Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аврелий Августин




Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики и наиболее выдающимся из «отцов цер­кви» был Аврелий Августин (354—430). «Ты нас создал для себя, и наше сердце будет неспокойным, пока не упокоится в тебе» ". Этим предложением начинаются «Исповеди» («Confessiones»), в тридцати книгах которых он в форме молитвы рассказывает о своей жизни, отличавшейся беспокойством, постоян­ным поиском и многими ошибками,.до тех пор пока не обрел внутренний покой — покой души — в хри­стианстве.

Родился он в г. Тагасте в Нумидии (Северная Африка), был сыном отца-язычника и матери-хри­стианки. В Карфагене, Риме и Милане он изучал риторику. Чтение трактатов Цицерона пробудило в нем интерес к философии, он захотел найти истину. Сначала он верил, что найдет ее у манихейцев, в их учении о дуализме добра и зла. Позже в его мыслях появляется академический скептицизм, от которого он освобождается, изучая неоплатоников, в частности Плотина. Платоническая философия ближе всего под­ходит к религиозной вере.


В конце концов истину Августин находит в хри­стианстве, к которому он переходит в 387 г. прежде всего под влиянием христианского проповедника, миланского епископа Амвросия. Позже ом был назна­чен пресвитером и возведен в сан епископа северо-ш'фиканскогр города Гиппо. Здесь в 430 г. он и умер.

В своих произведениях он подверг страстному осуждению ошибочные учения, которым сам длитель­ное время следовал. В трактате, направленном против академиков, он осуждает скептицизм, выступает про­тив манихейства и других еретических учений. Помимо «Исповеди» к его главным трактатам относятся: «О троице» («De trinitate», 400—410), где систематизи­рованы теологические воззрения, и «О граде божьем» («De civitate Dei», 412—426). Последний трактат считается главным произведением Августина, ибо содержит его историко-философские взгляды. В пер­вых пяти книгах этого объемистого труда Августин указывает на то, что Рим пал по вине собственного эгоизма и безнравственности, но не по вине хри­стианства, как об этом говорят. В последующих пяти книгах говорится о презренном язычестве и заблуж­дениях прежней философии. В остальных двадцати книгах пишет о противоположности между светской (дьявольской) державой и царством божьим, вопло­щением которого является церковь; борьба между ни­ми представлена как борьба добра и зла.

Способ изложения материала в трудах Августина соответствует его бурному, неспокойному характеру; писал он страстно и неукротимо, резко переходил от одной позиции к другой. О нем говорили, что ни у кого из великих мыслителей не было таких пере­падов между высочайшим и низменнейшим, что среди церковных святых он был наименее святым и наиболее человеком. Его творчество не имеет монолитного характера, оно не образует единой системы, но явля­ется источником, из которого долго черпала христиан­ская философия.

Философия Августина возникает как симбиоз христианских и древних доктрин. Из древних антич­ных философских доктрин главным источником для него был платонизм,1 который он знал по преимущест-ну в изложении неоплатоников. Идеализм Платона в метафизике, абсолютизм в теории познания, признание различия духовных принципов в структуре


мира (добрая и плохая душа, существование отдель­ных душ), упор на иррациональные факторы духов­ной жизни — все это повлияло на формирование его собственных воззрений.

Учение Августина стало определяющим духовным фактором средневекового мышления, оказало влияние на всю христианскую Западную Европу. Никто из авторов периода патристики не достиг той глубины мысли, которая характеризовала Августина. Он и его последователи в религиозной философии считали познание бога и божественной любви единственной целью, единственной полной смысла ценностью че­ловеческого духа. Весьма мало места он отводил ис­кусству, культуре и естественным наукам.

Христианской основе своей философии Августин придавал большое значение. Он осуществил то, что только обозначено у его предшественников: сделал бога центром философского мышления, его мировоз­зрение было геоцентрическим. Из принципа, что бог первичен, вытекает и его положение о превосходстве души над телом, воли и чувств над разумом. Это первенство имеет как метафизический, так и гносеоло­гический и этический характер.

Бог является высшей сущностью (summa essentia), только его существование вытекает из собственного естества, все остальное с необходимостью не су­ществует. Он единственный, существование которого независимо, все остальное существует лишь бла­годаря божественной воле. Бог является причиной существования всякого сущего, всех его перемен; он не только сотворил мир, но и постоянно его сохра­няет, продолжает его творить (creatio continija). Ав­густин отвергает представление, согласно которому мир, будучи сотворенным однажды, развивается дальше сам.

