Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Период патристики




1 Гностицизм (от греческого gnosis — знание) — общее название учений, сторонники которых стремились «познать», понять свою веру, т. е. высшее, созерцательное и синтетическое познание божества.

2 Зороастризм — дуалистическая древнеиранская религия, соз­дание которой приписывается мифическому пророку Зороастру (Заратустре). Зороастризм окончательно оформился в VII в. до н. э. Его центральной идеей является постоянная борьба двух принципов: добра, воплощенного в светлом божестве, и зла, воплощенного в темном божестве. Его эсхатологические идеи о конце мира, о по­смертном воздаянии, о страшном суде, о воскрешении из мертвых, о рождении девственницей будущего спасителя повлияли на иудаизм и на христианство.

3 Теодицея (от греческого theos — бог, dike — справедливость) — оправдание бога. Обычное название для религиозно-философских трактатов, преследующих цель оправдать тем или иным образом видимое и непримиримое противоречие между верой во всемогущего, всемудрого, всеблагого бога и существованием зла и несправедли­вости в мире.

4 Христианская теология «решает» противоречие между амораль­ностью в мире и бесконечной добротой бога при помощи идеи о свободе воли человека, которую он получает от бога. Человек может выбирать между добром и злом. Р.сли при этом он руковод­ствуется религиозными нормами, то творит благие дела, если он эти нормы игнорирует — творит зло.

5 Важным догматом христианской теологии является пред­ставление о боге-творце — спасителе человечества через своего единственного сына, воплотившегося в человека, Иисуса Христа, который страдал, был воскрешен и взошел на небеса. Чтобы человек заслужил спасение, он должен исповедовать христианское учение,


действовать согласно требованиям веры. Искушение понимается как дань богу за первородный грех прародителей.

0 К христианским догматам относится уже упомянутое представ­ление о боге — спасителе человечества, который воплотился в человека. Этот богочеловек, Иисус Христос, является, согласно евангелическим текстам, центральной фигурой христианской религии. Он был распят в Палестине, когда власть Рима осуществлял в этих местах прокуратор Понтий Пилат. Церковная традиция относит его смерть к 33 г. Рождение его было закреплено в VI—VIII вв. как начало христианского летосчисления.

7 Согласно христианскому учению, церковь происходит от любви вечного бога-отца. Она была основана Иисусом Христом, является зримой духовной общностью, которая разделяет земную судьбу чело­вечества и готовит его будущее спасение путем преобразования всего общества в «божественную семью», соединенную с Христом (во Христе), который суть альфа и омега, начало и конец.

8 Один из важнейших христианских догматов, который гласит, что бог един и вместе с тем триедин. Догмат содержит три части. Первая утверждает, что в едином существе бога содержатся три лица, или ипостаси,— отец, сын и дух святой. Вторая часть трактует о том, что эти ипостаси бога равны: отец является богом, сын является богом и дух святой является богом, но они существуют не как три бога, а как единый бог. Третья часть утверждает веру в то, что три ипостаси бога обладают различными качествами: бог-отец не рожден никем, бог-сын родился от бога-отца, а бог-дух святой также происходит от бога-отца (в католической догматике святой дух происходит от отца и сына).

9 Арианское учение вновь проникает в церковь в период Рефор­мации у так называемых антитринитариев (социниан); в настоящее время некоторые элементы арианизма являются частью так называе­мого свободного протестантизма.

" Каппадокия (лат. Cappadocia) - юго-восточная область Малой Азии, с 17 г. и. э. римская провинция.

" Storing H. 1. Kleine Weltgeschichte der Philosophic. Stuttgart; Berlin; Koln; Mainz, 1970. S. 152.

12 Приверженцы этих идей происходили прежде всего из восточ­ной христианской церкви. Пелагианизм как «еретическое* направле­ние был осужден Вселенским собором в 431 г. в Эфесе.

13 От лат. praedestino — предопределять.

м Эсхатология (от греч. eshaton— последний, logos — слово, знание, закон) — религиозное учение о «последних, конечных вещах человека», о «конце света» и «страшном суде». Основано оно на древних представлениях о таинственных силах природы, о борьбе добра и зла, о посмертном наказании грешников и воздаянии правед­ников. В развитой форме эсхатологические представления сохрани­лись и в христианстве и в иудаизме.

15 Янсенизм — религиозно-политическое направление, распро­страненное в Нидерландах и Франции в XVII и XVIII вв., названное по имени голландского епископа Янсения Корнелия (1585—1638). Янсенизм является ответвлением католицизма с элементами вероуче­ния протестантизма, близким к кальвинизму. Главными его предста­вителями были Арно, Паскаль, Расин. Ватикан осудил янсенизм как «ложное учение» в 1653 г. Янсенистская церковь существует сейчас в Нидерландах.


