Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Введение – наиболее важная часть научно-исследовательской работы, так как оно не только раскрывает дальнейшее содержание диплома




Введение – наиболее важная часть научно-исследовательской работы, так как оно не только раскрывает дальнейшее содержание диплома, но и содержит важные квалификационные характеристики. Содержание введение соответствует определенному, принятому в науке стандарту, и обязательно включает ряд формулировок: проблему исследования; его актуальность, методологическую основу, научную новизну и практическую значимость; объект и предмет исследования; его цель, задачи и гипотезу; используемые методы, этапы исследования, структуру работы.

Но общий текст введения не должен превышать трех-четырех страниц. Рассмотрим основные формулировки более подробно.

Проблема исследования

Формулировка проблем исследования направляет его планирование и объясняет, зачем исследование вообще было проведено. Проблема есть осознание какого-то противоречия (например, между наличными условиями анализируемой ситуации и предъявляемыми к ней требованиями, между различными точками зрения на изучаемое явление или процесс, наконец, это может быть диалектическое противоречие в самой природе явления или объекта).

Пример 3

Неправильная формулировка:

«Таким образом, можно констатировать противоречие между насущной необходимостью решения поставленных вопросов и их малой разработанностью в литературе».

Правильная формулировка:

«Таким образом, можно констатировать противоречие между имеющимися в литературе эмпирическими данными, подтверждающими альтернативные точки зрения, а именно...»

Актуальность

Отвечая на вопрос о том, почему именно сейчас необходимо данное исследование, вы тем самым освещаете его актуальность. Акту­альность может быть теоретической, т.е. обнаруженная проблема на­ходится на переднем крае науки, разрабатывается современными уче­ными и т.п., или практической,
т.е. вытекающей из злободневных запросов практики в той области общественной жизни, где вы прово­дите свое прикладное исследование. Основными аспектами актуаль­ности психологического исследования могут быть:

· необходимость дополнения теоретических построений, относя­щихся к изучаемому явлению;

· потребность в новых фактах, которые позволят расширить тео­рию и сферу ее применения;

· потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных;

· потребность в разработке методов (технологий), имеющих бо­лее широкие возможности (эффективности психологического воздей­ствия, обучения, тренировки, реабилитации и гл.);

· потребность в разработке психологических рекомендаций или в решении практических проблем на основе использования психологи­ческих знаний.

Новизна и практическая значимость

Все, что предпринимается в вашем исследовании впервые, харак­теризует его новизну. Научная новизна фундаментального исследования означает вклад в науку, открывающий новые исследовательские пер­спективы.

Практическая значимость как фундаментального, так и прикладно­го исследования связана с той конкретной, ощутимой пользой, кото­рую могут принести его результаты, помочь кому-либо в его практи­ческой деятельности. Это обычно также один из пунктов выводов.

Примеры его формулировок:

«Апробированный в работе комплекс психодиагностических методик может быть
использован при изучении особенностей личност­ного самоопределения лиц пожилого
возраста».

«Разработанная программа психокоррекции может быть полезна в работе школьного психолога при решении проблем школьной дезадаптации».

Объект исследования

Объект исследования – это фрагмент, часть реальности, на кото­рую направлен научный поиск. В психологических исследованиях объек­том могут выступать сами психические явления. Наиболее часто ошибки в определении объекта исследования связаны с представлением в качестве такового конкретных испытуемых (а это – эмпирическая база исследования, которую вы опишите в эмпирической главе) или некого процесса, связи между явлениями, характеристик какого-либо явления (а вот это вполне может стать предметом вашей работы).

Пример 4

Неправильные формулировки:

«В качестве объекта нашего исследования выступали воспитанники средней группы детского сада № 12 г. Санкт-Петербурга».

«Объектом нашего исследования было влияние рок-музыки уровень интеллектуального развития студенческой молодежи».

 

Стоит иметь в виду, что объект и предмет исследования определяются еще и его типом: фундаментальным или прикладным. Напомним их отличия. В системе современного научного знания различают несколько основных типов исследования. Одна из классификаций строится на основании такого критерия, как связь задач исследования с непосредственными запросами практики. Именно по этому критерию все исследования можно разделить на фундаментальные и прикладные.

