КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Архивов и архивных фондов 1 страница
ФОРМИРОВАНИЯ, ХРАНЕНИЯ, УЧЕТА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ Понятие, виды и состав архивных фондов. Организация хранения, учета и использования архивных документов выступает одним из важнейших направлений формирования государственных информационных ресурсов. Это направление составляет особую сферу общественных отношений, которая подвергнута правовому опосредованию специальным законодательством. Основу указанного законодательстве составляет Федеральный чакон «Об архивном деле в Российской Федерации»1, который регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в РФ в интересах граждан, общества и государства. Согласно ст. 3 указанного Закона Архивный фонд РФ представляет собой исторически сложившуюся и постоянно пополняющуюся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов РФ, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению. Приведенное понятие Архивного фронда РФ является видовым и выступает в качестве элемента более широкого понятия архивного фонда, под которым традиционно понимают совокупность архивных документов, исторически или логический связанных между собой. В состав Архивного фонда РФ входят находящиеся на территории РФ архивные документы независимо от источника их происхо-
1 РГ. 2004. 27 октября ждения, времени, способа создания, вида носителя, форм собственности и места хранения, в том числе: — юридические акты; — управленческая документация; — документы, содержащие результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; — градостроительная документация; — кино-, фото-, видео- и фонодокументы; — электронные и телеметрические документы; — рукописи, рисунки, чертежи, дневники, переписка, мемуары; — копии архивных документов на правах подлинников; — архивные документы государственных организаций, находящихся в иностранных государствах. Архивные документы включаются в состав Архивного фонда РФ на основании экспертизы ценности документов. Решение научно-методических вопросов, связанных с экспертизой ценности документов и включением их в состав Архивного фонда РФ, осуществляется центральной экспертно-проверочной комиссией Федерального архивного агентства1. Архивные документы, составляющие Архивный фонд РФ, по форме собственности подразделяются на: — архивные документы, относящиеся к государственной собственности (федеральной и государственной собственности субъектов РФ); — архивные документы, относящиеся к муниципальной собст венности; — архивные документы, относящиеся к частной собственности. К федеральной собственности относятся архивные документы: — хранящиеся в федеральных государственных архивах, федс ральных музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, за исключением архивных документов, переданных в эти ар-1 хивы, музеи, библиотеки, организации РАН на основании договори хранения без передачи их в собственность; — государственных органов и организаций (федеральных оргЛ нов государственной власти, иных государственных органов, в том числе органов прокуратуры РФ, Центральной избирательной комн. сии РФ, Счетной палаты РФ, Центрального банка РФ);
— бывших неприятельских государств, перемещенные в Соки ССР в результате Второй мировой войны и находящиеся на терри тории РФ, если иное не предусмотрено законодательством РФ о перемещенных культурных ценностях; — отнесенные к федеральной собственности федеральными ifli конами. К собственности субъекта РФ относятся архивные документы^ 1 Положение о Федеральном архивном агентстве утверждено поспи ним. нием Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 290 // РГ. 2004. 22 июни. — хранящиеся в государственных архивах субъекта РФ, музеях, библиотеках субъекта РФ (за исключением архивных документов, переданных в эти архивы, музеи и библиотеки на основании договора хранения без передачи их в собственность); — государственных органов и организаций субъекта РФ. К муниципальной собственности относятся архивные документы: — органов местного самоуправления и муниципальных организаций; — хранящиеся в муниципальных архивах, музеях и библиотеках (за исключением архивных документов, переданных в эти архивы, музеи и библиотеки на основании договора хранения без передачи их в собственность). К частной собственности относятся архивные документы: — организаций, действующих на территории РФ и не являющихся государственными или муниципальными, в том числе общественных объединений, со дня их регистрации в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях и религиозных объединениях после отделения церкви от государства; — созданные гражданами или законно приобретенными ими. Передача архивных документов, находящихся в федеральной ■ обственности, в собственность субъектов РФ и (или) муниципальных образований осуществляется Правительством РФ по представлению Федерального архивного агентства. Передача архивных документов, находящихся в собственности i-убъекта РФ или муниципальной собственности, в собственность РФ, других субъектов РФ и (или) муниципальных образований осуществляется в соответствии с законодательством РФ, законода-мш.ством субъекта РФ, муниципальными нормативными актами. Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона «Об архивном деле и Российской Федерации» архивные документы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не полежат приватизации, не могут быть объектом продажи, мены, дарения, а также иных || нок, могущих привести к их отчуждению, если иное не предусмотрю международным договором РФ или федеральными законами.
М случае приватизации государственных или муниципальных "I" 'Iприятии образовавшиеся в процессе их деятельности архивные "и ументы, в том числе документы по личному составу, остаются ......к-гственно в федеральной собственности, собственности субъ- 'II РФ и муниципальной собственности. Особенности гражданского оборота документов Архивного фон- цп РФ, находящихся в частной собственности, определены в ст. 11 h трпльного закона «Об архивном деле в Российской Федерации». Понятие и виды архивов. Согласно ст. 3 Федерального закона 1"' архивном деле в Российской Федерации» под архивом понима- I ч учреждение или структурное подразделение организации, осу- |i iпаяющие хранение, комплектование, учет и использование ар- ■ им\ документов. По сравнению с прежним определением архи- Которое законодатель давал в ст. 1 Основ законодательства РФ
об архивном фонде РФ', приведенное определение представляется более упорядоченным и точным и не ставит перед правоприменителями вопрос об отнесении архива к субъектам либо объектам права. По смыслу действующего законодательства архивы могут быть государственными, муниципальными и частными, хотя определение последнего и отсутствует среди основных понятий, применимых в Федеральном законе «Об архивном деле в Российской Федерации» Государственный архив представляет собой федеральное государственное учреждение, создаваемое Правительством РФ (федеральный государственный архив), или государственное учреждение субъекта РФ, создаваемое органом государственной власти субъекта РФ (государственный архив субъекта РФ), которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда РФ, а также других архивных документов.
Муниципальный архив представляет собой структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда РФ, а также других архивных документов. Организации и граждане вправе создавать архивы в целях хранения образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов, в том числе в целях хранения и использования архивных документов, не относящихся к государственной или муниципальной собственности. Хранение, комплектование, учет и использование архивных документов. Действующее законодательство возлагает на государственные ор ганы, органы местного самоуправления, организации и граждан, за нимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязанность по обеспечению сохранности архип- \ ных документов, в том числе документов по личному составу, в течение установленных сроков их хранения. Закон различает несколько видов хранения, а именно: — постоянное хранение документов Архивного фонда РФ 6i определения срока (бессрочное хранение); — временное хранение документов Архивного фонда РФ, под которым понимается хранение документов Архивного фонда РФ до их передачи на постоянное хранение; — депозитарное хранение документов Архивного фонда РФ под которым понимается хранение документов Архивного фон да РФ федеральными органами исполнительной власти и организациями, в том числе академиями наук РФ, имеющими государственный статус, за исключением РАН, в течение сроков и на условиях, определенных соответствующими договорами между ними и Фс/п реальным архивным активом; 1 Ведомости РФ. 1993. № 33. Ст. 1311. Согласно ст. 1 Основ пол архши понималась совокупность архивных документов, а также архивное учреж...... или структурное подразделение учреждения. — временное хранение архивных документов — хранение архивных документов до их уничтожения в течение сроков, установленных нормативными правовыми актами1. Документы Архивного фонда РФ, находящиеся в государственной собственности, хранятся: — постоянно — в государственных архивах, музеях, библиотеках и организациях РАН; — временно — в государственных органах, государственных организациях, создаваемых ими архивах в течение установленных сроков, а также в муниципальных архивах в случае наделения органа местного самоуправления муниципального района или городского округа отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования.. Документы Архивного фонда РФ, находящиеся в муниципальной собственности, хранятся: — постоянно — в муниципальных архивах, музеях и библиотеках; — временно — в органах местного самоуправления, муниципальных организациях и создаваемых ими архивах в течение установленных сроков. Документы Архивного фонда РФ, находящиеся в частной собственности, могут храниться их собственниками или владельцами самостоятельно или могут быть переданы по договору на хранение it государственный или муниципальный архив, библиотеку, музей, и также в организацию РАН. Согласно ст. 22 Федерального закона «Об архивном деле в Рос-I и некой Федерации» устанавливаются следующие сроки временного храпения документов Архивного фонда РФ до их поступления в го-i vцарственные и муниципальные архивы: - для включенных в установленном порядке в состав Архивно- н> фонда РФ документов федеральных органов государственной 11сти, иных государственных органов РФ, в том числе органов прокуратуры РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Счет- Holi палаты РФ, Центрального банка РФ, а также для включенных I установленном порядке в состав Архивного фонда РФ документов ^дарственных внебюджетных фондов и федеральных организа- -I 15 лет; для включенных в установленном порядке в состав Архивно-I фонда РФ документов органов государственной власти, иных го-1У)1ирственных органов субъектов РФ и организаций субъек-и>|| РФ— Ю лет; для включенных в установленном порядке в состав Архивно-и фонда РФ документов органов местного самоуправления и муни-|ц.....1ых организаций — 5 лет; 1 Уничтожение документов Архивного фонда РФ запрещается.
