Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иммануил Кант 2 страница





щества и видит в нем скорее субъект автономного поведения и собственного самосовершенствования.

Свою заинтересованность социальными пробле­мами Кант доказывает также тем, что в духе рус-соистской традиции основным проявлением свободы считает самоограничение собственного произвола, уважение к свободе остальных. Как известно, Руссо, на которого равнялся Кант, разрешил вопрос воз­можности свободы в обществе тем, что включил в автономную мотивацию поведения индивида ува­жение к другим равным ему. существам. Эта сущ­ность «всеобщей воли» Руссо переходит в нравствен­ный закон Канта — категорический императив и образует определенность с точки зрения содержания.

К характерным чертам моральной теории Канта относится то, что он рассматривает этическую проб­лему независимо от теологических предпосылок. «Мораль коренится в понятии человека как... су­щества, которое своим разумом связано с необус-левленными законами. Человек поэтому не нужда­ется ни в коем случае... в религии, но он полностью самодостаточен благодаря чистому практическому разуму» 42. В другом месте он опять провозглашает, что философскую этику нельзя «повесить... на ничто на небе...».

Самую точную формулу автономии, являющуюся исходным пунктом его суждений, Кант дал в «Мета­физических основах правовой науки». Согласно его формуле, наша свобода зависит от того, что связь между чувственным стимулом и поведением не име­ет характера прямой необходимости, но выступает как обусловленность. Тогда как у животного внеш­ний раздражитель вызывает инстинктивную акцию, у человека он вызывает лишь желание удовлетво­рения, к которому бы вела инстинктивная акция. Поэтому в акте воли мотивация автономна и опре­деленность воли преодолевается чувственным раз­дражителем 44.

Отличие автономно мотивированного поведения от поведения, определяемого внешними причинами, является отличием между человеческим и живот­ным уровнями жизни. Кант этим самым обосновы­вает высшую онтологическую ценность человека от­носительно природы. Как существо, способное к автономной мотивации, человек является «целью в


себе», тогда как остальные животные суть лишь простые «средства». Эта онтология, разумеется, дей­ствительна лишь с точки зрения нравственного пове­дения, а не с теоретической точки зрения. Во вве­дении к «Критике практического разума» Кант про­возглашает свободу «доводом существования» нрав­ственного закона.

После этого Кант приступает к формулировке нравственного закона. Поведение человека согласно нравственному закону мотивируется тем, что другие, относительно которых я действую, проявляют такую же автономию, как и я, или что они являются целя­ми в себе, но ни в коем случае не средствами для деятельности кого-то другого. Поэтому формула ка­тегорического императива, которая предписывает содержание морального поведения, звучит так: «...поступай так, чтобы использовать человека для себя так же, как и для другого, всегда как цель и никогда лишь как средство» 45. Согласно более пате­тичной, но менее точной формуле из «Критики прак­тического разума», нравственный закон предписы­вает неприкосновенность другого человека («другой человек должен быть для тебя святым»).

К формуле морального закона следует добавить, что моральный закон построен на дуализме естест­венного характера человека и обязанности, которая вытекает из того, что человек является существом, способным к свободному решению, чем он и возвы­шается над природой. Нравственное поведение выс­тупает как ограничение личного эгоизма, который вытекает из инстинкта самосохранения относитель­но -аналогичной ценности других.

Моральный закон Канта имеет несколько форму­лировок, важнейшая из них та, которую мы при­вели,— она в общем составляет содержание нрав­ственного поведения. Следующая формулировка, предписывает форму нравственного поведения и зву­чит так: «Поступай так, чтобы максима твоего по­ведения на основе твоей воли могла стать общим естественным законом». Эта формулировка важна тем, что помогает исключить случаи нежелательно­го поведения. Если есть сомнения относительно того, не находится ли поведение на основе определенного намерения в противоречии с нравственным законом, то достаточно произвести обобщение нашего наме-


рения в эту общую формулу. Если наше намерение не сможет быть возведено в «закон», то мы должны от соответствующего поведения отказаться.

