Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механистический материализм




Как представители французского Просвещения, так и Руссо и, в частности, французские материалисты XVIII в. являются представителями французской ре­волюционной буржуазии как раз накануне ее рево­люционного выступления. К. Маркс и Ф. Энгельс определили французский материализм этого периода как «идейную подготовку буржуазной революции».

В работах представителей французского материа­лизма второй половины XVIII в. своих вершин дости­гают материалистические тенденции в развитии пред­революционной буржуазной философии вообще. Их философский материализм тесно связан с радикаль­ными социально-политическими воззрениями.

Материалистическая философия этого периода чер­пает как из предшествующего французского философ­ского мышления, так и из материалистических эле­ментов философии Декарта и английской сенсуалист-ской философии Бэкона. и Локка. «...Существуют два направления французского материализма: одно ведет свое происхождение от Декарта, другое — от Локка. Последнее направление материализма составляет, по преимуществу, французский образова­тельный элемент и ведет прямо к социализму. Пер­вый, механистический материализм, вливается во французское естествознание в собственном смысле слова. В ходе развития оба направления перекрещи­ваются» 19 — так характеризуют французский мате­риализм XVIII в. основатели марксистской фило­софии.

Большую роль в распространении, в частности, воззрений Локка во Франции сыграли работы Этьен-на Бонно де Кондильяка (1715—1780). В своих основ­ных трудах «Опыт исследования происхождения че-


ловеческих знаний» (1746), «Трактат в системах» (1749) и «Рассуждение об ощущениях» (1754) он принимает не только сенсуализм Локка, но и локков-ское отношение к опыту в формировании челове­ческого сознания. Он однозначно отвергает карте­зианскую теорию врожденных идей, а сенсуалист-ский подход распространяет и на плоскость мышле­ния. Память, мышление и суждение он рассматри-' вает лишь как варианты ощущений.

Однако Кондильяк принципиально отвергает по­знаваемость материи и ее основных атрибутов. Он признает существование нематериальной души и с этих позиций критикует учение Спинозы о единой суб­станции.

Кондильяк представляет собой соединяющий «мост» между английским сенсуализмом и француз­ским материализмом XVIII в. Его историческая заслу­га состоит в том, что он подчеркивал плодотворность сенсуалистской теории познания. С Кондильяком не­посредственно связано и главное течение французско­го материализма. К нему принадлежат Ламетри, Гольбах, Гельвеции и энциклопедисты Д. Дидро и Ж. Д'Аламбер.

Наиболее известная работа Жюльена Офре де Ла­метри (1709—1751) «Человек-машина», которую он издал в 1747 г. под псевдонимом, вызвала среди раз­личных кругов большое недовольство. Ее открытый материализм возбудил прежде всего консервативные круги Франции. Поэтому Ламетри покидает страну. В его работе изложены почти все основные принципы, которые впоследствии были развиты французскими материалистами. Ламетри исходит из сенсуализма Локка и однозначно признает объективную основу наших ощущений — внешний мир. Одновременно он подчеркивает, что материя находится в постоянном движении, движение от нее неотделимо. Источник движения находится в самой материи. На его воззре­ния повлияло не только картезианское понимание распространенности, но и философская рефлексия ньютоновской физики, в частности понятие силы у Ньютона. Несмотря на последовательно материали­стический подход, Ламетри высказывает и идеи о не­возможности познания сущности движения и материи. «Сущность движения нам не известна, так же как и

 



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.