Бог является также наиважнейшим предметом познания, познание же преходящих, релятивных вещей бессмысленно для абсолютного познания. Бог высту­пает в то же время и причиной познания, он вносит свет в человеческий дух, в человеческую мысль, помогает находить людям правду. Бог является наивысшим благом и причиной всякого блага. Так как все существует благодаря богу, так и всякое бла­го происходит от бога.

Направленность к богу для человека естественна,


и единственно через соединение с ним человек может достичь счастья. Философия Августина таким образом открывает простор для теологии.

Душу Августин понимает чисто спиритуалисти­чески, рассуждая в духе идей Платона. Душа как самобытная субстанция не может быть ни те­лесным свойством, ни видом тела. Она не содержит в себе ничего материального, имеет лишь функцию мышления, воли, памяти, но не имеет ничего общего, биологическими функциями. От тела душа отлича­ется совершенством. Такое понимание существовало л в греческой философии, но у Августина впервые Ныло сказано, что это совершенство происходит от бога, что душа близка богу и бессмертна.

Душу мы знаем лучше, чем тело, знание о душе является определенным, о теле же наоборот. Более юго, душа, а не тело познает бога, тело же пре­пятствует познанию. Превосходство души над телом требует, чтобы человек заботился о душе, подавлял чувственные наслаждения.

Основой духовной жизни является воля, но не разум. Это утверждение основано на том, что сущ­ность каждой вещи проявляется в ее активности, но не в пассивности. Отсюда вытекает заключение, что человеческую сущность характеризует не разум, кото­рый имеет пассивный характер, но действия, активная воля. Учение Августина о первенстве воли отлича­ется от древнегреческого рационализма. Иррационали-стическое понимание человеческого духа приходит к тому, что сущностью духа является свободная воля. Эту позицию Августин воплощал не только в психологии, но и в теологии: первенство воли относится и к божественной сущности. Его философия переходит, таким образом, от интеллектуализма и рационализма к волюнтаризму.

Вся философия Августина сосредоточилась на боге как едином, совершенном, абсолютном бытии, мир же имеет значение как божье творение и отблеск. Без бога ничего нельзя ни совершить, ни познать. Во всей природе ничего не может произойти без участия сверхъестественных сил. Мировоззрение Августина очень четко противостояло натурализму.

Бог как единое сущее и истина является содер­жанием метафизики, бог как источник познания явля­ется предметом теории познания; бог как единст-


венное благо и прекрасное является предметом эти­ки, бог как особа всемогущая и полная милости яв­ляется главным вопросом религии.

Бог не только бесконечное бытие, но и особа, преисполненная любви. В этом же направлении теоретизировали и неоплатоники, но бог ими понимал­ся не как особа. В неоплатонизме мир — эманация божественного единого, необходимый продукт естест-ве^нного процесса, у Августина же мир — акт бо-. жественной воли. У Августина проявляется тен­денция к дуализму в отличие от неоплатонического монизма, основанного на идее, что бог и мир имеют один и тот же характер.

Согласно Августину, мир как свободный акт бога является творением разумным, бог создал его на основе собственной идеи. Христианский платонизм был августинианским вариантом учения Платона об идеях, которое понималось в теологическом и персо-налистическом духе. В боге сокрыт идеальный обра­зец реального мира. Как у Платона, так и у Авгус­тина существуют два мира: идеальный — в боге и реаль­ный — в мире и пространстве, возникший благодаря воплощению идеи в материю.

Августин, в согласии с эллинистической филосо­фией, полагал, что целью и смыслом человеческой жизни является счастье, которое должна определить философия. Счастья можно достигнуть в едином — в боге. Достижение человеческого счастья предпо­лагает прежде всего познание бога и испытание души.

В отличие от скептиков Августин разделял пред­ставление о том, что познание возможно. Он искал такой способ познания, который не подвержен за­блуждениям, пытался установить определенную на­дежную точку как исходный путь познания. Един­ственный способ преодоления скептицизма, по его мнению, состоит в отбрасывании предпосылки, что чувственное познание может нас привести к истине. Стоять на позициях чувственного познания — значит укреплять скептицизм.