Таким образом, нравственное поведение, по Кан­ту, характерно тем, что оно, с одной стороны, соглас­но закону, с другой — его мотивацией является до­стоинство человека. Нравственный закон — это за­кон внеэмпирический, ибо он не возникает в резуль­тате обобщения человеческого поведения. Подобным образом он и не мог возникнуть, ибо он касается того, что должно быть, а не того, что есть. Он основан на моральной онтологии, а не на опыте. Опыт нам, наконец, и не может дать пример мо­рального поведения, ибо извне нельзя установить, действует ли кто по Закону, или его поведение лишь внешне согласно с поведением, которое имело бы в качестве основы нравственный закон.

. Кант убежден в том, что знание закона не явля­ется проблемой. Закон знает каждый априори, т. е. знание закона не обусловлено образованием или вос­питанием, оно не обусловлено даже прямым позна­нием.

Каждый, не осознавая этого, видит суть харак­тера человеческого возвышения над вещами и жи­вотными и свое равенство с другими. Подданный, от которого требуется лжесвидетельство, знает, что он не должен так поступать, и знает это сам по себе. И подлец знает, что его поведение не является нравственно справедливым: «Так видимо и резко очерчены границы нравственности и самолюбия, что даже наипростейший глаз не может не познать раз­личие, принадлежит ли нечто к тому или - к иному» 4?. Невыразимое знание закона является фактом нашего разума. Нравственный закон, таким образом, не только происходит из «разума», но он происходит из «чистого разума», т. е. мы знаем о нем априори.

При объяснении категорического императива Кант использует примеры, в которых интерпрети­рует гражданско-правовые отношения буржуазного общества как примеры взаимности, которые нельзя нарушить без провинности по отношению к нрав­ственному закону (примеры соблюдения обещания, доверия). Если, я хочу изречь ложь, дать фальшивое обещание, разбазарить доверенное имущество, я дол-


жен спросить себя, может ли эта максима стать общим «законом», причем «естественным законом». Нашим моральным долгом является не нарушить отношений, основанных на взаимности и выражаю­щих эту взаимность.

В формуле нравственного закона как «естествен­ного природного закона» парадоксальным является термин «природа». «Природа» здесь обозначает не внешнюю реальность, независимую от человека, но соглашения, читай: отношения, которые определены на основе правила или «закона», действующего оди­наково для обеих сторон. По тому, что «природа», по Канту, понимается как «бытие вещи, определен- ' ное общим законом»48, он может считать и взаим­ность обещаний, договоры типа доверия или типа депозита и т. д. примерами самой «природы». Обе­щания и доверие могут существовать лишь благода­ря тому, что существует общий договор, правило, «закон», который предполагает, что вещи в природе в собственном смысле слова могут существовать лишь благодаря природным законам. Доказатель­ством правильности такой интерпретации «при­роды» в нравственном мире является употребление этого понятия у Шеллинга, который в подобном смысле говорит о «второй природе». В «Системе трансцендентального идеализма» Шеллинг подчер­кивает необходимость гражданского правового за­кона, «второй природы» потому, что этот «естест­венный закон имеет целью свободу». «Такой естест­венный закон, о котором мы, собственно, говорим — это правовой закон, а вторая природа, в которой царит этот закон, является правовым установ­лением...» 49

По Канту, моральное значение отношений, осно­ванных «а договоре, соблюдение которого обязывает обе стороны, вытекает из того, что категорический императив имеет характер не только ограничения собственного эгоизма, но и самоограничения, чтобы не разрушить человеческое общество, установленное на основе взаимных отношений типа договора, со­глашения, обещания, сохранения и т. п. Эта «вторая природа» потерпит'ущерб, если я занимаю позицию естественного эгоизма. Нравственное поведение пре­следует лишь ту цель, чтобы не пострадал другой из-за моего поведения, но здесь речь идет о том,


чтобы сохранить форму человеческого общества как «второй природы».