В самом общем виде различие между ними сводится к тому, что фундаментальное исследование отчетливо ориентировано на раскрытие законов развития изучаемого предмета, в то время как прикладное – на способы применения знания об этих законах на практике.

Прикладные исследования в различных областях науки обладаю рядом общих черт.

Цель всякого прикладного исследования – непосредственное решение практической задачи, более или менее быстрое внедрение результатов этого исследования для совершенствования каких-то сторон материальной или духовной деятельности общества.

Предмет исследования

Предмет исследования сторона или аспект объекта, который непосредственно изучается, «высвечивается» в объекте, как правило, через призму проблемы. Соотношение между проблемой, объектом и предметом научного исследования наглядно представлено на рисунке 1.

 

Рис. 1. Соотношение понятий «проблема», «объект», «предмет» (по В.А. Ядову)

 

Предмет познания невозможно выделить и опи­сать вне рамок какой-либо науки или комплекса наук, безотноситель­но к субъекту познания. Для каждой науки в любом предмете изучения (общенаучном, междисциплинарном, специальном) есть свой, част­ный аспект рассмотрения. Он может быть по-разному сформулирован в теоретическом, эмпирическом и прикладном исследовании.

В качестве предмета психологического исследования могут высту­пить любые аспекты психологической реальности: психические свой­ства, состояния, процессы, функции, виды поведения и общения, пространственные, временные и интенсивностные характеристики от­дельных явлений, взаимовлияния между ними, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и т.д.
Цель и задачи исследования

Цель исследования – ожидаемый результат нашей работы, кото­рый позволит разрешить обозначенную проблему. В современной литературе предлагается большой спектр целей психологического исследования [82]. Это могут быть:

Определение характеристики изучаемого явления. Основанием для постановки такой цели могут быть обнаруженная в литературном об­зоре неполнота описания психическою явления либо противоречия между эмпирическими данными разных авторов. Неполнота описания может быть выявлена, опираясь на выбранную методологию, при попытке составить целостную картину явления. Следует подумать о том, какие именно характеристики вы будете изучать. Важно, чтобы этот набор не был случайным, относился бы к одному или несколь­ким аспектам изучаемого явления. Желательно указать также, какое значение имеет его изучение: теоретическое, методическое, практи­ческое, прикладное.

· Выявление взаимосвязи психических явлений. Следует подчеркнуть, что установления самого факта существования связи недостаточно, поскольку положение о единстве психики давно принято в психологии и не нуждается в дополнительных доказательствах. Исследование взаимосвязей предполагает определение их особенностей: тесноты, направленности, устойчивости, общей структуры и т.п.

· Изучение возрастной динамики явления. Исследование процессов роста, созревания и развития, возрастной изменчивости психики всегда имело огромное теоретическое и практическое значение. Проведение исследований, ориентированных на переменную «возраст», носит специфический характер и предполагает использование двух основных методов: возрастных «поперечных» или «продольных» срезов.

· Описание нового феномена, эффекта. Чаще всего новый феномен открывают в ходе проводимого эмпирического исследования, проверки гипотезы. Он может быть зафиксирован, потому что ожидаем, а может быть замечен внимательным, вдумчивым исследователем при решении иных задач. Задачами исследования при достижении такого рода цели могут быть: выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы его проявления условий существования эффекта, разнообразия проявлений, их устойчивости, теоретическое объяснение феномена.

· Открытие новой (другой) природы явления. Исследователь очерчивает класс явлений, которые будут для него предметом рассмотрения. Затем отмечает противоречивость, недостаточность объяснения сущности явлений данного класса, вводит новые термины, связывая ихмежду собой. Начинающего исследователя часто подстерегает заблуждение на пути создания нового объяснения. Заблуждение это встречается в тех случаях, когда автор пересказывает своими словами уже опубликованное, употребляя при этом не новые термины, а линии, новые синонимы или перенося акценты на феномены, которым было отведено рядовое, подчиненное положение.

