Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Платонизм Ренессанса




Гуманизм Ренессанса в Италии в большой степени ориентировался на Платона. Эта тенденция, опираю-


щаяся на расширяющиеся возможности познания под­линных произведений античности, была мотивирована необходимостью выступить против схоластического Аристотеля, его интерпретации томизмом. Платон в антисхоластической философии Ренессанса становится символом прогресса, его философия считается синте­зом всей философии прошлого, а также теологии — греческой науки, включающей орфизм, пифагореизм и восточные доктрины.

Платонизм Ренессанса представлял Платона в не­коем христианизированном смысле в духе воззрений Августина и Апулея 9. Во флорентийской платоновской Академии Платон считался «богом среди философов», подчеркивалось большое значение его идей для хри­стианства, в частности с точки зрения философской разработки концепции двойственной природы челове­ка. В вопросе об отношении философии и религии флорентийский платонизм отстаивал понимание, со­гласно которому философия является надежным зна­нием о человеке, о мире и о боге, которое наиболее полно представлено в творчестве Платона и его по­следователей. Все платоники считали религию фило-софско-теологической доктриной (также и культовым институтом).

Для интеграции Платона в эту эпоху определенную роль играли и неоплатоновские традиции в духе Пло­тина. Нельзя также обойти тот факт, что при общей конфронтации платоников и аристотеликов некоторые представители платонизма выступают и в духе при­мирения Платона с Аристотелем. Этот подход, прису­щий прежде всего византийским традициям, и был перенесен на Запад |0. По существу споры между пла­тонизмом и аристотелизмом периода Ренессанса в XV в. велись не совсем четко, допускались компромиссы.

Оживлению платонизма в Италии способствовал прежде всего поздний византийский неоплатоник Геор-гиос Гемистос (1360—1425), который из уважения к Платону принял имя Плетон. Происходил он из Кон­стантинополя, поселился во Флоренции, где пропове­довал идеи Платона, при этом резко отвергая Аристо­теля. Его мышление носило эллинистический характер, он хотел преодолеть традиционное христианство при помощи античного языческого политеизма. Интерес к средневековому неоплатонизму приводит его к во­сточному мистицизму, каббале и зороастризму.


Он учил, что мир зависит от бога, но не был им сотворен во времени, ибо существует вечно. Идея хри­стианского творения из ничего, а также «свободная воля» творца в этом случае не имеют смысла. Переход от божественного принципа к миру имеет характер детерминации. Не только вселенная, но и сам бог подчиняются необходимости. Плетон здесь не ссылает­ся-на неоплатоновскую идею эманации. В объяснении необходимого перехода к миру он прибегает к помо­щи языческого греческого пантеона богов. Зевс, сто­ящий во главе, является абсолютным бытием. Мир, однако, образуется не непосредственно, но через по­средство особой субстанции природы, которая также имеет божественный характер. В наметившемся при­знании бесконечности бога и природы скрываются пан­теистические тенденции.

Мир в своем гармоническом единстве прекрасен, в этом состоит его божественность. Призвание челове­ка — быть «средним звеном», соединением этой гар­моничности. И человек является «божественным», если он реализует в себе и в отношении к природе, к миру эту красоту гармонии — это и есть путь его нравствен­ного совершенствования.

Философия Плетона в Италии была принята благо­склонно. Он впервые представил неоплатонизм не в средневековой рясе или в реконструированных систе­мах древности, но в оригинальной, живой философской форме. Действительно, новый синтез не может исхо­дить лишь из древнего язычества, но должен принимать во внимание традиции уже почти пятьсот лет сущест­вующего развития христианства.

Время наибольшего расцвета итальянского плато­низма связано с уже упоминавшейся флорентийской платоновской Академией, которую в 1459 г. по пред­ложению Плетона основал Козимо Медичи. Эта Ака­демия, а также и другие культурные общества, воз­никшие в других городах тогдашней Италии, объ­единяли видных философов, поэтов, художников, ди­пломатов и политиков того времени. Характер этих объединений полностью отличался от характера офи­циальных философских центров, университетов и мо­настырских школ; здесь не читались лекции, но велись беседы. Вилла в Кареджии, которую Козимо предо­ставил платоновской Академии ", становится в то вре­мя культурным центром не только Италии, но и всей


ученой Европы. Академия достигла своего наибольше­го расцвета при Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола.

Видной фигурой среди платоников XV столетия был Марсилио Фичино (1422—1495), выделяясь своей деятельностью по переводам. Он не только перевел всего Платона на латынь, но и познакомился с антич­ным неоплатонизмом |2, переводил Плотина, Ямвлиха, Порфирия, Прокла, интересовался и христианским нео­платонизмом, заново перевел ареопагитику.

В своих комментариях он развивал идеи неоплато­низма. Его главным произведением является «Плато­новская теология о бессмертии души», другие тракта­ты имеют гораздо меньшее значение. Платонизм Фичино направлен против томистской схоластики. Философия не служанка теологии, но ее «сестра»; философия совершенствует теологию, она является «ученой рели­гией» 13; совершенство теологии зависит от степени ее философского уровня.

