КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Режим ограниченного доступа 1 страница
Понятие и общая характеристика режима ограниченного доступа к информации. Правовая модель режима закрытия каких-либо сведений от доступа к ним третьих лиц строится на применении для этих целей единственно возможного юридического механизма, обозначаемого понятием тайны. Данное понятие не подвергалось детальным исследованиям в рамках правовой науки, вследствие чего не выработано сколько-нибудь теоретически обоснованного подхода к нему. В результате многие нормативные правовые акты, а равно и литературные источники изобилуют терминологическим разнобоем, ошибочными утверждениями и механическим переносом на отношения, возникающие по поводу скрываемых сведений, чуждых этим отношениям юридических моделей. Так, И.Б. Ткачук утверждает, что «исходным условием защиты коммерческой тайны является право собственности на нее, полученное хозяйствующим субъектом на основаниях, предусмотренных законом»2. Между тем законодатель достаточно часто оперирует термином «тайна» и семантически созвучными с ним терминами «конфиденциальный», «секретный» и т. п. По данным, приводимым в литературе, уже сегодня в законодательных и подзаконных нормативных актах фигурирует более пятидесяти видов тайн, и их число продолжает расти3. Используемый в текстах нормативных правовых актов термин «тайна» с прилагательными типа коммерческая, служебная, банковская, аудиторская, врачебная, государственная и т. п., употребляется 1 Ведомости РФ. 1992. № 7. Ст. 300; СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3808; № 2. Ст. 219. 2 Ткачук И. Б. Коммерческая тайна: организация защиты, расследование посягательств. М., 1999. С. 9. 3 Банило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право: учеб. / под ред. Б. Н. Топорнина. СПб., 2005. С. 345.
как синоним сведений, которые неизвестны либо должны быть неизвестны третьим лицам. Таким образом, тайна в легальной интерпретации — это информация, доступ к которой ограничен. Чаще всего применяется формула «сведения, составляющие» ту либо иную разновидность тайны. Данная формула положена, в частности, в основу дефиниций коммерческой и служебной тайны (п. 1 ст. 139 ГК РФ), банковской тайны (п. 2 ст. 857 ГК РФ), аудиторской тайны (п. 3 ст. 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»)1. Несколько иные формулировки используются в отношении, например, государственной тайны и тайны страхования. В первом случае — это защищаемые государством сведения (ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»), а во втором — сведения о страхователе, полученные страховщиком (ст. 946 ГК РФ). В отношении других видов тайн применяются словосочетания «сведения» о чем-либо. Так, врачебной тайной являются, в частности, сведения о наличии у гражданина психического расстройства (ст. 9 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан на ее оказание»)2. Приведенные примеры позволяют сделать вывод о том, что законодатель рассматривает тайну в широком смысле в качестве объективно существующих, но неизвестных третьим лицам сведений о чем-либо. Информация, точнее сведения, посредством которых строится юридическая модель тайны, видимо, не единственный объективный эквивалент, которым может оперировать правовая наука, определяя существо тайны. Специфика отношений, которые складываются в обществе по поводу информации, лежащей в основе употребляемого законодателем термина «тайна», не может не отражать универсальных закономерностей, открытых в иных областях научных знаний, в частности, в теории информации. Зададим в этой связи вопрос о том, устраняют ли у третьих лиц неизвестные им сведения неопределенность их представления о чем-либо? Строго говоря — не устраняют. Такие сведения являются информацией только для лиц, имеющих к ним доступ. Данное утверждение будет тем более справедливо, если рассматривать информацию как знание, как меру устранения неопределенности представления о чем-либо. Следовательно, неизвестность (незнание), это не информация, а нечто ей противоположное. В теории информации (синтаксический аспект) это нечто обозначается как мера неопределенности сведений и именуется энтропией. Таким образом, логично предположить, что тайна выступает в качестве информации только для обладателя последней, но для третьих лиц, до момента получения соответствующих сведений, такая тайна будет 1 СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3422; РГ. 2002. 12 янв. 2 Ведомости РФ. 1992. № 33. Ст. 2470.
