Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Режим ограниченного доступа 2 страница




Таким образом, законодатель очертил круг сведений, в отноше­нии которых должен быть установлен режим конфиденциальности. Ценность этих сведений определяется прежде всего их содержани­ем, которое фиксируется специальными договорами, опосредующи­ми расчетные и кредитные отношения, а также отражается в меха­низмах движения денежных ресурсов.

Информация, находящаяся в режиме банковской тайны, харак­теризуется, помимо ценностного аспекта, содержания сведений и мерой свободы их получения. Сегодня сфера санкционированного доступа к сведениям, находящимся в режиме банковской тайны, как, впрочем, и других тайн, значительно расширена. Это произош­ло вследствие принятия Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным пу­тем»1. Согласно ст. 9 указанного Закона предоставление по запросу уполномоченного органа информации и документов органами госу­дарственной власти РФ, органами государственной власти субъек­тов РФ, органами местного самоуправления и Центральным бан­ком РФ в целях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом, не являются нарушением служебной, банковской, налого­вой и коммерческой тайны. Данная норма получила развитие в ст. 3 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с приняти­ем Федерального закона «О противодействии легализации (отмыва­нию) доходов, полученных преступным путем», дополнившей ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» прави­лом, в соответствии с которым информация по операциям юриди­ческих лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую дея­тельность без образования юридического лица, и физических лиц, предоставляется кредитными организациями в уполномоченный ор­ган, осуществляющий меры по противодействию легализации (от­мыванию) доходов, полученных преступным путем. Указанную ин­формацию уполномоченный орган не вправе раскрывать третьим лицам.

Персональные данные, К персональным данным согласно ст. 3 Федерального закона «О персональных данных» относится любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персо­нальных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество; год, ме­сяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущест-

1 РГ. 2001. 9 авг.

 

Военное положение; образование; профессия; доходы и другая ин­формация.

По общему правилу в отношении персональных данных должна обеспечиваться конфиденциальность. Это обусловлено тесной свя-и.ю сведений, относящихся к конкретному человеку, с его правом на неприкосновенность частной жизни, т.е. той особой сферы се­мейных бытовых, личных и интимных отношений, которая не должна быть известна третьим лицам без должного к тому волеизъ­явления субъекта персональных данных. Это право не абсолютно и в случаях, установленных законом, может быть ограничено. По­добное ограничение продиктовано вынужденной необходимостью, Связанной с решением проблем борьбы с преступностью, защитой Прав и охраняемых законом интересов граждан и т. п.

Таким образом, правовой режим персональных данных должен основываться на разрешении объективно существующего противоре­чия между неприкосновенностью частной жизни и вынужденной необходимостью, связанной с решением проблем сбора, обработки, хранения, использования и передачи определенных сведений об ЭТОЙ жизни.

Обеспечение конфиденциальности персональных данных не тре­буется:

— в случае обезличивания персональных данных1;

— в отношении общедоступных персональных данных.

Общедоступные персональные данные являются новым институ­том информационного права, который введен в целях информаци­онного обеспечения при подготовке, например, справочников и ад­ресных книг. В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут вклю­чаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения и иные персональные данные, пре­доставленные субъектом персональных данных. При этом указанные сведения могут быть в любое время исключены из общедоступных источников по требованию субъекта персональных данных, по ре­шению суда или по решению уполномоченных государственных ор­ганов.

Действия с персональными данными, включая их сбор, хране­ние, систематизацию, накопление, уточнение, использование, рас­пространение, обезличивание, блокирование и уничтожение имену­ются отработкой персональных данных.

Обработка персональных данных должна осуществляться на ос­новании принципов:

— законности целей и способов обработки данных и добросо­вестности;

1 Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту.

 

— соответствия целей обработки данных целям, заранее опре­деленным и заявленным при сборе персональных данных, а также i юлномочиям оператора1;

— соответствия объема и характера обрабатываемых персональ­ных данных, способов обработки персональных данных, целям их обработки;

— достоверности персональных данных, их достаточности для целей обработки, недопустимости обработки данных, избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе персональных дан­ных;

— недопустимости объединения созданных для несовместимых между собой целей баз данных информационных систем персональ­ных данных.

