Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аристотелизм Ренессанса




Философия Аристотеля только на последней, высшей стадии средневековья была признана наиважнейшим и величайшим заветом антики, и в то же время она была деформирована в целях приспособления к потребностям церковной ортодоксии. Поэтому понятно, что новое мышление Ренессанса осуждало Аристотеля и усмат­ривало в нем главного учителя схоластики. Отвер­жению Аристотеля способствовало и его оправдание со стороны консервативного ортодоксального католи­цизма.

Переход к изучению подлинного Аристотеля явля­ется длительным процессом, который связан с общим созреванием философского мышления. Ренессанс вы­ступает как начало этого поворота в истории филвсо-фии. Аристотелики Ренессанса способствовали этому процессу тем, что критиковали аристотелевский то-мизм. В рамках этой критики они часто выступали и против аверроизированной формы аристотелизма, которая была несколько ближе к подлинной филосо­фии Аристотеля. Возникают две полемизирующие друг с другом школы: александристов, которые сосредото­чились вокруг университета в Болонье, и падуанских аверроистов. Их спор касался прежде всего вопроса о бессмертии души; характерным было, однако, то, что это уже не был спор, ведущийся с позиций защиты средневековых томистских традиций. Таким образом, падение «схоластического» Аристотеля было неотвра­тимо.

Пьетро Помпонацци (1462—1525) принадлежал к александристам. Его творчество является наглядным доказательством перемены старого, средневекового университетского аристотелизма, превращения его в ренессансный. Его учение сохранило внешнюю форму средневековых традиций, однако содержало уже новую философию, которая отказывалась от схоластической

косности.

В рамках теории двойственной истины Помпонацци проводит прогрессивные идеи о независимости филосо­фии от теологии; философия должна исходить из науч­ных принципов, истина является результатом рацио­нального познания. Религию следует сохранить лишь для воспитания народа.

К главным трактатам Помпонацци относятся «О бес-


смертии души», «О причинах явлений природы», «О судьбе, свободе воли, предопределении и божест­венном предвидении».

Трактат «О бессмертии души» является результатом длительных рассуждений. Решение вопроса о бессмер­тии души Помпонацци совпадает с положениями Ре­нессанса о необходимости естественной этики, отвер­гающей откровение и чудеса. Он ссылается на учение Аристотеля о зависимости идей от органов чувств, о не­отделимости души от тела — душа является матери­альной и поэтому смертной. Бессмертие души нельзя рационально, философски обосновать, в него можно лишь верить. Человек «бессмертен» лишь потому, что он способен мыслить общими понятиями, абстрагиро­ваться от единичного, частного, отдельного. То, что человек образует представления о нематериальных, бессмертных духовных сущностях, является доказа­тельством различия между человеческой и животной чувственностью, инстинктивностью. Преимуществом человека является не достижение бессмертия, как учат средневековая этика, философия и теология, но воз­можность достижения счастья и блаженства на основе рационального познания, что является целью и смы­слом существования рода человеческого вообще. Этика Помпонацци — антропологическая и светски ориен­тированная — существенно отличается от христианско­го аскетизма. Книга «О бессмертии души» вызвала неприязнь клерикалов и была публично сожжена.

Трактат «О причинах явлений природы» указывал путь новому естествознанию. Рациональное, материа­листическое объяснение природных процессов и явлений становится актуальным в эпоху, когда в Италии, в За­падной и Северной Европе велась «охота на ведьм». Согласно Помпонацци, ангелы и демоны не имеют телес­ных органов чувств и поэтому не должны ввязываться в дела людей. Эти идеи, несмотря на их наивную аргумен­тацию, обозначали правильное направление поисков. Помпонацци верил, что космическое движение подчиня­ется всеобщим естественным закономерностям, что все в природе имеет причину. Мир подчинен вечному закону движения, все возникает, изменяется и гибнет. Это при­водит к постоянному повторению. Понятие детерминиз­ма у Помпонацци выливается в представление о вечном круговороте движения, о движении по кругу.

В трактате «О судьбе, свободе воли, предопреде-


лении и божественном предвидении» он выражает идею, что случайные события являются проявлением общей необходимости (она подобна небу или интел­лекту), которая выступает как фатум, судьба. Чело­веческое поведение также определяется отношением причин и следствий. Человек может выбирать, но при этом его выбор обусловлен внешней объективной средой и собственной природой. Помпонацци указы­вает также на божественное предопределение и лич­ную ответственность индивида: как может бог судить о единичном индивидуальном человеческом поведе­нии, если он является абсолютной причиной всего су­ществующего, а значит, и человека? Христианский бог, таким образом, сам должен бы быть ответствен за грехи, за зло в мире.

Согласно Помпонацци, бог не имеет свободной воли, его «деятельность» строго детерминирована, она сама является естественной, природной необхо­димостью. И лишь в этом случае он не должен обви­няться в ответственности за мирское зло. Зло также принадлежит к необходимости — борьба добра и зла выражает необходимую противоречивую гармонию мира. С этой точки зрения социальное неравенство лишь релятивно, но в общем принадлежит к целост­ной, противоречиво проявляющейся гармонии мира. Эти мысли можно оценить как подходы к диалекти­ческому мышлению. Помпонацци отождествляет бога с фатумом, природной необходимостью, что показы­вает его ориентацию на пантеизм.

Продолжателями идей Помпонацци были прежде всего логик Жакоб (Яков) Забарелла из Падуи (1532—1589), Лучилио Вамини (1585—1619) и др. В XVI в. спор между александристами и аверроистами затих, аристотелики приняли компромиссное решение. Среди тех, кто дальше развивали подлинное учение Аристотеля, находился и естествоиспытатель Андреас Цесалышний (1519—1603), придворный папский ле­карь, ученый, который открыл закон кровообращения, систематизатор растительного мира.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.