Августин находит еще один пункт, подтверждаю­щий возможность познания. В подходе скептиков к миру, в самом сомнении он видит определенность, достоверность сознания, ибо можно сомневаться во всем, но не в том, что мы сомневаемся. Это соэна-


ние сомнения при познании является непоколебимой истиной.

Сознание человека, его душа являются устойчивым пунктом в постоянно меняющемся, неспокойном мире Когда человек погрузится в познание своей души, он найдет там содержание, которое не зависит от окружающего мира. Это лишь видимость, что люди чеопают свои знания из окружающего мира, в дейст­вительности они находят их в глубинах собст­венного духа. Сущность теории познания Августина —.н-риорность; творцом всех идей и понятий является оог. Человеческое познание о вечных и неизменных идеях убеждает человека, что их источником может быть лишь абсолют — вечный и надвременный, оестелесный бог. Человек не может быть творцом, он лишь воспринимает божественные идеи.

Истину о боге не может познать разум, но вера. Вера же скорее относится к воле, чем к разуму. Подчеркивая роль чувств или сердца, Августин утверждал единство веры и познания. При этом он стремился не возвысить разум, но лишь его допол­нить. Вера и разум взаимно дополняют друг друга «Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь». Философия Августина отвергает концепцию авто­номного положения науки, где разум является единственным средством и мерой истины. Это пони­мание соответствует духу христианства, и на этой основе могла строиться последующая фаза — ехоластика.

Характерной чертой понимания Августином про­цесса познания является христианский мистицизм. Главным предметом философского исследования были бог и человеческая душа.

Преобладание в сфере познания иррационально-волевых факторов над рационально-логическими вы­ражает одновременно и Августиново первенство веры над разумом. Не самостоятельность человечес­кого разума, а откровения религиозных догматов являются авторитетом. Вера в бога — исходное человеческого познания.

Тезис о первенстве веры над разумом не был новым в христианской философии. В отличие от предшест­вующих «отцов церкви», которые видели источник вер-!,! лишь в Библии, Августин провозгласил наи­высшим авторитетным источником веры церковь как


единственную непогрешимую, последнюю инстанцию всякой истины. Это воззрение соответствовало тогдашней ситуации. Церковь в западной части Римской империи становилась идеологически и ор­ганизационно сильным централизованным институтом. Вклад Августина состоял также в том, что он попытался обосновать первенство веры над разумом и. философски. Все человеческое познание имеет два источника, утверждал он. Первым является опыт, чувственный контакт с вещами окружающего мира. Его границей служат рамки явления, преступить которые невозможно. Другой источник, более богатый и значительный, заключен в приобретении знания от других людей. Это опосредованное познание и есть вера.

Августин смешивает веру вообще и религиозную веру, освященную авторитетом церкви. Однако вера, которая опирается на опыт, в целом совсем иная, она имеет другую суть и характер, чем религиозная вера, исходящая из «истин» Священного писания.

Оценка добра и зла в мире, их различение были наиболее проблематичными в философии Августина. С одной стороны, мир как творение бога не может быть недобрым. С другой стороны, существование зла несомненно. При определении понятия теодицеи, или защиты совершенства творения, Августин ис­ходил из того, что зло не принадлежит природе, но является продуктом свободного творчества. Бог создал природу доброй, но отравила ее злая воля. С этим связан другой тезис: зло не является чем-то, что абсолютно противоположно добру, оно есть лишь недостаток добра, его релятивная ступень. Нет абсо­лютного зла, лишь добро абсолютно. Зло возни­кает там, где ничто - не делается хорошо, зло — это отвращение от высших целей, это либо гордыня, либо вожделенность. Гордыня проистекает из стрем­ления^ обойтись без бога, вожделенность — из стра­стей; направленных на преходящие вещи. Следующий аргумент теодицеи Августина состоит в том, что зло не нарушает гармонии мира, но необходимо для нее. Наказание грешников так же не противоречит этой гармонии, как и вознаграждение святых. Августин, таким образом, не отрицает наличия зла в мире, однако понимает его чисто негативно, как отсутствие добра.


Этике Августина присуще то, что он приписывал злу другое происхождение, чем добру. Зло происходит от человека, имеет земной характер, добро же про­истекает от бога, продукт божьей милости. Человек отвечает за зло, но не за добро.