Обработка персональных данных по общему правилу осуществ­ляется оператором с согласия субъектов персональных данных. Со­гласие не требуется в случаях, если:

— обработка персональных данных осуществляется на основа­нии федерального закона, устанавливающего ее цель, условия полу­чения персональных данных и круг субъектов, персональные дан­ные которых подлежат обработке, а также определяющего полномо­чия оператора;

— обработка персональных данных осуществляется в целях ис­полнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных;

— обработка персональных данных осуществляется для стати­стических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных;

— обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональ­ных данных невозможно;

— обработка персональных данных необходима для доставки почтовых отправлений организациями почтовой связи, для осущест­вления операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами

связи;

— обработка персональных данных осуществляется в целях на­учной, литературной или иной творческой деятельности при усло­вии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персо­нальных данных;

— осуществляется обработка персональных данных, подлежа­щих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе персональных данных лиц, замещающих государствен-

1 Оператор — государственный или муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующее и (или) осуществляющее обработку пер­сональных данных, а также определяющее цели и содержание обработки пер­сональных данных.

 

 

ные должности, должности государственной гражданской службы, персональные данные кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.

По общему правилу субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает со­гласие на их обработку. При этом указанное согласие может быть отозвано субъектом персональных данных.

В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и охраняемых законом интересов других лиц, обес­печения обороны страны и безопасности государства федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного предос­тавления субъектом персональных данных своих персональных дан­ных.

Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных дан- j ных, а в случае обработки общедоступных персональных данных I обязанность доказывания того, что обрабатываемые персональные I данные являются общедоступными, возлагается на оператора.

В случае недееспособности субъекта персональных данных со­гласие на их обработку дает в письменной форме законный пред- I ставитель субъекта персональных данных. В случае смерти субъекта I персональных данных согласие на обработку его данных дают I в письменной форме наследники субъекта персональных данных, ] если такое согласие не было дано субъектом персональных данных | при его жизни.

Требования к содержанию письменного согласия для указанных I случаев, а также для случаев дачи письменного согласия, установ­ленных Федеральным законом «О персональных данных», определе­ны в п. 4 ст. 9 указанного Закона.

Действующим законодательством о персональных данных уста-1 новлены институты специальных категорий персональных данных I и биометрических персональных данных.

Специальные категории персональных данных — это данные, I касающиеся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состоянии здо- ] ровья, интимной жизни. По общему правилу обработка указанных данных не допускается за исключением случаев, предусмотренных 1 п. 2 ст. 10 Федерального закона «О персональных данных». Согласно I указанному пункту обработка специальных категорий персональных I данных допускается, если:

— субъект персональных данных дал согласие в письменной I форме на обработку своих персональных данных;

— персональные данные являются общедоступными;

— персональные данные относятся к состоянию здоровья субъ­екта персональных данных и их обработка необходима для защиты ] его жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц, | и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

— обработка персональных данных осуществляется в меди­ко-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется ли­цом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным сохранять врачебную тайну;

— обработка персональных данных членов (участников) обще­ственного объединения или религиозной организации осуществляет­ся соответствующими общественными объединениями или религи­озной организацией, действующими в соответствии с законодатель­ством РФ, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов пер­сональных данных;

— обработка персональных данных необходима в связи с осу­ществлением правосудия;

— обработка персональных данных осуществляется в соответст­вии с законодательством РФ о безопасности, об оперативно-розы­скной деятельности, а также в соответствии с уголовно-исполни­тельным законодательством РФ.

Обработка персональных данных о судимости может осуществлять­ся государственными органами или муниципальными органами в пре­делах их полномочий, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.

К биометрическим персональным данным относятся сведения, которые характеризуют физиологические особенности человека и на основе которых можно установить его личность. По общему прави­лу биометрические персональные данные могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персо­нальных данных.

Обработка указанных данных может осуществляться без согла­сия субъекта персональных данных в связи с осуществлением пра­восудия, а также в случаях, предусмотренных законодательством РФ О безопасности, об оперативно-розыскной деятельности, о государ­ственной службе, уголовно-исполнительным законодательством, за­конодательством о порядке выезда из России и въезда на ее терри­торию.

Порядок получения, обработки, хранения, передачи и любого другого использования персональных данных государственных граж­данских служащих РФ определен Положением о персональных дан-пых государственного гражданского служащего Российской Федера­ции и ведении его личного дела, утвержденным Указом Президен­та РФ от 30 мая 2005 г. № 6091.

