Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Нового времени




Начало формирования философского мышления Нового времени

' Это стало одним из доводов для Гегеля указать в своих лекциях по истории философии на то, что Бэкон обладал испорченным характером (см.: Гегель. Соч. Т. XI. С. 217).

2 Там же. С. 215.

3 Bacon F. Move organon. Praha, 1974. S. 56.

4 Ibid. S. 39.

5 Гегель. Соч. Т. XI. С. 215-216.

6 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С. 142.

7 Там же. С. 142—143.

8 Bacon F. Move organon. S. 65.

9 Ibid. S. 61. 19 Ibid. S. 62.

11 Ibid. S. 61, 62.

12 Ibid. S. 63.

13 Ibidem.

14 Ibid. S. 64.

15 Ibidem.

16 Ibid. S. 92.

17 Ibid. S. 96.

" Ibidem.

" Ibid. S. 96—97.

20 Ibid. S. 97.

21 Ibid. S. 97—98.

22 Ibid. S. 184—185.

23 Ibid. S. 194.

24 Ibid. S. 195.

25 Ibid. S. 196.

26 Ibid. S. 198.

27 Ibidem.

28 Ibid. S. 211.

29 На доработку этого произведения отрицательно повлиял про­цесс Г. Галилея.

3» Гегель. Соч. Т. XI. С. 257.

31 Hegel G.'W. f. Dejiny filozofii. III. S. 238.

33 Descartes R. Ovahy о prvni filozofii. Praha, 1970. S. 36.

34 Hegel G. W. F. Dejiny filozofii. HI. S. 240.

35 Гегель. Соч. Т. XI. С. 260.

36 Descartes R. Ovahy о prvni filozofii. S. 38—39.

37 Ibid. S. 121.

38 Ibid. S. 40. " Ibid. S. 122.

40 Обычно дуализм состоит в том, что признаются две по сути независимые друг от друга субстанции — материальная и духовная. Дуализм как правило, является попыткой занять нейтральную пози­цию между материализмом и идеализмом. В эпоху Декарта, когда официальной философией была та или иная форма идеализма, его дуализм играет в определенной мере прогрессивную роль.

41 Descartes R. Uvahy о prvni filozofii. S. 122.

42 Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С. 140.


43 Гегель. Соч. Т. XI. С. 275.

44 Descartes R. Rozprava о metode. Praha, 1947. S. 9.

45 Ibid. S. 24.

46 В 1663 г. труды Декарта были внесены в Список запрещенных церковью книг

47 Этот термин происходит от латинской транскрипции имени Де­карта — Renatus Cartesius.

48 В общем окказионализм определяется как исключение из мира всяческой активности — и духовной, и телесной. Духовное не может быть источником и причиной материального, и наоборот. Любая активность сохраняется лишь за богом, который в особых случаях (occasio) реализует взаимное соединение и влияние обеих субстан­ций. Согласие духовного и физического (объясняет, например, Арнольд Гейлингс) заключается в том, что оба они являются произведением одного и того же творца.

49 Янсенизм — реформационное движение, возникшее в рамках католической церкви Голландии в начале XVII в. Наиболее выдаю­щимся его представителем был епископ К. Янсен. Это движение стремилось реформировать католическую церковь путем обновления и развития идей апостольского христианства и наследия ранней христианской патристики, в частности учения Августина. Янсенизм распространился во Франции, Италии, Испании, а также в Германии и Австрии.

50 Местом деятельности Арно (так же как и Паскаля) был монастырь Пор-Рояль, в то время главный центр французского янсенизма.

51 Эта работа занимает помимо прочего видное место в истории логики. Она более известна под названием «Логика Пор-Рояля». В свое время эта работа служила для пропаганды традиционной логики.

Английская философия XVII в.

1 В это время он был воспитателем в семействе графов Кавендиш.

2 Было бы, однако, ошибкой понимать этот термин в духе Декарта.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С. 143..

4 Hobbes Т Zaklady filozofie statu a spolecnosti. Praha, 1909. S. 28.

5 Ibidem.

Hobbes T. Leviathan. Praha, 1941. S. 204. 7 Ibid. S. 205.

* Ibidem.

9 Hobbes Т Zaklady filozofie statu a spolecnosti. S. 87

10 Гегель. Соч. Т. XI. С. 333.

" Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 37. С. 419.

12 Гегель. Соч. Т. XI. С. 3*5.

