КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Досократовская философия
Введение АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ Философия древнего и средневекового Китая Философия древней и средневековой Индии Древний Ближний Восток — истоки философского мышления 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 30. 2 Epos о Gilgamesovi. Praha, 1976. S. 85. 3 Ibid. S. 53. 4 Klima J. Lide Mezopotamie. Praha, 1976. S. 177. ' Здесь — сидеть около учителя, чтобы выслушать его изложение содержания данных текстов. 2 Будда — буквально «пробужденный», иногда неточно -переводится как «просвещенный», «просветленный». ' Ср.: Быков Ф. С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. М., 1966. 2 Все цитаты из «Книги перемен» даны по изданию: Као Cheng: Con I ku-ting t'in cu. Peking, 1957. 3 Ср.: Шуцкий Ю. К. Китайская книга перемен. М., 1960. 4 Книга перемен: Комментарий приложенных суждений II, гл. 10: «Перемены образуют книгу, которая широка и велика, которая все охватывает. В ней содержатся путь неба, путь земли, путь человека. Эти три данности, существующие совместно и раздваивающиеся по причине шести линий, являются не чем иным, как путем трех данностей». 5 Hovory Konfuciovy. XII, 5. Praha, 1940. 6 Ibid. V. 15. 7 Ibid. VI, 28 a XV, 23. Это положение, однако, отличается от категорического императива Канта, ибо для Канта, наоборот, человеческое существование является высшей целью. 8 Ibid. IV, 16. 9 Здесь Мэн-цзы ссылается, наверное, на Конфуция: Hovory Konfuciovy. IV, 7; XVII, 2. 10 Tao te t'ing I. Praha, 1971; см. также: Древнекитайская философия: В 2 т. М., 1972. Т. I. С. 115*. 11 Ibid. 25, 40; Там же. С. 122, 25, 40. 12 Ibid. 6, 9, 39, 42; Там же. С. 6, 9, 39, 42. 13 Ibid. 29, 54, 72, 80, 81; Там же. С. 29, 54, 72, 80, 81. * Здесь и далее после точки с запятой приводится отсылка на русское издание. 14 Ibid. 3, 5, 10, 12, 6J3; Там же. С. 3, 5, 10, 12. 15 Cuang-c' Tien-cu. Sanghaj, 1974. Кар. 2. 10 Ibidem. 17 Teng Si-c. II, 16. 18 Fa-t'ia cu-cuo sien t'ii. Peking, 1974. 19 Все цитаты из трудов Хань Фэя даны по изданию: Chan Fej-c. Tchaj pej. Peking, 1963. „ 20 Tung Cung-su. Pcrlova sniira kroniky Jaro a podzim (Cchun-cchion^fan-lu). Кар. 5.З. 21 Wang Cchung. Kriticka pojednani. Кар. 78. Rraha, 1971. 22 Ibid. Кар. 54. 23 Ibidem. 24 Кроме Чжу Си представителями этого направления были Сяо Юн (1011 — 1077), Чжоу Дунь-и (1017—1075), Чань Цай (1020—1077), Чень Хао (1032—1085), Чен И (1017—1073). 25 Forke A. Geschichte der alien chinesischen Philosophic. Hamburg, 1927. 26 Ibidem. ' Разумеется, возможны и другие варианты периодизации. См., напр.: Talarkiewicz V. Historia [ilozoiii I. Warszawa, 1970. S. 6; Zeller E. Die Philosophic der Griechen. Tubingen, 1844—1852; Diels H. Doxografi Graeci. Berdini, 1879; Fragmente der Vorsok-ratiker. Berlin, 1903; Kranz W. Vo sokratische Denker. Berlin, 1939; Capelle W. Die Vorsokratiker. Leipzig, 1935. 2 В литературе приводятся две относительно точные даты: 476 г.— упадок Западно-Римской империи или 529 г.