выступать в качестве «энтропии». Говоря иначе, закрытая информация для ее обладателя — не тайна, но и для третьих лиц — не информация. В этом проявляется диалектика феномена тайны, ее двойственный, полярный характер, который обусловлен наличием механизма доступа к сведениям, основанного на запретах и позитивных обязываниях, устанавливаемых законодателем в отношении третьих лиц и обладателей закрытых сведений соответственно. Отмеченное выше позволяет сделать вывод о том, что понятие тайны несводимо к информации. Тайна — это не информация, а правовой режим информации. Поэтому информация (сведения) не может составлять тайны, как это зафиксировано в ряде законодательных актов, в том числе и в ГК РФ, она может находиться в тайне, т. е. особом правовом режиме. Информации, находящейся в тайне и относимой в разряд как конфиденциальной, так и государственной тайны, присущ ряд признаков, в числе которых выделяются: — ценность скрываемых сведений, которая обусловлена спецификой их содержания и (или) фактором их неизвестности третьим лицам; — отсутствие свободного доступа к сведениям на законных к тому основаниях; — наличие превентивных мер, принимаемых обладателем сведений к охране их от доступа третьих лиц. Обращаясь к первому из названных признаков, следует подчеркнуть его значимость для раскассирования закрытых сведений по видам тайн, в режимах которых эти сведения могут находиться. Ценностный фактор сведений проявляется в двух взаимно связанных аспектах. Первый аспект характеризует содержательную сторону информации, которая выступает предметом специфических интересов субъектов, не заинтересованных в ее преждевременном раскрытии, и которые не готовы или не имеют права это сделать под угрозой наступления неблагоприятных последствий. Примером подобного рода информации являются данные о секретных изобретениях. Второй аспект формально не связан с содержанием информации, ибо в этом случае ценность будет представлять не содержательная сторона сведений, хотя от нее и не уйти, а фактическая возможность доступа к ней в порядке и на условиях, продиктованных ее обладателем, который готов и имеет право это сделать. Между обозначенными аспектами ценностного фактора информации существует тесная связь, и они не могут рассматриваться изолированно, поскольку это две стороны одной медали. В зависимости от характера и содержания информации превалирует тот либо иной аспект, которому законодатель придает правовое значение. Так, сведения, чья ценность состоит в неизвестности их третьим лицам, а содержание может быть доведено до сведения их неограниченного круга без угрозы наступления неблагоприятных последствий, могут легально выступать в качестве товара и, тем самым, участвовать в хозяйственном обороте наряду с другими благами, признаваемыми объектами гражданских прав. Отсутствие доступа к информации, за исключением легальной возможности осуществления подобного действия, выступает вторым признаком информации, находящейся в тайне. Этот признак характеризует меру свободы получения сведений, обладатель которых притязает на их роль в качестве закрытых. В этой связи следует различать санкционированный и несанкционированный доступ к информации. Санкционированный доступ характеризуется законными основаниями получения закрытых сведений, например путем знакомства с ними в силу прямых служебных обязанностей. Данный вид доступа не порочит конфиденциальности либо секретности сведений. Несанкционированный доступ характеризуется противоправными действиями по сбору сведений, находящихся в тайне, например путем хищения документов, содержащих данные о потенциально патентоспособном техническом решении. Третьим признаком информации, находящейся в тайне, выступают преднамеренные действия ее обладателя, свидетельствующие о принятии им мер, направленных на охрану конфиденциальности или секретности сведений и пресечении несанкционированного доступа к ним. Характер данных мер может быть самым различным. Это могут быть организационные, технические, режимные, правовые и т. п. меры. Главное требование, предъявляемое к ним, — превентивность. Правовой режим сведений, находящихся в тайне, коренным образом отличается от правового режима, установленного в отношении охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. Это отличие проявляется в следующем. Во-первых, в особенностях объекта, в отношении которого устанавливается соответствующий правовой режим. Формально-юридически информация, находящаяся в тайне, не отнесена к числу объектов интеллектуальной собственности (ст. 138 ГК РФ), что в целом является верным решением законодателя, поскольку не информация является частью интеллектуальной продукции, а результаты интеллектуальной деятельности выступают одной из сторон проявления информации1. Во-вторых, в противоположной направленности интересов обладателя информации, содержащей сведения закрытого характера, 1 В литературе, посвященной вопросам служебной и коммерческой тайны, высказываются различные позиции, касающиеся соотношения информации, составляющей служебную и коммерческую тайну, и объектов исключительных прав. Представляются ошибочными взгляды сторонников отнесения служебной и коммерческой тайны к самостоятельной разновидности объектов интеллектуальной собственности, поскольку ими ставится знак равенства между монополией de jure (исключительным правом) и монополией de facto (самостоятельными превентивными мерами, основанными на общем дозволении это делать).