· Создание классификации, типологии. Разработка классификации предполагает: поиск и обоснование критериев классификации, очерчивание области явлений, охватываемых классификацией, которая в свою очередь должна быть ясно соотнесена с определенной теорией.

· Создание психологической методики. Необходимость разработки новой методики может быть обусловлена многими причинами. Данная работа может иметь несомненную научную или прикладную ценность для обоснования самой возможности измерения параметров изучаемого явления, повышения точности и надежности измерений, сокращения вре­мени обследования и т.п. Рекомендовать же созданную методику к широкому применению можно лишь в том случае, за редким исключением, если осуществлены все эти этапы ее апробирования. Как правило, это относится и к задаче адаптации зарубежных методик, для чего необходим комплекс психометрических проверок, а не просто перевод на русский язык стимульного материала и текстов интерпретации.

· Доказательство эффективности разработанной психокоррекционной методики. Такая цель достижима лишь и экспериментальной про­цедуре с использованием контрольной группы и при соблюдении дру­гих требований к обоснованности выводов из полученных результатов. Необходимо, как минимум, доказать, что именно данное коррекционное вмешательство является фактором, обусловливающим ожидае­мые изменения, и что эти изменения действительно отражают улуч­шение в той или иной области психических процессов.

Целевая организация любой деятельности, и том числе научно-исследовательской, предполагает выработку определенной последо­вательности действий – шагов для достижения поставленной цели, каждый из которых имеет свою собственную цель, или «подцель», по отношению к общей цели исследования.

Среди задач исследования должны быть как те, которые обеспе­чат нахождение новых фактов, так и те, которые помогут включить их в систему имеющихся психологических знаний.

Часто встречающаяся ошибка студентов возникает вследствие не­умения различать задачи исследования и этапы его организации. Ко­нечно, они взаимосвязаны, но, формулируя задачи исследования, нужно не описывать свои действия (анализ литературы, сбор эмпири­ческих данных, их анализ, формулирование выводов и т.п.), а рас­крывать, для чего осуществляется каждое из этих действий и как это способствует постижению общей цели исследования.

Гипотеза исследования

Гипотеза – это не только догадка, но и логически обоснованное предположение исследователя о наличии, отсутствии или виде связи между изучаемыми явлениями, о характере этой связи, о закономер­ностях динамики явления (как протекает процесс?) и т.д.

Краткое обоснование гипотезы представляется во введении, а раз­вернутое – в описании проблемы и программы исследования, кото­рая должна логически вытекать из проведённого теоретического ана­лиза проблемы.

Чтобы построить «хорошую» научную гипотезу, которую можно проверить эмпирически, следует помнить, что гипотеза:

· не должна содержать понятий, которые эмпирически не могут быть конкретизированы, т.е. не «операционализированы»;

· не должна содержать ценностных суждений;

· не должна включать в себя слишком много ограничений и допу­щений;

· должна быть проверяемой.

Пример 5

Неправильная формулировка:

«Гипотеза нашего исследования заключалась в том, что положи­тельным влиянием на обучение навыкам конструктивного разрешения конфликта будет обладать эмпатическое понимание партнера».

Правильная формулировка:

«В качестве гипотезы исследования выступало предположение о наличии связи между уровнем развития эмпатии у индивида и изби­раемой им стратегией поведения в конфликте, а именно: чем выше уровень эмпатии, тем чаще избирается стратегия сотрудничества».

Методы исследования

Все исследовательские методы можно условно разделить на три группы:

· методы сбора эмпирической информации, к которым относятся наблюдение, опрос, анализ продуктов че­ловеческой деятельности, в том числе документов, эксперимент и т.д.;

· методы теоретические, среди которых можно выделить анализ, синтез, абстрагирование, систематизация, формализация и пр.;

· методы обработки полученных данных, как качественные, так и коли­чественные, в том числе среди последних – специальные методы математичес­кой статистики.

