорганизующейся системой.

1 Батурчик М. В. Основы public relations. Курс лекций. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ffsn.bsu.by/infocom/baturchik/pr/lectures.html.

2 Кузнецов В. Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.angelendji.narod.ru/PR.doc (2008).

Зато общество может спонтанно положить конец деятельности любой организации.

Вот почему в настоящее время возрастает внимание к этическим нормам и профессиональной этике в сфере PR. Различные профессиональные кодексы, от старейшего (1950 г.) Кодекса Общества связей с общественностью Америки (PRSA) до современного Европейского кодекса профессионального поведения в области PR', постулируют, что цель не оправдывает использования ложных, вредных или сомнительных средств во взаимодействии с общественностью. Нельзя использовать PR для поддержки неправого дела. PR-деятельность должна быть открыта, прозрачна, общественно приемлема и основываться на точной информации.

Как следует из вышесказанного, формирование современной идеологии и технологии PR неразрывно связано и конституировано развитием самой общественности, эволюцией общества в целом. Именно природа гражданского общества, все более ярко обнаруживающая себя в глобализирующемся мире, обуславливает возникновение четвертой «антиманипулятивной» модели PR как «двусторонней симметричной коммуникации».

В современном понимании гражданское общество —

«это область спонтанной самореализации людей (либо в ипостаси свободных индивидов, либо в виде добровольных их объединений в качестве граждан), защищенная соответствующими правовыми нормами от любых проявлений произвольной односторонней регламентации их деятельности со стороны государства и его органов»2.

Гражданское общество обладает следующими имманентными, конституирующими свойствами:

■ гражданское общество является независимой, самоорганизующейся и саморегулирующейся системой, состоящей из свободных индивидов, а также добровольных, самоуправляемых объединений граждан, имеющих общие интересы и опыт единого исторического существования;

■ в своих целях, намерениях, волеизъявлении гражданское общество ничем не детерминировано, кроме стремления к саморазвитию и благополучию, которое выражается в общественных (национальных) интересах;

■ гражданское общество является единственным источником, носителем и выразителем национальных интересов;

1 Лиссабонский кодекс официально принят Генеральной ассамблеей Европейскойконфедерации ПР (CERP) в Лиссабоне 16 апреля 1978 г. и подписан 18 Национальнымиассоциациями 15 европейских стран. Дополнен 13 мая 1989 г.

2 Энциклопедия социологии / Под ред. А. А. Грицанова. М.: Книжный дом, 2003.

■ гражданское общество первично (предсуществует) по отношению к коммерческим, политическим и государственным структурам, вырастающим на его основе;

■ гражданское общество является единственной причиной существования государственной власти. Государство создаётся гражданским обществом на определенном этапе общественного развития для реализации функций управления. Государство разрушается при размывании гражданского общества;

■ по мере своего развития гражданское общество получает возможность сознательно использовать государство в общественных (национальных) интересах1.

Важнейшей дифференцирующей особенностью (отличительной характеристикой) гражданского общества является структура гражданских институтов, организаций и объединений. В отличие от коммерческих, политических и государственных структур гражданские институты (например, общества защиты прав потребителей, пациентов, родителей, экологические организации и т.д.) приоритетно ориентированы на реализацию и защиту прав отдельных граждан, общественных интересов и общего достояния и поэтому не стремятся:

■ к коммерческой выгоде (как коммерческие организации);

■ к идейному, духовному лидерству, доминированию (как идеологические, политические и религиозные институты);

■ к достижению власти (как политические и государственные структуры);

По этой причине гражданские институты придерживаются особых организационных принципов, среди которых наиболее важные:

■ отсутствие иерархии, субординации;

■ сетевой (горизонтальный, партнерский) принцип работы подразделений;

■ открытость (свободный, юридически не оформляемый и не санкционируемый вход и выход членов);

■ независимость (от других организаций, в том числе от государства);

■ прецедентный способ решения конкретных задач (т.е. такая организация сама создает прецеденты, вводит новые модели действий в аналогичных ситуациях);

■ принятие решений простым большинством по типу жюри присяжных;

1 Ср., например, понятие «зрелое гражданское общество»: «Зрелое гражданское общество — общество, сумевшее подчинить себе государство и поставить на службу своим интересам государственные органы всех ветвей и всех уровней власти». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.glossary.ru.

■ гибкость: организация временных рабочих структур;

■ добровольность участия в мероприятиях и акциях и т.д.

Жизнеспособность и эффективность гражданского общества основана на стохастических процессах уравновешивания, суммирования и акцентирования индивидуальных целей и потребностей граждан и не предполагает никаких иных ограничений их свободного выбора. «Активисты и члены организаций гражданского общества — это люди с разным жизненным опытом, политическими взглядами, стремлениями и интересами» — записано в Пермской Декларации народных ассамблей, предложенной в качестве основы съезду Российского форума гражданского общества (Нижний Новгород, 2003 г.). — «Наша сила — не в механической консолидации и единогласии. Наша сила — в свободной кооперации вокруг общих задач».

