Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Режим ограниченного доступа 1 страница




Понятие и общая характеристика режима ограниченного доступа к информации. Правовая модель режима закрытия каких-либо сведе­ний от доступа к ним третьих лиц строится на применении для этих целей единственно возможного юридического механизма, обо­значаемого понятием тайны. Данное понятие не подвергалось де­тальным исследованиям в рамках правовой науки, вследствие чего не выработано сколько-нибудь теоретически обоснованного подхода к нему. В результате многие нормативные правовые акты, а равно и литературные источники изобилуют терминологическим разнобо­ем, ошибочными утверждениями и механическим переносом на от­ношения, возникающие по поводу скрываемых сведений, чуждых этим отношениям юридических моделей. Так, И.Б. Ткачук утвер­ждает, что «исходным условием защиты коммерческой тайны явля­ется право собственности на нее, полученное хозяйствующим субъ­ектом на основаниях, предусмотренных законом»2.

Между тем законодатель достаточно часто оперирует термином «тайна» и семантически созвучными с ним терминами «конфиден­циальный», «секретный» и т. п. По данным, приводимым в литера­туре, уже сегодня в законодательных и подзаконных нормативных актах фигурирует более пятидесяти видов тайн, и их число продол­жает расти3.

Используемый в текстах нормативных правовых актов термин «тайна» с прилагательными типа коммерческая, служебная, банков­ская, аудиторская, врачебная, государственная и т. п., употребляется

1 Ведомости РФ. 1992. № 7. Ст. 300; СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3808; № 2. Ст. 219.

2 Ткачук И. Б. Коммерческая тайна: организация защиты, расследование посягательств. М., 1999. С. 9.

3 Банило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право: учеб. / под ред. Б. Н. Топорнина. СПб., 2005. С. 345.

 

как синоним сведений, которые неизвестны либо должны быть не­известны третьим лицам. Таким образом, тайна в легальной интер­претации — это информация, доступ к которой ограничен.

Чаще всего применяется формула «сведения, составляющие» ту либо иную разновидность тайны. Данная формула положена, в ча­стности, в основу дефиниций коммерческой и служебной тайны (п. 1 ст. 139 ГК РФ), банковской тайны (п. 2 ст. 857 ГК РФ), ауди­торской тайны (п. 3 ст. 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»)1.

Несколько иные формулировки используются в отношении, на­пример, государственной тайны и тайны страхования. В первом случае — это защищаемые государством сведения (ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»), а во втором — сведения о страхователе, полученные страховщиком (ст. 946 ГК РФ).

В отношении других видов тайн применяются словосочетания «сведения» о чем-либо. Так, врачебной тайной являются, в частно­сти, сведения о наличии у гражданина психического расстройства (ст. 9 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан на ее оказание»)2.

Приведенные примеры позволяют сделать вывод о том, что за­конодатель рассматривает тайну в широком смысле в качестве объ­ективно существующих, но неизвестных третьим лицам сведений о чем-либо.

Информация, точнее сведения, посредством которых строится юридическая модель тайны, видимо, не единственный объективный эквивалент, которым может оперировать правовая наука, определяя существо тайны. Специфика отношений, которые складываются в обществе по поводу информации, лежащей в основе употребляе­мого законодателем термина «тайна», не может не отражать универ­сальных закономерностей, открытых в иных областях научных зна­ний, в частности, в теории информации.

Зададим в этой связи вопрос о том, устраняют ли у третьих лиц неизвестные им сведения неопределенность их представления о чем-либо? Строго говоря — не устраняют. Такие сведения являют­ся информацией только для лиц, имеющих к ним доступ. Данное утверждение будет тем более справедливо, если рассматривать ин­формацию как знание, как меру устранения неопределенности представления о чем-либо. Следовательно, неизвестность (незна­ние), это не информация, а нечто ей противоположное. В теории информации (синтаксический аспект) это нечто обозначается как мера неопределенности сведений и именуется энтропией. Таким об­разом, логично предположить, что тайна выступает в качестве ин­формации только для обладателя последней, но для третьих лиц, до момента получения соответствующих сведений, такая тайна будет

1 СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3422; РГ. 2002. 12 янв.