По поводу понятия любви Августин остро поле­мизировал с бриттским монахом Пелагием. Это был спор между представителями иррационалистической и рационалистической точек зрения в вопросах хрис­тианской этики. Пелагий исходил из- античного рацио­нализма и учил, что первородного греха не сущест­вует. Человек рождается свободным от грехов, он сам, без помощи церкви должен заботиться о своем блаженстве. Пелагиевский отказ от понимания чело­века как слепого орудия бога представлял прямую атаку на идеологические принципы христианской церкви '2.

Августин, выступая против концепции Пелагия о необремененности человека первородным грехом, развивает учение о предопределенности (предистина-ции) 13. Согласно этому учению, Адам как первый человек родился свободным и безгрешным. У него была возможность следовать за божьей волей и до­стичь бессмертия. Однако люди в лице Адама, иску­шенного дьяволом, совершили грех. Поэтому все по­коления людей не свободны, обременены грехом и смертью, которая, по апостолу Павлу,- есть воз­мездие за грехи. Учение Августина занимает среднее положение между пелагианизмом и строгой преди-стинацией.

Дуалистическое понимание бога и мира выступает прежде всего как противоположность между вечным и неизменным духовным бытием бога и постоянной изменчивостью и гибелью единичных вещей и явле­ний. Исследование этой противоположности вело Ав­густина к проблематике времени. В рамках общего теологического решения этого вопроса отдельные ответы интересны и с философской точки зрения.

Августин отвергает взгляды тех античных фило­софов, которые время ставили в зависимость от дви­жения небесных тел: ведь и они созданы богом. Со­гласно его пониманию, время является мерой движе­ния и изменений, присущих всем «сотворенным» конкретным вещам. Перед сотворением мира время не существовало, но оно проявляется как следствие бо-


жественного творения и одновременно с последним Меру же изменений вещам дал бог.

Августин попытался объяснить такие основные ка­тегории времени, как настоящее, прошлое, будущее. Ни прошлое, ни будущее не имеют действительной ориентации, она присуща лишь настоящему, посредст­вом которого нечто может мыслиться как прошлое или будущее. Прошлое связано с человеческой памятью, будущее заключено в надежде.

Приведение как будущего, так и прошлого к на­стоящему доказывает божественную, совершенную аб­солютность. В боге раз и навсегда соединены на­стоящее с прошлым и будущим. Августиново понима­ние противоположности абсолютной вечности бога и реальной изменчивости материального и человеческого мира стало одной из основ христианского мировоз­зрения.

Социально-политическая доктрина Августина осно­вана на идее неравенства, которую он отстаивает как вечный и неизменный принцип общественной жизни. Неравенство является стороной иерархической структуры общественного организма, созданного богом. Земная иерархия — отражение иерархии небесной, «монархом» которой является бог. Пытаясь предотвратить обращение народных масс к еретичес­ким учениям, Августин ссылается и на христианскую идею равенства всех людей перед богом — все люди происходят от одного праотца.

Августин обращается и к общественно-истори­ческому процессу. Некоторые историки даже говорили о нем как об одном из первых «философов-истории». Стимулом его интереса к этой проблематике было разграбление «вечного города» в 410 г. гот­скими войсками, возглавляемыми королем Аларихом. Это событие интерпретировалось многими совре­менниками по-разному Одни объясняли его как месть старых римских богов римлянам за то, что они пе­решли в христианство. Другие утверждали, что паде­ние Рима возглашает конец человеческой истории, который наступает вследствие греховного перехода от первоначального демократического христианства к государственному. Августин опровергает обе эти интерпретации.

В философии истоРии он выступает против как языческих религиозных представлений,. так и нере-


лигиозных этических и философских концепций. Языческих богов он отвергает как бессильных де­монов, порожденных поэтической фантазией. Им он противопоставляет единого и всемогущего бога.

О философии истории у Августина можно гово­рить лишь условно. Он занимается «судьбами всего» человечества, руководствуясь, однако, христианскими мифологическими представлениями, опирающимися на библейские материалы. Человечество происходит от одной пары прародителей и руководится богом. Поня­тие истории у Августина является провиденциалистским (провиденция — провидение).