Эти принципы просматриваются на всех уровнях функционирования гражданского общества: от спонтанного собрания жителей, решающих проблему водоснабжения своей деревни, до региональных, всероссийских и международных объединений различных гражданских организаций, какими являются народные ассамблеи и форумы. В Декларации народных ассамблей читаем:

«Ассамблея является открытым партнерством.

Открытое партнерство — это система равноправного взаимодействия разнотипных организаций гражданского общества. Основа функционирования партнерства — информационная коммуникация.

Открытое партнерство не является новой общественной ассоциацией и не предполагает ни юридического оформления, ни оформления членства.

В открытом партнерстве отсутствует иерархия, никаких универсальных органов управления быть не может.

Партнерские горизонтали выстраиваются на разных уровнях, без подчинения одних другим.

Разделение труда в открытом партнерстве происходит по взаимному согласию на основе совместного плана, формирования рабочих групп и принятия ответственности (включая издержки) за определенный участок работы»1.

Соответствие данным требованиям имеет принципиальный, конституирующий характер. Их нарушение приводит к обособлению и отделению организации от гражданского общества, трансформации ее в политическую партию, коммерческую организацию, часть государствен-

1 Круглый стол «Народная ассамблея» (Москва), «Гражданская ассамблея» (Петербург) и «Пермская ассамблея» // Материалы Российского форума гражданских организаций. Нижний Новгород, 2003.

ной структуры. Но и оставаясь в рамках гражданского общества, общественные организации, подобно коммерческим, политическим, государственным структурам, нуждаются в поддержке и санкционировании своей деятельности со стороны гражданского общества. Дело^ том, что общественные организации имеют двойственную природу: с одной стороны, характеризуются не локальностью, как часть гражданского общества, с другой — дискретностью и локальностью конкретной организации, представляющей интересы ограниченного числа людей или определенного слоя общества. В этой второй своей ипостаси общественные институты нуждаются в PR не меньше, чем все другие организации. Связи с общественностью применяются в работе общественных организаций для решения целого ряда задач.

1. Для осознания и принятия общественностью миссии организации.

2. Для формирования каналов общения с людьми, для которых предназначаются услуги, предоставляемые организацией.

3. Для создания и поддержания необходимых условий для привлечения средств.

4. Для формулирования и распространения идей, соответствующих миссии организации в публичной политике.

5. Для мотивирования людей, начиная от членов советов и наемных работников до добровольцев и связанных с данной проблемой чиновников, работать для реализации миссии организации.

PR не обладает спонтанностью, стохастичностью и независимостью, которые свойственны процессам развития гражданского общества. Связи с общественностью представляют собой систему лоббирования интересов и воззрений организации, в том числе если речь идет об общественной, некоммерческой структуре. Никакая организация (даже общественная) никогда не равна гражданскому обществу и потому не может рассматриваться как его заместитель или аналог. Поэтому деятельность любой организации, особенно PR-деятельность, направленная на продвижение интересов организации, должна быть прозрачна и открыта для общества.

Осознание этого основополагающего условия позволяет обществу контролировать процесс коммуникации, препятствуя попыткам подмены общественных интересов интересами той или иной организации (неважно, является ли она общественной, политической, профессиональной, используют ли ее представители намеренную манипуляцию или руководствуются искренними убеждениями).

Гражданское общество по своей природе ориентировано исключительно на внутренние цели выживания сообщества. Цели коммерческих и политических структур (включая государственные) могут расходиться с задачами выживания социума как исторического и культурного образования. Кроме того, гражданскому обществу имманентна сетевая структура, наиболее пригодная для осуществления текущего контроля и оперативного реагирования на возникающие проблемы. Вот почему решение самых актуальных для государства задач, будь то правоохранительная деятельность, обеспечение комфортных условий жизни, экологический контроль, пресечение наркоторговли, коррупции и т.д., невозможно без участия гражданского общества.

Таков общемировой процесс. Этим объясняется огромное и всевозрастающее влияние гражданских организаций в странах Западной Европы и США при решении вопросов, связанных с экологией, СМИ, рекламой, образованием, трудовым законодательством и проч., представляющих общественный интерес. Участие общественных организаций в управлении не только определяет высокий уровень жизни, политическую и экономическую безопасность, быструю адаптацию людей к новым условиям, но и обеспечивает моральное единство нации, столь необходимое в современном мире перед лицом террористической опасности и рисков глобализации.

