Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественные отношения в XIV —xv ВВ. И ситуация в философии




ПОЗДНЯЯ СХОЛАСТИКА

Если XIII столетие было столетием образования больших философских и теологических систем, то XIV и начало XV столетия знаменуются их разложени­ем и упадком. Иногда это время называют «столетием потрясений». Основной причиной этих потрясений было углубление классовой дифференциации общества, расцвет городской цивилизации, возрастание роли ме­щанства в обществе.

В политической сфере происходит заметное укреп­ление национальных государств, отступает на задний план средневековая концепция монархического уни­версализма. Между церковью и светскими правителя­ми разворачивается жестокая борьба за политическую власть. Светская власть папства постепенно ослабева­ет. Кризис церкви проявляется в великом расколе (1378). Еретические движения усиливаются, они появ­ляются не только в Южной Франции и Северной Ита­лии, но и в Германии, Чехии и Испании. В критике церковных неурядиц и беспорядка содержится кри­тика феодализма, оппозиция народных движений по отношению к феодализму выступает как оппозиция церковному феодализму.

В связи с развитием городов, ремесел и торговли возрастает интерес к научным исследованиям как в области естественных наук (физики, астрономии и т. д.), так и в области наук гуманитарных (эконо­мических). Духовная и культурная жизнь постепенно становится все более светской. Выдающуюся роль в этом движении в области культуры, науки и филосо­фии играют в XIV в. университеты, которые вновь образуются в различных европейских городах (напри­мер, в Праге — 1348 г., в Кракове — 1364 г., в Вене — 1365 г., в Гейдельберге—1381 г., в Кёльне-на-Рей-не—1385 г., в Эрфурте—1378 г., в Лейпциге — 1409 г. и т. д.), причем старые университеты (Париж­ский и Оксфордский) теряют свое монопольное обще­европейское положение и значение.

Весь XIV век ознаменован новыми тенденциями в


философии. Характерно возрастание критического духа философии, который проявляется в новых взгля­дах, в новом отношении к традиционным средневеко­вым темам. Внутри схоластики, из ее системы и мето­да, рождается критика схоластики. Эта критика на­правлена против крупнейших схоластических систем церковной феодальной философии, вершиной и клас­сическим продуктом которой был томизм. В эпоху углубляющейся классовой и социальной дифференциа­ции и в связи с недовольством масс значение томизма^для католической церкви ослабевает. Акви-натово религиозно-теологическое освящение феодаль­ного неравенства было подвергнуто критике и напад­кам. В рамках критики томизма, которая преследовала собственно религиозные интересы, начали проявляться некоторые новые философские и идейные элементы, предвещающие наступление, новой эпохи и исподволь выражающие антифеодальные идеи. В границах этого философского движения (период поздней схоластики) в эпоху разложения и упадка схоластики происходят конфликты и столкновения различных школ, предста­вители которых отстаивают как модернизацию, так и традиционную схоластику. Так как поздняя схоластика тоже открывает возможности для дальнейшего про­гресса философии и естествознания, различные авторы характеризуют эту эпоху скорее как новый «кризис роста», чем упадок или закат философии.

В XIII столетии постоянно происходили столкнове­ния между томизмом и августинизмом. Новая форма этих споров родилась в английских условиях в связи с учением Дунса Скота и возникновением скотизма. Иоанн Дуне Скот (1270—1308) — проницательный мыслитель и философ, и, хотя сам схоластик, он был основным противником Фомы Аквинского. Его филосо­фия является по сути философией августинианского толка, хотя в некоторых случаях он и «терпит» томизм.

Короткая жизнь Дунса Скота была полностью посвящена науке. Уже в 23 года он становится профес­сором теологии в Оксфорде, позже в Париже. Был он прославленным учителем и плодотворным ученым. Снискал себе славу одного из величайших философов средневековья. Его интересы относились к тончайшим вопросам средневековой философии, церковь называла его doctor subtilis.

Главным трудом Скота являются комментарии к


«Книгам сентенций» П. Ломбардского, названные «Opus Oxoniense».. В Париже он создает другую, более краткую версию — «Opus Parisiense». В Оксфор­де он написал также «Комментарии к Аристотелю», в частности к его логике, метафизике и психологии.

Дуне Скот был критическим мыслителем. С крити­ческими замечаниями он выступал прежде всего против Альберта Великого и Фомы Аквинского. Его исключительно глубокое знание Аристотеля предпола­гало скрупулезное и терпеливое изучение. Однако, чем больше он погружался во внутренний идейный мир Аристотеля, чем полнее его познавал, тем больше осознавал пропасть между пониманием мира и природы этого «языческого» философа и принципиаль­ными положениями христианской веры. Это вело Дунса к выводу, что полная гармония между теологи­ей и (аристотелевской) философией, которую стремил­ся восстановить Фома Аквинский, невозможна. О тех, кто слишком тесно связывает теологию и философию, Дуне отзывался весьма критически. Он не считал эти две области противоположными в том случае, если теология использовалась в практических целях. Он не стремился заменить христианскую веру некоей не­христианской философией, однако своей позицией го­товил предпосылки для разделения этих двух облас­тей, которое осуществилось позже.

Дуне Скот был представителем -метафизического (онтологического) индивидуализма. Индивидуальность не является чем-то второстепенным, наоборот, она является существенной чертой, стороной бытия. Эта позиция выражена у него аристотел'евско-схоластиче-ским языком. Родовая форма не может быть единой, в каждой вещи существует индивидуальная форма, или в каждой вещи кроме соответствующего «что» (quiddites) существует единичное и частное «это», «здесь и сейчас» (haecceitas). Дуне воспринимает понятийный реализм Аквината, но преодолевает его тем, что в отличие от Аквинского более высоко оцени­вает значение индивидуального. Он ясно указал, что индивидуальное является совершенной и истинной целью природы, последней реальностью (ultima reali-tas). Этим самым он не только делает шаг к номи­нализму, но и одновременно предвосхищает индивиду­ализм эпохи Ренессанса с его упором на человеческую исключительность, индивидуальность.


Философия Дунса Скота стояла в оппозиции к средневековому рационализму и в другом вопросе — вопросе волюнтаризма Августина. Взаимосвязь мыш­ления и воли, которую Аквинат понимал в смысле доминирования интеллекта над волей, Скот перевора­чивает. По Скоту, воля следует за разумом потому, что разум определяет, что нужно ей сделать как наилучшее. Воля подчиняется разуму. Она свободна и свободно находится в распоряжении разума. Это понимание значительно для теории познания, в кото­рой Дуне подчеркивает активность мышления вопреки пассивному, рецептивному пониманию его у Аквината.

Аналогична его позиция и в представлении о боге. Подобно тому, что можно найти у человека как образа божьего, можно предположить, что и божественная воля является первичной и господствующей. Мир сотворен таким, как он есть, потому, что так хотела божественная воля. Ничто необходимое или доброе не существует само по себе (считал Аквинат). Нечто суть доброе потому, что бог так хотел. Если бы он хотел иначе, было бы «добром» нечто иное. Это относится и к этической ценности человеческого пове­дения. Поведение выражает добро потому, что бог так хочет и предписывает. Человеческая воля является доброй, если она полностью подчиняется божествен­ной воле.

Таковы некоторые основные различия между уче­ниями Дунса и томистов. Однако для дальнейшего исследования более важное значение, чем эти разли­чия, имеет общая направленность их интересов. Ис­ходным пунктом Аквината было христианское учение о боге, мире и человеке. В философии он видел сред­ство поддержания этого учения и его доказательства. Скот не опровергает то, что хотели доказать другие (ибо он с ними согласен в основных принципах веры), но он критикует их способ рассуждений и метод доказательств. Можно сказать, что Дуне в от­личие от других схоластов задачу философии видит не в размышлениях о мире. По его мнению, ее пред­метом должно быть исследование воззрений других, исследование способов рефлексии о мире. Таким обра­зом, он относится к философам, предметом исследова­ний которых были формы, методы и возможности мышления сами по себе.

Тем, что Скот перенес внимание от содержания


схоластического учения к философскому методу, он подготовил решающий поворот в оценке отношения философии к теологии, изменение в видении мира. Дуне Скот является представителем новой школы августинизма. Он сделал некоторые уступки томизму, но в сущности стоял на других позициях. Давний спор августинизма и томизма превратился в спор гомизма и скотизма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.