и интересов обладателя информации, представляющей собой результат интеллектуальной деятельности. Первый из них заинтересован в принятии мер, препятствующих распространению соответствующих сведений, и обязан принимать эти меры, а второй — заинтересован в распространении интеллектуального продукта, а в ряде случаев и обязан это делать. В-третьих, в различных юридических механизмах охраны прав и интересов обладателя результата интеллектуальной деятельности и обладателя сведений закрытого характера. В случае с информацией, содержанием которой выступают закрытые сведения, юридический механизм охраны интересов ее обладателя будет основываться не на запрете использования верифицированного результата интеллектуальной деятельности третьими лицами, а на запрете на доступ к неверифицированным сведениям третьих лиц, понимаемом как блокирование техническими и иными средствами действий по «снятию» информации, осуществляемое силами фактического ее обладателя. Здесь налицо альтернативный исключительному праву вариант механизма охраны информации от ее несанкционированного использования, именуемый обычно фактической монополией. Преднамеренно скрываемые сведения невозможно заключить в рамки исключительных прав, поскольку фактор их неизвестности не позволяет установить самого содержания информации в качестве объекта охраны, т. е. формализовать объективные границы тайны и идентифицировать ее без угрозы раскрытия. В данном случае нельзя, как это сделано в отношении результатов интеллектуальной деятельности, нормативно определить меру возможного поведения обладателя информации, кроме общего правила об установлении этой меры им самим либо специальных правил, определяющих последствия распространения закрытых сведений с точки зрения нанесения ущерба вследствие такого распространения. Исключение от использования и исключение от доступа внешне схожие термины, но эта схожесть не может служить основанием считать второй из них содержанием некого исключительного права, поскольку у обладателя закрытой информации нет самого субъективного права, а имеется лишь общее дозволение либо позитивное обязывание на сокрытие от третьих лиц тех сведений, которые представляют для ее обладателя коммерческую или иную ценность либо угрозу его интересам и безопасности. Режимы конфиденциальной информации. В действующем законодательстве России до недавнего времени отсутствовало ясное понятие конфиденциальной информации, равно как и четкое определение ее структурного состава. В ранее действовавшем законодательстве (ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», ст. 2 Федерального закона «Об участии в международном информационном обмене») в качестве конфиденциальной признавалась документированная информация, доступ к которой ограничивался в соответствии с законодательством РФ. °7 Сегодня ситуация с определением конфиденциальной информации несколько изменилась. Само понятие конфиденциальной информации изъято из терминологии законодателя. На его смену пришло понятие конфиденциальности информации, закрепленное в ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Согласно указанной статье конфиденциальность—это обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование, не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Из этого определения следует, что конфиденциальность — это прежде всего требование, облеченное в форму обязательства. Несколько иной подход к конфиденциальности закреплен в Федеральном законе «О коммерческой тайне». В соответствии со ст. 3 указанного Закона конфиденциальность информации — это коммерческая тайна. На наш взгляд, конфиденциальность и тайна — синонимичные понятия. И то и другое есть не что иное, как режим информации. Что касается структуры относящихся к конфиденциальным сведений, то она также не отличается неопределенностью. В п. 4 ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предельно лаконично сформулировано правило, в соответствии с которым федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну. Большей упорядоченностью отличается перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 1881. В этот перечень включены: — персональные данные — сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральным законом случаях2; — тайна следствия и судопроизводства; — служебная тайна — служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами; — профессиональная тайна — сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных 1 СЗ РФ. 1997. № 10. Ст. 1127. 2 Более узкое значение понятию персональных данных придает Трудовой кодекс РФ. Согласно ст. 85 ТК РФ персональные данные работника — информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника // РГ. 2002. 31 дек.; см. также ст. 2 Федерального закона «О персональных данных» // РГ. 2006. 29 июля.
переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений); — коммерческая тайна — сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами; — сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них. Таким образом, специфику правового режима конфиденциальной информации следует искать в особенностях режимов отдельных блоков закрытых сведений, которые законодатель относит к тем либо иным разновидностям тайн. Покажем эти особенности применительно к коммерческой и служебной тайне, банковской тайне, персональным данным и сведениям о сущности некоторых объектов промышленной собственности. Коммерческая тайна. Согласно п. 1 ст. 139 ГК РФ информация составляет коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами. Указанная норма, имеющая общий характер, получила развитие в ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне», которая детализирует отдельные элементы, содержащиеся в дефиниции ст. 139 ГК РФ, и раскрывает их, не колебля существа прежней формулы, но уточняя ее. Эти уточнения сводятся к следующему. Во-первых, законодатель дает определение коммерческой тайне, а не называет случаи, когда информация «составляет» коммерческую тайну. Под коммерческой тайной согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне» понимается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Таким образом, законодатель, по существу, признает за коммерческой тайной качество режима информации. Во-вторых, законодатель при всей противоречивости словосочетания «информация, составляющая коммерческую тайну», раскрывает содержательную сторону сведений, находящихся в режиме коммерческой тайны. Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне» информация, составляющая коммерческую тайну, — это научно-техническая, производственная, финансово-экономическая или иная информация, в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны. Из этого определения вытекают юридически значимые признаки информации, наличие которых придает ей режим коммерческой тайны. Такими признаками выступают: — неизвестность информации третьим лицам; — недоступность информации третьим лицам. Первый из названных признаков является фактором, который придает информации действительную или потенциальную коммерческую ценность, т. е. сообщает ей качество товара, способного выступать источником получения прибыли. Факт приобретения информации, равнозначный знакомству с субъективно новыми сведениями на предложенных их обладателем условиях, будет свидетельствовать о действительной (реальной) ценности этих сведений. Потенциальной коммерческой ценностью информация будет обладать в случае ее невостребованности возможными приобретателями в данный период времени в силу, например, недостаточности усилий обладателя закрытых сведений, направленных на пропаганду эффекта от их применения. Будучи востребованной, информация из разряда потенциально ценной перейдет в действительно ценную. При этом важна лишь коммерческая сторона ценности информации, отражающая ее прагматическое свойство служить источником получения прибыли, а, скажем, не научная, которая в сфере товарно-денежных отношений не является или очень редко является надлежащим критерием ценности. Второй из выделенных признаков информации — ее недоступность, характеризует меру свободы получения сведений. Мера свободы доступа к информации определяется ее обладателем путем установления соответствующих правил обращения к закрытым сведениям. Перечень сведений, которые не могут находиться в режиме коммерческой тайны, определен в ст. 5 Федерального закона «О коммерческой тайне». Согласно указанной статье режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений: — содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры; — содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности; — о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующего бюджета; — о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановки, безопасности пищевых продуктов и других факторах,
оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом; — о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест; — о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам; — о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений; — об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности; — о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации; — о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица; — обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами. Приведенный перечень является закрытым и касается только тех лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность как в качестве основного вида деятельности (коммерческие организации и индивидуальные предприниматели), так и в качестве разрешенной учредителями деятельности, приносящей доход (некоммер- I ческие организации). В ряде федеральных законов имеются нормы, содержащие свои составы сведений, как относимых, так и не включаемых в число закрытых и находящихся в режиме коммерческой тайны. Так, соглас-но п. 4 ст. 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете»1 содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. В соответствии с п. 7 ст. 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»2 сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, ее расходах, численности работников, об опла- I те их труда и о привлечении добровольцев не могут составлять коммерческую тайну. Служебная тайна. Данная разновидность тайны по смыслу ст. 139 ГК РФ находится в одном ряду с коммерческой тайной и ей, соответственно, должны быть присущи все признаки режима 1 СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369. 