— закрытие философских школ в Афинах императором Юстинианом. ' Орфизм — религиозное движение, восходящее к мифологическому певцу Орфею. Значительную роль в его мифологическом понимании возникновения мира и богов играла музыка — гармония. Орфические воззрения, в частности понимание отношения души и тела (тело является гробом души), отражены в греческой философии — Платон, Пифагор. 2 Гегель. Соч. Т: IX. М„ 1932. С. 160. 3 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 74. 4 Там же. С. 70. 5 Там же. С. 71. 6 Там же. С. 103. 7 Zlomky pfedsokratovskych myslitelu. Praha, 1962. S. 35 (zl. A 11 z Hyppolyta). 8 Диоген Лаэртский. Цит. изд. С. 103. 9 Zlomky pfedsokratovskych myslitelu. S. 33 (zl. A 9 а В 1 ze Simplikia). 0 ibidem. 1 Гегель. Соч. Т. IX. С. 166. 2 Zlomky pfedsokratovskych myslitelu. S. 35 (zl. A 30 z Aetia). * Ibid. S. 35 (zl. A 10 z Pscudo-Plutarchovych Stromateis). 4 Ibid. S. 36 (zl. В 2 z Aetia). • '> Ibid. (zl. A 7 z Hippolyta). '' Ibidem. 7 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 503. 18 В этой связи следует обратить внимание читателей на весьма интересную монографию, посвященную этому философу, автором которой является братиславский профессор Julius Spaniar (Zivot а dilo Heraklcita temneho z EFezu. Bratislava, 1961). 19 Диоген Лаэртский. Цит. изд. С. 360. 20 Там же. 21 Там же. С. 362. 22 Zlomky pfedsokratovskych myslitelu. S. 57 (zl. В 99 z Plu-larcha). 23 Ibid. S. 64 (zl. A 14 z Aetia). 24 Ibid. S. 63 (zl. A 1 z Diogena). 25 Ibidem. 26 См.: Гегель. Соч. Т. IX. С. 246. 27 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 29. С. 309. 28 Zlomky pfedsokratovskych myslitelu. S. 54 (zl. В 53 z Hippolyta). 29 Ibid. S. 54 (zl. В 8 z Aristotela). 30 Ibid. S. 55 (zl. В 88 z Plutarcha). 31 Ibid. (zl. В 91 z Plutarcha). 32 Ibid. (zl. В 49а ze stoika Herakleita). 33 Ibid. S. 57 (zl. В 30 z Klementa a Plutarcha). 34 Ibid. (zl. В 76 z Maxima Tyrskeho). 35 Ibid. S. 52 (zl. В 40 a 41 z Diogena). 36 Ibidem. 37 Ibid. S. 5G (zl. В 61 z Hippolyta). 38 Ibid. S. 61 (zl. В 82 z Platona). 39 Ibid. S. 59 (zl. В 107 ze Sexta). 40 Ibid. S. 65 (zl. 4 z Aristotela). 41 Ibid. S. 49 (zl. A 30 z Aristotela). 42 Ibid. S. 46 (zl. В 11 ze Sexta). 43 Ibid. S. 48 (zl. A 1 z Diogena). 44 Ibid. S. 46 (zl. В 16 z Klementa). 45 Ibid. (zl. В 15 z Klementa). 46 Ibid. S. 47 (zl. В 27 z Aetia). 47 Ibid. (zl. В 33 ze Sexta). 48 Ibid. S. 49 (zl. A 38 z Aetia). 49 I-bid. (zl. 43 z Aetia). 50 Ibid. S. 50 (zl. A 46 z Aetia). 51 См.: Диоген Лаэртский. Цит. изд. С. 366. 52 Там же. 53 Zlomky pfedsokratovskych myslitelu. S. 68 (zl. В 7 a 8 ze Sexta, Simplikia aj.). 54 Ibid. S. 71 (zl. A 24 z Aristotela). 55 Ibid. S. 67 (zl. В 6 ze Simplikia). 56 Ibid. S. 71 (zl. A 24 z Aristotela). 57 См.: Диоген Лаэртский. Цит. изд. С. 365. 58 Там же. 59 См. там же. С. 367. G" Zlomky pfedsokratovskych myslitelu. S. 76 (zl. A 29 ze Simplikia). 61 Ibid. S. 73 (zl. В 2 ze Simplikia). 62 Диоген Лаэртский. Цит. изд. С. 368. 