Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Арабская и еврейская философия средневековья Период расцвета схоластики Поздняя схоластика




Возникновение схоластической философии в Западной Европе

Период патристики


Средневековая философия представляет собой тот длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской рели­гией. Лишь те философы, которые разделяли религиоз­ные и светские позиции христианства, могли рассчи­тывать на известность и признание. Этим четко опреде­ленным содержанием и направленностью средневеко­вая философия отличается от предшествующей антич­ной и последующей философии Ренессанса.

Христианство возникает в I—II столетиях нашего летосчисления в восточных провинциях Римской импе­рии и распространяется на Средиземном побережье. Время его возникновения характеризовалось глубоким кризисом рабовладельческого строя, сопровождавшим­ся усиленной эксплуатацией народов в Римской импе­рии, в частности рабов и свободной бедноты. Много­численные восстания рабов подавлялись, их сопротив­ление было бесполезным — они не могли стать револю­ционным носителем новых общественных отношений. Все попытки изменить реальные общественные условия терпели поражение, оставалось лишь верить и на­деяться на чудо, на помощь «божьего спасителя» и его сверхъестественные силы. Эту веру принесла новая религия — христианство, которая кроме всего прочего обратилась ко всем людям, без различия их нацио­нальности и сословий, как к равным перед богом.

Официальная римская религия не могла предло­жить утешение массам, ибо она была слишком тесно связана с римским деспотическим государством. Росло влияние различных культов восточных религий (куль­та египетских Изиды и Осириса, иранского бога Мит­ры и т.д.), в которых подчеркнуты были именно те элементы, которые позже заимствовало у них христи­анство,— страдания умирающего бога и его воскреше­ние, надежда на загробную жизнь. Так, в произведе­ниях римского философа-стоика Сенеки, названного Ф. Энгельсом «дядей христианства», содержатся не­которые общие с ранним христианством воззрении, согласно которым земная жизнь преходяща и правед-по живущих ожидает блаженство. Он провозглашал


также и равенство всех людей перед силами судьбы.

Основным источником христианства была иудей­ская религия, самая монотеистическая из всех рели­гий античности (культ бога Яхве). Христиане пол­ностью приняли еврейский Старый завет. Например, слово «Христос» является греческим переводом старо­еврейского «машиах» (мессия), что значит «помазан­ный». Одним из источников христианского учения о Христе стали философские воззрения «отца христиан­ства», как назвал Ф. Энгельс Филона Александрий­ского.

Первоначально христианство формировалось как движение недовольных масс, рабов, вольноотпущен­ников и свободной бедноты. Оно выражало протест угнетенных и одновременно давало им иллюзорное утешение — надежду на лучшее будущее в посмертной жизни. К христианству, однако, постепенно приходят и состоятельные слои римского общества из рядов римской и провинциальной аристократии, богачи, куп­цы, владельцы ремесленных мастерских, положение которых вследствие политического бесправия также стало весьма тяжелым. Социальная структура христи­анских общин, состоявших сначала лишь из рабов и свободной бедноты, начала меняться. Возникает клир (епископы, священники), в котором решающее слово имеют именно имущие. Формируется церковная орга­низация, возглавленная монархическим епископатом. В то же время начинают преобладать призывы к сми­рению с социальным злом, что показывало признание имперской властью 'политического и идеологического значения христианства. Во время правления императо­ра Константина Великого (306—337) христианство было признано официальной государственной религи­ей. Оно окончательно побеждает после того, как были запрещены языческие культы (391—392). Халкидон-ский собор в 451 г. закрепил положение христиан­ства как государственной религии и в восточной, и в западной части Римской империи.

Распространение христианства и начала христиан­ской философии приходятся на период, когда с раз­ложением Римской империи развиваются религиозно-мистические аспекты в идеалистической философии. Упадок римского общества ярчайшим образом характе­ризуют такие направления, как неопифагорейство, учение Филона Александрийского и неоплатонизм.