Обоснованный выбор методов опирается, прежде всего, на пони­мание специфики объекта и предмета исследования, а вот уже конк­ретные приемы и техники (в психологии их часто называют «методи­ками») определяются поставленными задачами и условиями проведе­ния исследования. Обоснование выбора методов исследования приводится в программе исследования.

Основной текст работы (главы и параграфы)

Теоретическая глава дипломной работы

Существующие нормы научной деятельности предполагают, что автор должен продемонстрировать знание того, что было известно еще до него. Наиболее прямой способ демонстрации этого – полный литера­турный обзор в избранной предметной области «своей» науки, а так­же в смежных областях других наук. Выполнение этой сложной и серь­езной задачи невозможно без умения ориентироваться в огромном море современной научной информации, без умения работать с науч­ной литературой.

Собранные литературные материалы могут быть скомпонованы по хронологическому принципу, описывая этапы исследования проблемы отечественными и зарубежными авторами. Однако логическое постро­ение предпочтительнее. Тогда структура текста, по предложению И.Н.Кузнецова [39], может быть примерно такой:

1. Феноменологическое описание предмета изучения: область про­явлений, их частота, временные параметры или признаки интенсив­ности и другие качественные характеристики.

2. Место изучаемого явления среди других, т.е. его взаимосвязи и взаимовлияния, а также факторы, его обусловливающие.

3. Рассмотрение с опорой на избранный методологический подход. Выделяемая структура явления.

4. Сущность, природа явления. Имеющиеся в литературе определе­ния данного явления; разнообразие в его понимании.

5. Закономерности, которым подчиняется явление.

6. Прикладное использование явления (свойства или функции).

Обнаруженные вами в ходе такого анализа малоизученные вопро­сы, противоречивость теоретических представлении различных авто­ров, противоречия в имеющихся эмпирических данных и т.п. создают предпосылки для формулирования научной проблемы и для обосно­вания целей эмпирического исследования.
Эмпирическая глава дипломной работы

Эмпирическая глава вашего текста представляет собой отчет о проделанной работе по сбору и анализу эмпирических данных. Струк­тура этой главы может содержать четыре параграфа (но не менее):

1. Программа эмпирического исследования.

2. Результаты.

3. Обсуждение результатов.

4. Выводы.

В программе эмпирического исследования уточняются его цель и задачи, производится «перевод» теоретических понятий, в которых обозначена проблема, в конкретные исследовательские переменные. Часто этот процесс называют операционализацией. Он включает обо­снование методик.

Характеризуется выбор базы исследования (место и условия прове­дения исследования, контингент и число испытуемых, их социальные и психологические характеристики, наличие экспериментальной и контрольной групп и т.д.). Обосновывается связь методов и методик (как «техник» сбора эмпирических данных).

Подробно описываются этапы и процедуры исследования. Упоми­наются все обстоятельства, могущие предположительно повлиять на полученные данные. Это необходимо для того, чтобы, опираясь на Ваше описание, любой желающий смог бы в точности повторить его и, следовательно, прийти к тем же результатам.

Указываются способы обработки первичных данных. Количествен­ная обработка данных предполагает обоснование в выборе математи­ческой статистики.

Большие, сложные таблицы и таблицы, содержащие промежу­точные данные вычислений, лучше поместить в «Приложения».

Результаты и их обсуждение

Обсуждение полученных данных начинается с их описания. Опи­сание должно быть предельно строгим, т.е. содержать в себе только факты с их качественными (есть/нет) или количественными харак­теристиками (сколько, как часто и пр.). Наиболее удобный вид их представления таблицы, каждая из которых должна иметь свой но­мер и название.

Частные данные, а также промежуточные расчеты при­водятся в «Приложениях». Кроме того, в них помещаются образцы методического инструментария (опросные листы, исследовательские протоколы), иллюстративные материалы и т.п.

Кроме табличной формы представления количественных данных вы можете использовать также: диаграммы; графики для пред­ставления характера функциональной зависимости между величина­ми (переменными); корреляционные плеяды для отображения корре­ляционных связей между выделенными параметрами и т.д.