Возникновение схоластической философии в Западной Европе

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7. С. 360—361.

2 Позже в истории философии термин реализм встречается в ином смысле. Например, материализм в противоположность идеа­лизму определялся как реализм.

3 Abelard a Heloisa. Dopisy utrpeni a lasky. Praha, Odeon, 1976.

4 Quadrivium (лат. четыре пути) и trivium (лат. три пути) являлись содержанием семи свободных искусств, которые были частью высшего образования в Риме. Благодаря Марциану Капелле эта система стала основой средневекового образования на так называемых артистических факультетах университетов.

5 Цистерциане (лат.) — реформированное ответвление ордена бенедиктинцев. Орден был основан в 1098 г. во Франции и перво­начально ориентировался на культивацию почвы.

Арабская и еврейская философия средневековья

1 Каббала, дословно: традиция, предание — общее название еврейской мистики и религиозной философии, которая в XII в. ссылалась на тайную мудрость, содержащуюся в Священном писании. Содержит мистику чисел и письмен..

Период расцвета схоластики

1 Предтечей этих сумм были книги «Сентенции» Петра Ломбард­ского, который жил в середине XII в. К «суммистам» конца первой половины XII в. относятся, например, Роланд из Кремоны, Роберт из Мелуна, Гуго из Сент-Шер, Гуго Сен-Викторский, Петр из Пуатье, Гандольф из Болоньи, Симон из Турнэ.

2 Римско-католический орден, основанный в 1216 г. испанским дворянином Домиником (ок. 1170—1221). С XIII в. орден возглавлял инквизицию.

3 Нищенствующий орден римско-католической церкви, основан­ный в 1209 г. итальянским поэтом Франциском Ассизским (1182— 1226).

4 Александр из Афродизиады провозглашал аристотелизм в 198—211 гг. в Афинах и отстаивал его от влияния теистической метафизики. Был наилучшим комментатором Аристотеля в свое

время.

5 Давид провозглашал: «Бог есть первая материя, все едино по материи, и бог есть именно это единство» (Гегель. Соч. Т. XI. С 135)

6 Steenbergen F. van. Dejiny stfedoveke filozofie. Praha, 1971.

7 «Сентенции» представляли собой собрания избранных текстов Священного писания, а также произведения церковных писателей, являющиеся основой для методической разработки христианского учения. Первые сентенции разрабатывались и раньше, но подлинным систематизатором сентенций является Петр Ломбардский. Его книги «Сентенции» долго были основой церковного обучения. Для Лом­бардского главным авторитетом был Августин, использовал он и идеи Абеляра и Гуго Сен-Викторского.

8 Экзегетика — название той части теологии, которая занимается объяснением текстов Старого и Нового заветов. Она направлена


главным образом на обоснование божественного происхождения Священного писания и его абсолютного значения для всех вре­мен.

9 «Схоластика и поповщина взяли мертвое у Аристотеля, а не живое... Логика Аристотеля есть запрос, искание, подход к логике Гегеля,— а из нее, из логики Аристотеля (который всюду, на каждом шагу ставит вопрос именно о диалектике), сделали мертвую схоластику, выбросив все поиски, колебания, приемы постановки вопросов» (Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 29. С. 326).

10 Отдельные доказательства можно обнаружить уже у аль-Фараби, Абеляра, Авиценны, Маймонида, Альберта Великого, Авер-роэса и Иоанна Дамаскина.

" Bacon R. Opus tertium. Viz Patristika a scholastika. Bratislava, 1975. S. 359.

12 Медиевистика — раздел исторической науки, исследующий историю средних веков.

Креационизм — религиозное учение о сотворении мира в твор­ческом акте сверхъестественного существа.

ФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА

Эпоха, культура, философия

1 Из незаконченной рукописи задуманных дополнений к «Кре­стьянской войне в Германии» конца 1884 г. Цит. по: Dietz W. Raum, Zeit und Klasseninhalt der Renaissance. Berlin, 1974.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 346.

3 В историографии на Западе бытует лапидарная хронология Ренессанса: ранний Ренессанс — Trecento (начиная с 1300 г. XIV в.), зрелый Ренессанс — Quattrocento (XV в.), поздний Ренессанс — Cinquecento (XVI в.). Это деление неосновательно, ибо оно абстра­гируется от национальных и иных различий развития Ренессанса в разных странах тогдашней Европы.

Гуманизм в Италии

1 Итальянские гуманисты собирали произведения древних авто­ров при помощи греков, которые в это время оседали в Италии. Петрарка, например, встречался с греческим ученым-монахом Ваар-ламом, византийский ученый-гуманист Хризолорас привез в Италию ряд греческих литературных памятников. Возрастающий интерес к изучению древней литературы поддерживали и городские пат­рицианские роды. В некоторых городах возникали культурные центры, в которых были сосредоточены античные тексты и памят­ники.

