Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия природы




К предшественникам итальянской натурфилософии принадлежит немецкий кардинал Николай Кузанский (1401 —1464). Он был одним из первопроходцев сов­ременного мышления, которое начало складываться на водоразделе средневековья и Ренессанса. Его филосо­фия природы и космологические воззрения не выходи­ли за пределы религии. Как иерарх церкви, он подчи­нялся конкордату средневекового порядка, но его по­нимание мира и человека было устремлено в будущее. Сын мозельского крестьянина, он получил образование у «Братьев общей жизни» в Девентере, и здесь он, как и в период своей учебы в Гейдельберге, заинтересовал­ся мистическими учениями, в частности учением Мас­тера Экхарта; он также изучал и оккамистскую «виз модерна», усвоил математические и естественнонауч­ные знания. Изучая право в Падуе, он познакомился с идеями гуманизма. Только позже, около 1438 г., после защиты докторской диссертации по теологии, его нача­ла беспокоить идея о «docta ignorantia» (ученое не­знание, знание о незнании), которую впоследствии он развивает в своем главном труде «De docta ignorantia» (1440). Он написал также логико-философский трак­тат «О предпосылках» («De coniecturis»), теологиче­ский трактат «О скрытом боге» («De Deo abscondito») и ряд других.

Кроме пантеистической мистики Экхарта на его творчество повлиял средневековый пантеизм шартрских платоников, Давида Динантского; он читал в оригина­ле Платона и Прокла. В своих трактатах отвергает средневековую рационалистическую систему аристоте-

лизма.

Философское решение Кузанским главной пробле­мы — отношения бога и мира — является теоцентриче-ским, но в то же время содержит элементы и тенден­ции, отличающиеся от средневекового католического богословия. Он исходит из концепции «docta igno­rantia», означающей, что познание вещей возможно при помощи чувств, разума и интеллекта, однако зна­ние о конечных вещах всегда выходит за свои пределы. Из этого вытекает, что собственно основой познания должна быть противоположность обыденного, конеч­ного постоянно преодолеваемому знанию, т. е. чему-то абсолютному, определенному, безусловному, а значит,


 

 

 


«незнанию», неведению об этом безусловном (божест­венном). Безусловное знание мы можем постичь лишь символически. Основой этой символики для Кузанско-го являются математические символы. Разум подчинен закону противоположностей, для которого справедли­вы «да или нет», круг или многоугольник. В противо­положность этому «docta ignorantia» близится к бес­конечному, в котором противоположности взаимно сливаются. Бесконечный многоугольник отождествля­ется с кругом. Если бог бесконечен (бог является по­нятием для наиболее точного выражения максимума), то в нем сливаются все противоположности и никакие рациональные усилия философии не могут выяснить его сущность. Из этого вытекает также отождествле­ние наибольшего и наименьшего в бесконечном, беско­нечное распространение бога во вселенной является тем же процессом, что и развертывание к индиви­дуальному существованию. Так же как бесконечно расширяется свернутый божественный максимум в космосе, подобное происходит и в минимуме, в микро­косме, в человеческом естестве. И у человека осуще­ствляются процессы «завершения», «наполнения», что является не чем иным, как «божественностью», хотя она у единичного человека и ограниченна. Абсолютное слияние божественного и человеческого реализовалось лишь во Христе, отсюда христологический характер учения Кузанского о человеке. Человек — это также «бог», но не в абсолютном смысле. Он является ограни­чением божественного принципа, подобно тому как кос­мос является ограниченным максимумом. Однако он является не только частью целого, но и новым целым целого, индивидуальностью.

Этим пониманием Николай Кузанский преодолевает схоластическую креационистическую версию о сотворе­нии мира из ничего, бог не является чем-то вне мира, он находится в единстве с миром.

Космология Кузанского прямо связана с его онто­логией. В ней он предугадывает гелиоцентрическое понимание мира. Мир — не изолированный шар в лоне абсолюта, но он (мир) бесконечен и является беско­нечным шаром. Уже этим его воззрение отличается от геоцентрического, ибо бесконечный шар не имеет определенного центра, он имеет центр везде и нигде. Нигде нет ничего устойчивого и абсолютного, нет так­же и абсолютного покоя. Абсолютной является лишь


бесконечность. Кузанский здесь развивает идею о ре­лятивности движения. Своими космологическими пред­ставлениями он предсказал деструкцию птолемеевско-аристотелевского понимания космоса, которую начал Коперник и завершили Кеплер, Галилей и Ньютон.

