Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, методы, понятие и принципы информационного права




Предмет информационного права. Потребности общественного разви­тия побуждают государство не только развивать и совершенствовать правовое регулирование сложившихся сфер человеческого бытия и дея­тельности, но и устанавливать общеобязательные правила поведения в новых областях деятельности членов общества. К одной из таких но­вых областей человеческой деятельности относится и информационная, которая активно развивается и выступает не только в качестве духовно­го, но и материального процесса обмена опытом, способностями, уме­ниями и навыками, а также результатами интеллектуального труда, предметно воплощенными в духовной и материальной культуре.

Регулируя поведение людей в какой-либо сфере, государство воз­действует на отдельные, как правило, однородные группы обществен­ных отношений. Принято считать, что то, на что направлено воздей­ствие определенной системы, называется ее предметом. Специфика предмета, т. е. характерные особенности и реальное содержание регу­лируемых отношений, определяет качественное своеобразие той либо иной урегулированной области общественных отношений. Поэтому, прежде чем ответить на вопрос о предмете информационного права, следует определиться с кругом, характером и степенью однородности общественных отношений, подвергнутых регулятивному воздействию.

Ядром предметной области информационного права выступают общественные отношения, возникающие по поводу поиска, получе­ния, передачи, производства и распространения информации. Данная группа общественных отношений является важнейшим, но не един­ственным элементом, образующим предмет информационного права. К ней тесно примыкают иные группы отношений, возникающих по поводу информации. Среди них следует выделить отношения, свя­занные с созданием, преобразованием и потреблением информации; отношения, возникающие при создании и использовании информа­ционных технологий, информационном обмене, а также отношения, складывающиеся по поводу управления информационными процес­сами, информатизацией и обеспечением информационной безопас­ности1.

Сама информация выступает объектом отношений, урегулиро­ванных нормами информационного права, но не является его пред-

1 При определении структуры предметной области информационного пра­ва мы исходим из конституционной нормы, провозглашающей право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информа­цию (часть 4 ст. 29 Конституции РФ).

 

метом, поскольку в структуру предмета любого права не входит что-либо, кроме общественных отношений. В то же. время особен­ности общественных отношений предопределены спецификой само­го объекта, т. е. информацией. Специфика информации состоит в том) что она является благом особого рода, которое проявляет се­бя не только в объектах материального мира, но и в идеальных продуктах интеллектуальной деятельности человека.

Очевидно, что однородность групп общественных отношений, образующих предметную область информационного права, весьма относительна. Их объединяет лишь то, что в качестве объекта дан­ных отношений выступает информация и (или) производные от нее продукты, например информационные ресурсы.

Сегодня еще не существует устоявшегося научного видения пред­метной области информационного права, хотя в литературе и имеют­ся определенные точки зрения на данную проблему. Так, В. А. Ко­пылов выделяет несколько предметов информационного права, счи­тая основными из них «информационные отношения, т. е. отношения, возникающие при осуществлении информационных про­цессов — процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления инфор­мации1. И. Л. Бачило полагает, что «предмет информационного пра­ва составляют общественные отношения, связанные с правовым ре­гулированием оборота информации, формированием и использовани­ем информационных ресурсов, созданием и использованием информационных систем, обеспечивающих процессы информатиза­ции, удовлетворение потребностей пользователей, а также обеспече­ния информационной безопасности всех участников отношений в данной сфере»2.

Вполне естественно предположить, что предметная область ин­формационного права будет содержательно изменяться и изменять­ся путем включения в нее новых групп общественных отношений, которые возникнут в информационной сфере. Включение или не­включение этих отношений в предмет информационного права бу­дет зависеть прежде всего от содержания и смысла норм информа­ционного законодательства, отличающегося сегодня известной не­упорядоченностью и противоречивостью. На современном же этапе развития информационного законодательства мы можем лишь с большой долей условности говорить о наличии в предметном по­ле информационного права группы чисто информационных отно­шений, поскольку законодатель предпочитает регулировать отноше­ния, объектом которых выступает не информация, а производные от нее продукты и деятельность, связанная с ними. Подобный под­ход законодателя к определению объекта информационных отноше­ний вполне понятен и объясняется отсутствием юридической моде-

Копылов В. А. Информационное право: учеб. М, 2002. С. 84—87. Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Указ. соч. С. 151.

