Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Апологеты




МАНИХЕЙСТВО

Манихейство относится к еретическим учениям, близким к гностицизму. Его основателем был персид­ский мыслитель Мани (лат. Манихеус), который жил примерно в 216—270 гг. и происходил из царского рода. В Индии его считали автором новой религии.

В манихействе зороастрийский дуализм был дове­ден до классического вида. Свет и тьма суть двойное начало одновременно божественного и дьявольского происхождения, между ними происходит постоянная борьба. Человеческая душа также понимается дуали­стически, одна ее часть произошла из света, другая — из тьмы. Там, где есть красота, душа побеждает материю, и, наоборот, в безобразном одерживает верх материя.

Манихейство указывает и путь преодоления зла. Человек может быть спасен, но для этого необходимо, чтобы он отдался наистрожайшему аскетизму, напо-


минающему буддийский. «Ведающему» человеку предписаны многие строжайшие запреты (запрет упо­треблять мясо, запрет сексуальных удовольствий, занятий обычным физическим трудом), в то же время лишь «слушающему» (послушнику) эти запреты смяг­чены, что напоминает буддийское деление на монахов и светских последователей.

От учения христианской церкви манихейство осно­вательно отличается отбрасыванием Ветхого завета, дуалистическим учением о двух царствах и особой идеей искупления, которая предписывает человеку, со­гласно указанию Иисуса 5, самому реализовать свое искупление. Манихейское учение распространилось прежде всего на Востоке, в Южной Европе и Север­ной Африке, где оно образовало самостоятельную религиозную общину и одно время было опасным для христианства. Манихейские общины удерживались почти в течение всего средневековья.

В борьбе против языческой религии и философии, заблуждений еретиков и атак врагов христианства выступают христианские писатели, названные апологе->ими (с греческого «апология» — защита). Они обра­щаются со своими трактатами к правителям и слоям образованных людей, которых они призывают защи­щать преимущества христианского учения.

Апологеты на основе Евангелия пытались решить философские вопросы. Они были первыми христиан­скими философами, которые хотели приспособить греческое философское учение к потребностям соб­ственных концепций. Их деятельность приходится на II столетие, называемое столетием апологетов — един­ственно правоверных философов.

Интересы апологетов были разные: одни работали в теории становления христианской науки, другие осуществляли практическую деятельность (как про­пагандисты). Одни полемизировали с язычниками, другие — с еретиками. Одни были приверженцами эллинистической духовной культуры, другие — ее про­тивниками. Некоторые предавались метафизическим спекуляциям, другие опирались на трезвые суждения здравого смысла.


Одним из первых апологетов был Юстин Мартир

(мученик), так называемый Христос в философской ризе (ок. 100—166), который отстаивал истинность провозглашенного учения и почитал философию (пла­тонизм), ибо направлена она ко Христу. И христиан­ство, и философия ведут, таким образом, к богу.

К греческим апологетам относится его ученик Та-тиан, который в апологии «Речь к эллинам» фана­тически осудил всю языческую культуру и с ненави­стью нападал на античную культуру.

К философствующим апологетам, которые стреми­лись доказать независимость христианства от антич­ной философии, принадлежит и Теофил Антиохийский, епископ в месопотамской Антиохии.

Одно из направлений апологетики занималось критикой гностицизма и стремилось придать христи­анству форму философско-теологической доктрины. Представителями этой группы были Эрней (конец II в.), трактат которого «Разоблачение и опроверже­ние фа'льшивой гносис» важен для познания гности­ческого учения, и его ученик Ипполит (ум. ок. 236).

Квинт Септимий Тертуллиан (ок. 160—230), юрист, философ и теософ, активно поддерживал тезис о несо­единимости философии и религиозной веры. Его вели­чайшие заслуги для церкви состояли главным образом в пропаганде христианства, в защите церкви от рим­ских властей и от еретических поползновений. Он был первым христианским мыслителем, который писал.на латыни (частично на греческом). Его главным трудом считается «Апологетикум» («Защита»), написан где-то в 197 г.

Непримиримо выступал против соединения фило­софии и христианства, утверждал, что между верой и разумом нет никаких точек соприкосновения. Прин­цип Тертуллиана «верю потому, что нелепо» пол­ностью выражает содержание и смысл его учения, в котором истинность веры является совершенно иной, чем истинность разума, чем истинность матери­ального мира. Философии он противопоставлял ре­лигию, языческой науке — христианскую веру, против разума он ставил божественное откровение. Научные исследования становятся излишними, когда известно Евангелие — единственный авторитетный источник по­знания бога, а тем самым и любого знания, ибо бог все


определяет и правит человеческой жизнью. Философ­ский разум ведет лишь к ереси.

Тертуллианово понятие веры как высшей истины подготовило почву для подчинения философии теоло­гии (науке о вере), что было характерным для всего последующего периода развития христианской фило­софии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.