Гегель обратил внимание, что категорический императив Канта выражает то, что «свободная воля хочет свободной воли» 50, т. е. хочет и сама выра­зиться, объективизироваться как свободная воля. Это видно из того, что поведение на основе закона совершается не только ради других, но и ради себя, чтобы ощутить и выразить свою свободу и дос­тоинство.

Содержание нравственного императива показы­вает также, что направление этики Канта, не сов­падает с христианской этикой. Кант стремится к тому, чтобы нравственное поведение, с одной сто­роны, укрепляли и фиксировали случаи взаимности, ибо в них люди дают свидетельство того, что они не являются просто животными. С другой стороны, Кант не выделяет такое поведение, как бескорыст­ная служба, помощь, сочувствие и т. д. Так, напри­мер, совершение добра Кант рассматривает лишь в смысле так называемых более широких обязаннос­тей, которые не имеют той же обязательности, как те, несоблюдение которых рушит «природу». Эти обязанности принадлежат не к «строгим» и «неми­нуемым» обязанностям, но лишь к «заслуженным» и «случайным».

Характерным для этики Канта является тезис, что моральную ценность нашему поведению сооб­щает умысел. Поэтому об этике Кайта часто говорят как о «морали умысла», а этический ригоризм Кан­та часто объясняется тем, что он якобы учил в смыс­ле нравственного закона действовать невзирая на последствия, хотя бы они были и самоубийствен­ными. Кроме того, следует сказать, что определен­ная автономность намерения безотносительно к следствиям является необходимым элементом' каж­дой этики, которая исходит из субъективной воли и различает выбор и действие," намерение и его осуществление. И Гегель, который представляет оп­позицию к морали чистого умысла, отстаивает тезис о том, что человек ответствен за действие лишь в диапазоне своей субъективной воли: «Если поведе­ние переведено во внешнее бытие... то оно выдано на произвол внешним силам, которые к нему присово­купляют нечто иное, чем оно есть для себя, и влекут


его к отдаленным, чужим последствиям»51. И Шил­лер, как критик ригоризма Канта, говорит в «Смер­ти Вальдштейна»:

В моей груди было мое действие лишь моим; однако, будучи выпущенным из глубин укрытия своей родной почвы в чуждость жизни, оно принадлежит уже посторонним силам, которыми не овладеет никогда искусство человека 52

Различие, между намерением и следствием при­знает любая современная этика. Гегель отмечает в «Основах философии права», что ответственность за действие безотносительно к намерению характерна для греческой трагедии. Гегель, разумеется, подчер­кивал, что наше поведение должно быть как можно более осознанным и что оно должно основываться на самом широком знании обстоятельств, в услови­ях которых мы действуем.

Интенцией Канта является подчеркивание нрав­ственной ценности мотивации, хотя бы она и не мо­гла осуществиться, но не нравственной ценности хо­тения, абстрактно независимого от реализации. В «Основах метафизики нравов» он говорит: «Если же этой воле из-за некоей особой неприязни судьбы или мачехиной скупости природы не удалось вообще провести свое намерение и если, несмотря на все усилия, ей не удалось ничего исполнить и осталась лишь добрая воля (однако не в форме набожного делания, но с употреблением всех средств, которые были в нашей власти), то она, несмотря на это, сияла бы сама по себе как драгоценность, как нечто, что имеет свою полную ценность само по себе» 53.

Моральная теория Канта не допускает исклю­чений из реализации закона, которые бы были обус­ловлены неблагоприятными обстоятельствами. Если вынуждается лжесвидетельство, оно не должно быть услышано. Однако нравственный закон не обязывает к тому, чтобы героические свершения проводились, невзирая на невозможность их реализации или не­благоприятные последствия. Когда сам Кант был притеснен цензурой и призван к тому, чтобы он не занимался критикой религии, он подчинился и обя­зался не читать лекций о религии, потому что этого требует нравственный закон.

