Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Александрийская богословская школа и сближение христианской веры с идеалистической философией




Тенденции сближения христианства с эллинисти­ческой философией усиливались с превращением христианства в религиозно-идеологическую систему, которая оправдывала эксплуататорский строй. Эта линия проявляется, в частности, у современника Тер­туллиана Тита Флавия Климента (Климент Алексан­дрийский— ок. 150—219), который основал в Алек­сандрии в III столетии христианскую богословскую школу. Ее целью было не только защитить христиан­скую веру от ее противников, но и победить язычников и повлиять на них так, чтобы они сами обратились в христианство.

Непосредственный преемник Климента в руковод­стве александрийской школы, который еще дальше продвинулся вперед по пути соединения христианства с платонизмом, был Ориген (184—254). Он считал христианство завершением эллинистической филосо­фии, которая является наилучшим введением в христи­анское учение. Он требовал от теологов, чтобы они прорабатывали трактаты древних философов и обна­руживали в них правильные с точки зрения христиан­ства моменты. В своем учении Ориген наполнил христианские элементы неоплатоническими и взятыми у Филона. Подобную операцию он считал весьма важ­ной для церкви и христианства. В своем главном трактате «Об основных наставлениях» он объясняет отношение между богом и сыном божьим как отно­шение между светом и отблеском. Сын божий явля­ется образом света, стоит между богом и человеком как посредник.


В некоторых важных моментах учение Оригена было встречено церковью недружелюбно. Собор даже осудил его, как еретическое. Несмотря на это, его учение оказало заметное влияние на философствую­щих «отцов церкви».

К концу III — началу IV в. в церкви остро обозна­чился вопрос о соединении божественной и челове­ческой сущности в личности Иисуса Христа 6. В это время христианство уже было государственной религи­ей Римской империи. Церковь стремилась к тому, чтобы все люди видели в ней единственную представи­тельницу царства божия на Земле. Для усиления ее авторитета большое значение имела идея, согласно которой единый бог выступает в личности Иисуса Христа, роль которого воплощает церковь 7.

В начале IV в. в тогдашнем крупнейшем центре христианского богословия — Александрии выступает пресвитер Арий (256—336), который учил (в духе Оригена), что бог-сын имеет другую сущность, чем бог-отец, он является его образом, подчинен ему и во времени не существовал до своего рождения. Бог-сын не может быть полностью равным богу-отцу. Таким образом Христос возносится на высшую ступень нрав­ственного качества, но не имеет божественной сущ­ности.

Церковь определила воззрения арианцев, которые считали Иисуса Христа подобным преходящим вещам сотворенного мира, опасными, потому что Христос терял авторитет, а значит, авторитет теряла и цер­ковь.

Афанасий (295—373), первоначально диакон и тай­ный писарь епископа, затем преемник умершего Алек­сандра, патриарха в Александрии, отстаивал воззре­ние, согласно которому сын божий имеет извечно ту же сущность, что и бог-отец. На- соборе в Никее, созванном в 325 г. императором Константином, взгля­ды арианцев и Афанасия столкнулись. Собор склонил­ся к тому, что бог-отец и бог-сын имеют одну и ту же сущность. Однако сначала победа Афанасия была неполной. В Восточной церкви господствовал ариа-низм. Германские племена, прежде всего готты и другие (кроме франков), были также арианцами. Только после смерти Афанасия, в 380—381 гг., сино-


дом был подтвержден тезис о единстве бога-отца, бога-сына и святого духа, который стал твердым цер­ковным законом. К неукоснительному исполнению был принят догмат о триединстве бога 8. Этим завершается процесс формирования христианского монотеизма в борьбе с языческим политеизмом. Германские народы повернулись от арианизма к католицизму только в VI и VII столетиях9.

КАППАДОКИЙСКИЕ«ОТЦЫ ЦЕРКВИ»

Установление официальной догматики поставило перед христианскими идеологами задачу системати-шровать христианство. Для ее выполнения было не­обходимо использовать наследие античного мышления в его идеалистической форме. Систематизация хри­стианских воззрений была необходима для борьбы с еретическими учениями, которые выступили тогда как идеология локальных социальных движений против властвующей иерархии. Те из христианских идеоло­гов, которые внесли наибольший вклад в борьбу про­тив еретиков, были провозглашены святыми и названы отцами церкви.

В IV столетии на Востоке выступают представители каппадокийской церкви 10Григорий из Назиана (Назианин) (ок. 330—390), его друг Василий Вели­кий (ок. 330—379). Наиболее видным был Григорий из Ниссы (Нисский) (ок. 335—394), автор богослов­ских работ, которые явились попыткой образования системы правоверного богословия. Так же как и Ори-ген, Григорий Нисский был убежден в возможности согласия между откровением и философией и даже определил некоторые границы этих отношений. Фило­софия должна быть инструментом объяснения «истин» догматики, принятых официальной церковью. Разум становится орудием христианской веры.

Григорий, в частности, занимался обоснованием догмата Святой Троицы. При этом он опирался на принципы неоплатонизма, согласно которым в сфере идеальной жизни существуют три основные субстан­ции: единое, разум и мировая душа.

Божественная сущность выражает единство бога и существует самостоятельно, но в то же время она содержится в каждой из своих субстанций. Божест-


венные особы отделены друг от друга, но их соединя­ет божественная сущность, их божественность едина.

Так же, в духе платонизма, он интерпретирует и сотворение мира: род по отношению к индивиду­альному первичен, первичная идея существует до единичных вещей; бог создал человека как вид, чело­век как вид, стало быть, не существовал реально, но лишь идеально, в божественных умыслах.

Защитой Григорием основополагающего догмата церкви — догмата Святой Троицы — была полемика с типичной для IV в. ересью — арианизмом, который, как уже упоминалось, достиг значительного распро­странения (примерно как в первый период христи­анства—гностицизм). Однако идеи Григория отвер­гались некоторыми представителями церкви.

Ортодоксальные «отцы церкви» отстаивали в то время единство божественного и человеческого ес­тества, опровергая гностиков, с одной стороны, и ари-анцев — с другой. В этом их значение для церкви и ее учения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.