2 СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3340. последней. Однако подобный подход законодателя вряд ли может быть признан оптимальным, поскольку акцент на наличие действительной или потенциальной коммерческой, а не служебной ценности сведений нивелирует самостоятельность института служебной тайны. Очевидно, что подобная самостоятельность должна конституироваться исходя из своеобразия служебных интересов организаций и учреждений по отношению к их коммерческим интересам. Соответственно критерием разграничения сведений, находящихся в режиме коммерческой либо служебной тайны, должен быть характер интересов обладателя информации, охраняемых посредством ее закрытия. Если раскрытие информации повлечет за собой ущерб коммерческим интересам ее обладателя, налицо состав сведений, подлежащий установлению в его отношении режима коммерческой тайны. Если подобное раскрытие имеет следствием ущерб служебным интересам (интересам службы в широком смысле, включающим и служебные интересы коммерческих организаций), мы можем говорить о составе сведений, подлежащем установлению в его отношении режима служебной тайны. В то же время признаки неизвестности информации и недоступности к ней третьих лиц должны выступать в качестве основополагающих при придании сведениям служебного характера режима служебной тайны. При этом неизвестность информации, если пользоваться аналогией режима коммерческой тайны, должна придавать служебным сведениям некую ценность, т. е. сообщать им качество полезности при исполнении служебных обязанностей и принятии управленческих решений которого было бы невозможно достичь при общеизвестном характере этих сведений. В отношении недоступности служебной информации третьим лицам, которая, как было показано выше, определяется мерой свободы доступа, оформляемой правилами обращения к закрытым сведениям, действующее законодательство не содержит ясно сформулированной позиции и, прежде всего, по вопросу о том, кто определяет порядок доступа к конфиденциальным сведениям служебного характера и кто, собственно, управомочен закрывать их. По смыслу Указа Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188, доступ к служебным сведениям ограничивается органами государственной власти, а согласно ст. 139 ГК РФ —любым обладателем информации, «составляющей» служебную тайну. Представляется, что сведения служебного характера могут формироваться и циркулировать не только в органах государственной власти, но и в любых иных учреждениях и организациях, которые вправе самостоятельно диктовать в своих же интересах пра-нила доступа к сведениям с целью сохранения их конфиденциальности и, тем самым, служебной ценности. Действующим законодательством не установлен исчерпывающий состав сведений, требующих их закрытия в режиме служебной тайны. В отдельных федеральных законах между тем содержатся нормы, позволяющие говорить об имеющей место демаркации, осуществленной законодателем в отношении коммерческой и служебной тайны. Например, режим служебной тайны распространяется, согласно ст. 155 УК РФ, в отношении фактов усыновления (удочерения). Перечень сведений, которые не могут быть отнесены к разряду служебной информации ограниченного распространения, определен в постановлении Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной ин-1 формацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти». В этот перечень включены: акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, сво-;| боды и обязанности граждан, порядок их реализации; сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов; описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес; порядок рассмотрения и разрешения заявлений, в том числе юридических лиц; сведения об исполнении бюджета и использования других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения; документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организации, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан. Банковская тайна. Банковская тайна как режим сведений, не подлежащих разглашению их третьим лицам, представляет собой самостоятельный вид тайны. В отличие от сведений служебного или коммерческого характера, чья ценность определяется в первую очередь фактором их неизвестности, неизвестность сведений, находя-ЩИХся в режиме банковской тайны, не является определяющим ее признаком, хотя он и должен присутствовать в качестве элемента, I присущего любой из разновидностей тайн. Статьей 857 ГК РФ установлено, что банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и све- j дений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут! быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным op- j ганам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Аналогичное правило содержится и в ст. 26 Федерального I закона «О банках и банковской деятельности»1, которая расширила 1 Ведомости РФ. 1990. № 27. Ст. 357; СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492; 1998. № 31. Ст. 3829; 1999. № 28. Ст. 3469; РГ. 2001. 23 июня. регулятивную сферу отношений ст. 857 ГК РФ, распространив обязанность гарантии тайны не только на банки, но и на иные кредитные (небанковские) организации. Кроме того, в режиме банковской тайны должны находиться сведения об операциях, счетах и вкладах не только клиентов, но и корреспондентов.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |