Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философско-теол огически и аристотелизм




В середине XIII в. победило мнение, согласно ко­торому теология нуждается в оздоровлении филосо­фией Аристотеля. Однако шел спор, каким образом ее применить, чтобы не повредить христианской тео­логии. Схоластики разделились на два главных лагеря. Консервативное течение настаивало на сохранении основных положений Августина в теологических во­просах, но с применением одновременно и философ-


ских элементов аристотелизма. Прогрессивное течение большой упор делало на Аристотеля, хотя и здесь не было полного отмежевания от традиций августин-ского мышления. Растущее влияние Аристотеля вы­лилось наконец в новую теолого-философскую систему, которую создал Фома Аквинский.

В традиции августинизма в XIII в. продолжали работать преимущественно францисканские ученые, прежде всего в Парижском университете (наиболее полное выражение августинизма находим у Бонавен-туры) и в Оксфорде (в философии природы Гроссе-теста).

Одним из первых профессоров Парижского универ­ситета, который в упомянутом смысле соединял авгу-стинизм с аристотелизмом, был францисканец Алек­сандр из Гэльса (1170—1245). Его обширная «Summa universae theologiae», которую он написал в четвертом десятилетии XIII столетия, стала важным звеном на пути к основным схоластическим системам. Она со­держит элементы из произведений различных авторов, причем не только строго ортодоксальных, как Ансельм Кентерберийский и Бернар из Клерво, но и таких, как Абеляр. Для дальнейшего развития схоластики был важнее интерес Александра к Аристотелю и его араб­ским комментаторам. В теологии он доказывал суще­ствование бога как августиновским, так и аристоте­левским способом. В теории познания он утверждал, так же как и Августин, что познание первых сущно­стей нуждается в божественном опосредствовании (бог освящает человеческий разум), но в то же время исходил и из аристотелевского понимания, состоящего в том, что познание физического мира происходит путем доказательств и абстракции. Он принял теорию Аристотеля о форме и материи, применял ее и к не­телесным предметам, введя понятие «духовная мате­рия». Его произведения способствовали освоению Ари­стотеля теологией.

В отличие от предшествующего эклектического аристотелизма в середине XIII в. начинают предпри­ниматься усилия по осуществлению более значитель­ного идейного и философского синтеза. Одним из тех, кто внес большой вклад в освоение аристотелизма католической философией, был францисканец Джо-256


ванни Фиданца, называемый Бонавентурой (1221 —

1274). Учился он в Париже, был учеником Александра из Гэльса, стал его преемником и превзошел своего учителя. С 1248 г. он был профессором теологии Па­рижского университета, позже становится епископом и кардиналом. Он хорошо знал трудь! Аристотеля, но полагал, что его философия не соответствует в пол­ной мере христианству, поэтому в основополагающих точках своего учения Бонавентура сохраняет верность Платону и Августину. Был он традиционалистом, не стремился к выработке новых воззрений. Упор делал на теологию, и его философские взгляды и идеи не­обходимо искать прежде всего в этой области.

Теория познания Бонавентуры была своеобразным соединением аристотелизма и августинизма, теории абстракции с теорией «освещения души», рационализ­ма с мистицизмом. Ведущим был, однако, мистический подход. Если источником познания естественных ве­щей является сверхъестественный фактор, то тем более он является путем к богу. Полное познание бога воз­можно лишь при помощи экстаза. Бонавентура был величайшим мистиком XIII столетия.

Его философский подход отчетливо проявляется в интерпретации двух древних доктрин, которые соот­ветствовали августинскому пониманию мира. Были это метафизика света и теория «зародышевых доказа­тельств». Метафизика света была платоновской по происхождению, и модификация ее Бонавентурой со­стояла в том, что свет не материален, но является силой, действующей в материи, или, если переложить это на язык Аристотеля, формой. Свет является общей формой всего телесного. От того, как предметы и ма­терия причастны к свету, зависит и их включение в него. Теория «зародышевых доказательств» служила основой объяснения развития предметов. Закономер­ности их развития были бы непонятными, если бы не имели причин в самих предметах. В каждом из них с самого начала скрыт «зародыш», который опреде­ляет развитие предмета и управляет им. Эти в сущ­ности стоические принципы Бонавентура соединил с аристотелевской теорией, отождествил «зародыш» с «формами» вещей таким же образом, как и в, теории све,та. «Зародышам» он, однако, приписывал.сверхъ: естественное происхождение — в этом он опирался на Августина. Он утверждал, что «зародыши» вещей со-

9—1287 257


держатся в божественном разуме, откуда они и вли­ваются в вещи.

Философию августинизма в XIII в. развивают прежде всего представители ордена францисканцев — сначала во Франции, затем, позже, в английском Окс­форде.

Бонавентуру относят к августинизму XIII в. Неко­торые авторы -аргументируют это тем, что речь,идет о неоплатонизирующем аристотелизме на службе авгу-» стинской и францисканской теологии 6.

Во Франции вместе с Бонавентурой августинцев возглавлял Иоанн из Ла-Рошели, в английском Окс­форде — Адам из Марш, его учениками были архи­епископ Иоанн Пеккам, кардинал Матфей из Аква-спарта и др. Один из выдающихся итальянских дея­телей XIII—XIV вв.— поэт Данте Алнгьери — также был весьма близок к августинизму; в его идейных основах чувствуется влияние и неоплатонической фи­лософии, и интеллектуализма, близкого томизму.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.