 

ли специального права на информацию, которое бы выполняло функции, аналогичные функциям вещного права собственности. Конструирование абсолютного субъективного права на информацию затруднено еще и тем обстоятельством, что правом возможно урегу­лировать лишь такие отношения, объект которых поддается внеш­нему контролю и, тем самым, попадает в правовое поле. Информа­ция, если ее и рассматривать в качестве сведений, такому контролю поддается слабо, поскольку сведения регенерируются актами их пе­редачи и обладают мультиплицирующими свойствами, которые юридической наукой изучены в недостаточной мере.

Таким образом, предмет информационного права составляют от­ношения по поиску, получению, передаче, производству и распро­странению информации, а также смежные с ними отношения, ко­торым действующим законодательством придано значение информа­ционных.

Методы информационного права. Из специфики предмета инфор­мационного права вытекает его метод — совокупность способов правового воздействия на общественные отношения, составляющие этот предмет. Особенности метода проявляются в правовом положе­нии субъектов, форме и содержании правоотношений, в юридиче­ском инструментарии, используемом при воздействии на общест­венные отношения.

В правовом регулировании применяются два взаимно противо­положных базовых метода. Первый — метод субординации (импера­тивный), когда положение субъектов характеризуется отношениями подчиненности. Регулирование в данном случае осуществляется на властных началах, в юридическом инструментарии преобладают приказы и распоряжения, а основными способами воздействия на отношения (способами регулирования) являются запреты и пози­тивные обязывания.

В информационном праве существует несколько групп отноше­ний, которые складываются на началах власти и подчинения. Это прежде всего отношения по формированию государственных ин­формационных систем, по управлению информационными процес­сами, по обеспечению информационной безопасности, по охране информации, находящейся в режиме государственной тайны.

Второй — метод координации (диспозитивный), который строится на основе равенства участников правоотношений и их автономии. В юридическом инструментарии этого метода преобладают соглаше­ния, а среди способов регулирования ведущую роль играют дозво­ления. В информационном праве к отношениям, которые складыва­ются на началах равенства сторон и их имущественной самостоя­тельности, прежде всего принадлежат отношения, возникающие по поводу информации, находящейся в режиме коммерческой тайны, и отношения по предоставлению информации.

Таким образом, в информационном праве проявляются оба ба­зовых метода правового регулирования. При этом может иметь место их специфическое сочетание, которое дополняется конкретными методами правового воздействия и особым правовым инструмента­рием.

Взаимосвязь публичных и частных начал в регулировании обще­ственных отношений, возникающих по поводу информации, свиде­тельствует не только о разносторонности правового регулирования этих отношений, но и о том, что информационное право следует рассматривать как целостное образование, регламентирующее спе­цифический и сравнительно новый вид отношений.

В то же время своего специфического метода правового регу­лирования информационное право не имеет, для него характерны оба базовых универсальных метода — императивный и диспозивтивный.

Рассмотрев предметную область информационного права и ме­тоды правового регулирования отношений, объектами которых вы­ступают информация, производные от нее продукты и деятель­ность, связанная с ними, дадим определение информационного права.

Информационное право ~ это система правовых норм, регулирую­щих на комплексной основе дозволений, позитивных обязываний и запретов область общественных отношений по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации и производ­ных от нее продуктов, а также смежных с ними отношений, при­знанных действующим законодательством информационными.

Принципы информационного права. Основополагающие положе­ния информационного законодательства закреплены в Конститу­ции РФ и детализированы в ряде специальных законов, регулирую­щих отношения в информационной сфере. Эти положения, содер­жащие руководящие идеи и отражающие основные закономерности развития правового регулирования информационных отношений и составляют принципы информационного права.

Принципы информационного права, как и принципы, лежащие в основе иных, в том числе комплексных, отраслей права, относят­ся к числу неформализованных правовых явлений, поскольку не су­ществует утвержденного их перечня, равно как легальных определе­ний и формулировок. Выявление принципов информационного права — задача правовой науки и, в частности, науки информацион­ного права.

По вопросу о том, на каких правовых принципах зиждется ин­формационное право, несмотря на молодость данной отрасли, в юридической литературе уже высказан ряд суждений.