2 Примером одностороннего культурно-духовного понимания гуманизма является идея так называемого христианского Запада, которая сегодня в модифицированной форме вновь появляется в концепциях католического клерикализма. Согласно этой идее, западноевропейский (или европейский) гуманизм покоится на двух столпах: на гуманистическом наследии античного мира и на христиан­стве, которое является якобы историческим ферментом сохранения


и развития традиционных духовных гуманистических ценностей и для современности.

1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 22. С. 382.

* Боккаччо переименовал ее в «Божественную комедию».

5 О Дантовой «Комедии» Ф. К. Шалда написал: «Не знаю во всей мировой литературе произведения, которое несло бы в себе больше любви к земле и к телесности, чем песнопения Рая. Не слушайте тех, кто говорит, что Дантово произведение аскетично или загробно. Смысл его как раз обратный. Данте мыслит как поэт конкретности, его божественный стих полон земных реальностей. Даже в момент наибольшего отторжения мысли он vHe ощущает земное как бремя или помеху...» (Soubor dila F. X. Saldy. Sv. 9. Praha, 1948. S. 85).

" Петрарка — один из творцов новой европейской лирики, автор знаменитых сонетов к Лауре, патриотических стихов и стихов гневных, обращенных против папской курии. В его поэзии отчетливо звучат гуманистические идеи Нового времени. Петрарка вместе с Данте и Боккаччо является основателем итальянской (италоязычной) литератур ы..

Петрарка повлиял и на развитие гуманизма в Чехии; в 1356 г. он посетил Прагу, известна его переписка с Карлом IV, Арноштом из Пардубиц, Яном из Стржеды, относящаяся к 1351 —1368 гг.

8 В представлении платоников Ренессанса Аристотель был лишь «физиком», в то время как Платон — «философом», «мудрецом» (sapiens).

9 Луций Апулей — римский писатель, живший примерно в 125— 180 гг. Наилучшее его произведение— «Метаморфозы», называемое также «Золотой осел».

10 В частности, в лице кардинала Иоанна Бессариона (1395— 1472), ученика Платона, отстаивавшего идеи своего учителя и в то же время допускавшего возможность примирения Платона и Аристотеля (он переводил работы Аристотеля), против чего выступал Пико делла Мирандола.

11 Об этом упоминает Н. Макиавелли: «Козимо был также доброжелателем и защитником литераторов. Он пригласил во Флорен­цию известного греческого ученого Аргиропулоса, чтобы он обучал молодежь греческому языку и другим наукам. Содержал также в своем доме Марсилио Фичино, приверженца платоновской филосо­фии, которого весьма уважал. Чтобы Фичино мог беспрепятственно предаваться изучению наук и чтобы с ним можно было часто встречаться, Козимо подарил ему имение поблизости от своего сельского владения в Кареджии» (Machiavelli N. Florentske letopisy. Praha, 1975. S. 341—342).

12 He случайно он начал с перевода так называемого «Corpus Hermeticum» — сборника анонимных греческих теологическо-фило-софских трактатов, которые создавались, вероятно, постепенно в ходе I в. до н. э. и I в. н. э. Авторство этого сборника приписывалось Гермесу Трисмегисту (греческое имя египетского бога Тота — бога письма, чисел и книг). Сборник сохранился в сокращенном виде, его тексты местами нарушены. Всего в нем изложено 18 текстов и тайных религиозных, астрологических магических и мистических учений. Для Фичино и его современников эти тексты были документом древней мудрости, из которых вырастала платоновская религиозно-философ­ская традиция.

13 Фичино был горячо верующим католиком, при Лоренцо Медичи он становится духовником и отпускает грехи Платону.


14 Искусство Ренессанса нашло в философии платоновской Академии, и прежде всего в учении Фичино о прекрасном, свой теоретический фундамент.

15 Помимо прочих прежде всего Георгий Трапезундский, боров­шийся против проникновения платонизма в Италию и усматривавший в нем прежде источник всяческой ереси, утверждал, что истинная христианская теология может опираться лишь на Аристотеля. Имел он при этом в виду Аристотеля схоластического, томистского.

16 Александристы в духе греческого комментатора III в. Александ­ра из Афродизиады отрицали бессмертие души, тогда как аверроисты утверждали, что Нус, соучаствующий в мышлении, является нема­териальным и бессмертным, душа, однако, как числовая единица смертна. Оба подхода были отвергнуты на соборе в Боневенто при понтификате папы Льва X в 1512 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.