Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Грицинская В. Л. -д. М. Н. , ведущий научный сотрудник клинического отделения мониторинга соматической патологии и прогнозирования здоровья гу нии медицинских проблем севера со рамн




Г 15

Красноярск

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Галактионова М.Ю., Гордиец А.В.

Детских болезней

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Галактионова М.Ю., Гордиец А.В.

 

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ “ПОМОЩНИК ВРАЧА (ФЕЛЬДШЕРА) СКОРОЙ ПОМОЩИ”

Красноярск

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Красноярская Государственная медицинская академия ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАЕНИЮ и социальноМУ развитиЮ»

Кафедра поликлинической педиатрии с курсом пропедевтики

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

“ПОМОЩНИК ВРАЧА (ФЕЛЬДШЕРА)

СКОРОЙ ПОМОЩИ”

 

УДК 616- 082:614.252.4 (075.8)

ББК 51+ 74.58

 

Учебное пособие для студентов по производственной практике «Помощник врача (фельдшера) скорой помощи» / учебное пособие для студентов педиатрического факультета// М.Ю. Галактионова, А.В. Гордиец.- Красноярск: Изд-во «Версо», 2006. - 140 с.

 

Рецензенты:

Гаймоленко И.Н.- д.м.н., доцент, зав. кафедрой госпитальной педиатрии ГОУ ВПО Читинская государственная медицинская академия Росздрава;

 

 

Настоящее учебное пособие посвящено вопросам организации производственной практики по программе помощник врача (фельдшера) скорой помощи, адаптировано к образовательным технологиям с учетом специфики обучения на педиатрическом факультете.

Изложены цели и задачи производственной практики с перечнем практических навыков, приведены ситуационные задачи и тестовые задания по оказанию помощи при угрожающих жизни неотложных состояниях. Пособие иллюстрировано схемами и таблицами, включает протоколы и алгоритмы действий по оказанию экстренной помощи детям и подросткам.

Учебное пособие предназначено для студентов педиатрического факультета медицинских вузов и может быть использовано в качестве пособия для руководителей летней производственной практики, врачей интернов, ординаторов.

 

Рекомендовано Учебно- методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 040200 - Педиатрия

 

 

© Галактионова М.Ю., 2006

© Гордиец А.В., 2006

©КрасГМА,2006

Предисловие


Необходимость производственной практики «Помощник врача (фельдшера) скорой медицинской помощи» обусловлена тем, что большинство выпускников педиатрического факультета будут работать педиатрами и врачами общей практики диагностических центров, поликлиник, реабилитационных и медико-социальных центров, врачами школьно- дошкольных и подростковых учреждений, скорой помощи.

Залогом успеха подготовки врача- педиатра, грамотного и квалифицированного специалиста является использование современных подходов к диагностике и лечению заболеваний детей и подростков. В этой связи разрабатываются методические рекомендации, протоколы и алгоритмы оказания экстренной (неотложной) помощи и интенсивной терапии, совершенствуются формы обучения, пересматриваются практические навыки, тестовые задания и ситуационные задачи.

Приведенный в пособии объем сведений по нормативной базе, характеристике диагностических и тактических мероприятий оказания экстренной помощи при угрожающих жизни неотложных состояниях способствует улучшению качества подготовки медицинских кадров, повышению квалификации врача, что в свою очередь позволит улучшить положение амбулаторно- поликлинической помощи детскому населению.

Авторы не ставили задачу изложения всех вопросов по неотложной помощи детям и подросткам. Пособие предназначено для самостоятельной работы студентов, обучающихся по действующей программе по педиатрии и руководителей производственной практики. Оно не заменяет учебные издания последних лет по оказанию экстренной помощи детям и подросткам. Контроль знаний осуществляется при решении ситуационных задач и при ответе на тестовые вопросы по соответствующим разделам производственной практики.

Авторы выражают искреннюю благодарность докторам медицинских наук И.Н. Гаймоленко и В.Л. Грицинской за ценные рекомендации и советы, возникшие при рецензировании данного учебного пособия и рассчитывают на деловые отзывы читателей, которые могут послужить основанием для внесения обоснованных изменений и дополнений в последующие издания.

 

Авторы

 

ГЛАВА 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПО ПРОГРАММЕ «ПОМОЩНИК ВРАЧА

СКОРОЙ ПОМОЩИ»


Раздел 2.3. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРАКТИКИ ПО ПРОГРАММЕ «ПОМОЩНИК ВРАЧА СКОРОЙ ПОМОЩИ»

МЕТОДЫ РЕАНИМАЦИИ И ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ: оснащение и оборудование машины скорой медицинской помощи; методы терапии острой дыхательной недостаточности, поддержания свободной проходимости верхних дыхательных путей, оксигенотерапия, искусственная вентиляция легких; методы восстановления сердечной деятельности; пути введения лекарственных препаратов; методы остановки наружного кровотечения; зондирование и промывание желудка; методы обезболивания и транспортная иммобилизация.