Так, М.М. Рассолов предлагает в качестве принципов информа­ционного права следующие положения и идеи, определяющие сущ­ность и содержание данной отрасли права:

— принцип приоритетности интересов государства;

— принцип строгого соблюдения законности;

— принцип строгого соблюдения прав и личных интересов че­ловека;

— принцип равенства граждан перед законом;

— принцип обеспечения информационной безопасности;

— принцип необходимости программно-целевого подхода1.

По мнению В. А. Копылова, формируются следующие принци­пы информационного права:

— принцип приоритетности прав личности;

— принцип свободного производства и распространения;

— принцип запрещения производства и распространения ин­формации, вредной и опасной для развития личности, общества, государства;

— принцип свободного доступа (открытости);

— принцип полноты обработки и оперативности;

— принцип законности;

— принцип ответственности;

— принцип «отчуждения» информации от ее создателя;

— принцип оборотоспособности информации;

— принцип информационного объекта (информационной вещи) или принцип двуединства информации и ее носителя;

— принцип распространяемости информации;

— принцип организационной формы;

— принцип экземплярности2.

Представляется, что в предлагаемых системах принципов ин­формационного права допущено смешение общеправовых (универ­сальных) принципов, которые пронизывают всю систему права, на­пример принцип законности, межотраслевых принципов, свойст­венных нескольким отраслям, например принцип приоритетности прав личности либо интересов государства, и специфических (от­раслевых) принципов собственно информационного права.

Отраслевыми принципами, проявляющимися только в информа­ционном праве, являются:

— принцип свободы поиска, получения, передачи, производст­ва и распространения информации любым законным способом;

— принцип установления ограничений доступа к информации только федеральными законами;

— принцип открытости информации о деятельности государст­венных органов и органов местного самоуправления и свободного доступа к такой информации, кроме случаев, установленных феде­ральными законами;

— принцип равноправия языков народов РФ при создании ин­формационных систем и их эксплуатации;

— принцип обеспечения безопасности РФ при создании ин­формационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

1 Рассолов М. М. Информационное право: учеб. пособие. М., 1999. С. 24-26.

2 Копылов В. А. Информационное право: учеб. М., 2002. С. 103—105.

 

— принцип достоверности информации и своевременности ее предоставления;

— принцип неприкосновенности частной жизни, недопустимо­сти сбора, хранения, использования и распространения информа­ции о частной жизни лица без его согласия;

— принцип недопустимости установления нормативными пра­вовыми актами каких-либо преимуществ применения одних инфор­мационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для созда­ния и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Показанные выше принципы, точнее, их система представляет собой весьма динамичную структуру, что происходит благодаря раз­витию информационного права, которое, совершенствуясь, форми­рует новые принципы, приходящие на смену прежним.

Информационное право как наука. В отличие от информационного права, которое, как показано выше, относится к комплексной отрас­ли права, регулирующей область общественных отношений по поис­ку, получению, передаче, производству и распространению информа­ции, наука информационного права призвана вырабатывать теорети­ческие знания путем изучения закономерностей, особенностей и проблем формирования и развития этой отрасли. Изучение указан­ных сторон информационного права тесно сопряжено с разработкой различных юридических моделей, конструкций и теорий, которые в совокупности составляют доктрину информационного права. По­скольку наука информационного права только формируется, сегодня нельзя четко очертить ее предметную область, кроме как через изу­чение особенностей частноправового, публично-правового и между­народно-правового регулирования отношений, складывающихся в связи с информацией. Между тем уже вырисовываются наиболее важные направления научных исследований, следуя которым наука информационного права обретает известную самостоятельность и ха­рактерные черты. В числе этих направлений следует выделить сле­дующие:

— изучение информации как объекта права;

— изучение правовых режимов информации;

— изучение информационных систем, технологий и средств их обеспечения;

— изучение различных видов закрытой информации (государст­венная тайна, служебная тайна, коммерческая тайна, банковская тайна и т. д.);

— исследование структуры информационного права как ком­плексной отрасли;

— исследование практики применения норм информационного законодательства;

— изучение взаимосвязи информационного права с иными от­раслями российского права;

— сравнительно-правовые исследования в информационно-пра­вовой области;

— исследование роли информационного права в процессах гло­бализации;

— изучение правовых проблем глобальной сети Интернет;

— изучение правовых проблем информационной безопасности. Приведенный перечень, разумеется, не является исчерпывающим,

поскольку сфера информационных отношений активно развивается, наполняясь новым содержанием и формируя тем самым новые на­правления научных исследований. О важности научных исследований информационно-правовой проблематики свидетельствует тот факт, что информационное право инкорпорировано в номенклатуру науч­ных специальностей под шифром 12.00.14 «Административное право. Финансовое право. Информационное право».

