Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Действие нормативных правовых актов, регулирующих отношения в информационной сфере




Действие любых нормативных правовых актов традиционно раз­личают во времени, в пространстве и по кругу лиц. Действие норма­тивных правовых актов, регулирующих отношения в информацион­ной сфере во времени, характеризуется прежде всего моментом нача­ла их применения к конкретным общественным отношениям. Этот момент, как правило, связан с истечением определенного срока по­сле официального опубликования нормативного правового акта.,

Федеральные законы подлежат опубликованию и вводятся в действие в соответствии с правилами, установленными Федераль­ным законом «О порядке опубликования и вступления в силу феде­ральных конституционных законов, федеральных законов, актов па­лат Федерального Собрания»1. Названные законы в течение семи дней после их подписания Президентом РФ подлежат официально­му опубликованию в «Российской газете»'или «Собрании законода­тельства Российской Федерации». По истечении десяти дней после дня их опубликования законы вступают в силу, если иной порядок не предусмотрен в соответствующем законе.

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ подле­жат опубликованию и вступают в силу согласно правилам, установ­ленным Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»2. Ука­зы Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в си­лу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования в «Россий­ской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федера­ции», если иной срок не определен соответствующим указом. Поста­новления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обя­занности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а равно организаций, вступают в силу одновременно на всей территории России по исте-

1 СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801; 1999. № 43. Ст. 5124.

2 СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663.

чении семи дней после дня их первого официального опубликования в названных выше печатных органах.

Ведомственные нормативные правовые акты подлежат опублико­ванию и вступают в силу по правилам, предусмотренным Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763. В соответствии с данными правилами нормативные правовые акты федеральных органов испол­нительной власти подлежат не только официальному опубликованию, но и специальной государственной регистрации в Министерстве юс­тиции РФ. Такая регистрация должна быть произведена в отношении ведомственных нормативных актов, которые затрагивают права, сво­боды и обязанности человека и гражданина, устанавливают правовой статус организаций или носят межведомственный характер. В срок не позднее десяти дней после дня государственной регистрации ве­домственные акты должны быть опубликованы в газете «Российские вести» либо в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Не подлежат официальному опубликованию только те ведомственные акты или их отдельные положения, кото­рые содержат сведения, составляющие государственную тайну или имеют конфиденциальный характер. Акты, не прошедшие государст­венную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опублико­ванные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. При разрешении информационно-право­вых споров ссылка на такие акты, как на основание регулирования соответствующих отношений, невозможна.

Прекращение действия нормативных правовых актов, как пра­вило, связывается с истечением срока действия того либо иного ак­та или с отменой нормативного правового акта уполномоченным органом. Существует и вариант прекращения действия соответст­вующих актов в связи с их заменой иными актами, которыми уре­гулированы те же самые общественные отношения, что и в раннее действовавшем акте.

Выше мы показали общие правила действия нормативных пра­вовых актов во времени. Из этих правил существуют два исключе­ния. Первое исключение связано с приданием новому нормативно­му правовому акту обратной силы, что выражается в указании о распространении действия данного акта на те общественные от­ношения, которые возникли до его принятия. Данное исключение применимо лишь к нормативным правовым актам в ранге законов, но не должно распространяться на действие во времени подзакон­ных актов. Второе исключение состоит в так называемом «пережи­вании» старого нормативного правового акта, что выражается в си­туации, когда утративший юридическую силу акт на основании спе­циального указания продолжает регулировать отдельные длящиеся отношения, которые возникли или существовали во время действия этого акта. Помимо названных исключений для гражданско-право­вых отношений, возникающих из договоров, применяется правило ст. 422 ГК РФ, согласно которому, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила

 

Глава III, Информационное законодательство

иные, чем те, которые действовали при заключении договора, усло­вия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения возникшие из ранее заключенных договоров.

Действие нормативных правовых актов, регулирующих отноше­ния в информационной сфере в пространстве, базируется на терри­ториальном принципе, который допускает различные пространствен­ные границы действия соответствующего акта, исходя из федераль­ного характера информационного законодательства. Нормативные правовые информационные акты общефедеральных органов действу­ют в пределах границ Федерации в целом. Нормативные правовые информационные акты субъектов РФ действуют в рамках территорий соответствующих субъектов.

Действие нормативных правовых информационных актов по кругу лиц характеризуется распространением этих актов на всех лиц, которые находятся в пределах государственных или админист­ративно-территориальных границ, внутри которых должны приме­няться те либо иные акты. В ряде случаев может иметь место ад­ресность нормативного акта, т. е. указание определенных категорий граждан или юридических лиц, подпадающих под действие норма­тивных предписаний, содержащихся в акте.

 

 

Глава IV. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

§ 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Одной из задач российского информационного законодательства является регулирование общественных отношений в определенных действующими законами сферах. Информационные отношения, ко­торые оказались урегулированными законом или сложились в ре­зультате такого регулирования, становятся информационными пра­воотношениями. Посредством информационных правоотношений поведение субъектов права канализируется в нужных государству направлениях. В силу этого категория информационных правоотно­шений имеет важнейшее значение для теории и практики информа­ционного права.

Юридическая наука сравнительно недавно обратилась к анализу информационных правоотношений, используя для этих целей обыч­ный набор концептуальных средств, предлагаемых теорией права, что предопределяет единство исходных установок и сказывается на общности методологических подходов к изучению данного феноме­на. Между тем указанная общность не способствовала выработке общепризнанного определения информационного правоотношения, его содержания и структуры. Сегодня существует множество самых различных точек зрения в этой, без преувеличения проблемной, об­ласти, которые имеют как содержательные пересечения, так и не­совпадающие по принципиальным вопросам суждения.

Так, В. А. Копылов понимает под информационным правоотно­шением «урегулированное информационно-правовой нормой ин­формационное общественное отношение, стороны которого высту­пают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установ­ленных и гарантированных информационно-правовой нормой»1. М. М. Рассолов дает предельно обобщенное определение информа­ционно-правовым отношениям, считая, что к таковым «относятся те общественные отношения, которые отражены в нормах инфор­мационного права и регулируются им»2. А. А. Стрельцов вообще игнорирует категорию правоотношения и утверждает, что «регули­руемые правом общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия субъектов с целью удовлетворения их интересов в обладании необходимой информацией, в передаче части имею­щейся информации другим субъектам, а также в сохранении в не-

1 Копылов В. А. Информационное право: учеб. М., 2002. С. 131.

2 Рассолов М. М. Информационное право: учеб. пособие. М., 1999. С. 41.

 

Глава IV. Информационные правоотношения

известности оставшейся части информации» — это не информаци­онные правоотношения, а «информационные отношения»1.

Нормы информационного права регулируют далеко не все, а лишь наиболее важные, принципиальные группы общественных отношений, которые имеют существенное значение для интересов государства, общества и личности. Это прежде всего отношения, связанные с поиском, получением, передачей, производством, рас­пространением, преобразованием и потреблением информации. Следует иметь в виду, что не любое отношение, сложившееся в ин­формационной сфере, может быть подвергнуто правовому регулиро­ванию. Причинами тому являются, во-первых, нецелесообразность правового вмешательства в отдельные сферы жизнедеятельности и, во-вторых, невозможность внешнего контроля за исполнением тех либо иных нормативных предписаний в силу специфики объекта регулирования. Например, невозможно урегулировать нормами пра­ва процесс творчества, установить порядок создания произведения или запретить с положительным эффектом распространение анекдо­тов. Таким образом, не всякое общественное отношение, сложив­шееся в связи с поиском, получением, передачей, производством, распространением, преобразованием и потреблением информации, выступает в форме информационного правоотношения. В этой фор­ме выступают лишь те реальные общественные отношения, которые урегулированы нормами информационного законодательства либо искусственно сформировались в результате такого регулирования. Информационное правоотношение в широком смысле есть, следо­вательно, реальное общественное отношение, урегулированное нор­мами информационного права.

В информационном праве, коль скоро это комплексная от­расль права, различаются регулятивные и охранительные информа­ционные правоотношения. Правоотношения первого вида связаны с дозволенной деятельностью по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации. Таковы, например, правоотношения, складывающиеся в связи с доступом физических и юридических лиц к информации (ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информа­ции»). Данные правоотношения возникают из правомерных дейст­вий лиц, участвующих в процессе доступа. Правоотношения вто­рого вида возникают в связи с совершенными правонарушениями. Так, за воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации, виновные лица несут ответственность, со­гласно ст. 13.16 КоАП. Данные правоотношения возникают тогда, когда имеют место незаконные ограничения прав средств массовой информации.

1 Стрельцов А. А. Содержание информационных отношений // Теоретиче­ские проблемы информационного права. М.: ИГП РАН, 2005. С. 36.

Помимо деления информационных правоотношений на регуля­тивные и охранительные, их можно дифференцировать на матери­альные и процедурные правоотношения.

Материальные информационные правоотношения складываются по поводу реализации прав и обязанностей субъектов данных отно­шений. Примерами подобного рода правоотношений могут служить отношения, возникшие в результате реализации журналистом права быть принятым должностными лицами в связи с запросом инфор­мации (ст. 47 Закона РФ «О средствах массовой информации») ли­бо в результате реализации права гражданина или организации на опровержение не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений (ст. 43 Закона РФ «О средствах массовой информации»). Процедурные информационные правоот­ношения складываются по поводу процедуры их возникновения, изменения или прекращения. Например, при оформлении граждан на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям (раздел 2 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне).

В зависимости от структуры связи между субъектами информа­ционных правоотношений они делятся на абсолютные и относи­тельные. В абсолютных информационных правоотношениях управомоченному субъекту противостоит неопределенное количество пас­сивно обязанных лиц, которые не вправе чинить никаких препятствий в реализации юридических возможностей управомочен-ного.

Примером абсолютного информационного правоотношения мо­жет служить отношение, складывающееся между заявителем и неоп­ределенным кругом лиц после публикации сведений о выдаче па­тента, содержащих, в частности, название и формулу изобретения или полезной модели либо перечень существенных признаков про­мышленного образца и его изображение (ст. 25 Патентного зако­на РФ).

Что касается абсолютных правоотношений собственности, воз­никающих по поводу информационных ресурсов, то их нельзя от­нести к информационным в силу прямого указания законодателя, содержащегося в п. 5 ст. 11 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В соответ­ствии с указанным пунктом право собственности и иные вещные права на материальные носители, содержащие документированную информацию, устанавливаются гражданским законодательством.

В относительных информационных правоотношениях управомо-ченному субъекту в качестве обязанных противостоят точно поиме­нованные лица. Таковы, например, отношения между работником и работодателем, складывающиеся по поводу персональных данных работника (гл. 14 Трудового кодекса РФ).

В литературе предлагаются и иные, можно сказать, «нетрадици­онные» разновидности информационных правоотношений. Так, М. М. Рассолов подразделяет информационные правоотношения на активные информационные действия, пассивные информационные действия, посредническую информационно-правовую работу, вспо­могательные информационные действия, а также на организацион­ные имущественные и неимущественные правоотношения1.

В. А. Копылов предлагает классифицировать информационные правоотношения по информационным процессам и по видам ин­формации2.

Состав информационных правоотношений, как собирательной категории, напрямую зависит от характера общественных отноше­ний, составляющих предмет информационного права, а также от их отраслевой принадлежности. Поскольку основу предмета информа­ционного права образуют отношения, связанные с поиском, полу­чением, передачей, производством, распространением, преобразова­нием и потреблением информации, постольку, будучи урегулирован­ными правовыми нормами, они и составят основную группу информационных правоотношений.

К этой группе примыкают правоотношения, складывающиеся по поводу управления информационными процессами, информати­зацией и обеспечением информационной безопасности.

Структуру информационного правоотношения образуют его эле­менты, в качестве которых выделяются субъекты правоотношения, объекты правоотношения и содержание правоотношения, включаю­щие субъективные права' и юридические обязанности участников правоотношения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.