Тезис об этике умысла отвечает идее Канта о том, что нравственное поведение не должно иметь


в качестве своей основы «склонности» и что оно тем более является заслуженным, чем больше мы должны преодолевать свой естественный эгоизм. Эта идея основывается на строгом дуализме чувствен­ности и закона, чувственность не должна быть на­правлена на то, чтобы человек тяготел к поведению на основе закона. Наоборот, если поведение на ос­нове чувственности (например, любви, дружбы, сим­патии) совпадает с действием на основе закона, оно не имеет моральной ценности, ибо оно не мотиви­ровано законом. Прозрачную критику этого аспекта этики Канта содержат следующие стихи Шиллера:

Совесть не дает покоя.

Приятелям служить я рад, однако,

к сожалению, имею к этому

я склонность и часто

маюсь от того, что добродетели

здесь нет.

Я не советую иного ничего, чем этим пренебречь и с отвращеньем делать-то, к чему повинность призывает51

' Лишь одно чувство, по Канту, не нарушает нрав­ственной ценности поведения — это чувство уваже­ния к закону, ибо оно относится к общей нравст­венной ценности.

Этика Канта содержит рассуждения о свободе, свобода человека проявляется также в способности деятельности относительно природы. В природе все происходит согл-асно закону причинности, а поэтому и наше поведение, поскольку оно воздействует на природу, должно быть подчинено этому закону. В то же время вся моральная теория Канта основана на свободе человека. В заключении к «Основаниям метафизики нравов» Кант решает эту антиномию таким образом, что применяет к ней различие меж­ду «вещами в себе» и явлениями, которое он вводит в «Критике чистого разума». С одной стороны, наше Я как «вещь в себе» принадлежит к «интеллиги­бельному» миру, к миру, который открывается нам нравственным поведением. С другой стороны, мы, как «представители чувственного мира», принад­лежим к миру явлений. Подобным образом Кант рассуждает и в «Критике практического разума».


Из этого примера может показаться, что Кант решает проблемы своей этической философии при помощи достижений теоретической философии. В действительности обе этические работы Канта основаны на предпосылке, что путем рефлексии нравственного поведения мы приходим к определен­ным заключениям, к которым нельзя прийти при помощи одной лишь теории. Это относится и к сво­боде, которая остается недоказуемой для «Критики чистого разума» (возможная «каузальность через свободу» является недоказанной, потому что это утверждение является одним из членов антиномии), тогда как в этических трактатах Кант доказывает свободу как условие нравственного закона, который мы осознаем.

Кант под «практической» областью понимает (от греч. «праксис» — поведение) лишь область морально­го поведения. Поэтому определенный приоритет позна­ния, основанного на практическом поведении, перед чисто теоретическим познанием,' к которому он прихо­дит в этических трактатах, относится у него лишь к моральной области. Дальнейшее развитие немецкой философии показывает, однако, что Кант столкнулся с проблемой, которая могла быть полностью исчерпана лишь в марксистской философии.

С позиции, которой соответствует такой подход,— это позиция онтологии, возводимой на основе мора­ли,— Кант устанавливает новый статус идей свободы, бессмертия и бога (бессмертие вместе со свободой относятся к идее души, которую Кант выводит в «Критике чистого разума»). Это постулаты. Постулаты относятся к предметам, которые теоретический разум «допускает» или предполагает как возможные вследст­вие их значения с точки зрения моральной онтоло­гии. Их функция не является теоретической, постулаты служат «побудителями» нашего -морального стремле­ния, которое побуждает нас к поведению согласно закону. Тем не менее это их значение вызывает опре­деленные изменения в теоретическом статусе их пред­метов.

Среди постулатов особое положение имеет постулат свободы, ибо реальность свободы гарантируется тем, что она является условием морального закона. Тем не менее, так как она гарантируется лишь с точки зрения нашего морального поведения, Кант не провоз-


глашает реальность свободы как теоретический факт. К следующим моральным постулатам относится то, что их предметы являются теоретически допустимыми. Центральный мотив, на котором основана функция постулатов,— это реализация «наивысшего блага» в мире.