Неопифагореизм воскрешает древнюю греческую числовую мистику '. В свое время неопифагореизм вы­ступал как идеологический противовес христианству 1'лч> содержанием являются магия, религиозное шар­латанство, обман. Основные черты этого псевдофило­софского направления наиболее ярко отражены, в ча­стности, в творчестве одного из главных представи­телей неопифагореизма I столетия — Аполлония из "Пшны • (Каппадокия), мистика, аскета, чудотворца, >:(!!Орый приписывал себе божественную, чудесную, сверхчеловеческую силу, аналогичную силе Иисуса.-)то было учение, как бы сделанное но мерке рим­ских патрициев. В философском отношении оно, в..;<Лщем, не имеет ценности, посвящается в целом ре­лигиозно-мистическим вопросам, главной целью его философии является поклонение богу.

Учение Филона Александрийского (первая поло-пнна 1 столетия), одного из предшественников ранней христианской философии, имело значительное влияние на идеологию христианства прежде всего через поня­тие логоса. Логос (слово, закон, совокупность идей) содержится в боге и сам является богом. В христиан­ство логос переходит в форме второго лица божест­венной особы.

Наиболее выраженным показателем упадка грече­ской философии в Риме является неоплатонизм, корни которого, вульгаризированные и заметно мистифици­рованные, содержатся в идеализме Платона. Его вид­нейшим представителем был Плотин — мистик, аскет, который стыдился своего тела. Плотин провозглашал иерархическую теорию бытия. Бог является первым существом, «единичным», из которого постепенно эма-нируют разум, душа и, наконец, природа. Это посте­пенное нисхождение от света к тьме, от совершенства к несовершенству. Его последователь — Прокл из Константинополя систематизировал это учение даль­ше, но вошел в средневековую философию главным образом благодаря комментариям к Платону

Неоплатонизм первоначально играл роль противо­веса христианству, однако после признания христиан­ства государственной религией его главные идеи были переняты парадоксальным образом. Впоследствии он становится одной из важнейших исходных точек сред­невековой философии и теологии.

Первая фаза формирования христианской филосо-


фии относится, собственно, еще к древним векам, к периоду, когда становящееся христианское вероучение сталкивается и переплетается с философскими систе­мами периода распада античного мира. Процесс отвер­жения и принятия античной философии проходит во всей истории христианской философии, имеет различ­ные фазы и формы. Его первоначальная фаза реали­зуется в период так называемой патристики 2, которую можно разделить на два этапа. На первом были за­ложены основы христианских догматов с образованием единой и сильной церкви. Этот период кончается 325 г., когда состоялся Никейский собор. Для второго этапа патристики характерна разработка догматики и философии, в частности в творчестве Августина.

Философию патристики по той роли, которую она играет в обществе, можно разделить на апологети­ческую и систематическую; с точки зрения места воз­никновения — на философию Запада и Востока, на греческую и латинскую. На Востоке преобладала си­стематика, на Западе — апологетика.

Фаза средневековой философии длится в общем от VIII до XIV—XV столетий. Этот период обычно назы­вают эпохой схоластики, когда и происходит система­тическая разработка христианской философии. В са­мой схоластике различаются три периода: ранняя схо­ластика— по XII в., период расцвета — XIII в. и поздняя схоластика — XIV—XV вв.

Если в патристике аристотелизм практически не имел никакого значения (до половины XII в. известен лишь «Органон» Аристотеля с несколькими коммента­риями Цицерона, Порфирия, Боэция и Абеляра), то с середины XII и до конца XIII в. происходит осно­вательный переворот в христианском восприятии язы­ческой философии. Огромное Аристотелево наследие приходит на христианский Запад в латинских перево­дах с арабского и греческого языков. Сопровождают их греческие и арабские комментарии. Поэтому исто­рикам философии необходимо заниматься исследова­нием мощного потока арабской и еврейской филосо­фии, который в период от XII в. имел огромное влияние на христианский Запад.

Всякое развитие мысли и философии в средние века происходит в религиозно-теологических рамках. В этом' развитии отражены внутренние сложности и противоречивость социального и духовного процессов.


Попитическое развитие представлено неустанно сопер­ничавшими и сталкивавшимися лагерями: церковными властями, светской или государственной властью, классом феодалов и восходящим классом буржуазии. Каждый из них был готов с изменением ситуации вступить в союз с кем угодно против кого угодно. Становление, решение и развитие философских вопро­сов, которые всегда концентрировались в проблемах отношений веры и разума, теологии и философии, происходили в конкретных исторических связях и зави­симостях этих столкновений и борьбы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.