Кузанский развивает идеи диалектики познания сущности и явления. Предметом познания является пантеистический бог, который существует в неразрыв­ном единстве с чувственно воспринимаемым миром природы. Познание «развернутого» мира, т. е. бога, является делом разума, а не веры, которая хочет по­стичь бога в его «свернутой» форме. Идеи Кузанского о математическом познании истины были по сути ан­тисхоластическими, антидогматическими, они предвос­хищали дух естествознания грядущих времен.

Кузанский оказал огромное влияние на дальнейшее развитие философии. Наследие его диалектического мышления было воспринято Д. Бруно, Я. Бёме и пере­шло в немецкую идеалистическую философию XVIII и XIX вв. Из его пантеизма исходит Б. Спиноза, космо­логические идеи развивает Р. Декарт 5.

Представителем магическо-мистической философии природы оккультного типа был Парацельс (собствен­ное имя — Теофраст Бомбаст из Гогенгейма, 1493— 1541), врач, ученый, «чудотворец», окруженный леген­дами (его личность служила одним из прототипов док­тора Фауста). Исходным пунктом его рассуждений бы­ла идея, согласно которой всякая реальность имеет свое правило, так называемое архэ жизни (т. е. актив­ную духовную жизненную силу), в которой содержится ключ к природе, и, кто его познает, тот обретет способ, как воздействовать (магическим образом) на природу и преобразовывать ее. В сущности все искусство вра­чевания зависит от освоения этого способа. Парацель-сом была выдвинута идея взаимозависимости всех ве­щей.

На практике это означает, что, воздействуя на одну вещь, мы можем повлиять на другие вещи. Этот тезис имел философское значение для понимания одно­родности вещей. Главная, универсальная наука для него — медицина, источником и опорой которой явля­ются теология и философия, астрономия и алхимия. Парацельс, как выдающийся врач-практик, во мно­гом способствовал развитию медицины, он первым подчеркнул неразделимость хирургии и терапии. В сво-


ей врачебной практике он страдал от увлеченности наивной символикой.

Наиболее выдающимися представителями филосо­фии природы теоретического типа были Б. Телезио и Д. Бруно.

Бернардино Телезио (1509—1583), родом из Косен-цы, около Неаполя,— один из влиятельных философов итальянского Ренессанса, основатель итальянской фи­лософии природы. Его имя сопровождала легенда знаменитого знатока классической античной литерату­ры. Он противопоставил свое творчество официальной схоластике, с которой познакомился во время учебы в университете. Склонность к эмпирическому и экспери­ментальному исследованию природы была обусловлена его деятельностью в добровольном научном общест­ве — так называемой Козентийской академии. За воль­номыслие его преследовали церковные власти. Плодом его многолетнего упорного труда была книга «О сущ­ности вещей согласно их собственным принципам».

Из исследования природы Телезио исключает по­знание бога. Бог является лишь творцом мира, в по­следующем он не вмешивается в процессы природы, таким образом, задачей философии является не позна­ние бога, а исследование ре'альной природы. Филосо­фия должна освободиться от теологии. Телезио отвер­гает упование на внешние авторитеты: философские и научные выводы должны опираться на непосредст­венные восприятия и опыт, на собственный разум. Не бог, но природа является предметом философского ис­следования.

Философия Телезио содержит сильные материали­стические тенденции. Все вещи телесны, материальны; телесный принцип является их вечной, неизменной сущностью, сам этот принцип, однако, пассивен, лишен всякого движения и активности, он как бы «мертв», невидим. Движение и изменение вызываются борьбой двух противоположных активных принципов — тепла и холода. Эти принципы бестелесны, но проявляться вне своей материальной основы, вне материальной суб­станции вещей не могут.

В учении Телезио намечается важная материали­стическая идея о материальном единстве мира. Прояв­ляется эта идея и в его космологических воззрениях: небесные тела, так же как и Земля, материальны, раз-


личия между ними вызваны большей или меньшей ме­рой присутствия активных принципов. Но в своей сути эта космология основана на докоперниковых схемах. Солнце и небесные тела в отличие от «холодной» Земли подвижны.

В понятии «собственные принципы» природы у Те­лезио содержатся элементы стихийной диалектики: ис­точник движения не вне природы, но в ней самой. Те­лезио отвергает перипатетическое и схоластическое учения о внешнем двигателе: движение является соб­ственным, присущим материи принципом, ее самодви­жением. Эти выводы совпадают с деистическим реше­нием проблемы отношения бога и мира: сотворенный мир наделен божественными силами и свойствами, по­сле акта сотворения движение происходит уже само, без вмешательства t5ora, на основании собственных принципов.