03 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 29. С. 230. 6-1 Zlomky pfedsokratovskych myslitelu. S. 76—77 (zl. В 1 ze Simplikia). U5 Ibid. S. 77 (zl. В 2 ze Simplikia). 66 Гегель. Соч. Т. IX. С. 173. 67 Там же. С. 174. 58 Диоген Лаэртский. Цит. изд. С. 338—339. 69 Гегель. Соч. Т. IX. С. 189. I11 Там же. С. 190. '' Zlomky pfedsokratovskych myslitelu. S. 41 (lamblichos, Zivot Pythagoruv 144). 72 Ibid. S. 44 (zl. A 10 z Chalcidia). 73 Гегель. Соч. Т. IX. С. 192. 74 Диоген Лаэртский. Цит. изд. С. 351. ' 76 Ibid. S. 91 (zl. В 57 ze Simplikia a Aristotela). 77 Ibid. (zl. В 61 z Ailiana). 78 Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1975. С. 429. 79 Zlomky pfedsokratovskych myslitelu. S. 107—108 (zl. В 4 ze Simplikia). 8U Ibid. S. 108 (zl. В 10 ze scholii k Rehori Naz.). 81 Ibid. S. 109 (zl. В 8 ze scholii k Rehori Naz.). 82 Ibid. S. 113 (zl. A 92 z Theofrasta). 83 Ibid. S. 109 (zl. В 21 ze Sexta). 84 Ibid. S. 110 (zl. A 97 ze Sexta). 85 Ibid. S. 109 (zl. В 21 ze Sexta). 86 Ibid. S. 114 (zl. A 102 z Aristotela). 87 Ibid. S. Ill (zl. A 42 z Hippolyta). 88 Ibidem. 89 Ibid. S. 116 (zl. A 1 z Diogena); S. 373 (IX, 30). 90 Diets H. Die Fragmente der Vorsokratiker. Sv. II. S. 80. 01 Zlomky pfedsokratovskych myslitelu. S. 121 (zl. A 8 ze Simplikia). Zlomky starofeckych atomistu. Praha, 1953. 93 См.: Диоген Лаэртский. Цит. изд. С. 373—375. 94 Zlomky staroTeckych atomistu. S. 93 (A 49 z Galena). 95 Ibid. S. 95 (A 39 z Pseudo-Plutarcha). -86 Ibid. S. 94 (A 1 z Diogena). 97 Ibid. S. 95 (A 38 ze Simplikia). 98 Ibid. S. 129 (A 40 z Hippolyta). 99 Ibid. S. 104 (A 56 z Cicerona).. 100 Ibid. S. 105 (ze Simplikia). 101 Ibid. S. 99 (A 1 z Diogena). 102 Ibid. S. 100 (z Aristotela). 103 Ibid, (ze Simplikia). 104 Ibid. S. 102 (ze Stobaia). 105 Ibid. S. 119 (zl. В 118 z Dionysia). 106 Ibid. S\ 112 (zl. A 7 z Aristotela). 107 Ibid. S. Ill (zl. A 9 z Aristotela). 108 Ibid. S. 113 (A 30 z Aetia). 109 Ibid. S. 116 (B 11 ze Sexta). 110 Ibid. S. 110 (A 59 ze Sexta). 111 Ibid. S. 160 (A 102 z Aetia). 112 Ibid. S. 161 (A 109 z Aetia). 113 Ibid. S. 181 (B 129 z Herodiana). 114 Ibid. S. 178 (A 74 ze Sexta). 115 Ibid. "S. 187 (B 5 z Diodora). 116 Ibid. S. 216 (B 47 ze Stobaia). 117 Ibid. S. 219 (A 166 z Epifania). 118 Ibid. S. 218 (B 245 ze Stobaia). 119 Ibid. S. 217 (B 251 ze Stobaia). 120 Ibid. S. 219 (B 78 a B 220 ze Stobaia). 121 Ibid. S. 201 (B 3 z Plutarcha). 122 Ibid. S. 203 (B 174 ze Stobaia). 123 Ibid. S. 204 (B 181 ze Stobaia). 124 Диоген Лаэртский. Цит. изд. С. 371. 125 Там же. С. 372. Античная философия классического периода 1 См.: Секст Эмпирик. Соч.: В 2 т. М., 1975. Т. 1. С. 73. 2 Там же. 3 Ziomky pfedsokratovskych myslitelu. S. 163 (zl. В 11 z Gorgiovy Heleny). 4 Ibid. S. 158 (zl. В 1 ze Sexta). 5 Ibid. (zl. В 4 z Diogena, Eusebia aj.). 6 Ibid. S. 158 (zl. В 1 ze Sexta). 7 Ibid. S. 164 (zl. В 5 ze Sexta). 8 Ibid. S. 173 (zl. В 8 z Hermie). 9 Ibid. S. 164 (zl. С 1 z Platona). 10 Ibid. S. 170. " Ibid. S. 174. 12 Ibid. S. 173 (zl. В 6 z Platona). 