Взаимодействие государства и гражданского общества — насущная необходимость в условиях глобализации и информационно-технической революции. Государству необходимы практическое и духовное содействие нации в осуществлении инновационных проектов и масштабных трансформаций, гражданскому обществу нужны надежные инструменты реализации национальных интересов.

Задача налаживания отношений государства с гражданским обществом в России стоит особенно остро. Взаимное непонимание, настороженность и даже враждебность являются основным тормозом развития страны сегодня. В основе этого непонимания лежат как неблагоприятный исторический анамнез (мед. — история болезни), так и сохранение во властных структурах прежнего государственного эгоцентризма (государство выше нации) и иждивенчества (одностороннего использования ресурсов общества).

Государство, которое ничего не должно своим гражданам, но исправно собирает налоги и устанавливает государственные повинности, превращается в паразитирующую структуру, не только излишнюю, но и вредную в системе саморегуляции общества. Такое государство не может рассчитывать на сотрудничество и поддержку со стороны общества, так как абсолютно ему не нужно. Современное гражданское общество зачастую более адекватно видит задачи и формы своего взаимодействия с государством. Это взаимодействие является обязанностью государства и суверенным правом гражданского общества.

«Обязанность и суверенное право институтов гражданского общества— вести постоянный диалог с институтами государственной власти. Обязанность государственных институтов — вести постоянный диалог с институтами гражданского общества»1.

Основными технологиями взаимодействия общества и государства являются гражданские переговоры, гражданская экспертиза, гражданский контроль, гражданские законодательные инициативы.

■ «Гражданские переговоры («переговорные площадки») — это технология ответственного взаимодействия структур гражданского общества и органов государственной власти.

■ Гражданская экспертиза. Организации гражданского общества имеют право на доступ к проектам решений органов государственной власти и местного самоуправления, затрагивающих права и свободы граждан, и их открытое обсуждение. Обязанность органов государственной власти и местного самоуправления — учитывать результаты гражданской экспертизы при доработке и принятии решений.

■ Гражданский контроль. Организации гражданского общества имеют право контролировать деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений с точки зрения соблюдения ими прав и свобод человека и гражданина.

■ Общественный договор — отношения людей и институтов гражданского общества с государственными институтами строятся на основе контракта, по которому государство нанимается для исполнения определенных функций»1.

Как видно из этих документов, гражданское общество ныне обладает не только интенциями (которые составляют основу национальных интересов), но и значительно возросшим уровнем самосознания, что находит выражение и в совершенствующейся самоорганизации, и в растущей активности граждан по защите собственных прав. По мере развития общественного самосознания структура гражданского общества превращается «в глобальную сеть децентрализованных сетей».

В последние годы появляются все новые общественные организации разного уровня — и общероссийские, и местные: Некоммерческое партнерство в защиту семьи и молодежи «Родительский комитет», Общество защиты прав пациентов, Российская диабетическая ассоциация, Консорциум «Социальное здоровье России», Ассоциация инвалидов, Калининградское региональное молодежное общественное движение «За духовно-нравственное возрождение», Союз педагогов «Спасение России», Новосибирская ассоциация православных родителей, Общество защиты прав потребителей и многие другие. Зачастую они объединяются в партнерства, ассамблеи, форумы и палаты по месту или по роду деятельности, образуя широкую сеть, в том числе выходя на общемировой уровень (например, Международная конфедерация обществ потребителей). Их все же пока гораздо меньше, чем в странах развитой демократии, но по существу это такое же движение.

И на общероссийском, и на региональном уровнях сегодня есть масса прецедентов активных действий общественности по защите прав и интересов рядовых граждан.

Сохранение объектной парадигмы в отношении к населению со стороны государственных органов хорошо заметно как на уровне информационных стратегий, так и на уровне конкретных действий государства в экстремальных обстоятельствах. Характерными особенностями взаимодействия официальных структур с населением в чрезвычайных обстоятельствах являются следующие:

■ «успокоительные» манипуляции органов управления. Попытка преуменьшить опасность;

■ апелляция к закону больших чисел, «допустимых жертв»;

■ нравственная дискредитация пострадавших путем интерпретации их действий, направленных на самосохранение, как стимулируемых потребностью в комфорте и дополнительных благах;

■ отсутствие институтов контроля, законности (защиты и компенсации) и добровольности.