К вопросу об отношениях бога и мира он подходит с пантеистических позиций. Его пантеизм имеет мисти­ческую направленность: бог — первопричина иерархи­чески построенного мира, исходная точка, содержащая в себе весь мир; в мире он постоянно проявляется в динамических силах и при их посредстве. Это пред­ставление, очевидно, не имеет ничего общего со сред­невековым креационизмом и дуализмом.

От католической ортодоксии Фичино отклоняется и
в утверждении идеи о том, что все религиозные культы
и религиозно-философские учения — проявления об­
щей религии (religio universalis). Христианству он
придает решающее значение, видит в нем прежде всего
наивысшее «законодательство» в этическом плане.
Обоснование универсальной религии он находит в по­
ложении о том, что идея бога является врожденной,
что все происходит от единого совершенного бытия,
т. е. от бога, и поэтому должен существовать один
культ, одна религия. -\

К этим взглядам следует прибавить и воззрения Фичино о генезисе религии, начиная с ее древнейших форм и до христианства, которое он считает продолже­нием и совершенствованием антики. Понятие развития у Фичино открывает возможность дальнейшего фило­софского совершенствования религии, включая христи-

зоо


анство. В этом заключается антисхоластическая нап­равленность его идей. Те выводы платоника из Ренес­санса, которые как бы предвосхитили Реформацию, указывают также на близость гуманизма Ренессанса и Реформации.

К центральным категориям платонизма Фичино относится «душа». Она обусловливает единство всех звеньев мировой иерархии, сообщает всем вещам и телам движение.

Новая, гуманистическая ориентация Ренессанса наиболее заметно проявляется в его учении о человеке, который в гармонической (а значит, прекрасной^ иерархии мира занимает первое, и высшее, место '. В духе Платона и неоплатонизма Фичино ставит перед человеком задачу — совершенствоваться и тем самым возноситься к наивысшему сущему, к богу. Одним из самых важных моментов этой человеческой деятель­ности является стремление к свободе. Так же как и Пла­тон, Фичино рассуждает о том, что законодатели и пра­вители должны хорошо знать философию, быть филосо­фами.

Наиболее выдающимся членом кружка Марсилио Фичино был Пико делла Мирандола (1463—1495), кото­рый прославился тем, что на беседах в вилле Кареджио выступал с критикой по общим вопросам. Его плато­низм был эклектическим. В Падуанском университете он глубоко изучил средневековые философские и тео­логические традиции, проявил также интерес к падуан-скому аверроизму. Кроме того, познакомился с па­рижским и оксфордским номинализмом. Изучал он и восточную философию, в частности мистику и каб­балу.

В его творчестве отразились типичная жизнь и дея­тельность образованного гуманиста. Он намеревался представить на римском собрании ученых всего мира трактат («Conclusiones philosophicae, cabalisticae et theologicae»), содержащий 900 тезисов обо всем, что было познано. В этих тезисах он выразил и некоторые новые философские взгляды. Однако дискуссия не со­стоялась, потому что папа большинство тезисов запре­тил как еретические. Впоследствии Пико преследовался инквизицией.

В его понимании мира заметен пантеизм. Мир устро­ен иерархически: он состоит из ангельской, небесной и


элементарной сфер. Чувственный мир возник не из «ни­чего», но из высшего бестелесного начала, из «хаоса», неупорядоченность которого «интегрирует» бог. Мир прекрасен в своей сложной гармоничности и противо­речивости. Противоречивость мира в том, что, с одной стороны, мир находится вне бога, а с другой — его ста­новление божественно. Бог не существует вне приро­ды, он в ней постоянно присутствует. Здесь речь идет, однако, не о натуралистическом пантеизме, отождест­вляющем принцип природы и бога. В понимании Пико, бог представляется скорее как завершающий сущность мира.

Смыслом его полемики с «лженаукой», с «пророче­ской астрологией» было стремление обратить внимание человека на такое проникновение в тайны природы, ко­торое бы было практически действенным, активизи­ровало его и не углублялось в общие абстракции о при­чинах движения небесных тел и т. д. В его воззрениях на роль так называемой естественной магии обнаружи­ваются некоторые ценные идеи. Он считал «естест­венную магию» наукой о практическом познании при­родных сил, о возможности создания «удивительных вещей» при использовании этих сил.

Судьбу человека определяет не сверхъестественная совокупность звезд, судьба является следствием его ес­тественной свободной активности. В речи «О достоин­стве человека» (1486), которую он написал для несо­стоявшейся дискуссии, говорится о человеке как осо­бом микрокосмосе, который нельзя отождествлять ни с одним из трех «горизонтальных» миров неоплатонов­ской структуры (элементарный, небесный и ангель­ский), так как он проникает вертикально через все эти миры. Человек имеет исключительное право на то, чтобы творить свою личность, свое существование собствен­ной волей, свободным и соответствующим выбором. Таким образом, человек отличается от остальной при­роды и идет к «божественному совершенству». Человек сам творец своего счастья, «fortunae suae ipse faber». Гуманизм Пико антропоцентричен, человека он поме­щает в центр мира. Человеческая природа существенно отличается от животной, она является более возвышен­ной, совершенной; человек — это существо, которое способно стремиться к «божественному» совершенст­ву. Эта возможность не дана заранее, но становится, человек сам ее формирует.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 982; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.