Сведения о сущности объектов промышленной собственности. Одной из объективно существующих проблем на современном этапе развития правовой охраны объектов промышленной собственности является проблема установления правового режима тех из них, сущность кото­рых в интересах государства или заявителя не подлежит преждевре- i менному раскрытию. Это прежде всего относится к техническим изо­бретениям в различных областях человеческой деятельности. Существо данной проблемы связано, с одной стороны, со значительной ролью, которую играет институт патентной охраны, призванный в интересах национальной экономики и заявителя способствовать распростране­нию информации о созданном изобретении и стимулировать условия его использования. С другой стороны, существует порядок охраны го­сударственных секретов, который направлен на то, чтобы сохранять в режиме конфиденциальной информацию о достигнутых результатах в отдельных отраслях науки и техники.

В общем виде сущность изобретения проявляется в совокупности сведений, которые позволяют от абстрактного знания или, говоря другими словами, идеального технического решения перейти к мате- I риальному объекту, существующему в форме конкретного техниче- I ского устройства, способа, вещества, штамма микроорганизма, куль­туры клеток растений и животных либо применить известное ранее устройство, способ, вещество, штамм по новому назначению. Сущ­ность изобретения отражается в его формуле, призванной установить как сам объект правовой охраны, так и объем прав на использование этого объекта. Объект правовой охраны (объект изобретения) опреде- ] ляется посредством его структурно-функционального описания либо через соответствующую характеристику решения. Российская право­вая традиция следует по последнему пути, имеющему в основе клас- I сическую немецкую систему построения формулы изобретения. В данном случае сущность изобретения будет зафиксирована через целевой признак, отражающий решенную автором изобретения про­блему (техническую задачу) и ход ее решения.

Основаниями сохранения сущности изобретения в тайне высту­пают определенные предпосылки, позволяющие отнести решенную техническую задачу в разряд информации, не подлежащей доступу к ней третьих лиц. Очевидно, что данные предпосылки должны быть определены законом, а решение об отнесении того либо иного заявленного изобретения к категории секретных надлежит прини­мать уполномоченным на это государственным органом.

Помимо отмеченных, элементами правового режима секретных изобретений должны выступать правовые средства, позволяющие регулярно либо периодически рассматривать возможность их откры- J того применения, что вытекает из перспективы использования сек-ретных изобретений не только для нужд обороны и безопасности государства, но и для хозяйственных потребностей1.

1 Подробнее о секретных изобретениях см.: Городов О. А. Проект и сек­ретные изобретения // Вопросы изобретательства. 1990. № 9; Он же. Отсро­ченная экспертиза заявок на изобретение в современном патентном праве. СПб., 1998. С. 125—134; Он же. Патентное право: учеб. пособие. М., 2005. С. 229-249.

 

Стремление сохранить сведения о сущности тех либо иных, важных с точки зрения национальной безопасности технических ре­шений обусловлено специфическими интересами любого государст­ва и некоторых его органов, не заинтересованных в преждевремен­ном раскрытии решенных технических задач. Указанные аспекты вступают между собой в противоречие, которое должно быть разре­шено соответствующими правовыми средствами. Арсенал этих средств должен быть направлен на регламентацию процедур оформ­ления прав на секретные изобретения, опосредующих порядок их признания, особенности экспертизы и порядок рассекречивания. С указанными процедурами тесно связаны вопросы реализации прав заявителей на компенсацию ущерба, возникшего в результате признания заявленного решения секретным, ответственность за на­рушение норм, регулирующих сферу охраны секретных изобрете­ний, в том числе за раскрытие сущности изобретения, признанного секретным, третьим лицам.

Что касается интересов заявителя в неразглашении сущности технического решения, то эти интересы обусловлены прежде всего требованиями, предъявляемыми к новизне заявленного решения, определяемой через уровень техники, включающий любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета.

По общему правилу общедоступными считаются сведения, со­держащиеся в источниках информации, с которыми любое лицо может ознакомиться само либо о содержании которого ему может быть сообщено законным путем. Сведения о техническом решении могут быть сделаны общедоступными различными способами, на­пример путем публикации, устного сообщения, помещения экспо­ната на выставку.