Августин выдвигает мысль о единстве человеческой и божественной истории, которые текут в противо­положных, но взаимно неразделимых сферах, содер­жанием которых является бой двух царств (гра­дов) — божьего (civitas Dei) и земного (civitas ter-rena). Дуализм бога и природы переносится, таким образом, и на общественное развитие. Божий град представляет меньшую часть человечества — это те, кто своим морально-религиозным поведением за­служили у бога спасение и милосердие; в земном граде, напротив, остаются люди самолюбивые, алч­ные, эгоисты, которые забывают о боге. Божий град постепенно усиливается в общественно-историческом развитии, в частности после прихода Иисуса. Главной предпосылкой принадлежности к граду божьему слу­жат смирение и покорность как перед богом, так и перед церковью.

В своем изложении плана божьего предопределе­ния Августин дает периодизацию истории земных градов-обществ. Она основана на аналогии с шестью днями творения, шестью развивающимися сферами человеческой жизни и шестью эпохами, которые при­ведены в Ветхом завете. Это по своей сути эсхато­логическая^ концепция; идея прогресса, которая в ней содержится,— религиозно-теологическая.

Церковь в истории занимает особое положение: она является обществом Христа, объединяет, согласно воле божьей, избранных, и вне ее нельзя обрести спасение. Церковь является зримым представителем царства божьего на земле. Светский град и его го­сударство также установлены богом, но они не имеют привилегированного положения, как церковь, которая занимает высшее положение, и государство должно


ей служить. Только при таких условиях возможно возникновение гармоничного общественного организ­ма. Понимание общества у Августина является тео­кратическим.

Августин заложил основы новой христианской философии. Он отбросил классический подход греков, основанный на объективизме и интеллектуализме, его подход был интроспективным, воле он приписы­вал первенство над разумом. Греки склонялись к финализму и натурализму, Августин представлял бога как бесконечность, а мир — как продукт сверхъестест­венной силы и творение милости. Интроспективная позиция переходит в персонализм, бог — это прежде всего персона, сущностью которой является воля; этим самым философия Августина отворачивается от универсализма древних. Она основана на доверии к силам воли, веры, любви и милости, но ни в коем случае не к силам разума и доказательств.

В творчестве Августина много противоречий и на­тяжек. Так, с одной стороны, он полагал, что истина доступна лишь индивидам, а с другой — считал ее привилегией церкви. С одной стороны, истина имеет непосредственный характер, а с другой — она сверхъ­естественный дар. Безразлично Августин отнесся и к рационализму, но тем не менее конечная цель, устрем­ленность понимались им как связанное с разумом божественное созерцание. Он утверждал, что тело не является злом, ибо происходит от бога, но в телес­ных желаниях видел источник зла. Августин отверг манихейский -дуализм добра и зла, и именно дуализм был последним словом его историософии. Различные стремления иерархического христианства, библейские и церковные мысли, религиозный и церковный дух, рационализм и мистицизм, верность порядку и люб­ви — все переплеталось в его творчестве. Августин имел много последователей.

Рим уже в IV столетии перестал быть центром, в V столетии он подвергался постоянным опустоши­тельным набегам вандалов. В этих условиях развитие было невозможным, в лучшем случае можно было говорить о сохранении традиций. Только спустя не­сколько столетий схоластики начали развивать новые основы христианской философии, исходя при этом из учения Августина. Августин принадлежит к мысли­телям, которые имели большое влияние на духовную


жизнь средневековья. Он был гораздо более известен как философ, чем как «отец церкви». Его творчество было посредующим звеном между философией Пла­тона и мыслителями средневековья. АвгустиновсКая традиция долго считалась единственным типом орто­доксальной философии. Только в XIII столетии Фома Аквинский создает новую модель ортодоксии, однако влияние Августина продолжалось и дальше. Можно говорить о следующих важнейших возвратах к ав-густинизму:

1. В период каролингского ренессанса в VIII и IX вв.

2. В XII в. у мистиков, в частности у Бернарда.

3. В XIII и XIV вв. как реакция на аристотелизм возникают так называемые августинцы XIII столетия.

4. К Августину восходит и на него ссылается тео­ретическая мысль Реформации.

5. В XVII в., в послереформационный период, когда обновленная христианская философия искала опору в августинизме.

Янсенизм 15 был августинизмом XVII в., а корен­ные философские системы этого периода — картези­анство и философия Мальбранша — были близкими к позициям Августина.

6. Современная модернистская протестантская тео­логия находится под воздействием августинизма. Некоторые католические теологи также используют его и поныне.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.