2 Ведомости РФ. 1992. № 33. Ст. 2470.

 

выступать в качестве «энтропии». Говоря иначе, закрытая информа­ция для ее обладателя — не тайна, но и для третьих лиц — не ин­формация. В этом проявляется диалектика феномена тайны, ее двойственный, полярный характер, который обусловлен наличием механизма доступа к сведениям, основанного на запретах и пози­тивных обязываниях, устанавливаемых законодателем в отношении третьих лиц и обладателей закрытых сведений соответственно.

Отмеченное выше позволяет сделать вывод о том, что понятие тайны несводимо к информации. Тайна — это не информация, а правовой режим информации. Поэтому информация (сведения) не может составлять тайны, как это зафиксировано в ряде законо­дательных актов, в том числе и в ГК РФ, она может находиться в тайне, т. е. особом правовом режиме.

Информации, находящейся в тайне и относимой в разряд как конфиденциальной, так и государственной тайны, присущ ряд при­знаков, в числе которых выделяются:

— ценность скрываемых сведений, которая обусловлена специ­фикой их содержания и (или) фактором их неизвестности третьим лицам;

— отсутствие свободного доступа к сведениям на законных к тому основаниях;

— наличие превентивных мер, принимаемых обладателем сведе­ний к охране их от доступа третьих лиц.

Обращаясь к первому из названных признаков, следует подчерк­нуть его значимость для раскассирования закрытых сведений по ви­дам тайн, в режимах которых эти сведения могут находиться. Цен­ностный фактор сведений проявляется в двух взаимно связанных аспектах. Первый аспект характеризует содержательную сторону ин­формации, которая выступает предметом специфических интересов субъектов, не заинтересованных в ее преждевременном раскрытии, и которые не готовы или не имеют права это сделать под угрозой наступления неблагоприятных последствий. Примером подобного рода информации являются данные о секретных изобретениях. Вто­рой аспект формально не связан с содержанием информации, ибо в этом случае ценность будет представлять не содержательная сто­рона сведений, хотя от нее и не уйти, а фактическая возможность доступа к ней в порядке и на условиях, продиктованных ее облада­телем, который готов и имеет право это сделать.

Между обозначенными аспектами ценностного фактора инфор­мации существует тесная связь, и они не могут рассматриваться изолированно, поскольку это две стороны одной медали. В зависи­мости от характера и содержания информации превалирует тот либо иной аспект, которому законодатель придает правовое значение. Так, сведения, чья ценность состоит в неизвестности их третьим лицам, а содержание может быть доведено до сведения их неогра­ниченного круга без угрозы наступления неблагоприятных послед­ствий, могут легально выступать в качестве товара и, тем самым, участвовать в хозяйственном обороте наряду с другими благами, признаваемыми объектами гражданских прав.

Отсутствие доступа к информации, за исключением легальной возможности осуществления подобного действия, выступает вторым признаком информации, находящейся в тайне. Этот признак харак­теризует меру свободы получения сведений, обладатель которых притязает на их роль в качестве закрытых.

В этой связи следует различать санкционированный и несанк­ционированный доступ к информации.

Санкционированный доступ характеризуется законными основа­ниями получения закрытых сведений, например путем знакомства с ними в силу прямых служебных обязанностей. Данный вид досту­па не порочит конфиденциальности либо секретности сведений.

Несанкционированный доступ характеризуется противоправны­ми действиями по сбору сведений, находящихся в тайне, например путем хищения документов, содержащих данные о потенциально патентоспособном техническом решении.

Третьим признаком информации, находящейся в тайне, высту­пают преднамеренные действия ее обладателя, свидетельствующие о принятии им мер, направленных на охрану конфиденциальности или секретности сведений и пресечении несанкционированного доступа к ним. Характер данных мер может быть самым различ­ным. Это могут быть организационные, технические, режимные, правовые и т. п. меры. Главное требование, предъявляемое к ним, — превентивность.