Действующим российским законодательством предусмотрена так называемая льгота по новизне (абз. 7 п. 1 ст. 4 Патентного зако­на РФ), в соответствии с которой не признается обстоятельством, препятствующим признанию патентоспособности изобретения, та­кое раскрытие информации, относящейся к изобретению, автором, заявителем или любым лицом, получившим от них прямо или кос­венно эту информацию, при котором сведения о сущности изобре­тения стали общедоступными, если заявка на изобретение подана не позднее шести месяцев с даты раскрытия информации. Это, так сказать, случай добросовестного раскрытия информации либо са­мим автором или заявителем, либо с их согласия. Угрозу представ­ляют факты недобросовестного раскрытия информации о сущности технического решения третьими лицами, в результате которых дан­ное решение может быть опорочено, ибо льгота по новизне по рос­сийскому законодательству в этом случае не предусмотрена.

Режим информации, отнесенной к государственной тайне. Мера важности отдельных групп сведений, которые прямо влияют на без­опасность государства, предопределяет необходимость выделения их в отдельный блок информации, подлежащей нахождению в режиме государственной тайны. Установление подобного режима является одним из существенных факторов обеспечения безопасности стра­ны, ибо закрепляет отношения в сфере специфических интересов государства в рамках важнейших направлений его деятельности.

В отличие от иных режимов конфиденциальной информации, режим информации, отнесенной к государственной тайне, отличает­ся более высокой степенью детализации нормативного опосредова­ния. Существует базовый закон, принятый в развитие п. 4 ст. 29 Конституции РФ, и изданные на его основе многочисленные нор­мативные акты, детализирующие отраслевые и программно-целевые особенности применения института государственной тайны.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» государст­венная тайна представляет собой защищаемые государством сведе­ния в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безо­пасности Российской Федерации. Из этого определения вытекает несколько признаков информации, которая подпадает под режим государственной тайны.

Первым признаком является отраслевая (тематическая) принад­лежность сведений, которые могут находиться в режиме государст­венной тайны. Этот признак детализирован в ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне», где произведена дифференциация со­ставов сведений, составляющих данную разновидность тайны, по основанию их принадлежности к:

— военной области;

— области экономики, науки и техники;

— области внешней политики и экономики;

— областям разведывательной, контрразведывательной и опера­тивно-розыскной деятельности.

В свою очередь, каждый из составов сведений, относящихся к той либо иной области, раскассирован на отдельные категории сведений.

Вторым признаком информации, находящейся в режиме госу­дарственной тайны, является наличие специфических мер государ­ственной защиты, определенных законом категорий сведений. Этот признак реализован посредством:

— создания специальных органов защиты государственной тай­ны и возложения обязанностей по ее защите на иные органы госу­дарственной власти, органР1зации, должностных лиц;

— установления специального порядка допуска должностных лиц и граждан к информации, находящейся в режиме государствен­ной тайны;

— проведения комплекса мероприятий по сертификации средств защиты информации;

— обеспечения финансирования мероприятий по защите госу­дарственной тайны;

— осуществления контроля и надзора за обеспечением и защи­той государственной тайны.

Третьим признаком выступает потенциальная способность нане­сения ущерба безопасности Российской Федерации при распростра­нении категорий сведений, определенных в соответствии с законом. В данном случае законодатель исключает, точнее говоря, не связы­вает возникновение потенциального ущерба безопасности с такими действиями, как сбор, хранение и использование сведений, находя­щихся в режиме государственной тайны.

Признаки информации, находящейся в режиме государственной тайны, дают лишь общее представление о степени важности и влия­ния тех либо иных категорий сведений на безопасность государства. Поэтому законодатель пошел по пути определения важности сведе­ний, находящихся в режиме государственной тайны, через степень тяжести ущерба, который может быть причинен безопасности госу­дарства при их распространении (разглашении). Чем важнее сведе­ние, тем больший ущерб их разглашением может быть причинен и тем выше должна быть степень секретности такой информации.

В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О государственной тайне» установлено три степени секретности сведений, находящихся в ре­жиме государственной тайны, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей (материальных объектов, в кото­рых сведения находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов) указанных сведений:

— особой важности;

— совершенно секретно;

— секретно.

Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности государства вследствие распространения све­дений, находящихся в режиме государственной тайны, и правила отнесения таких сведений к той либо иной степени секретности ус­танавливаются Правительством РФ. Так, присвоение определённого грифа секретности регламентируется Правилами отнесения сведе­ний, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870 К

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.