13 Там же. С. 320.

14 Это тоже один из тех моментов учения Локка, которые до­пускают в определенной степени субъективно-идеалистическую интерпретацию.

Ив этом положении можно усмотреть реакцию на рацио­нальную философию Европейского континента, в частности на учение


Декарта и Лейбница, с которыми он прямо или косвенно полеми зирует в своем «Опыте».

16 Locke J. Dve pojednani о vlade. Praha, 1965. S. 208.

17 Ibid. S. 141.

18 Ibidem.

19 Гегель. Соч. Т. XI. С. 329.

20 Маркс К,., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С. 144.

Рационализм европейской философии XVII в

1 Гегель. Соч. Т. XI. С. 284.

2 Там же. С. 284.

3 Там же.

4 Spinoza В. Etika. Praha. 1977, S. 69.

5 Ibidem.

6 Гегель. Соч. Т. IV. М., 1959. С. 9.

7 Spinoza В. Etika. S. 64.

8 Ibid. S. 80.

9 Ibid. S. 97. 10 Ibid. S. 90. " Гегель. Соч. Т. XI. С.'358.

Субъективно-идеалистическое завершение сенсуалистской философии и критическая реакция на нее

1 В этих путешествиях он установил контакты с рядом пред­ставителей европейской континентальной мысли, например с Маль-браншем.

2 Berkeley G. Pojednani о zakladech lidskeho poznani. Praha, 1938. S. 26—27; см. также: Беркли. Соч. М., 1978. С. 172.

3 Ibid. S. 29; Там же. С. 174.

4 Ibid. S. 45—46; Там же. С. 186.

5 Солипсизм — философское направление, которое по сути явля­ется логическим завершением субъективного идеализма. Согласно солипсизму, единственной существующей реальностью является сознание воспринимающего субъекта. Происходит от лат. solus ipse — сам единственный.

6 Berkeley G. Pojednani о zakladech lidskeho poznani. S. 47; Беркли. Соч. С. 187.

7 Ibid. S. 48; Там же. С. 188.

* Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 18. С. 24.

9 Там же.

10 Berkeley G. Pojednani о zakladech lidskeho poznani. S. 81.

11 Ibid. S. 86.

12 Ibid. S. 90.

13 Hegel G. W. F. Dejiny filozofie. III. S. 348; см. также: Гегель. Соч. Т. XI. С. 374.

14 В этом проявляется позиция Юма, которую мы можем определить термином «антисубстанциализм». Это значит по сути отвержение всяческих суждений о существовании или несущество­вании субстанции (то ли материальной, то ли духовной), которая является источником, предпосылкой наших ощущений и восприятий. В этом Юм в значительной мере предвосхищает и некоторые из основных идей позитивизма. Поэтому представители позитивизма


(в частности, эмпириокритицизма) в своей аргументации ссылают­ся также и на Юма. И хотя Юм в области науки является пред­ставителем крайнего скептицизма и агностицизма, но в обыденной жизни он признает все же ценность познания. Так как в своей философии он в принципе не может объяснить источник познания, он' ссылается на врожденный инстинкт, который якобы присущ человеку. Эта «вера» может быть определенным выходом из поло­жения, когда дело касается обыденной человеческой жизни, но не может быть принципом науки.

15 Hitme D. Zkoumani lidskeho rozumu. Praha, 1972. S. 44.

16 Ibid. S. 46.

17 Ibid. S. 45.

18 Понятия идеи и реальной вещи Юм толкует по-своему. «Идеи» у него выступают как общие, абстрактные понятия как та­ковые. «Реальные вещи» — это собственно содержание наших вос­приятий.

19 Ните D. Zkoumani lidskeho rozumu. S. 54.

20 Ibid. S, 55.

21 Ibid. S. 56—57.

22 Ibid. S. 211.

23 Ibid. S. 60—61.

24 Ibid. S. 61 (агностицизм Юма является в то же время определенной формой отмежевания от религии и связанного с ней идеализма. Этот момент идейного наследия Юма высоко оценивали французские просветители).

25 Ibid. S. 59.

26 Ibid. S. 155.

27 Ibid. S. 138.

28 Деизм — воззрение, согласно которому бог признается лишь как первопричина мира. В дальнейшем же мир развивается по собственным (естественным) законам.

29 Создал вибрационную теорию ассоциации идей.

30 Свои идеи он изложил в «Басне о пчелах».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.