Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение схоластической философии в западной Европе




В последний период существования Римской импе­рии начинают развиваться элементы феодализма. В V столетни этот процесс происходит все боле? ин­тенсивно в сложных отношениях с варварами (глав­ным образом германцами) и народами, которые жили в западной части Римской империи и находились под гнетом варваров.

В конце VIII — начале IX в. центр философской мысли перемещается на запад и север Европы. Глав­ным центром тогдашней средневековой культуры ста­новится франкское царство Карла Великого, которое простиралось на север от Альп, на территории между Испанией и Дунаем, от Дании до Италии. Носите­лями культуры становятся прежние варвары. Начи­нается новое оживление культуры — «каролингское возрождение». Основой могущества монархии Каро-лингов было более быстрое развитие феодальных от­ношений у франков по сравнению с византийцами и, в частности, арабами. Арабы были остановлены в своем победном шествии на запад Европы и начали постепенно вытесняться с Пиренейского полуострова. Политическому и социальному единству должно было способствовать и единство религии и философии. Достижение этого единства было облегчено и общим языком — латынью; наука и философия интернациона­лизировались. Объединению западноевропейских наро­дов способствовал и католицизм. Это теологическое единство происходило, однако, не только на уровне мышления. Церковь располагала широкой органи­зацией, управляемой в соответствии с феодальными иерархическими принципами. Она была также и круп­ным землевладельцем, освящала светский феодаль­ный строй, церковные догматы служили исходным пунктом и основой всей духовной жизни. Монополь­ное положение церкви проявляется в организации образования, воспитания. Церковные школы и мо­настыри становятся культурными центрами. В церков­ных школах первой ступени ученики получали свет-


ские знания, в школах второй, высшей ступени изу­чали теологию. Светское образование включало семь «свободных искусств», образованных в поздней ан­тичности, содержание которых было приспособлено к религиозно-теологическим и богословским целям. Ф. Энгельс в «Крестьянской войне в Германии» эту историческую эпоху характеризовал следующим об­разом: «Средневековье развилось на совершенно примитивной основе. Оно стерло с лица земли древ­нюю цивилизацию, древнюю философию, политику и юриспруденцию, чтобы начать во всем с самого нача­ла. Единственным, что оно заимствовало от погиб­шего древнего мира, было христианство и несколько полуразрушенных, утративших всю свою прежнюю цивилизацию городов. В результате, как это бывает на всех ранних ступенях развития, монополия на ин­теллектуальное образование досталась попам, и само образование приняло тем самым преимущественно богословский характер. В руках попов политика и юриспруденция, как и все остальные науки, оставались простыми отраслями богословия, и к ним были при­менены те же принципы, которые господствовали в нем. Догматы церкви стали одновременно и поли­тическими аксиомами, а библейские тексты получили во всяком суде силу закона. Даже тогда, когда образовалось особое сословие юристов, юриспруденция еще долгое время оставалась под опекой богословия. А это верховное господство богословия во всех об­ластях умственной деятельности было в то же время необходимым, следствием того положения, которое занимала церковь в качестве наиболее общего син­теза и наиболее общей санкции существующего фео­дального строя» '.

Философия в тот период преподавалась лишь в монастырских школах, где ее изучали будущие свя­щенники и церковные служители. Задачей философии было не исследование действительности, а поиски рациональных путей истинности доказательства всего того, что провозглашала вера. Отсюда и название — схоластика. Философия не была свободной, она зави­села от церкви, стала «служанкой теологии». Поэтому исследования схоластов можно лишь условно характе­ризовать как философские, если исходить из традиций древнегреческих философов. Философия почти на тысячелетие оказалась задавленной христианскими

8—12'S7 225


I

идеями. Единственный предмет изучения теологии — божественное естество — являлся также и предметом философского изучения. Провозглашалась лишь одна истина; различия между наукой и теологией, между философией и теологией не допускалось.

Так как все это было общим не только для схо­ластики, но и для патристики, христианская филосо­фия средних веков, включая и патристику, часто обо­значается как схоластика. Однако между схоластикой и патристикой существует различие. Перед учителя­ми патристики ставится задача создать систематиче­скую догматику из того, что содержалось в Священном писании. Схоластики уже располагали догматической конструкцией, в сущности их задача состояла в том, чтобы ее упорядочить и сделать доступной для необ­разованных людей, например представителей народа, которые в то время переходили в христианство.

Сложность ситуации для учителей схоластики сос­тояла в том, что в начале средних веков было мало пособий по философии. Известны были лишь работы Порфирия, латинские комментарии Боэция к трудам по логике Аристотеля, извлечения из них Кассиодора, часть диалогов Платона, работы неоплатоников (они были относительно полными), «Органон» Аристотеля. Работы Аристотеля в период ранней схоластики были мало известны. Они стали доступны лишь в период поздней схоластики, когда были переведены с араб­ского, а позднее прямо с греческого.

Начало схоластики приходится на IX столетие, и ее развитие продолжается до конца XV столетия. Она носила лишь религиозный характер; мир, согласно представлениям схоластов, не имеет даже самостоятельного существования, все существует лишь в отношении к богу.

Метод схоластической философии был предопре­делен еще в ее исходных посылках. Речь идет не о нахождении истины, которая уже дана в откровении, а о том, чтобы изложить и доказать эту истину по­средством разума, т. е. философии. Из этого вытекают три цели: первая — с помощью разума легче проник­нуть в истины веры и тем самым приблизить их содер­жание к мыслящему духу человека; вторая — придать религиозной и теологической истине систематическую форму при помощи философских методов; третья — используя философские аргументы, исключить критику


святых истин. Все это не что иное, как схоластиче­ский метод в широком смысле слова, в котором гос­подствует формализм.

В узком смысле слова схоластический метод со­стоит в формально-логической операции вывода: из противоположных тезисов, возражений «за» и «про­тив» путем выявления различий выводятся заклю­чения, которые служат для того, чтобы эту схолас­тическую «диалектику» использовать для подтвержде­ния спекулятивного содержания христианства. Точно так же и исследование действительности произво­дится этим формально-логическим способом и служит потребностям репродуцирования ее религиозным обра­зом. Сущностью схоластической «диалектики» явля­ется ее формальное рассуждение о понятиях, катего­риях без рассмотрения их реального содержания. Все подчинено авторитету христианского вероучения. По сути эта «диалектика» сводилась к силлогистическому суждению, в котором исчезала и деформировалась живая, конкретная действительность. Главным пред­назначением схоластической философии было непо­средственное слияние с теологией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.