ДИАГНОСТИКА, ПЕРВАЯ ВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ, ТАКТИКА ПЕДИАТРА ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЯХ У НОВОРОЖДЕННЫХ И ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ: нарушения функции ЦНС, расстройство сознания, судороги, лихорадка, токсикозы, шок; гипертермия, изменение кожных покровов и пупка, синдром рвоты и срыгивания, диарея - диагностика, первая медицинская помощь, показания к госпитализации.

 

ДИАГНОСТИКА, ПЕРВАЯ ВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ, ТАКТИКА ПЕДИАТРА ПРИ СИНДРОМАХ ОСТРОЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ: внезапная остановка и декомпенсация дыхания, отек легкого, острая обструкция верхних дыхательных путей, первая врачебная помощь при инородных телах трахеи и бронхов; диагностика и терапия дыхательной недостаточности при синдроме острой бронхиальной обструкции, первая врачебная помощь.

 

ДИАГНОСТИКА, ПЕРВАЯ ВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ, ТАКТИКА ПЕДИАТРА ПРИ СИНДРОМАХ ОСТРОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ КРОВООБРАЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ: сердечная недостаточность, острая сосудистая недостаточность, нарушения сердечного ритма; признаки угрожающего состояния при них и показания к проведению мероприятий первой помощи; характер экстренной терапии; первая врачебная помощь при гипертоническом кризе, приступе пароксизмальной тахикардии, вегетативных сосудистых кризах, рой недостаточности кровообращения у детей.

ДИАГНОСТИКА, ПЕРВАЯ ВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ФУНКЦИИ ЦНС: расстройство сознания; судорожный синдром, дифференциальный диагноз, судороги различного генеза - лечебно-диагностические решения на догоспитальном этапе; диагностическая и тактическая задачи, последовательность лечебных мероприятий при различных коматозных состояниях у детей, гипер- и гипогликемическая кома - диагностика, первая врачебная помощь; выбор лечения и тактические решения при “бледной” и “розовой” лихорадке; нейротоксический синдром при первичном инфекционном токсикозе; клиническая фармакология препаратов, применяемых в неотложной неврологии.

 

ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ НЕСЧАСТНЫМИ СЛУЧАЯМИ У ДЕТЕЙ: диагностика и первая врачебная помощь при электротравме; утопление - виды, дифференцированная терапия на догоспитальном этапе; лечение солнечного и теплового удара; первая помощь при отморожениях и замерзаниях; лечение укусов насекомых, змей, животных; первая помощь при ингаляции дыма, горячего воздуха, окиси углерода; характеристика и течение острого отравления в зависимости от поступления яда в организм, мероприятия по удалению не всосавшегося яда, принцип удаления всосавшегося яда.

ДИАГНОСТИКА, ПЕРВАЯ ВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ. ПРИ ОСТРЫХ ГЕМОЛИТИЧЕСКИХ И ГЕМОРРАГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ: острый внутрисосудистый гемолиз (укусы змей, отравление грибами); дифференциальная диагностика гемолитического криза при внутрисосудистом и внутри клеточном гемолизе; носовые кровотечения- мероприятия первой помощи, причины; клинические проявления диссеминированного внутрисосудистого свертывания - принципы лечения на догоспитальном этапе.

 

СКОРАЯ И НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ГЕНЕРАЛИЗОВАННЫХ АЛЛЕРГИЧЕСКИХ СИНДРОМАХ У ДЕТЕЙ: анафилактический шок - клиника, первая врачебная помощь; отек Квинке, первая помощь при гигантской крапивнице; диагностика, терапия синдрома Лайелла; сывороточная болезнь - тактические условия, условия транспортировки, тактика, первая врачебная помощь, показания к госпитализации при приступе бронхиальной астмы, лечебно-тактические мероприятия при астматическом статусе.

ДИАГНОСТИКА, ПЕРВАЯ ВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ. ПРИ ОСТРЫХ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ У ДЕТЕЙ: острое воспаление слизистых оболочек дыхательных путей; респираторные аллергозы; вирусные поражения, микробные поражения; основные дифференциально-диагностические признаки заболеваний с инфекционными экземами; диагностика и первая врачебная помощь при нейроинфекции; инфекционно-токсический шок при менингококцемии - диагностика, первая врачебная помощь, диарея, тактика врача и первая врачебная помощь на догоспитальном этапе; синдром желтухи - дифференциальный диагноз, тактика показания к госпитализации.

 

СКОРАЯ И НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИЯХ И ЗАБОЛЕВАНИЯХ УХА, ГОРЛА И ОРГАНОВ ЗРЕНИЯ: травмы; паратонзиллярный и заглоточный абсцесс; кровотечения из глотки и носоглотки; инородные тела, острые травмы пищевода; ранения, ушибы, термические и лучевые ожоги, отиты, прободное ранение глазного яблока, подозрение на ранение орбиты.