Натурфилософским представлениям отвечает его объяснение жизни человека и его познания. Тепло, как активный принцип, является основой жизненного прин­ципа, который Телезио называет духом (приравнивая его к средневековому медицинскому термину «спири-тус»). «Пневма» представляет собой тонкую, теплую, телесную, подвижную материю, которая находится в живом организме, способствует движению, определяет жизненные функции, чувствительность, восприятие, познание и умирает вместе с телом. Учением о «жиз­ненном духе» Телезио указывает на единство всех живых существ. Человек в этом смысле отличается тем, что его «пневма» более «тонкая» и «теплая». «Дух» неразрывно связан с материей, он рассредото­чен во всем теле, распространяется по нервной систе­ме, центром которой является мозг. Разумная челове­ческая душа многосторонним образом связана с «ду­хом природы».

Этот подход — основа сенсуалистской теории по­знания Телезио. Восприятие является источником и важнейшим средством познания, а мышление и сужде­ние определяются восприятием. Восприятие возникает после принятия внешнего мира «духом». Таким обра­зом, всякая наука должна исходить из непосредствен­ного опыта.

Этические воззрения Телезио в основе соответству­ют его философии природы. Нравственная жизнь че­ловека возникает из его естественного стремления к


самосохранению. Из этого стремления вытекают вес критерии для определения человеческих добродетелей и изъянов, отсюда исходят человеческие чувства, на­строения и эмоции. Эта этика'индивидуалистическая: она предполагает человеческое общежитие и солидар­ность лишь для защиты индивида от грозящих ему опасностей, вытекающих из стихий природы или на­сильственных действий других людей.

Кроме природного, материального «духа» сущест­вует и нематериальная душа, которая бессмертна и имеет божественное происхождение. Ее существование Телезио обосновывает способностью человека к совер­шенствованию своего сознания и нравственного пове­дения. Эта «уступка» теологии вытекает из общего ме­тафизического характера его философии природы как системы. Телезио не видит качественных различий ма­териального мира, его теория «жизненного духа» не может достаточно ясно объяснить специфику челове­ческого сознания и социальной сущности человека.

Философское учение Телезио имело известность уже при его жизни. Позже переводы его трудов на итальянский язык расширяют его влияние на процесс развития философии и науки.

Иную, платоновскую линию итальянской филосо­фии природы представляет творчество Франческо Пат-рици (1529—1597), который в своих «Перипатетиче­ских исследованиях» выступал с традиционной задачей гуманистов — преодоления схоластического авторите­та Аристотеля, что становилось все более актуальным, ибо в официальной науке и философии все еще господ­ствовал средневековый аристотелизм, поддерживаемый католической иерархией.

Свое понимание мира, отличающееся как от схо­ластики, так и от платонизма Фичино, он представил в книге «Новая философия вселенной». Всем вещам и телам присущи четыре внутренних принципа: прост­ранство, свет, тепло и течение. Первый активный прин­цип — свет, из которого исходит тепло, являющееся непосредственной причиной возникновения вещей, рождающихся в непрестанном движении материи. Ма­терия не пассивна, но является движением, «течением» телесной массы.

В своем учении о вселенной он преодолевает нео­платоновскую метафизику света, согласно которой свет происходит от бога. Он принимает пантеистическое ре-


шение: бог не имеет определенного места, он везде и нигде, вселенная сама есть бог, единое есть всё. Бесконечное пространство, однако, не ограничивается материальностью, оно заключает в себе и духовные существа, бестелесный божественный свет, который путем эманации переходит в телесный свет физиче­ского мира.

Философия природы Патрици отвергалась пред­ставителями схоластической ортодоксии, его книги бы­ли запрещены. Происходило это в то время, когда шел процесс над Д. Бруно. Тогда-то в число запрещенных были внесены и книги Б. Телезио.

К вершинам философской мысли Ренессанса бес­спорно принадлежит пантеистическая философия при­роды Джордано Бруно (1548—1600), в которой наибо­лее полно выражен гуманистический стихийно-диалек­тический характер философии и науки Ренессанса.

Творчество Бруно содержало в себе радикальные элементы средневековых традиций вольномыслия как в их аверроистском, так и, в неоплатоновском варианте. Он развивает идеалы итальянского гуманизма в духе флорентийской платоновской Академии. Из современ­ников наибольшее влияние на Бруно оказали астроно­мические открытия Коперника; философским источни­ком его учения являются идеи Н. Кузанского и Б. Телезио.

Пантеизм философии Бруно — самый радикальный и последовательный из всех систем итальянской фило­софии природы. Бруно вступил в непримиримый конф­ликт с тогдашним христианским, католическим и про­тестантским миром, со схоластической философией и университетской наукой. Он столкнулся с церковью, когда высказал сомнение по поводу некоторых католи­ческих догматов (например, о непорочном зачатии и т. д.). Преследуемый инквизицией, он покидает Ита­лию. Побывал он в разных европейских государст­вах — во Франции, Англии, Германии (он был и в Праге, где опубликовал «Сто шестьдесят статей про­тив математиков и философов» («Articuli centum et sexaginta contra mathematicos et philosophos»)). По­стоянно преследуемый, он не находил нигде прочной опоры ни для педагогической деятельности, ни для из­дания своих трудов. В конце концов он возвращается в Италию и лишь некоторое время живет спокойно.


В Венеции он был арестован инквизицией, заточен, пе­ревезен в Рим и там 17 февраля 1600 г. сожжен. При­говор Бруно принял мужественно, реагировал на него словами: «Вы, вероятно, с большим страхом выносите этот приговор, чем я его слушаю» 6.

К главным трактатам Бруно относятся философ­ские диалоги «О причине, принципе и едином», «О бес­конечности, вселенной и мирах», в которых ставятся проблемы бесконечности мира, его динамического единства и вечности. Праосновой выступает Единое, материя, которая является неразвернутой причиной всего существующего, субстанциональной возмож­ностью всего развернутого, конкретного. В Едином за­ключается внутренняя способность, материи быть все­общей формой вселенной, формой всех форм: «Оно на­конец созревает в единую подлинную и универсальную субстанцию, которая является одной и той же во всем (которая называется сущее), праосновой всех различ­ных видов и форм... Оно само является Единым, бес­конечным, неподвижным, субстратом, материей, жизнью, душой, тем, что суть истинное и доброе» 7. Эту способность, удерживающую мир в единстве и в то же время в разнообразии, Бруно называет «душой ми­ра», которая не только существует внутри материи, но и господствует над ней. Эта мировая душа представ­ляет всеобщий разум, является внутренним действием материи, формирует ее изнутри.

«...Универсальной действующей причиной в природе является универсальный разум — первая и главная сила мировой души; мировая душа — его универсаль­ная форма». «Это и есть то нечто, что не меняется, что все наполняет, что освещает весь универсум и побуж­дает природу, чтобы она соответствующим способом образовывала свои виды»8. В стремлении опроверг­нуть воззрения перипатетиков о внешнем, чуждом вме­шательстве в природу, материю, стремясь преодолеть ложность схоластического дуализма и креационизма, он приходит к идее о всеобщей одушевленности мате­рии. Его философия природы имеет характер панпси-хического материализма.

С этих позиций он выступает против схоластическо­го подхода, утверждающего, что материя — это лишь некая «чистая» возможность, и против аристотелевско­го понимания материи как пассивной и выдвигает уче­ние о материи как активном, творческом принципе 10.


Материя не может существовать без формы, и, наобо­рот, форма является внутренней стороной материи, она не может быть чем-то привнесенным извне, приданным.

Материя существует не только как причина разно­образных изменений реальности, не только в качестве возможности (в смысле неразвернутой праматерии, субстанции), но она выступает как Единое и в бытии, и в реальности вещей, природы, вселенной. В Едином совпадают одно и многое, минимум и максимум; в еди­ничном содержится полнота, универсальность бытия, но не «вполне, тотально», потому что «каждая вещь является единой, но не единым способом» ". В этих подходах развивается мысль о совпадении противопо­ложностей, направленная против дуализма средневе­ковой схоластики. Бруно говорит о противоречивом единстве устойчивости, неподвижности, бесконечности Единого и неустойчивости, многосторонности этого Единого, проявляющегося во множественности и раз­вернутости. Мир является Единым, которое состоит из множества самостоятельных единиц. Космос есть структура, состоящая из дискретных частей, атомов, существующих в непрерывной бесконечности. «Ато­мизм» Бруно заключается в его учении о минимуме и максимуме. Физическим минимумом является атом, математическим минимумом — точка, минимумом ме­тафизическим — монада. Образование монад непов­торимо, но каждая монада как минимум отражает в себе также и весь универсум. В своей методологии Бруно пантеистически отождествляет движение и ма­терию, природу и мировую душу (бога) (см. «О мона­дах, числе и форме», 1591).

Его пантеизм заметно склоняется к материализму. Движение как внутренний принцип природы является не случайным, но необходимым. «...Целое, если оно бесконечное и неподвижное, не нуждается в том, чтобы для него искали источник движения» 12. «Неподвиж­ность» целого Бруно понимает как абсолютность дви­жения, как бесконечное существование движения и из­менений, поэтому не следует искать некий внешний источник движения (бога как первого двигателя, соз­дателя, творца).

Тезис о бесконечности вселенной имеет основопо­лагающее значение для космологии Бруно. Космос — одновременно пустая 13 и одновременно наполненная бесконечность. Вне космоса нет ничего иного, он


является всем бытием, вечным, несотворенным богом. Бесконечность мира не является божественным атри­бутом, как это доказывает теология. Бруно отвергает также представление о том, что мир находится на некотором особенном месте, окруженном пустым про­странством, или богом.

Бруно создает новую космологию, которая восхо­дит к гениальным открытиям Коперника, и делает из гелиоцентрического понимания мира радикальные философские выводы. Бесконечность вселенной нельзя понять с точки зрения обыденного человеческого со­знания, которое формируется на основе опыта в от­ношении конечных вещей. Бесконечность нельзя по­нять лиш'ь с помощью представлений о том, что мень­ше и что больше. Здесь необходим философский разум. Мир однороден во всех своих частях, ни одно тело не имеет привилегированного положения, не су­ществует никакого размещенного в центре внешнего источника движения (первого двигателя). Следстви­ем концепции физического единства вселенной у Бруно является гипотеза, выражающая возможность существования жизни и на других планетах.

Теория познания Бруно исходит из идеи, что в че­ловеческой душе проявляется единая вселенская ми­ровая душа, которая неотделима от одушевленной материи. Человеческая душа отличается от душ жи­вотных своей особой «конфигурацией» — строени­ем, зависящим от физической структуры телесных органов. Бруно развивает также идею классиков, древности о значении руки и труда для развития разума. Цель разума — проникновение в глубину явлений, по­знание закономерностей природы, т. е. ее «божествен­ности». Познание начинается с восприятия и идет к представлениям, рассудку и разуму. Чувственное познание само по себе недостаточно. Познание явля­ется бесконечным процессом, потому что и предмет его бесконечен.

Истины можно достичь лишь философскими сред­ствами, но ни в коем случае теологическими. В отли­чие от догматического авторитаризма Бруно делает упор на том, что основой твердого и истинного знания должно быть сомнение, однако не в его абсолюти­зированном значении, не в виде скепсиса. Как и дру­гие мыслители Ренессанса, он говорит о практическом значении познания, о «магии», т. е. о таком активном


воздействии, которое состоит в раскрытии «тайн» природы.

Этика Бруно призывает к борьбе за благородные цели, за добро, которое неограниченно реализуется гю вселенной (Единое и есть добро). Однако борьба за возвышенные цели требует жертв. Человек в этом устремлении должен преодолевать страх личной ги­бели, уничтожения. Истинным мерилом нравственно­сти является деятельность, земные цели человека. Он отвергает пассивный аскетизм религиозной веры, выступает и против пассивного гедонизма. Челове­ческая деятельность должна быть возвышенной, устремленной к бесконечности, частью которой явля­ется он сам. Человек должен познавать вселенную и в соответствии с этим реализовать самого себя.

Атеистическая философия Бруно обусловлена исто­рическими обстоятельствами, эпохой. Его атеизм огра­ничен пантеизмом, содержащим, однако,- сильные материалистические тенденции. Атака Бруно на тог­дашнюю церковь и ее учение, на основания веры (например, отрицание загробной жизни и т. д.) была проявлением воинствующего духа философа и уче­ного. В вопросах религии он выступил, можно ска­зать, более остро и бескомпромиссно, чем, например, позже это сделали Ф. Бэкон и Р. Декарт. Он отверг догматическое авторитарное вмешательство религии в вопросы философии и науки, в проблемы общест­венных отношений и нравственности. Однако он допу­скал, что религия может иметь исключительное влия­ние на примитивные народы. В будущем место рели­гии откровения должна занять «религия разума». Ее исходные моменты он, собственно, и обозначил в своей философской системе.

Пантеистическая философия природы Бруно за­вершает развитие ренессансного мышления. После­дующее развитие философии связано с эрой, в кото­рой естествознание развивается на эксперименталь­ных и математических основах, что обусловливает новые способы философского отражения мира, но­вый подход к вопросам методологии наук.

К философам последующего времени, на которых оказал влияние Бруно, относятся Спиноза (пантеизм), Лейбниц (монадология), Шеллинг (диалектика).


 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.