Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ФИЛОСОФИЯ. Французский механистический материализм (иск­лючая материализм Фейербаха) представляет наивыс­шую ступень философского материалистического мыш­ления





Немецкая классическая философия Философия истории Гердера Иммануил Кант Философия Фихте Ф.-В.-Й. Шеллинг Г.-В.-Ф. Гегель

Французский механистический материализм (иск­лючая материализм Фейербаха) представляет наивыс­шую ступень философского материалистического мыш­ления домарксистской философии. Французские механистические материалисты исходили из традиций как английского, так и французского материализма.

Значение французского механистического материа­лизма отмечал и В. И. Ленин. В частности, он ценил его последовательное материалистическое решение основного вопроса философии — отношения мышле­ния к бытию, строго материалистическое обоснование теории ощущений и материалистическое объяснение природы. Французский материализм внес значитель­ный прогресс в понимание общества, в частности, в своем подчеркивании естественной обусловленности общественного развития.

Несмотря на названные положительные моменты, эта ступень в развитии материализма была историче­ски ограниченной. Главным недостатком этого мате­риализма — как и материализма Фейербаха — было то, «что предмет, действительность, чувственность бе­рется только в форме объекта, или в форме созерца­ния, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализ­му, развивалась идеализмом...»24. Поэтому идеали­стическая философия «пережила свою победоносную и содержательную реставрацию в немецкой философии и особенно в спекулятивной немецкой. философии XIX века» 25.


НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Немецкая классическая филвсофия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом — годом смерти Гегеля — с другой. Тем не менее по целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития, которая в то время^могла быть достигнута, а тем самым и вершину домарксистской философии вообще. Перечислим по крайней мере некоторые из ее положительных момен­тов. Философия Канта довершает поэтическую (ноэ-ма, ноэзис.— Пер.} философию. В философии Канта нашло свое выражение теоретическое отражение рефлексии человеческой свободы и равенства в пе­риод до французской революции. В немецкой класси­ческой философии мы находим зачатки «философии активной стороны» у Фихте, основы естественной спекуляции у Шеллинга, его же концепцию «дина­мического процесса» в природе, близкую к материа­листической диалектике, диалектическую концепцию Гегеля, близкую к реальности и в то же время благо­даря своему идеализму далекую от нее. Начиная с Гердера, немецкая философия вводит историзм в исследование общества и тем самым отвергает не­исторические и механистические концепции предше­ствующей эпохи.

Послекантовская философия вносит серьёзную кри­тику агностицизма и всей предшествующей ноэтиче-ской позиции. В философии Гегеля разрабатываются законы не только объективной, но и субъективной диалектики.

Оборотной стороной этих позитивных результатов является мировоззренческое утверждение большин­ства философов в идеализме. Эта тенденция связана с рядом обстоятельств, которые лежат в концепции идеализма, где не требуется строго научного объяс­нения при формулировании новых открытий, идей, те­орий. Материалистическая позиция предъявляет боль­шие требования к точности изложения, к строгости формулировок, что предполагает определенный вре­менной период. Идеализм немецкой классической


философии связан с доведением концепции до аб­сурдных результатов вопреки опыту или эмпирическим доказательствам. Свою роль в этом сыграла экономи­ческая и политическая слабость немецкой буржуазии, что привело к тому, что Германия переживала свое существование скорее в теории, чем на практике '.

Следующий момент, объясняющий преобладание
идеалистической позиции в немецкой классической
философии, связан с развитием философии после Де­
карта В противоположность онтологической позиции
древней и средневековой философии, как недоста­
точно обоснованной, Декарт подчеркнул идею о том,
что наиболее существенным моментом, с которого
философия должна начать, является достоверность
самого познающего Я. В рамках этой традиции ряд
философов Нового времени делают больший упор на
субъект, чем на объект, а вопросу о характере позна­
ния отдают предпочтение перед вопросом о характере
бытия. В философии Канта также проявляется' по­
добное привилегированное положение субъекта. Хотя
в последующей спекулятивной фазе развития филосо­
фии (Шеллинг, Гегель) наблюдается переход к онто­
логической позиции, прежний поэтический приоритет
субъекта проецируется на концепцию оснований вся­
кой реальности..,

Менее известно, что характерной чертой этого идеализма был пантеизм (он характерен для Фихте, Шеллинга классического периода и Гегеля). Толчок развитию дал Кант своей критикой метафизических идей (бог, душа, идея мировой целостности). Другой причиной этой ориентации является так называемая спинозовская дискуссия, вызванная книгой Ф.-Г. Яко-би (1743—1819) «Об учении Спинозы» («Ober die Lehre des Spinoza»), изданной в 1785 г. Дискуссия, направленная на реабилитацию философии Спинозы, является одной из вех прогрессивного духовного раз­вития в Германии того времени. Гердер участвовал в спинозовской дискуссии своим трактатом «Бог» (1787), в котором попытался модернизировать спи-нозизм (заменил «распространенность» «органиче­скими силами», моделью для которых служит скорее живое существо, чем физический объект). В отличие от атеистической интерпретации Спинозы, которую предпринял Якоби, Гердер защищает пантеистическое понятие бога с некоторыми личными чертами (муд-


рость, провидение). Спинозовская дискуссия показы­вает, что послекантовская философия включала в себя и те философские направления в Германии, которые развивались независимо от Канта.

В социальном плане немецкая философия — сви­детельство идейного пробуждения «третьего сосло­вия» Германии. Экономическая незрелость и полити­ческая слабость немецкой буржуазии, территориаль­ная раздробленность Германии наложили на нее свой отпечаток. В то же время немецкая философия ис­пользовала результаты развития философской мысли Италии, Франции, Англии и Голландии. Этот момент весьма положителен.

Значение немецкой классической философии было отчасти обесценено идеалистической формой, которая впоследствии стала для нее роковой. Вместе с тем она способствовала — несмотря на свой неконкретный, мистифицирующий характер, который исключал стро­гий причинный анализ исследуемых феноменов,— тому, что отражение новых научных познаний и воз­действие общественного развития происходили так своевременно, что, как говорится, она мгновенно реагировала на новые стимулы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.