Мы видим, что отношение между теоретической и практической.философией у Канта образует сложную схему, которая сохраняется лишь с точки зрения стро­гого различения границ отдельных областей челове­ческого отношения к миру, т. е. на основе строгого различения теоретических и практических подходов. Немецкая философская общественность реагировала на теоретическую философию Канта двояким образом. Часть общественности усматривала в этих положениях Канта «моральное доказательство существования бога», как это выясняется, например, из «Писем о догматизме и критицизме»55, тогда как духовные вожди другого направления — Фихте, Шеллинг, а не­сколько позже Гегель — рассматривали эту ситуацию как ликвидацию границ между теоретической и мо­ральной философией, а в мировоззренческом плане — как склонность к пантеизму.

Шеллинг, который в «Письмах о догматизме и кри­тицизме» полагал, что постулаты Канта имеют значе­ние побудителей морального поведения в некоем праг­матическом смысле, еще в большей степени (в свой классический период), чем Фихте, склонялся к панте­изму. К этой традиции принадлежит и Гегель, кото­рый в мировоззренческом отношении следует за Шел­лингом классического периода и преодолевает эту тенденцию подробной разработкой системы во всех деталях. В «Феноменологии духа» он анализирует постулаты Канта и находит в них противоречия. Эта критика Канта Гегелем является позитивным выраже­нием пантеистической позиции неличного абсолюта, развивающейся человеческой истории вопреки теорети­чески недоказуемому внемировому абсолюту Канта, который должен побуждать нас к моральному пове­дению.

Эстетика Канта. К «Критике чистого разума», посвященной познанию, и к «Критике практического разума» (рассматривается область нравственного по­ведения) присоединил Кант в 1790 г. еще и «Критику способности суждения» («Kritik.der Urteilskraft»),


в которой он изложил теорию эстетического сужде­ния, а также эстетическое отношение к миру с телео­логической точки зрения. Уже само вычленение эстетического отношения к миру как самостоятель­ной области человеческой активности имеет большое значение, ибо в предшествующей философии эстети­ческое восприятие часто отождествлялось с чувст­вами — любимое и нелюбимое, приятное и неприятное. При решении этой проблемы, согласно которой в эсте­тических суждениях предмету приписываются в ка­честве предиката наши собственные ощущения, вы­званные этим предметом, Кант выдвинул важную идею, что предметы эстетической приятности разыгры­вают наши способности представления и суждения и тем самым вызывают в нас ощущения эстетической приятности. Эстетическое приятное, выражаемое в «суждениях вкуса», имеет здесь объективный харак­тер, хотя предмету и не может принадлежать атрибут красоты безотносительно к воспринимающему человеку. Красота понимается как свойство предмета и выража­ет в действительности сопринадлежность этого пред­мета и нашего ощущения. Это «отношение его (пред­мета.— Авт.) существования к моему состоянию, по­скольку на него такой объект воздействует» 57.

Для эстетического приятного Кант выбрал термин «незаинтересованное приятное». Этот термин, разуме­ется, не означает, что эстетический предмет для нас не интересен — тогда произведение искусства не имело бы для воспринимающего никакого смысла. Кант хо­чет этим термином подчеркнуть, что эстетическое отношение к предмету происходит вне наших практи­ческих интересов, что интерес к обладанию предметом, его использованию или к его созданию отсутствует. Поэтому эстетическим предметом является не реаль­ная вещь, но вещественное представление или нереаль­ный предмет (например, герой романа).

Для выражениях эстетического полезного Кант упо­требил термин «приязнь». Этот термин показывает, что если мы находимся в эстетическом отношении к неко­ему предмету, то мы находимся в состоянии особого расслабления, которое является продуктивным, однако в ином смысле, чем продуктивность в практической (читай: нравственной) области.