Правовой режим сведений, находящихся в тайне, коренным об­разом отличается от правового режима, установленного в отноше­нии охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. Это отличие проявляется в следующем.

Во-первых, в особенностях объекта, в отношении которого уста­навливается соответствующий правовой режим. Формально-юриди­чески информация, находящаяся в тайне, не отнесена к числу объ­ектов интеллектуальной собственности (ст. 138 ГК РФ), что в целом является верным решением законодателя, поскольку не информа­ция является частью интеллектуальной продукции, а результаты ин­теллектуальной деятельности выступают одной из сторон проявле­ния информации1.

Во-вторых, в противоположной направленности интересов обла­дателя информации, содержащей сведения закрытого характера,

1 В литературе, посвященной вопросам служебной и коммерческой тайны, высказываются различные позиции, касающиеся соотношения информации, со­ставляющей служебную и коммерческую тайну, и объектов исключительных прав. Представляются ошибочными взгляды сторонников отнесения служебной и коммерческой тайны к самостоятельной разновидности объектов интеллекту­альной собственности, поскольку ими ставится знак равенства между монопо­лией de jure (исключительным правом) и монополией de facto (самостоятельны­ми превентивными мерами, основанными на общем дозволении это делать).

 

и интересов обладателя информации, представляющей собой ре­зультат интеллектуальной деятельности. Первый из них заинтересо­ван в принятии мер, препятствующих распространению соответст­вующих сведений, и обязан принимать эти меры, а второй — заин­тересован в распространении интеллектуального продукта, а в ряде случаев и обязан это делать.

В-третьих, в различных юридических механизмах охраны прав и интересов обладателя результата интеллектуальной деятельности и обладателя сведений закрытого характера. В случае с информаци­ей, содержанием которой выступают закрытые сведения, юридиче­ский механизм охраны интересов ее обладателя будет основываться не на запрете использования верифицированного результата интел­лектуальной деятельности третьими лицами, а на запрете на доступ к неверифицированным сведениям третьих лиц, понимаемом как блокирование техническими и иными средствами действий по «сня­тию» информации, осуществляемое силами фактического ее облада­теля. Здесь налицо альтернативный исключительному праву вариант механизма охраны информации от ее несанкционированного ис­пользования, именуемый обычно фактической монополией. Предна­меренно скрываемые сведения невозможно заключить в рамки ис­ключительных прав, поскольку фактор их неизвестности не позво­ляет установить самого содержания информации в качестве объекта охраны, т. е. формализовать объективные границы тайны и иденти­фицировать ее без угрозы раскрытия. В данном случае нельзя, как это сделано в отношении результатов интеллектуальной деятельно­сти, нормативно определить меру возможного поведения обладателя информации, кроме общего правила об установлении этой меры им самим либо специальных правил, определяющих последствия рас­пространения закрытых сведений с точки зрения нанесения ущерба вследствие такого распространения.

Исключение от использования и исключение от доступа внешне схожие термины, но эта схожесть не может служить основанием считать второй из них содержанием некого исключительного права, поскольку у обладателя закрытой информации нет самого субъек­тивного права, а имеется лишь общее дозволение либо позитивное обязывание на сокрытие от третьих лиц тех сведений, которые представляют для ее обладателя коммерческую или иную ценность либо угрозу его интересам и безопасности.

Режимы конфиденциальной информации. В действующем законо­дательстве России до недавнего времени отсутствовало ясное поня­тие конфиденциальной информации, равно как и четкое определе­ние ее структурного состава. В ранее действовавшем законодатель­стве (ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», ст. 2 Федерального закона «Об участии в международном информационном обмене») в качестве конфиден­циальной признавалась документированная информация, доступ к которой ограничивался в соответствии с законодательством РФ. °7

Сегодня ситуация с определением конфиденциальной информа­ции несколько изменилась. Само понятие конфиденциальной ин­формации изъято из терминологии законодателя. На его смену при­шло понятие конфиденциальности информации, закрепленное в ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологи­ях и о защите информации». Согласно указанной статье конфиден­циальность—это обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование, не передавать та­кую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Из это­го определения следует, что конфиденциальность — это прежде всего требование, облеченное в форму обязательства. Несколько иной под­ход к конфиденциальности закреплен в Федеральном законе «О ком­мерческой тайне». В соответствии со ст. 3 указанного Закона конфи­денциальность информации — это коммерческая тайна. На наш взгляд, конфиденциальность и тайна — синонимичные понятия. И то и другое есть не что иное, как режим информации.

Что касается структуры относящихся к конфиденциальным све­дений, то она также не отличается неопределенностью. В п. 4 ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных техноло­гиях и о защите информации» предельно лаконично сформулирова­но правило, в соответствии с которым федеральными законами ус­танавливаются условия отнесения информации к сведениям, состав­ляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну. Большей упорядоченностью отличается перечень сведений конфи­денциального характера, утвержденный Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 1881. В этот перечень включены:

— персональные данные — сведения о фактах, событиях и об­стоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифи­цировать его личность, за исключением сведений, подлежащих рас­пространению в средствах массовой информации в установленных федеральным законом случаях2;

— тайна следствия и судопроизводства;

— служебная тайна — служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами;

— профессиональная тайна — сведения, связанные с профес­сиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответ­ствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных

1 СЗ РФ. 1997. № 10. Ст. 1127.

2 Более узкое значение понятию персональных данных придает Трудовой кодекс РФ. Согласно ст. 85 ТК РФ персональные данные работника — ин­формация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника // РГ. 2002. 31 дек.; см. также ст. 2 Фе­дерального закона «О персональных данных» // РГ. 2006. 29 июля.

 

переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообще­ний);

— коммерческая тайна — сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами;

— сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Таким образом, специфику правового режима конфиденциаль­ной информации следует искать в особенностях режимов отдельных блоков закрытых сведений, которые законодатель относит к тем ли­бо иным разновидностям тайн. Покажем эти особенности примени­тельно к коммерческой и служебной тайне, банковской тайне, пер­сональным данным и сведениям о сущности некоторых объектов промышленной собственности.

Коммерческая тайна. Согласно п. 1 ст. 139 ГК РФ информация со­ставляет коммерческую тайну в случае, когда информация имеет дейст­вительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неиз­вестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на закон­ном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять коммер­ческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

Указанная норма, имеющая общий характер, получила развитие в ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне», которая дета­лизирует отдельные элементы, содержащиеся в дефиниции ст. 139 ГК РФ, и раскрывает их, не колебля существа прежней формулы, но уточняя ее. Эти уточнения сводятся к следующему.

Во-первых, законодатель дает определение коммерческой тайне, а не называет случаи, когда информация «составляет» коммерче­скую тайну. Под коммерческой тайной согласно п. 1 ст. 3 Феде­рального закона «О коммерческой тайне» понимается конфиденци­альность информации, позволяющая ее обладателю при существую­щих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Таким обра­зом, законодатель, по существу, признает за коммерческой тайной качество режима информации.

Во-вторых, законодатель при всей противоречивости словосоче­тания «информация, составляющая коммерческую тайну», раскры­вает содержательную сторону сведений, находящихся в режиме ком­мерческой тайны. Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «О ком­мерческой тайне» информация, составляющая коммерческую тайну, — это научно-техническая, производственная, финансово-эко­номическая или иная информация, в том числе составляющая сек­реты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или по­тенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.

Из этого определения вытекают юридически значимые признаки информации, наличие которых придает ей режим коммерческой тайны. Такими признаками выступают:

— неизвестность информации третьим лицам;

— недоступность информации третьим лицам.

