Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психофизиологические особенности подростков




ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ, ЖЕНЩИН, И ЛЮДЕЙ ПРЕКЛОННОГО ВОЗРАСТА

От 11—12 до 15—17 лет — возраст подростковый. В этот период происходят огромные сдвиги во всех сферах жизнедеятельности под­ростка. Увеличения роста, массы, мышечной силы с радостью восприни­маются подростком, как явные признаки его взрослости. Вместе с тем функционирование сердца, легких, кровоснабжения мозга не обеспе­чивают полноценную работу организма. Отсюда быстрая и внезапная смена состояний и настроений подростка: то он с энтузиазмом и азартом берется за трудную физическую или умственную задачу и может работать, забыв о времени и усталости, то вдруг сникает, чувствует слабость, головокружение, упадок сил. Подросток преимущественно бунтует против всякой системы жестких требований и регламентации. Скептическое отношение к нормам и авторитетам, как известно, является специфи­ческой характеристикой становления личности.

В связи с интенсивным биологическим развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности и во взаимо­пониманиях со сверстниками. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим недостаткам, обостряется реакция на мнение окружающих, углубляется чувство собственного достоинства. Физические недостатки часто преувеличиваются. Особенности физического развития могут стать причиной снижения у подростков самооценки и само­уважения, приводить к постоянной тревоге и страху.

Важным моментом психофизиологического развития подростка является его половое созревание. Сложность этого этапа особенно оказывается на начальных стадиях полового созревания. Наблюдаются значительные отклонения деятельности центральной нервной системы, особенностей поведения подростков, которые порождают снижение контролированности своих действий и поступков, а это может привести к нарушениям социальных норм поведения, а также к нарушениям норм и правил безопасности труда на производстве.

Поскольку срок наступления полового созревания у парней и девчо­нок различный и индивидуальные темпы их развития отличаются это значительно усложняет работу с подростками, требует особого внимания и дифференцированного подхода.

Взрослым при общении с подростками следует обязательно учиты­вать особенности этого периода. Часто взрослых смущает дерзость, циничность, сквернословие, откровенная эротичность в выражениях в общении с противоположным полом свойственные подросткам. Однако, психолог видит в этом не что-то плохое, а просто растерянность подростка перед сложными проблемами, которые часто приходится решать самому, не надеясь на поддержку и понимание взрослых.

Взрослые должны учитывать высокую субъективную значимость для подростка образа физического «Я», понимать, что повышенное внимание к своей внешности в этом возрасте — естественное и нормальное явление. Чувство своей непривлекательности, зафиксированное у подростков бестактностью, иронией взрослых, может привести к стойкому чувству неполноценности, порождает такие черты личности, как скрытность, эгоцентризм, враждебность к окружающим, неуверенность.

Важным в организации жизнедеятельности подростков является вопрос труда. У подростков мышечная сила, нейрогормональная регуля­ция и другие системы, иные, чем у взрослых. Их костная система не совсем сформирована, мышечный аппарат еще слабый.

Учитывая физиологические особенности этого возраста, трудовое законодательство предусматривает для подростков, занятых на производ­стве, пакет профилактических мероприятий: запрещение труда лиц, которые не достигли 18 лет, на некоторых работах с неблагоприятными условиями, ограничения тяжести работ, сокращен рабочий день, запрещение использования на ночных и сверхурочных работах.

Для подростков необходимо установить специальный режим труда с более длительными перерывами для отдыха в течение рабочего дня. Следует подобрать соответствующий к возможностям подростка инстру­мент — по массе и размерам. Рабочее место должно соответствовать росту подростка. При организации труда подростков нельзя не учитывать и такие возрастные психологические особенности их, как любозна­тельность, подвижность, склонность к подражанию старшим, стремление к самостоятельности при недостаточном опыте, элемент игры в действиях и тому подобное. Известно немало случаев, когда бесконтрольность труда подростков приводила к случаям с тяжелыми последствиями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.