Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Начало итальянского гуманизма




ГУМАНИЗМ В ИТАЛИИ

Духовное и культурное преобразование Западной Европы, проходящее в различных условиях, имеет свои характерные черты и периоды. В первом, раннем периоде, т. е. в XIV—XV вв., новая культура имеет прежде всего «гуманистический» характер и сосредо­точивается главным образом в Италии; в XVI и в значительной мере в XVII в. она имеет главным обра­зом естественнонаучную направленность. Гуманизм Ренессанса в этот период переходит в другие европей­ские страны.

Гуманизм (лат. humanus — человеческий) в общем смысле слова означает стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни. Гу­манизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные со­циальные, классовые интересы.

В узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение, которое сформировалось в период Ренессанса и содержанием которого является изуче ние и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Значение гуманистов надо рассматривать не только в связи с развитием фило­софского мышления, но и с исследовательской рабо­той, по изучению старых текстов '. Поэтому итальян­ский гуманизм характеризуется как литературный, фи­лологический. В историографии значение античного наследия иногда односторонне абсолютизируется. Де­лается вывод, что понятие «гуманизм» относится лишь к культурному и образовательному воздействию греческой и римской культуры. Однако в таком по­нимании гуманизм относится только к духовной сфе­ре 2, выхолащивается его практический, динамиче­ский, воинствующий момент. Этот момент нельзя выпускать из поля зрения, он всегда в наличии, хотя и по-разному проявляется в конкретных условиях. От­носится это и к итальянскому гуманизму, который был


выражением конкретного общественного движения и представлял в этом смысле огромный исторический прогресс, несмотря на свою историческую ©буслов-ленность и ограниченность.

Данте Алигьери (1265—1321). Ф. Энгельс харак­теризовал его как колоссальную фигуру, как послед­него поэта средневековья и вместе с тем первого поэта Нового времени 3.

Свое гуманистическое мировоззрение Данте изло­жил прежде всего в бессмертной «Комедии» 4, затем в трактатах «Пир» и «Монархия». Его литературное и идейное творчество составляют единство. Элементы нового, нарождающегося мировоззрения Ренессанса содержатся в его поэтическом творчестве. Христиан­скую догматику Данте принимает как неизменную истину, однако дает новое изложение отношения божественного и человеческого. Он не противопостав­ляет эти начала, но видит их во взаимном единстве. Бога нельзя противопоставлять творческим силам че­ловека. Человек детерминирован двояким способом: с одной стороны, богом, с другой — природой. К бла­женству, таким образом, ведут два пути: философское поучение, т. е. человеческий разум, и «духовное поуче­ние», исходящее от святого -духа. Подчеркивание бо­жественного в человеке выступает как отклонение от средневековых традиций, за это Данте был подвергнут критике и осуждался томистами.

Гуманизм Данте антиаскетичен, он полон веры в силы человека. Человек сам ответствен за свое благо, решающим здесь являются его личные качества, но ни в коем случае не богатство или унаследованное положение 5.

Данте испытал влияние латинского аверроизма, хорошо знал Сигера Брабантского, не были ему чужды и неоплатоновские тенденции средневековья, исходившие от Псевдо-Дионисия Ареопагита. Знаком­ство с учением Аверроэса о возможностях и об актив­ности разума приводит Данте к пониманию того, что задачей человечества является реализация возможно­стей разума, прежде всего теоретического, воплоще­ние их в практической деятельности. Политический,


антицерковный смысл своей позиции он разрабатывает в «Монархии». Церковь должна заниматься вопросами «вечности», земные же дела являются уделом людей, которые стремятся к созданию общественного устрой­ства, помогающего реализации человеческого сущест­вования, основанного на счастье, блаженстве, всеоб­щем и прочном мире. Данте принадлежал к тем идео­логам, которые свой гуманизм соединяли с теорией так называемой двойственной истины.

Концепция Данте содержит много наивных и схо­ластических аргументов, но она сильна своей осново­полагающей идеей: все человеческое (и политика) должно быть подчинено человеческому разуму.

Один из представителей итальянской гуманисти­ческой мысли — Марсилий из Падуи (1278—1348) — сформулировал в своем политическом учении (трак­тат «Защитник мира») республиканские идеи, предуга­дав события буржуазных революций XVII—XVIII сто­летий.

Он пришел к выводу, что ни церковь, ни госу­дарство не имеют божественной природы, но являются различными формами человеческой власти и общест­венной организации людей. Как и Данте, он исходил из двух основных предпосылок человеческого счастья: мира и власти монарха. Главенство принадлежит на­роду, граждане имеют законодательную власть, свою волю они выражают на собраниях голосованием. Идея о том, что народ является источником всякой власти, отличает его концепцию от схоластической средневековой и приближается к более поздним кон­цепциям об общественном договоре.