Эстетические суждения отличаются также и от по­знавательных суждений. Так как посредством эстети-


ческих суждении мы не приписываем предметам нечто, что в них объективно имеется и что может быть пред­метом познавательного суждения, Кант говорит об эстетических суждениях как об «оценках». Этим он выражает то, что эстетические суждения определяют нечто, о чем высказывается познавательное суждение, но новым способом, таким, что по отношению к нему высказывается наше состояние. Акт, в котором это совершается, является не результатом рассмотрения, которое составляет отношение субъекта и предиката в познавательном суждении, но результатом особого вида, который Кант подводит под «способность сужде­ния» (Urteilskraft). Сила суждений связана и с позна­вательными суждениями, но эстетическое суждение является ее специфической областью.

В отличии «оценок» от «суждений» и содержится общий знаменатель науки об эстетической оценке и науки о природной телеологии, которые рассмат­риваются совместно в «Критике способности сужде­ния». По Канту, в природе можно различить два круга законов. Первый — это каузальные законы механис­тического типа — они вообще являются условием существования опытных предметов, продуктом априор­ного рассуждения, которое образует основную струк­туру опытных предметов. Второй круг законов не яв­ляется прямо условием рефлексии природы, «принимая во внимание происходящий взаимосвязанный опыт» 58. Эти законы (сюда относится дифференциация живой природы на роды и виды, понятие организма как «внутренней цели», в которой отдельные части явля­ются одновременно причиной и следствием, и понятие природы как целого, к которому относятся законы типа «природа не делает скачков» и т. д.) больше подходят к необходимой структуре, констатирующей предметы, и заложены в априорности «телеологической способности суждения». Кант таким образом расправ­ляется с новыми разделами науки, возникшими в по­следней трети XVIII в. и существенно расширившими основу фактов, необходимых для философствования.

Уже говорилось, что приятное, вызванное эстети­ческим объектом, обусловлено совокупностью познава­тельных сил, их «гармоническим настроением», или «игрой» (Spiel) 59. Приятное, которое вследствие этого ощущает воспринимающий субъект, не является, та­ким образом, простым ощущением, как, например,


чувственное наслаждение, но выступает как «оживле­ние» образности вместе с рассуждением, которое «разыгрывает» собственную «свободную актив­ность» Ч

То, что при этом Кант имеет в виду, можно опре­делить по его собственному анализу аллегорического значения некоторых божественных символов. Так, на­пример, орел как атрибут Юпитера или павлин как атрибут Юноны «не представляет, так как это бывает в случае логических атрибутов, то, что лежит в основе наших понятий о возвышенном и величественном... но нечто иное, что дает толчок образотворчеству, чтобы оно распространилось на множество близких представ­лений...» 61.

Теперь обратимся к вопросу, каким должен быть предмет, который приводит нашу мысль к эстетиче­скому приятному. По Канту, «приятное не может вы­ражать ничего иного, чем соразмерность объекта познающим способностям» 62. Из этого вытекает, что приятное возникает вследствие некоей «оценки» того, является или не является объект соразмерным нашим познавательным способностям. Это «оценивание» не совершается, однако, путем рефлексии, но имеет фор­му желательного, приязненного состояния наших по­знавательных сил. Если это состояние наступает, предмет «оценивается» как «соразмерный», а если не наступает, то он «оценивается» как «несоразмерный».

Тем самым мы подходим к характеристике предме­та эстетического приятного. «Игра» познавательных сил, которую вызывает предмет, характеризуется как «целесообразное», а отсюда и предмет называется це­лесообразным 63. Разумеется, это не объективная целесообразность, которая состоит в его полезности или в его совершенстве (по Канту, «внутренняя целе­сообразность» предмета), но целесообразность, кото­рая состоит в том, что предмет соразмерен нашим познавательным силам. Поэтому эстетический предмет нашей мысли понимается как целесообразный — это, однако, целесообразность «без определения, чем она должна быть» или «целесообразность без цели»64.

Следующим важнейшим вопросом, который реша­ется в эстетике Канта, является вопрос об обяза­тельности эстетических суждений. Когда суждение о «приятном» имеет характер обязательного утвержде­ния лишь для меня (это мне нравится), эстетическое


суждение имеет общую обязательность. В утверждении «этот предмет прекрасен» содержится то, что он пре­красен для всех. Обязательность эстетической оценки является величайшим парадоксом, с которым мы стал­киваемся при анализе эстетического феномена. В те­зисе, что эстетический предмет нам нравится «без интереса», речь идет о том, что эстетическое отношение простирается вне наших практических интересов. То, что эстетический предмет является «целесообразным без цели», можно понять из того, что Кант мыслит целесообразность как соразмерность нашим познава­тельным силам. Однако то, что эстетическое сужде­ние должно иметь общую обязательность, представ­ляется находящимся в противоречии с тезисом об «игре» образности и рассуждения, в которую нас вво­дит предмет эстетического интереса. «Игра» образно­сти и рассуждения ведь не может у каждого протекать одинаково, она зависит от жизненного опыта, чувст­венного расположения и т. д. Этого Кант, естественно, не отрицает, но тем не менее он настаивает на том, что эстетические предметы приводят наши познава­тельные силы к оптимальной взаимной связи, отноше­нию. Кант полагает дальше, что синтез «игры» образ­ности и рассуждения, который совершается в эсте­тическом настроении, является благоприятным и по--знанию, однако это не познание на основе понятий, но познание на основе чувств. Таким образом он прихо­дит к следующим двум парадоксальным тезисам. Первый — об обязательности эстетического суждения и звучит так: «Прекрасное есть то, что нравится во­обще без понятий» 65. Другой утверждает, что «пре­красное есть то, что познается без понятий как пред­мет необходимой склонности» .

К дальнейшей спецификации ощущений, которые в нас вызывают эстетические предметы, Кант прихо­дит, анализируя «возвышенное». В эстетике XVIII в. различию между -красотой и возвышенным придава­лось гораздо большее значение, чем в наше время. Если мы называем вершины гор или бурный океан возвышенными, то, по Канту, речь идет об отдельном случае прекрасных предметов. В действительности возвышенными не являются ни горы, ни океан, но они своей мощью возбуждают ощущение возвышенности. Нахождение приятного в прекрасных предметах.и на­хождение приятного в возвышенных предметах по-


добны, объяснение этих обоих восприятий аналогично.. Различие же состоит лишь в том, что прекрасные предметы вызывают у нас чувство динамики жизни, в то время как величественные предметы внушают нам «заторможение жизненных сил» 67, после которо­го, разумеется, следует и более сильное их «излияние».

В дальнейшем решении проблем эстетических суж­дений Кант указывает на «вещь'в себе». Он подчер­кивает, что эстетические суждения основаны на «неопределенной идее сверхчувственного в нас», на осознании «сверхчувственного субстрата»68, который невыразим, но настолько определенен, что о нем мож­но говорить как о «глубоко скрытом и всем людям общем принципе единомыслия в оценке форм, в кото­рых предметы им даются» 69.

Из этого видно, что проблематика «вещей в себе» не исчерпывается «Критикой чистого разума», что Кант вновь возвращается к этой теме и заканчивает ее в «Критике способности суждения» более позитив­ным решением.

Эстетика Канта является примером формальной эстетической теории, в которой эстетическое приятное освещается без отношения к познанию (лишь в по­следних исследованиях Кант опять сближает эти об­ласти). Эстетика Канта имеет большое значение. Позднейшая немецкая философия реагирует на эсте­тику Канта теорией истинности функции искусства, которая была разработана Шеллингом и, в частнос"и, Гегелем. В этом случае, однако, искусство вновь подчинено понятийному сознанию как низшая состав­ная часть, ибо его коммуникабельная функция явля­ется опосредованной (это есть «излучение» вн^чувст-венного значения реальности в чувственном воспри­ятии).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.