— записей актов гражданского состояния — 100 лет; — записей актов по личному составу, записей нотариальных нехозяйственных книг и касающихся приватизации жилищного фонда документов — 75 лет; — проектной документации по капитальному строительству — 20 лет; — технологической и конструкторской документации — 20 лет; — патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец — 20 лет; — научной документации — 15 лет; — кино- и фотодокументов — 5 лет; — видео- и фонодокументов — 3 года. Документы Архивного фонда РФ независимо от места их хранения подлежат государственному учету. Порядок государственного учета документов Архивного фонда РФ регламентирован в настоящее время приказом Государственной архивной службы России от 11 марта 1997 г. № 11 «Об утверждении Регламента государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации»1. Указанные документы (особо ценные документы, не имеющие себе подобных по содержащейся в них информации и (или) их внешним признакам невосполнимые при утрате с точки зрения их значения и (или) автографичности) подлежат также учету в Государственном реестре уникальных документов Архивного фонда РФ, ведение которого осуществляется специально уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Документы Архивного фонда РФ, хранящиеся в государственных и муниципальных архивах, музеях, библиотеках, организация»» РАН, не входят в состав имущества архивов, музеев, библиотек, ор ганизаций. Источниками комплектования государственных и муниципал!, ных архивов архивными документами выступают государствен!и. органы, органы местного самоуправления, организации и граждши в процессе деятельности которых образуются документы Архивном! фонда РФ и другие архивные документы, подлежащие приему • • *t хранение в государственные и муниципальные архивы. При ')Тв| государственные и муниципальные архивы составляют списки и. точников комплектования, передающих документы Архивно да РФ и другие архивные документы в эти архивы. Вкли..... в списки негосударственных организаций, а также граждан осу...... вляется на основании договора. Обязанности государственных органов, органов местного i управления, организаций по комплектованию государственных и муниципальных архивов архивными документами oupcvn 1 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполним ни власти. 1997. № 17. в ст. 23 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации». Отношения, связанные с использованием архивных документов, регламентированы нормами, содержащимися в ст. 26 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации». Для целей указанной регламентации законодатель вводит фигуру пользователя архивными документами, под которым понимает государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, обращающееся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации. Пользователь наделяется правом использования, передачи и распространения информации, содержащейся в предоставленных ему архивных документах, а также копий архивных документов для июбых законных целей и любым законным способом. Государственные и муниципальные архивы, музеи, библиотеки, организации РАН должны обеспечивать пользователю архивными иокументами условия, необходимые для поиска и изучения архив-пых документов. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, при наличии у них соответствующих архивных документов обязаны бесплатно предоставлять пользователю оформленные в установленном порядке архивные справки или копии нрхивных документов, связанные с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение ЛЫ'от и компенсаций в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, государственные и муниципальные архивы, музеи, библио-|'i II, организации РАН, за исключением структурных подразделении органов местного самоуправления, а также государственные i муниципальные организации в соответствии с законодательст-liiiM РФ могут на основе имеющихся у них архивных документов I еправочно-поисковых средств оказывать пользователю архивных II ментов платные информационные услуги, заключать с ним до-КНшры об использовании архивных документов и справочно-поис-iii.ix средств. Порядок использования архивных документов в государственных чмшципальных архивах определяется Министерством культуры ни совых коммуникаций РФ. Порядок использования архивных leirroB в государственных органах, органах местного само-i м 1П1ИЯ, государственных и муниципальных организациях, госу-iпенных и муниципальных музеях, библиотеках, организациях и определяется ими в соответствии с законодательством РФ, i числе в соответствии с правилами, установленными Мини-II том культуры и массовых коммуникаций РФ. li нетнующим законодательством об архивном деле определены Нине правила вывоза и ввоза архивных документов. Согласно 1 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Феде-иывоз за пределы РФ архивных документов, находящихся