Первый из названных признаков является фактором, который придает информации действительную или потенциальную коммерче­скую ценность, т. е. сообщает ей качество товара, способного высту­пать источником получения прибыли. Факт приобретения информа­ции, равнозначный знакомству с субъективно новыми сведениями на предложенных их обладателем условиях, будет свидетельствовать о действительной (реальной) ценности этих сведений.

Потенциальной коммерческой ценностью информация будет об­ладать в случае ее невостребованности возможными приобретателя­ми в данный период времени в силу, например, недостаточности усилий обладателя закрытых сведений, направленных на пропаганду эффекта от их применения. Будучи востребованной, информация из разряда потенциально ценной перейдет в действительно ценную. При этом важна лишь коммерческая сторона ценности информа­ции, отражающая ее прагматическое свойство служить источником получения прибыли, а, скажем, не научная, которая в сфере товар­но-денежных отношений не является или очень редко является надлежащим критерием ценности.

Второй из выделенных признаков информации — ее недоступ­ность, характеризует меру свободы получения сведений. Мера сво­боды доступа к информации определяется ее обладателем путем ус­тановления соответствующих правил обращения к закрытым сведе­ниям.

Перечень сведений, которые не могут находиться в режиме коммерческой тайны, определен в ст. 5 Федерального закона «О коммерческой тайне». Согласно указанной статье режим ком­мерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляю­щими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

— содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юри­дических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответ­ствующие государственные реестры;

— содержащихся в документах, дающих право на осуществле­ние предпринимательской деятельности;

— о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об ис­пользовании ими средств соответствующего бюджета;

— о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожар­ной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановки, безопасности пищевых продуктов и других факторах,

 

оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каж­дого гражданина и безопасности населения в целом;

— о численности, о составе работников, о системе оплаты тру­да, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемо­сти и о наличии свободных рабочих мест;

— о задолженности работодателей по выплате заработной пла­ты и по иным социальным выплатам;

— о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

— об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объ­ектов государственной или муниципальной собственности;

— о размерах и структуре доходов некоммерческих организа­ций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о числен­ности и об оплате труда их работников, об использовании безвоз­мездного труда граждан в деятельности некоммерческой организа­ции;

— о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенно­сти от имени юридического лица;

— обязательность раскрытия которых или недопустимость огра­ничения доступа к которым установлена иными федеральными за­конами.

Приведенный перечень является закрытым и касается только тех лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность как в качестве основного вида деятельности (коммерческие органи­зации и индивидуальные предприниматели), так и в качестве разре­шенной учредителями деятельности, приносящей доход (некоммер- I ческие организации).

В ряде федеральных законов имеются нормы, содержащие свои составы сведений, как относимых, так и не включаемых в число за­крытых и находящихся в режиме коммерческой тайны. Так, соглас-но п. 4 ст. 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете»1 содер­жание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. В соответствии с п. 7 ст. 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»2 сведения о размерах и структу­ре доходов благотворительной организации, а также сведения о раз­мерах ее имущества, ее расходах, численности работников, об опла- I те их труда и о привлечении добровольцев не могут составлять коммерческую тайну.

Служебная тайна. Данная разновидность тайны по смыслу ст. 139 ГК РФ находится в одном ряду с коммерческой тайной и ей, соответственно, должны быть присущи все признаки режима

1 СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369.

2 СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3340.

последней. Однако подобный подход законодателя вряд ли может быть признан оптимальным, поскольку акцент на наличие действи­тельной или потенциальной коммерческой, а не служебной ценно­сти сведений нивелирует самостоятельность института служебной тайны. Очевидно, что подобная самостоятельность должна консти­туироваться исходя из своеобразия служебных интересов организа­ций и учреждений по отношению к их коммерческим интересам. Соответственно критерием разграничения сведений, находящихся в режиме коммерческой либо служебной тайны, должен быть ха­рактер интересов обладателя информации, охраняемых посредством ее закрытия. Если раскрытие информации повлечет за собой ущерб коммерческим интересам ее обладателя, налицо состав сведений, подлежащий установлению в его отношении режима коммерческой тайны. Если подобное раскрытие имеет следствием ущерб служеб­ным интересам (интересам службы в широком смысле, включаю­щим и служебные интересы коммерческих организаций), мы можем говорить о составе сведений, подлежащем установлению в его отно­шении режима служебной тайны.

В то же время признаки неизвестности информации и недос­тупности к ней третьих лиц должны выступать в качестве осново­полагающих при придании сведениям служебного характера режима служебной тайны. При этом неизвестность информации, если поль­зоваться аналогией режима коммерческой тайны, должна придавать служебным сведениям некую ценность, т. е. сообщать им качество полезности при исполнении служебных обязанностей и принятии управленческих решений которого было бы невозможно достичь при общеизвестном характере этих сведений.

В отношении недоступности служебной информации третьим ли­цам, которая, как было показано выше, определяется мерой свободы доступа, оформляемой правилами обращения к закрытым сведениям, действующее законодательство не содержит ясно сформулированной позиции и, прежде всего, по вопросу о том, кто определяет порядок доступа к конфиденциальным сведениям служебного характера и кто, собственно, управомочен закрывать их. По смыслу Указа Пре­зидента РФ от 6 марта 1997 г. № 188, доступ к служебным сведени­ям ограничивается органами государственной власти, а согласно ст. 139 ГК РФ —любым обладателем информации, «составляющей» служебную тайну. Представляется, что сведения служебного характера могут формироваться и циркулировать не только в органах государ­ственной власти, но и в любых иных учреждениях и организациях, которые вправе самостоятельно диктовать в своих же интересах пра-нила доступа к сведениям с целью сохранения их конфиденциально­сти и, тем самым, служебной ценности.

Действующим законодательством не установлен исчерпывающий состав сведений, требующих их закрытия в режиме служебной тай­ны. В отдельных федеральных законах между тем содержатся нор­мы, позволяющие говорить об имеющей место демаркации, осуще­ствленной законодателем в отношении коммерческой и служебной тайны. Например, режим служебной тайны распространяется, со­гласно ст. 155 УК РФ, в отношении фактов усыновления (удочере­ния).

Перечень сведений, которые не могут быть отнесены к разряду служебной информации ограниченного распространения, определен в постановлении Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной ин-1 формацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти». В этот перечень включены: акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных орга­нов, организаций, общественных объединений, а также права, сво-;| боды и обязанности граждан, порядок их реализации; сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая инфор­мация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также произ­водственных объектов; описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес; порядок рассмотрения и разрешения заявлений, в том числе юридических лиц; сведения об исполнении бюджета и ис­пользования других государственных ресурсов, о состоянии эконо­мики и потребностей населения; документы, накапливаемые в от­крытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организации, необходимые для реализации прав, свобод и обязан­ностей граждан.

Банковская тайна. Банковская тайна как режим сведений, не подлежащих разглашению их третьим лицам, представляет собой самостоятельный вид тайны. В отличие от сведений служебного или коммерческого характера, чья ценность определяется в первую оче­редь фактором их неизвестности, неизвестность сведений, находя-ЩИХся в режиме банковской тайны, не является определяющим ее признаком, хотя он и должен присутствовать в качестве элемента, I присущего любой из разновидностей тайн.

Статьей 857 ГК РФ установлено, что банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и све- j дений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут! быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным op- j ганам и их должностным лицам такие сведения могут быть предос­тавлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Аналогичное правило содержится и в ст. 26 Федерального I закона «О банках и банковской деятельности»1, которая расширила

1 Ведомости РФ. 1990. № 27. Ст. 357; СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492; 1998. № 31. Ст. 3829; 1999. № 28. Ст. 3469; РГ. 2001. 23 июня.

регулятивную сферу отношений ст. 857 ГК РФ, распространив обя­занность гарантии тайны не только на банки, но и на иные кредит­ные (небанковские) организации. Кроме того, в режиме банковской тайны должны находиться сведения об операциях, счетах и вкладах не только клиентов, но и корреспондентов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.