13 Aristoteles. Politika. Praha, 1939. 14 Диоген Лаэртский. Цит. изд. С. 376. 15 Там же. С. 116. 16 Platan. Alkibiades. I, 131 ab. 17 «Классический» способ использования этого метода Сократа демонстрируется в диалоге Платона «Эвфидем». 18 Диоген Лаэртский. Цит. изд. С. 152. 19 Хотя, как уже говорилось, Платон в своем обширном наследии нигде открыто не полемизирует с Демокритом. 20 Platan. Listy. Praha, 1936. 21 Диоген Лаэртский тоже подчеркивает «неподлинность» философии Платона, ссылаясь на Алкима. См.: Диоген Лаэртский. Цит. изд. С. 152—155. 22 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 29. С. 318. 23 Платон. Соч.: В 3 т. М., 1970. Т. 2. С. 184. 24 Там же. Т. 3. Ч. 1. С. 470—471. 25 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 248. 26 Diogenes Ldertios. Zivoty, nazory a vyroky proslulych filozofu. S. 107 (II, 49). 27 См.: Диоген. Лаэртский. Цит. изд. С. 245—246. 28 Перечисление трудов Аристотеля см.: Диоген Лаэртский. Цит. изд. С. 212—213. 29 Аристотель. Соч. Т. 1. С. 244. 30 Там же. С. 190. 31 Позже в связи с проблемами небесных сфер Аристотель вводит пятый элемент — «пятую сущность» (quinta essentia) — эфир. 32 Аристотель. Соч. Т. 1. С. 189. 33 Aristotetes. Metafizika. Praha, S. 174; См. также: Аристотель. Соч. Т. 1. С. 186—188. 34 В трудах Аристотеля можно встретить различное понимание категорий. Так, в «Органоне» он вводит десять скорее грамматических категорий: сущность, количество, качество, отношение, место — где, время — когда, положение, свойство, действие, пассивность. В «Метафизике» он вводит только три онтологические категории: сущность, состояние и отношение. В другом месте «Метафизики» (X, 2.1054 а 5) он дает иной набор категорий. Различные модификации категорий и в других его произведениях. Проблематикой категорий у Аристотеля в чешской литературе занимался К. Berky (Aristoteluv logicky odkaz... Praha, 1958. S. 5—29). 35 Аристотель. Соч. Т. 3. С. '03. 36 Там же. С. 258. 37 Там же. Т. 1. С. 309. 38 Aristoteles. Kategorie. S. 60 (XIV, 15 а). 39 Ibid. S. 61 (XIV, 15 b). 40 Аристотель. Соч. Т. 3. С. 150. 41 Aristoteles. Politika. S. 9 (I, 5, 1254 a). 42 Аристотель. Соч. Т. 1. С. 402. - 43 См. там же. С. 395. 44 Там же. С. 383. 45. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 255. 46 Проблематика логики Аристотеля — это весьма специфический вопрос, поэтому более глубоко в данном контексте мы его исследовать не будем. Интересную информацию о нем можно найти в работе: Со vite о modern! logice. Praha, 1981. S. 11—22. 47 Этот комплекс образован из работ: «Категории», «О выражениях», «Первые аналитики», «Вторые аналитики», «Топики» и «О софистических доказательствах». 48 Специальный анализ этой теории можно найти в работе «Со vite о moderni logice», а также в работах советских исследователей. 49 Aristoteles. Politika. S. 1252 (I, 1, 2). 50 Эстетической проблематике и вопросам искусства посвящены труд Аристотеля «Поэтика», часть «Риторики» и часть «Политики». ч
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |