Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовная культура и философия




ПЕРИОД РАСЦВЕТА СХОЛАСТИКИ

ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Еврейская философия в средние века также разви­вается параллельное христианской и исламской, причем и здесь исходными точками являются неоплатонизм и аристотелизм.

На ее развитие оказали влияние мистические элемен­ты иудейского учения, которые содержались в весьма неясных, непонятных, полных намеков энигматических текстах так называемой Каббалы1 (IX—XII вв.), дающих аллегорическую интерпретацию Ветхого завета и направленных против аристотелевского рациона­лизма.

Крупнейшим мыслителем этого течения был Ибн Гебироль (середина XI в.), которого схоластики считали арабом и называли Авицебронном. Его учение — теория эманации — было одним из наиболее последовательных в средние века.

Среди еврейских аристотеликов наиболее выдаю­щимся был Мозес Маймонид (евр. Моисей бен Май-мун), который родился в 1135 г. вблизи испанской


Если в странах Ближнего Востока в конце XII — начале XIII в. общественно-экономическое развитие уже приостанавливается, то в западных областях Ев­ропы происходит его дальнейший и быстрый подъем. Основой общественного процветания был рост произ­водительных сил как в сельском хозяйстве, так и в\ области ремесел. Растут города, в которых концент­рировались ремесленное производство и торговля. Папская власть достигает вершины как в светской, так и в духовной сфере, в частности, в период понти­фиката Иннокентия III (1198—1216), Григория IX (1227—1241), Иннокентия IV (1243—1254). Одновре­менно ширятся различные еретические движения, по­этому церковь немилосердно преследовала проявления неудовлетворенности тогдашними социальными отно­шениями. Основными носителями этих движений были прежде всего городские ремесленники. Церковь объяв­ляет крестовый поход против альбигойцев во Франции, учреждает особый суд — инквизицию — и создает та­кие монашеские ордена, как доминиканский и франци­сканский. Против еретической идеологии необходимо было выдвинуть рационалистическое вероучение, при­дать законченность системе католического учения.

Период крестовых походов (1096—1270) привел к богатым и плодотворным контактам между западно­европейской культурой и культурой восточных стран. Благодаря им расширилось мореплавание, происходи­ло развитие городов и торговли, строительного искус­ства, поэзии, наук. От соприкосновения христианско­го и нехристианского миров обогатилась также и фи­лософия.

Начиная с XII в. Европа главным образом через арабское и еврейское посредничество знакомилась с наследием Аристотеля, в частности с неизвестными до того времени его метафизическими и физическими трактатами. Арабские версии переводились на латынь,


с начала XIII в. Аристотель переводился непосредст­венно с греческого.

Деятельность по переводу Аристотеля привела к серьезной конфронтации между греческим рационализ­мом, представленным Аристотелем, и христианским субрациональным пониманием мира. Возрастающее влияние аристотелизма нельзя было приостановить. Церковь же реагировала на поток аристотелевской литературы со своих позиций, традиционно исходя из неоплатоновского августинианства. Постепенное при­нятие Аристотеля и приспособление его к потребно­стям христианского религиозного понимания мира имели несколько этапов. Этот процесс в значительной мере контролировался церковью, хотя и не обошелся без кризисов и потрясений.

На интерпретацию аристотелизма в пантеистиче­ском духе (Давид из Динанта) первоначально цер­ковь ответила запретом изучения в Парижском уни­верситете Аристотелевых естественнонаучных произ­ведений и даже «Метафизики» (декреты папы от 1210 и 1215 гг.). Папа Григорий IX в 1231 г. эти запреты подтвердил, но одновременно дал указание специаль­но созданной комиссии, чтобы та проверила труды Аристотеля относительно их возможного приспособле­ния к католическому вероучению. Создание комиссии отражало тот факт, что изучение Аристотеля стало в то время уже жизненной необходимостью для уни­верситетского образования и развития научно-фило­софского знания в Западной Европе. В 1245 г. изу­чение философии Аристотеля было разрешено без ограничений, а в 1255 г. никто не мог получить сте­пень магистра, не изучив труды Аристотеля. Офици­альное признание великого философа было сущест­венным моментом, однако оно не означало, что впредь не будут возникать различные реакции церкви на аристотелизм, пока оно не будет содержать угрозы для церкви, в частности в виде еретических учений и движений.

Расширение социальных, географических и духов­ных горизонтов, связанное с крестовыми походами, знакомство с трактатами Аристотеля и арабским есте­ствознанием потребовали обобщить все известные знания о мире в строгую систему, в которой царство­вала бы теология. Эта потребность реализовалась в больших Суммах — трудах, где исходным материалом


является христианский образ мира, охватывающий природу, человечество, духовный и видимый мир. Теология тем самым представлялась как научная си­стема, обоснованная философией и метафизикой '.

УНИВЕРСИТЕТЫ И ОРДЕНА

Очагами, в которых в средние века развивалась философия, были возникающие университеты. К ве­дущим относились университеты в Париже, Кёльне, Оксфорде, Болонье, Неаполе и Падуе. Главной уни­верситетской метрополией в течение всего средневе­ковья был Париж. Другим видным научным и фило­софским центром был английский Оксфорд. Средне­вековые университеты были наднациональными духов­ными организмами. Как показывает название (uni-versitas litterarum — совокупность наук), они охваты­вали все ответвления наук, в которых ведущую роль играла христианская теология. Университеты заме­няли бывшие монастырские и церковные высшие тео­логические школы. Философия изучалась в них не только на теологических факультетах, но и на факуль­тетах, связанных с искусством.

Наряду с университетами не менее важными цент­рами теологического и философского мышления были монашеские ордена доминиканцев2 и францискан­цев 3. Между доминиканцами и францисканцами сна­чала не было доктринальных споров, они возникают только в середине XIII в.: доминиканцы провозглаша­ли преимущественно новые доктрины, тогда как фран­цисканцы ориентировались, как правило, на августи-низм. Во францисканском учении появились даже не­которые оппозиционные, еретические мысли, но впо­следствии стала преобладать ортодоксальная направ­ленность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.