Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пантеистический аристотелизм XIII в




Использование философии Аристотеля в XIII в. проходило по существу в двух направлениях. С одной стороны, на почве христианского теизма происходило уравновешивание философских традиций августинизма и аристотелизма. С другой стороны, аристотелизм


одобрялся и принимался неоплатоновским пантеиз­мом, который противоречил церковной христианской теологии.

Этот «некрещеный» аристотелизм был представлен александрийской школой и латинским аверроизмом. Александрийская школа исходила прежде всего из учения Александра из Афродизиады 4, который воз­вышает натурализм Аристотеля, тогда как латинский аверроизм исходит из трудов арабского философа XII в. Аверроэса, интерпретирующего Аристотеля в духе, близком неоплатонизму.

Александризм. По приказу Парижского собора в 1210 г. было сожжено произведение «О частях», авто­ром которого был Давид из Динанта, бывший римский священник и преподаватель факультета искусств Па­рижского университета. С трудами Аристотеля он по­знакомился через греческие комментарии Александра из Афродизиады. В основе его мировоззрения был пантеизм. Он исходил из традиций эпикуреизма, на­турализма шартрской школы и перипатетизма алек­сандрийской интерпретации, был убежден, что мир сам является богом. К материальному миру он под­ходил с точки зрения единства материи и формы. Субстратом является материя, форма — ее проявле­ние, она вторична. Эти сильные материалистические тенденции проявились, однако, в учении Давида из Динанта в рамках главного положения, согласно ко­торому высшей из субстанций телесного и духовного является бог как «разум всех душ и материя всех тел»5. Основой его является «первая материя», ко­торая одновременно и разум (нус), и «вечная субстан­ция» — бог.

Латинский аверроизм. Несколько десятилетий спу­стя после осуждения и сожжения трудов Давида Динантского снова разгорелась борьба вокруг фило­софского наследия Аристотеля. Альберт Великий и Фома Аквинский придавали большое значение при­способлению аристотелизма к католической доктрине. Они вели бескомпромиссную борьбу против не только августинизма, но и противников «слева», против при­верженцев Аверроэса.

Главой латинского аверроизма был Сигер Брабант-ский (ок. 1240—1281 или 1284), магистр факультета


искусств Парижского университета. Его жизнь и твор­чество проходили в постоянных столкновениях с цер­ковью и противниками, среди которых были Бонавен-тура, Фома Аквинский (см. его трактат «О единстве разума против аверроистов») и Альберт Великий. В 1276 г. Сигер и его сторонники предстали перед судом инквизиции. Сигер избежал обвинения в ереси, но в дальнейшем должен был жить под надзором пап­ской курии. Его жизнь была прервана — по всей ве­роятности, он был убит его секретарем.

Сигер был личностью удивительной. В своих трудах он стремился к независимости философии от теологии. Он признавал лишь философские авторитеты, прежде всего Аристотеля, идеи которого он развивал.

Об аверроистской ориентации Сигера свидетель­ствуют и названия его трудов: «О вечности мира», «О необходимости и взаимной зависимости причин», «О разумности души» (направлен против упомянутого трактата Аквината).

Латинский аверроизм отстаивал прежде всего идеи о том, что бог не является непосредственной причиной мира, а воздействует опосредованно и в соответствии с законами природы. Он скорее является первым дви­гателем мира, чем его творцом. Мир вечен, полностью самостоятелен, поэтому не было ни начала мира, ни сотворения человека. Деятельность бога относительно материи имеет характер необходимости (проявляется в естественной закономерности мира), но не свобод­ной воли. Сигер провозглашал детерминизм как все­общий принцип, господствующий в природе (а места­ми и в человеческом обществе), признавал только ма­териальные, формальные и активные причины, но не целевые.

Так как все единичные вещи являются случайными, разнородными, бог не может иметь представление о единичном, и поэтому на деятельность индивидов не распространяется божественное провидение и ответ­ственность бога за индивида исключается.

Проблемы человека, его разума и души вообще занимают значительное место в воззрениях Сигера и других латинских аверроистов. Исходя из принципа Аристотеля о том, что душа является формой тела, Сигер соединял деятельность каждой единичной души с чувственным познанием, неотделимым от телесности.


Каждая индивидуальная душа имеет и высший уро­вень, где концентрируется интеллектуальная деятель­ность, но эта деятельность присуща уже всему роду человеческому и тем самым каждому его представи­телю. Индивидуальная душа погибает одновременно с телесной смертью человека. Индивидуальное бес­смертие существует, таким образом, только в пере­носном смысле — как бессмертие рода человеческого. Эта идея была, естественно, совершенно неприемлемой для церкви и ее религиозной трактовки морали.

Аверроизм, в частности в своей латинской версии, стал наиболее серьезным оппозиционным направле­нием в западноевропейской средневековой философии. Аверроистский аристотелизм был осужден в декретах парижского епископа Стефана Темпьера, который в 1227 г. был назначен папой Иоанном XXI для рассле­дования ситуации в Парижском университете. Это событие имело далеко идущие последствия для даль­нейшего развития философии. Сторонники радикаль­ного аристотелизма были усмирены, а этим опосредо­ванно было заторможено и развитие томизма. Декрет Темпьера пробудил августинские религиозные тен­денции, сторонниками которых были прежде всего францисканские профессора, которые руководствова­лись наследием Августина, но эклектически перенима­ли и ряд аристотелевских элементов. Августинизм дол­жен был также приспосабливаться и к усиливающе­муся проникновению -арабской науки и философии в университеты. Это уже в определенной мере предзна­меновало синтез ортодоксального мистицизма и схо­ластической учености, осуществленный в следующем столетии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.