Обращаясь к краткой характеристике современного состояния науки информационного права, следует отметить, что она только зарождается и почти не имеет в своем арсенале фундаментальных теоретических исследований, широко признанных научным юриди­ческим сообществом. Это отчасти объясняется межотраслевым ха­рактером науки информационного права, требующим нетрадицион­ных подходов и специальных знаний. Вместе с тем ученые все ча­ще обращаются к информационно-правовым и близким к ним проблемам, открывая шаг за шагом новые горизонты науки инфор­мационного права. Сегодня уже существует ряд исследований, в том числе учебного плана, на страницах которых предприняты попытки осмысления данного феномена. В их числе следует назвать работы И. Л. Бачило, В. А. Копылова, В. А. Дозорцева, В. Н. Ло­патина, М. А. Федотова, О. А. Гаврилова, М. М. Рассолова, А. Б. Венгерова, Е. А. Войниканис, М. В. Якушева, А. А. Снытни-кова, Л. В, Тумановой1.

Информационно-правовая проблематика нашла свое отражение в ряде диссертационных сочинений, написанных в рамках научной специальности 12.00.14. Среди них необходимо выделить доктор­скую диссертацию П. У. Кузнецова «Теоретические основания ин­формационного права», кандидатские диссертации Д. В. Огородова «Правовые отношения в информационной среде», С. И. Семилетова «Документы и документооборотот как объекты правового регулиро-

1 Бачило И. Л. О праве на информацию в Российской Федерации. М., 1997; Бачило И. Л., Лопатин В. #., Федотов М. А. Информационное право: учеб. / под ред. Б. Н. Топорнина. СПб., 2005; Венгеров А. Б. Право и инфор­мация в условиях автоматизации управления. М., 1978; Гаврилов О. А. Курс правовой информации: учеб. для вузов. М., 2000; Дозорцев В. А. Понятие ис­ключительного права // Проблемы современного гражданского права: сб. ста­тей. М., 2000. С. 287—320; Копылов В. А. Информационное право: учеб. М., 2002; Рассолов М. М. Информационное право: учеб. пособие. М., 1999; Войни­канис Е. А., Якушев М. В. Информация. Собственность. Интернет: традиции и новеллы в современном праве. М., 2004; Снытников А. А., Туманова Л. В. Обеспечение и защита права на информацию. М., 2001.

 

вания», О. В. Танимова «Юридические фикции и проблемы их при­менения в информационном праве», А. Л. Градова «Правовое регу­лирование электронного документооборота в таможенной сфере», О. С. Соколовой «Административно-правовые режимы конфиденци­альной информации»1.

Информационное право как учебная дисциплина. Регулирование информационных отношений носит довольно сложный, комплекс­ный характер и осуществляется на основе сочетания норматив­но-правовых актов различной отраслевой принадлежности. Ком­плексность регулирования данной сферы повышает необходимость изучения и освоения основных информационно-правовых катего­рий, без знания которых невозможно правильное применение дей­ствующего законодательства и дальнейшее его совершенствование.

Информационное право как учебная дисциплина призвано обобщить основы научных знаний в области теории информацион­ного права, раскрыть особенности информационно-правовых норм и институтов, практику их применения, вооружить будущих специа­листов необходимым для самостоятельной работы знаниями и на­выками.

До последнего времени вопросы информационного права прак­тически не излагались в рамках отдельной правовой дисциплины. Сегодня ситуация начинает меняться, что свидетельствует о новых подходах в осуществлении государственной образовательной и науч­ной политики. Подготовлен и издан ряд учебников и учебных по­собий по информационному праву, разработаны программы одно­именного учебного курса, проводятся научные и научно-практиче­ские конференции по проблемам информационного права. Таким образом, информационное право как учебная дисциплина становит­ся самостоятельным предметом преподавания, содержащим доволь­но обширный и разнообразный правовой материал.

Курс информационного права представляет собой системное из­ложение предметной области этой комплексной отрасли, основан­ное на логической группировке правового материала и последова­тельном характере его освещения.