Марсилий черпает из трудов Аристотеля, но со­вершенно иным образом, чем средневековые схоласты. Аристотель является для него единственным источни­ком рационального познания. Библию он использует лишь в качестве иллюстрации. Хотя Марсилий был убежденным католиком, идеологом францисканского ордена, его учение о естественной природе власти государства объективно помогало разрушить схоласти-ко-феодальную иерархию ценностей.

Франческо Петрарка (1304—1374) считается «пер­вым гуманистом», его называют «отцом гуманизма». Великий пропагандист античной культуры собирал подлинные латинские тексты. Его собрание класси-


ческих латинских текстов было в свое время уникальным.

К античной культуре и образованию он подходил исторически, не усматривал в них лишь прошедший зо­лотой век и потерянный рай, но старался наследие античности наиболее точно и понятно донести до современников. Греции он предпочитал Рим и не сомневался, что Рим является классическим образцом цивилизации вообще. Интересовался он и средневеко­выми традициями, и Августином 6.

Данте еще принимал «вечность» в понимании схо­ластов, Петрарка же ее полностью отвергает. Его поле­мический трактат «О собственном незнании и незнании других» направлен против аверроизма, а учение о двойственной истине существенно отличается от анти-аверроистской полемики Фомы Аквинского, которого он, впрочем, вообще в своем трактате не упоминает. Он отвергал культ авторитета, однако при этом не от­вергал Аристотеля, но высмеивал «глупых аристотели-ков», их схоластический, надуманный способ ведения споров. Утверждал, что университеты позднего средне­вековья приходят в упадок, их преподаватели лишены набожности, вредят доброму имени теологии, которое она снискала в эпоху «отцов церкви». Подчеркиванием собственного незнания он выражает идею независимо­сти своего мышления от схоластической университет­ской учености.

Христианство он принимает, но лишь в его несхо­ластической интерпретации. Он склоняется также к идее активной самореализации человека, его антро­поцентризм выступает как противовес средневековому теоцентризму. Интересовали Петрарку прежде всего внутренние, этические проблемы человека, что является признаком индивидуализма эпохи Ренессанса. В фи­лософском диалоге «Моя тайна» он вскрывает глу­бочайшие внутренние конфликты человека и способы их преодоления. Творчество Петрарки отличается зем­ным характером, полным пониманием радостей и стра­стей человека 7.

Среди тех, кто способствовал созданию новых, гу­манистических традиций в итальянской культуре, был друг Петрарки, флорентиец Джованни Боккаччо (1313— 1375), который в своем «Декамероне» высмеивал глупое и лживое духовенство, восхвалял разум, энер­гию, полнокровие нового городского класса. В его


творчестве отразились типичные черты Ренессанса: земной характер, телесная чувственность, практиче­ский утилитаризм, который он выражает живым, ли­шенным аллегорий языком.

К последователям Петрарки в области анализа старых трактатов принадлежит, между прочим, Колуч-чио Салутати (1331 —1406), который собирал старые тексты и снабжал их аннотациями. Он имел большое влияние на последующих флорентийских гуманистов, например Паджио Браччиолини и Леонардо Бруни. Салутати пробуждает интерес к изучению греческой литературы. По его приглашению в 1397 г. во Флорен­цию прибывает византийский ученый Мануэль Хризо-лорас, чтобы преподавать греческий язык. Он привозит с собой греческую литературу и первым в Европе пи­шет учебник греческой грамматики. Все это имело боль­шое значение для развития итальянского гуманизма.

К выдающимся гуманистам XV в. принадлежит и Лоренцо Балла (1407—1457), замечательный фило­лог, один из основателей метода сравнительного ана­лиза, который он применял не только к трактатам Тита Ливия, но и к Новому завету. Он отвергал схоластическую логику, выдвигая против нее риторизм Цицерона как способ, помогающий человеку по-новому мыслить и дискутировать. Большую огласку получило и его раскрытие неподлинности так называемого Дара Константина — документа, который был известен как юридическая основа светской власти папства. Балла опровергает его подлинность, приводя как историче­ские, юридические, так и филологические аргументы. В этике Балла близок к эпикуреизму и предпочитает его стоицизму. Он подчеркивает естественность челове­ка, полагает, что добродетельным является все, что относится к жизненно важному инстинкту самосохра­нения, поэтому никакое наслаждение не является без­нравственным. Этика Баллы является индивидуалис­тической. Большое значение имеет и то, что обновле­ние и оживление эпикуреизма возвращают в философ­ское сознание эпохи забытый античный атомизм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.