Подписи ко всем нетекстовым вставкам (рисунки, графики, схе­мы и т.п.) помещаются внизу, т.е. под ними, и содержат не только название, но и необходимые пояснения (например расшифровку ус­ловных обозначений).

В разделе, описывающем результаты, помещаются все варианты анализа до тео­ретической их интерпретации, приводится собственно анализ полу­ченных данных. В обсуждении результатов следует раскрытие значе­ния полученных фактов с точки зрения теории, размышления о том, что могли бы означать полученные данные для решения постав­ленной проблемы, а также сопоставление выявленных закономерностей с представленны­ми в литературе данными подходами.

Выводы и рекомендации

Выводы являются наиболее важной частью работы. Они подводят итог вашего эмпирического исследования, показывая, насколько вы способны обобщить полученные результаты, обосновать свои обоб­щения с позиций избранной теоретической концепции, связать их с уже имеющимися аналогичными результатами других исследователей. Общее число выводов не должно превышать 5–7. Они должны, во-первых, соответствовать поставленным задачам, а во-вторых, отра­жать результаты проверки первоначально высказанных гипотез.

В случае прикладною характера исследования выводы дополняют­ся практическими психолого-педагогическими рекомендациями, они должны быть адресными (т.е. предназначаться конкретным специалистам в той или иной обла­сти общественной практики).

Заключение

Заключение должно содержать общую оценку результатов проделан­ной работы, ее теоретической и эмпирической частей. По своему содер­жанию заключение обычно «симметрично» введению, т.е. в нем автор еще раз как бы напоминает смысл и содержание выполненной работы, определяет ее место среди других направлений психологических исследо­ваний и психологической практики. В нем намечаются пути и цели даль­нейших исследований и подчеркиваются практические рекомендации.

Библиография (список использованной литературы)

При составлении списка использованной литературы следует при­держиваться библиографических норм описания (образцы см. ниже).

В любом случае (нумерованный список или нет) источники рас­полагаются по алфавиту фамилий авторов, а при их отсутствии – по названию книги. Фамилии и инициалы редакторов научных сборни­ков отделяются от названия одной косой чертой. Если приводится статья из журнала или сборника, то название журнала (сборника) обязательно приводится после двух косых черт.

Сначала приводятся работы, опубликованные на русском языке, затем – на иностранных языках. Список литературы в дипломной ра­боте обычно включает не менее 50 наименований.

Кроме печатных публикаций в список литературы могут быть вклю­чены и рукописи, в том числе дипломные и диссертационные работы. На все помещенные в список литературы источники должны быть ссыл­ки в тексте.

Образцы библиографического описания литературы:

1. Книга под фамилией автора.

2. Книга под заглавием.

3. Статья из журнала.

4. Статья из сборника.

5. Произведение из собрания сочинений.

6. Автореферат диссертации.

Примеры

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиз­дат, 1975. – 304 с.

2. Психологические механизмы целеобразования / Под ред. О.К. Тихомирова. – М.: Наука, 1997. – 231 с.

3. Корнилова Т.В. О проблеме переструктурирования базовых кур­сов по психологии (на примере «Введения в психологический экспе­римент») // Психологический журнал. – 2000. – Т. 21. – № 1. – С. 6–12.

4. Фестингер Л. Введение в теорию диссонанса // Современная зару­бежная социальная психология: Тексты. – М., 1984. – С. 97–110.

5. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1984. – Т.4: Детская психология. – С. 248–265.

6. Гозман Л.Я. Теоретические предпосылки и методы эмпиричес­кого исследования межличностной аттракции: Автореф. дис.... канд. психол. наук. – Л., 1983. – 21 с.

Следует заметить, что в последнее время в некоторых вузах предлагаются новые требования библиографического описания согласно ГОСТу 7.1-2003 (прил. 10).

Приложения

Здесь могут содержаться стимульные материалы, материалы экспериментального исследования в таблицах, диаграммах, графиках; анкета или опросник, программа коррекционно-развивающих тренинговых занятий и т.п., расчеты статистико-математической обработки полученных исследовательских данных.


Требования к итоговой государственной аттестации специалиста (защита выпускной квалификационной работы)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.