В имеющихся авторских программах курса информационного права предлагаются различные по содержанию и структуре разделы,

1 Кузнецов П. У. Теоретические основания информационного права. Авто-реф. дисс.... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2005 г.; Огородов Д. В. Право­вые отношения в информационной сфере. Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. М., 2002; Семшетов С. И. Документы и документооборот как объекты право­вого регулирования. Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. М., 2003; Таиимов О. В. Юридические фикции и проблемы их применения в информационном праве. Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. М, 2004; Градов А. Л. Правовое регулирование электронного документооборота в таможенной сфере. Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. СПб., 2004; Соколова О. С. Административно-пра­вовые режимы конфиденциальной информации. Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. СПб., 2005.

 

компоновка которых подтверждает комплексный характер этой юридической дисциплины1.

В настоящем учебнике информационное право освещается по схеме, отличной от предлагаемых в существующих по данной учеб­ной дисциплине учебниках и учебных пособиях. В начальных раз­делах рассматриваются общие положения, характерные для боль­шинства комплексных юридических дисциплин и включающие себя специфику предмета, метода и содержания, характер право­вого режима информации, которые привносят то особенное, что от­личает изучаемый предмет от других смежных предметов юридиче­ского цикла. Следующая группа разделов посвящается особенно­стям правового регулирования отношений в различных сферах жизнедеятельности, связанных с информацией. Завершает учебный курс традиционный для юридических дисциплин раздел, в рамках которого освещаются вопросы ответственности за правонарушения = информационной сфере.

§ 2. МЕСТО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА

Общественные отношения, являющиеся предметом правового регулирования, в высшей степени многогранны и весьма динамич­ны. Между ними не существует раз и навсегда установленных гра­ниц, и поэтому в практике правового регулирования, да и право­применения тоже часто возникают проблемы разграничения пред­мета правового регулирования для целей отнесения той либо иной группы общественных отношений к конкретной отрасли права. По­избные проблемы имеют место и в отношении информационного права. Например, если предметом правового регулирования являют­ся отношения, возникающие по поводу информации или производ­ных от нее продуктов, имеющих экономическую форму товара, участники этих отношений имеют возможности выбора вариантов;своего поведения, мы можем говорить о гражданско-правовом регулировании общественных отношений по поводу информации. Если предметом правового регулирования являются отношения, воз­никающие по поводу исполнительно-распорядительной деятельно­сти органов государственной власти, направленной на сертифика­цию информационных систем и лицензирование деятельности по нормированию и использованию информационных ресурсов, а участники этих отношений подчиняют свое поведение императивным указаниям, следует говорить об административно-правовом регули­ровании общественных отношений по поводу информации.

1 См.: Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное т?аво: учеб. СПб., 2005. С. 703—711; Копылов В. А. Информационное право: --:еб. М., 2002. С. 423-429.

Согласно господствующей в юридической науке точке зрения систему российского права образуют профилирующие, специальные и комплексные отрасли1.

Профилирующие (базовые) отрасли стоят над всей системой от­раслей и характеризуются главными юридическими режимами, сво­им предметом регулирования и адекватным его природе методом регулирования. К профилирующим отраслям традиционно относят конституционное право, гражданское право, административное пра­во, уголовное право, а также процессуальные отрасли.

Специальные отрасли являются подразделениями права, приспо­собленными к особым сферам жизни общества. Они характеризуют­ся модифицированными правовыми режимами.

Специальные отрасли представлены трудовым правом, земель­ным правом, финансовым правом, правом социального обеспече­ния, семейным правом, уголовно-исполнительным правом.

Комплексные отрасли заимствуют у нескольких профилирую­щих отраслей часть их норм, имеют свой предмет регулирования, но не имеют специфического метода. Комплексными отраслями яв­ляются жилищное право, экологическое право, морское право, пра­во прокурорского надзора, информационное право.

Как отмечает С. С. Алексеев, «юридические нормы, входящие в комплексные образования, остаются по своим исходным моментам в главной структуре, в основных отраслях, и на них распространяют­ся общие положения соответствующих основных отраслей. Во вто­ричную структуру они входят, все время будучи нормами, например, гражданского, уголовного, административного, трудового права»2.

Следует подчеркнуть, что понятие комплексных отраслей права было введено в научный обиход В.К. Райхером, который отмечал, в частности, что жилищные отношения регулируются нормами трех институтов: административно-правового института распределения жилья; гражданско-правового института договора о найме жилой площади и кооперативно-правового института по обеспечению жи­лой площадью в домах жилищно-строительных и дачно-строитель-ных кооперативов. Выделяемые из своих основных отраслей права и объединенные по предмету регулирования, они составили вторич­ное образование системы права — комплексную отрасль права3.

Информационное право как комплексная отрасль, объединяю­щая в предметной области регулирования однородную группу обще­ственных отношений, тесно взаимодействует с профилирующими отраслями права и прежде всего конституционным, гражданским и административным правом.

1 Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия: опыт комплексно­го исследования. М., 1999. С. 44—46.

2 Алексеев С. С. Теория права. М., 1993. С. НО.

3 Райхер В. К. Общественно-исторические типы страхования. М., 1947. С. 188, 189.

Эта взаимосвязь прослеживается, в частности, на следующих примерах.

Конституционное право оперирует понятиями, непосредственно связанными с предметом регулирования информационного права. Нормы Конституции РФ провозглашают свободу информации, за­крепляют содержание конституционного права на информацию, га­рантируют защиту информации, находящейся в режиме личной, се­мейной, государственной тайны.

Гражданское право связано с информационным посредством правил ст. 128 ГК, согласно которой информация отнесена к объек­там гражданских прав. Гражданское законодательство также регули­рует отношения, связанные со служебной и коммерческой тайной (ст. 139 ГК РФ).

Административное право взаимодействует с информационным правом прежде всего посредством наличия в том и другом отноше­ний субординации. Например, запрещено допускать предприятия, учреждения и организации к проведению работ, связанных с ис­пользованием сведений, составляющих государственную тайну, без наличия соответствующей лицензии (ст. 27 Закона РФ «О государ­ственной тайне»).

Взаимодействие информационного права с профилирующими и специальными отраслями права не стирает границ, которые объ­ективно пролегают между сферой общественной жизни и деятель­ности, связанной с информацией, и другими сферами обществен­ных отношений, урегулированных нормами иной отраслевой при­надлежности.

От конституционного права информационное право отличается тем, что предметом последнего являются отношения, связанные с созданием условий реализации права на информацию, а не отно­шения по установлению пределов и характера государственного ре­гулирования в основных сферах общественного развития и взаимо­отношения государства с человеком и гражданином с точки зрения прав и свобод последнего. В Конституции РФ провозглашены и за­креплены лишь основные устои информационных отношений, оп­ределенные через права и свободы человека и гражданина.

Отграничение гражданского права от информационного права со­стоит в том, что объектом информационных отношений является информация как благо особого рода, существующее в единстве со своим материальным носителем. Информация существует по особым объективным законам природы и человеческого бытия, поэтому от­личается специфическим режимом юридического регулирования, не всегда основанным на равенстве участников информационных отно­шений и товарно-денежном характере этих отношений.

От административного права, являющегося отраслью, призван­ной регулировать управленческие отношения и обладающей устой­чивым предметом регулирования, информационное регулирование отличается тем, что хотя в нем и присутствуют отношения власти и подчинения, но они касаются управления лишь частью спектра информационных отношений, за пределами которых соподчинен-ность прекращается. Элемент субординации, присутствующей в ин­формационном праве, носит строго ограниченный законом харак­тер, поскольку компетентные органы не вправе выходить за рамки своих полномочий и установленного для них регламента.

Подводя итог сказанному, сделаем следующий вывод: информа­ционное право занимает самостоятельное место в системе россий­ского права в качестве комплексной отрасли, его нормы регулируют специфические группы информационных отношений, составляющих обособленный, но тесно взаимосвязанный с иными отраслями пра­ва предмет регулирования.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия: опыт комплексного исследования М., 1999. С. 44—46.

Банило И. Л. Информационное право. Роль и место в системе права Рос­сийской Федерации // Государство и право. 2001. № 2.

Гаврилов О. А. Информатизация правовой системы России. М., 1998.

Райхер В. К. Общественно-исторические типы страхования. М., 1947.

Братусь С. Н. Предмет и система советского гражданского права. М., 1963.

Копылов В. А. Информационное право: учеб. М., 2002. С. 81—121.

Банило И. Л., Лопатин В, Н., Федотов М. А. Информационное право: учеб. / под ред. Б. Н. Топорнина. СПб., 2005. С. 145—167.

 

Глава III. ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2201; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.