в государственной или муниципальной собственности, а также документов Архивного фонда РФ, находящихся в частной собственности, запрещается. Архивные документы, находящиеся в частной собственности, могут быть вывезены за пределы РФ. При этом заявленные к вывозу документы подлежат экспертизе ценности, которая проводится в порядке, установленном Правительством РФ. Временный вывоз за пределы РФ архивных документов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также документов Архивного фонда РФ, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с законодательством РФ. В РФ могут быть ввезены архивные документы, приобретенные и (или) полученные на законных основаниях. Вывоз за пределы РФ и ввоз в РФ приобретенных и (или) полученных на законных основаниях копий архивных документов на носителях любого вида осуществляется без ограничений, за исключением вывоза копий архивных документов, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством РФ. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Копылов В. А. Информационное право: учеб. М., 2002. С. 177—195; 341-361. Банило И. JI. О праве собственности на информационные ресурсы // Информационные ресурсы России. 1997. № 4. С. 19—23. Гаврилов О. А. Курс правовой информатики: учеб. для вузов. М., 20(H) Комментарий к Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации» / под ред. И. Л. Бачило, А. В. Волокитина, В. А. Ко пылова, Б. В. Кристального, Ю. А. Нисневича. М., 1996. Городов О. А. Комментарий к Федеральному закону «Об информации, ни форматизации и защите информации». СПб., 2003. С. 48—143. Глава VII. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ § 1. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Понятие средств массовой информации и требования, предъявляемые к их использованию. Средства массовой информации рассматривают в последнее время не столько в качестве средств общения, с помощью которых происходит передача сведений от человека к человеку или массам людей, сколько в облике института демократии, охраняющего интересы личности, общества и государства. Подобный акцент обусловлен прежде всего необходимостью дополнительной поддержки таких социальных ценностей, как свобода выражения мнений и убеждений, политический и идеологический плюрализм, свобода мысли и слова и т. п., которые гарантированы Конституцией Российской Федерации. Подход к средствам массовой информации как своеобразным иыразителям мнений и инструментам получения и распространения '•ищественно значимых сведений нашел свое отражение в Закона РФ «О средствах массовой информации»1, который развивает и конкретизирует принцип свободы массовой информации, закрепленный в части пятой ст. 29 Конституции РФ. Названный Закон •пишется базовым в сфере правового регулирования отношений, но'in икающих по поводу организации деятельности средств массовой информации, их отношений с гражданами и организациями, Порядка распространения массовой информации. < О гласно ст. 2 указанного Закона под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, те- W или видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма "' i тонического распространения массовой информации. Hi данного определения следует, что средство массовой инфор- мшш и в его легальной интерпретации есть не что иное, как одна форм распространения информации. Таких форм может сущест- ц|. сколь угодно много, но наиболее значимые и известные из иконодатель выделил в отдельный перечень. Mo прежде всего периодическое печатное издание, под которым им|пм;к-чая газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, 1 Ведомости РФ. 1992. № 7. Ст. 300; СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 169; № 24. • -■ № 30. Ст. 2870; 1996. № 1. Ст. 4; 1998. № 10. Ст. 1143; 2000. № 26. 17; № 32. Ст. 3339; 2002. № 12. Ст. 1093; 2003. № 2. Ст. 171. № 27.;, № 50. Ст. 4855: 2004. № 27. Ст. 2711; № 35. Ст. 3607.
имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет | не реже одного раза в год, т. е. своего рода материальный носитель | с зафиксированной на нем информацией с определенными рекви- 1 зитами. Следующая форма распространения — это радиопрограмма, т. е.. 1 совокупность периодических аудиосообщений и передач, имеющих постоянное название и выходящих в радиоэфир не реже одного | раза в год. Радиопрограмма также является своеобразным матери- | альным носителем, существующим в виде физического электромаг- 1 нитного поля, отображающего то либо иное аудиосообщение в фор- ] ме сигналов определенного частотного спектра. Телепрограмма, как форма распространения информации, представляет собой совокупность периодических аудиовизуальных сооб- I щений1 и передач, имеющих постоянное название и выходящих в телеэфир не реже одного раза в год. Как и радиопрограмма, телепрограмма существует в виде физического электромагнитного поля, I отображающего аудиовизуальное сообщение в форме сигналов определенного частотного спектра. Еще одной формой распространения информации выступают видео- и кинохроникальные программы, под которыми понимается совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и материалов, имеющих постоянное название и выходящих в свет не реже одного раза в год. Видео- и кинохроникальные программы существуют в виде кинопленок, видеокассет (иных материальных носителей), на которых по определенной технологии зафиксированы видео- и звуковые сигналы. Законодатель выделяет группу специализированных средств массвой информации, понимая под ними ту часть средств массовой информации, в отношении которой законом установлены специальный правила их регистрации или распространения продукции этих средств. Специальные правила регистрации определены для: — средств массовой информации, учреждаемых органами зако нодательной, исполнительной и судебной власти исключительно дли i издания их официальных сообщений и материалов, норматив! ни я и иных актов; — периодических печатных изданий тиражом менее одной ты сячи экземпляров; — радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным 11 тям, ограниченным помещением и территорией одного государ! | венного учреждения, учебного заведения или промышленного npi I Приятия либо имеющим не более десяти абонентов; 1 Аудиовизуальное сообщение — это информация, представляющая ооПиН серию связанных между собой кадров (с сопровождением или без conpi...... дения их звуком), предназначенная для зрительного и слухового восприми»» с помощью соответствующих технических устройств. — аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров. Названные средства освобождены от регистрации. К специализированным средствам массовой информации, по основанию особенностей распространения их продукции, причислены эротические издания, представляющие собой периодические издания или программы, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу. Еще одной разновидностью средств массовой информации выступают так называемые иные средства массовой информации, в числе которых в ст. 24 Федерального закона «О средствах массовой информации» называются печатные издания, созданные с помощью компьютеров и (или) хранящиеся в банках и базах данных, иные средства, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений, системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети. В основу использования средств массовой информации положен принцип свободы массовой информации, который получил правовое закрепление и развитие в ст. 1 Закона РФ «О средствах массовой информации». Согласно названной статье в Российской Федерации не подлежат ограничениям, за исключениями случаев, установленных законодательством о средствах массовой информации: — поиск, получение, производство и распространение массовой информации; — учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими; — изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации. Презюмируя свободу массовой информации, законодатель счел необходимым провозгласить тезис о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. Этот тезис получил развернутое вы-рпжение в ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации» и виде нормы, запрещающей использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для раз-I I. и нения сведений, составляющих государственную или иную специ- tJii.no охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской игитсльности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Запрещено, кроме Иио, использование в телевидеокинопрограммах, документальных И художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье. Важнейшей гарантией свободы массовой информации выступает законодательно установленное правило о недопустимости цензуры
массовой информации. Согласно ст. 3 Закона РФ «О средствах массовой информации» цензура массовой информации понимается как требование от редакции средства массовой информации, выдвигаемое со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или ин-1 тервыоируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. Не допускается и создание, а равно финансирование организаций, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цезуры массовой информации Рассматривая понятие средств массовой информации и давая краткую характеристику их отдельным разновидностям, мы следовали юридической конструкции этих средств, предложенной и закрепленной действующим законодательством. Однако легальная конструкция далеко не безупречна, поскольку противоречий в ней более чем достаточно. Анализ нормативного материала, сосредоточенного в Законе РФ «О средствах массовой информации», показывает, что законодателю вслед за разработчиками Закона не удалось в полной мере и недвусмысленно определиться с таким важным вопросом, как вопрос об отнесении средства массовой информации к объекту права либо к его субъекту. Из закона следует, что средство массовой информации, с одной стороны, ни то, ни другое, а с другой — и то, и другое. Говоря иными словами, реализован популярный в последнее время метод обозначения «как бы», согласно которому средство массовой информации «как бы объект права» и в то же время «как бы субъект права». Представляется, что законотворчество от использования подобных приемов должно решительно отказаться. К объекту права средство массовой информации причислит! весьма непросто, поскольку: а) ему придана способность продуцировать отдельные издания, выпуски, тиражи и программы (абз. 6 ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации»); б) ему придана способность к осуществлению деятельности (гл. II Закона РФ «О средствах массовой информации»);
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |