Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеология централизованного государства




СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ

Поворот Ренессанса к человеку и его культуре, освободившейся от диктата теологии, был заметен и в области социальных и политических теорий. Карл Маркс писал: «Почти одновременно с великим откры­тием Коперника — открытием истинной солнечной си­стемы — был открыт также и закон тяготения госу­дарств: центр тяжести был найден в нем самом... но уже... Макиавелли, Кампанелла, а впоследствии Гоббс, Спиноза, Гуго Греции вплоть до Руссо, Фихте и Гегеля стали рассматривать государство челове­ческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии» '.

Новые концепции государства и права исходили из других предпосылок, чем в средние века. Вместо одностороннего и однозначного религиозного объяс­нения они основывались на положении о естественном характере человека, на его земных интересах и по­требностях.

Центром социальных теорий было государство, в котором прогрессивные силы общества, представлен­ные мещанством, рассматривались как главное орудие против универсальной папской церковной гегемонии, как средство для реализации своих политических и экономических интересов. Только сильное, централи­зованное государство могло преодолеть внутреннюю разобщенность общества, а также защитить требо­вания национальной суверенности в борьбе против католического универсализма в эпоху, когда пробуж­дались европейские нации. Поэтому идеи государст­венного абсолютизма находили наибольшее звучание в социальных теориях Ренессанса. Авторами этих теорий были итальянец Н. Макиавелли и француз Ж. Воден.


В конце XV и в начале XVI в. Италию потрясали постоянные войны, которые тормозили экономиче­ское и культурное развитие общества, вносили в него кризисные явления и в целом отвечали интересам католической реакции. Италия была раздроблена на городские республики, князья соперничали между со­бой за власть, и не было силы, которая способна была бы политически объединить страну. Потреб­ность в сильном государстве, которое выполнило бы эту задачу, лучше всего выразил в своей политиче­ской теории флорентиец, современник Леонардо да Винчи, друг Микеланджело, государственный деятель, историк, поэт и, кроме того, первый достойный упоми­нания военный писатель Нового времени 2 Никколо Макиавелли (1469—1527).

Первоначально он занимал важную политическую должность во Флорентийской республике, после ее падения в 1512 г. был выслан в изгнание, где и напи­сал свои политические трактаты. Наиболее известны из них «Заметки о первых десяти книгах Тита Ли­вия», «Правитель», посвященный «возвышенному» Лоренцо Медичи; важным является и трактат «Фло­рентийские летописи» 3, который он пишет уже в то время, когда Медичи опять призвали его к государ­ственной службе.

Центральное место в философии Макиавелли за­нимает идея постоянного коловращения как резуль­тата влияния «фортуны» (судьбы, счастья), пред-, ставляющего необходимый естественный ход вещей, имеющего «божественный» характер. Необходимость он понимает не фаталистически — люди могут исполь­зовать «фортуну» и достичь успеха; это зависит от того, как они ее приспособят и как смогут ей противо­стоять. Это оптимистическая, гуманистическая, ренес-сансная позиция, отрицающая теологический прови­денциализм.

Макиавелли отделяет политику от теологических и религиозных представлений. Политика лишь автоном­ная сторона человеческой деятельности, она явля­ется воплощением свободной человеческой воли в рам­ках необходимости («фортуны»). Политику определя­ют не бог или мораль, но сама практика, естественные законы жизни и человеческая психология.

Исследование исторической и политической прак­тики приводит Макиавелли к пониманию того, что


определяет мотивы политической деятельности. Ока­залось, что это реальные интересы, корысть, стрем­ление к обогащению, которые и детерминируют политическую деятельность. Макиавелли тем самым весьма близко подходит к пониманию роли материаль­ных и классовых интересов в развитии общества, считает политику в конечном счете продуктом свобод­ной человеческой воли, личных желаний, особенно­стей характера. В сущности он выводит политику из психологии.

Политическая теория Макиавелли имела актуаль­ное значение, а именно стать руководством для спо­собного и честолюбивого правителя, который во главе сильного государства освободил бы Италию от влия­ния приходящего в упадок папства. Тот, кто встал на пути «судьбы», должен быть правителем нового типа, абсолютным властелином, деспотом. Он не дол­жен быть связан никакими априорными схемами, пра­вовыми предписаниями, религией или своим собствен­ным словом. Он должен руководствоваться строго ана­лизированными реальными фактами, может быть жестоким, хитрым, грешным, беспощадным (образцом ему служил Чезаре Борджиа). Правитель как обще­ственный деятель должен руководствоваться моралью силы этого мира, но не моралью религиозной, лишь так он овладеет стихийным движением человече­ского поведения, вытекающим из жажды богатства, благосостояния и инстинктов, которые сопутствуют жизни индивида. Это мораль, отражающая реальность жизни. Основной тон в ней — человек не может слепо полагаться на «божественное провидение», на спасе­ние, но должен сам стать лицом к лицу с действи­тельностью, рассчитывать на свои собственные силы при формировании своей судьбы. Эту предпосылку Макиавелли помещает в основу своих социально-по­литических представлений. В области политики это земной, ренессансный гуманизм, выраженный по от­ношению к реальности соперничающих интересов открыто и отважно, даже жестоко.

Мораль силы Макиавелли часто определяется как образец «циничности» и аморальности в политике. Термин «макиавеллизм» со временем стал синонимом политики, которая руководствуется принципом «цель оправдывает средства». Макиавеллизм осуждается как теория и практика бесконтрольного использования


власти, не подчиненной никаким «высшим» мораль­ным критериям, как деятельность, единственным за­коном которой является успех любой ценой.

Впервые объективно и правдиво истинное истори­ческое значение Макиавелли, его творчества показал Антонио Грамши 4. Он отвергал так называемый ма­киавеллизм, приписанный Макиавелли, сведенный к вульгарной реализации принципа «цель оправдывает средства». В действительности этот принцип имеет более позднее, иезуитское происхождение. Макиавелли его никогда не формулировал, он не вытекает из кон­текста его творчества. Согласно Грамши, необходимо понимать творчество Макиавелли не абстрактно, вне конкретных, исторических условий эпохи, но в связи с интересами прогрессивных сил тогдашнего итальян­ского общества, их потребностью установить государ­ственную власть антифеодального типа, объединить страну в централизованное государство во главе с абсолютным правителем.

Следующим представителем политической теории абсолютизма после Макиавелли был Жан Воден (1530—1596). Он выразил в своей теории потребность сильной государственной власти, которая могла бы вы­вести Францию из хаоса религиозных войн.

Подобно Макиавелли, Воден ставит интересы го­сударства выше религиозных. Религия является вто­ричной. В обществе должна существовать свобода совести, никого нельзя принуждать, чтобы он против своей воли, своих убеждений исповедовал какую-либо

религию 5.

Свои социальные и политические воззрения он из­ложил в работе «Шесть книг о государстве» (1576). В согласии с «Политикой» Аристотеля он считает основой государства семью. Государство представ­ляет собой содружество, которое решает проблемы семьи, сохраняет общественное имущество, основы­вающееся на частной собственности. Боден признает имущественное неравенство в обществе как естест­венное и необходимое. Государство он определяет как правовую власть над социальными вопросами нескольких семей, власть, которой принадлежит решающая сила. Монарх — единственный, абсолют­ный источник права, суверенности.

Боден намечает также натуралистическую, т. е.


географическую, типизацию государств: тип государ­ства зависит от климатических условий. Для умерен­ного пояса типичным является государство разума, ибо живущие здесь народы имеют чувство справед­ливости, любовь к труду. Южные народы безразлич­ны к труду, поэтому нуждаются в религиозной власти и государстве, тогда как народы Севера, живущие в суровых условиях, можно заставить подчиниться лишь сильному государству.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.