Специалисты, работающие в составе экспертных групп по оценке психологических и гуманитарных последствий крупных катастроф, экологических кризисов и вооруженных действий, свидетельствуют, что информационные и интерактивные стратегии власти, используемые в экстремальных обстоятельствах, «могут служить ничуть не менее травмирующим фактором, чем сама по себе природная или техногенная угроза». Это обусловлено тем обстоятельством, что «органы управления в оценке риска в экстремальной ситуации ориентированы, как правило, на интересы ведомств, фирм и государственных институтов, тогда как население руководствуется восприятием реальности»2. Свою задачу официальные структуры понимают как «успокоение» населения, а не решение проблемы, вызывающей тревогу у людей. Отсюда замалчивание, искажение фактов, призывы сохранять спокойствие, отсутствие какой-либо достоверной информации. А. У. Хараш пишет:

«Примером могут служить эксперты Минздрава, неуклонно проводившие в зоне чернобыльской катастрофы "успокоительную" пропаганду, но питавшиеся при этом исключительно привезенными с собой продуктами и оставлявшие в зоне одежду, которую они там носили»1.

Не менее травмирующая особенность общения власти с населением — это приоритет количества (малое число людей должно поступиться своими интересами ради большего числа), преимущество одних групп перед другими — «принуждение к жертве» одних ради других. В соответствии с этим неписаным правилом высшие представители государства считают возможным призывать людей, пострадавших от вооруженного налета, потерявших своих детей, родных и близких, к примирению и спокойствию во имя мира в данном регионе и даже грозить наказанием ослушавшимся. Понятно, что для государства это важная цель, но не стоит возлагать ответственность за достижение мира на плечи беззащитного населения. Такая стратегия в конечном итоге будет неэффективна. Ведь заставить больного молчать и не двигаться не значит устранить причину, вызывающую боль. Скорее это вызовет еще более негативную реакцию в будущем.

Иную PR-стратегию можно видеть в ряде западных стран, также становящихся жертвами террористических атак. Центральным моментом психологически выверенной речи президента США Дж. Буша, прозвучавшей на следующий день после теракта 11 сентября, было обещание неотвратимого наказания виновных: «Мы найдем, мы покараем и террористов, и их укрывателей». Только при этом условии президент мог позволить себе заявить и имел право надеяться, что «террористы разрушили наши здания, но им не удастся разрушить духовные устои нашей нации».

Помимо публичных заявлений государством были предприняты активные действия по обеспечению защиты населения от возможной новой угрозы, широко освещавшиеся всеми средствами массовой информации: беспрецедентные меры безопасности в аэропортах, на дорогах, в общественных местах. Ничто не казалось власти чрезмерным. Вскоре последовали удары по базам террористов. Пусть постфактум, но была раскрыта террористическая сеть, связи и соучастники заговорщиков. По всему миру разыскивались (и были арестованы) сообщники террористов-смертников. Любой сигнал об опасности принимался во внимание. Спустя несколько месяцев был объявлен общенациональный день психического здоровья, с тем, чтобы выявить всех нуждающихся в эмоциональной и иной поддержке, дойти до каждого, заглянуть в каждый дом. Людей призывали внимательнее присмотреться друг к другу, оказать помощь, если это по силам, или привлечь соответствующие социальные службы.

Надо сказать, что предпринятые меры помимо морально-психологического эффекта имели и вполне реальное практическое значение. С тех пор в стране действительно не произошло ни одного крупного теракта.

С появлением новых политтехнологий все чаще возникают новые патогенные варианты сращения манипулятивных стратегий и PR. Таковы попытки имитировать поддержку со стороны гражданского общества посредством создания управляемых общественных организаций. Другой ошибкой государства может быть попытка подменить собственные ответственные действия акциями гражданского общества, выступив инициатором таких акций, одновременно отказываясь от выполнения своих функций, т.е. обязанности проявить государственную и политическую волю в критической ситуации.

Несмотря на все провалы и издержки, новая парадигма мышления все же постепенно пробивает себе дорогу, так как ментальность общества меняется и это не может не оказывать влияния на государство. Наиболее заметные перемены, однако, наблюдаются не столько в отношении к национальной аудитории, сколько в ходе международного диалога с иностранными партнерами. Именно здесь можно видеть необходимые слагаемые конструктивной («двусторонней симметричной», субъект-субъектной) обратной связи с обществом:

уважение к национальной аудитории;

приоритет национальных интересов;

■ позитивная национальная идентичность;

■ позитивная самоидентификация лидера как представителя национальной аудитории;

отсутствие комплекса национальной вины;

независимость.

Примером могут послужить позитивные изменения стиля поведения высших лиц государства на международной арене в последние годы. Диалог с иностранными партнерами создает внешний имидж России, который также служит важной составляющей государственного PR.

На международной арене государство идентифицирует себя с нацией, выступая от ее имени, как бы заимствует ее образ, и сегодня мы видим, что этот образ являет независимого и целеустремленного субъекта отношений. Именно такой образ аудитории может и должен послужить моделью для построения внутренних отношений государства с гражданским обществом. И в этом случае возможно, что государство наконец станет действительно национальным, т.е. представляющим интересы гражданского общества.

 

Глава 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.