Раздел 2.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Студент должен знать:

1. Основные задачи педиатрической службы скорой и неотложной помощи на догоспитальном этапе;

2. Принципы обследования и выбор лечебно-тактических мероприятий при угрожающих состояниях у детей на догоспитальном этапе;

3. Возрастные особенности детского организма, предрасполагающие к развитию угрожающих состояниях;

4. Показания к экстренной госпитализации (показания к госпитализации в реанимационное отделение, показания к лечебным мероприятиям первой помощи);

5. Условия транспортировки.

6. Показания к госпитализации больных, порядок ее проведения.

7. Проведение противоэпидемических мероприятиях в очагах инфекций.

8. Поствакцинальные осложнения, тактика врача при их возникновении.

9. Правила забора материала для лабораторных исследований при соматической и инфекционной патологии у детей: крови, мочи, кала

Студент должен уметь:

1. Собрать и оценить социальный, биологический и генеалогический анамнез;

2. Провести антропометрическое обследование ребенка: измерение массы тела, окружности грудной клетки, окружности головы, оценку физического развития ребенка на основании использования данных антропометрических стандартов и индексов;

3. Измерить артериальное давление, частоту сердечных сокращений и дыханий в минуту;

4. Определить группу здоровья ребенка на основании комплексной оценки состояния здоровья;

5. Провести клиническое обследование здорового и больного ребенка: просмотр, аускультация, перкуссия, пальпация;

6. Оценить результаты анализов: общего анализа крови; анализ мочи общего, по Нечипоренко, по Зимницкому; копрограмму;

7. Оценить результаты биохимических анализов крови при соматических и инфекционных заболеваниях;

8. Владеть навыками гигиенического ухода за новорожденным (уход за кожей и слизистыми, обработка пупочной ранки, гигиеническая ванна и др.)

9. Оказать неотложную помощь при ожогах и отморожениях;

10. Оказать неотложную помощь при острой дыхательной недостаточности;

11. Оказать неотложную помощь при остановке дыхания;

12. Оказать неотложную помощь при остановке сердца;

13. Оказать неотложную помощь при отравлениях;

14. Оказать неотложную помощь при различных видах шока;

15. Оказать неотложную помощь при гипертермии;

16. Оказать неотложную помощь при отеке мозга;

17. Оказать неотложную помощь при судорогах;

18. Владеть техникой медицинских манипуляций: в/кожные, п/кожные, в/мышечные и в/венные инъекции, взятие мазков из зева, носа, глаз, промывание желудка.

19. Студент должен уметь оформить медицинскую документацию:

а) историю развития (ф-112у) и историю болезни ребенка;

б) экспертное извещение в СЭС (ф.58у);

в) медицинскую справку на ребенка;

 

 

Раздел 2.5. Перечень практических знаний и умений

1. Основные этико-психологические приемы контакта врача-педиатра с тяжелобольным ребенком, с родителями

2. Транспортировка тяжелобольных детей с учетом риска транспортировки

3. Оказание неотложной помощи при:

- гипертермическом синдроме

- судорожном синдроме

- синдроме крупа (стенозирующего лариноготрахеита)

- отеке легких

- приступе бронхиальной астмы

- обмороке, коллапсе

- анафилактическом шоке

- крапивнице, отеке Квинке

- генерализованных аллергических синдромах

- острой сердечной недостаточности

- нарушениях сердечного ритма (пароксизмальная тахикардия)

- коматозных состояниях (диабетическая, гипогликемическая,

уремическая, печеночная комы)

- различных отравлениях

- тепловом и солнечном ударе

- укусах насекомых и змей, отравлении грибами (остром внутрисо-

судистом гемолизе)

- утоплении

- травматическом, ожоговом, инфекционно-токсическом шоке

-поствакцинальных реакциях и осложнениях

 

4. Определение группы крови и резус-принадлежности, проведение

пробы на совместимость крови донора и реципиента

5. Внутривенное струйное введение и капельное вливание лекарственных препаратов

6. Переливание крови и кровезаменителей

7. Искусственная вентиляция легких

8. Непрямой массаж сердца

9. Остановка наружного и ненаружного кровотечения

10. Зондирование и промывание желудка

11. Констатация биологической и клинической смерти ребенка

12. Организация мероприятий, связанных со смертью ребенка в домашних условиях.

13. Оформление медицинской документации: ф. №112у, ф.№30, 31, 58,

14. Взятие мазков из зева, носа, глаз, необходимый материал для лабораторных исследований у здоровых и больных детей с интерпретацией полученных результатов.

15. Сформулировать диагноз согласно имеющейся классификации.

16. Назначить лечение и выписать рецепты.

17. Оформить направление на стационарное лечение, зная основные показания для госпитализации.

18. Организовать стационар на дому.

19. Оформить экстренное извещение на инфекционного больного, провести противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции.

 

ГЛАВА 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.