КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Режим ограниченного доступа 2 страница
Таким образом, законодатель очертил круг сведений, в отношении которых должен быть установлен режим конфиденциальности. Ценность этих сведений определяется прежде всего их содержанием, которое фиксируется специальными договорами, опосредующими расчетные и кредитные отношения, а также отражается в механизмах движения денежных ресурсов. Информация, находящаяся в режиме банковской тайны, характеризуется, помимо ценностного аспекта, содержания сведений и мерой свободы их получения. Сегодня сфера санкционированного доступа к сведениям, находящимся в режиме банковской тайны, как, впрочем, и других тайн, значительно расширена. Это произошло вследствие принятия Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»1. Согласно ст. 9 указанного Закона предоставление по запросу уполномоченного органа информации и документов органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и Центральным банком РФ в целях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом, не являются нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайны. Данная норма получила развитие в ст. 3 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», дополнившей ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» правилом, в соответствии с которым информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц, предоставляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Указанную информацию уполномоченный орган не вправе раскрывать третьим лицам. Персональные данные, К персональным данным согласно ст. 3 Федерального закона «О персональных данных» относится любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество; год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущест- 1 РГ. 2001. 9 авг.
Военное положение; образование; профессия; доходы и другая информация. По общему правилу в отношении персональных данных должна обеспечиваться конфиденциальность. Это обусловлено тесной свя-и.ю сведений, относящихся к конкретному человеку, с его правом на неприкосновенность частной жизни, т.е. той особой сферы семейных бытовых, личных и интимных отношений, которая не должна быть известна третьим лицам без должного к тому волеизъявления субъекта персональных данных. Это право не абсолютно и в случаях, установленных законом, может быть ограничено. Подобное ограничение продиктовано вынужденной необходимостью, Связанной с решением проблем борьбы с преступностью, защитой Прав и охраняемых законом интересов граждан и т. п. Таким образом, правовой режим персональных данных должен основываться на разрешении объективно существующего противоречия между неприкосновенностью частной жизни и вынужденной необходимостью, связанной с решением проблем сбора, обработки, хранения, использования и передачи определенных сведений об ЭТОЙ жизни. Обеспечение конфиденциальности персональных данных не требуется: — в случае обезличивания персональных данных1; — в отношении общедоступных персональных данных. Общедоступные персональные данные являются новым институтом информационного права, который введен в целях информационного обеспечения при подготовке, например, справочников и адресных книг. В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения и иные персональные данные, предоставленные субъектом персональных данных. При этом указанные сведения могут быть в любое время исключены из общедоступных источников по требованию субъекта персональных данных, по решению суда или по решению уполномоченных государственных органов. Действия с персональными данными, включая их сбор, хранение, систематизацию, накопление, уточнение, использование, распространение, обезличивание, блокирование и уничтожение именуются отработкой персональных данных. Обработка персональных данных должна осуществляться на основании принципов: — законности целей и способов обработки данных и добросовестности; 1 Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту.
— соответствия целей обработки данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также i юлномочиям оператора1; — соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных, целям их обработки; — достоверности персональных данных, их достаточности для целей обработки, недопустимости обработки данных, избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе персональных данных; — недопустимости объединения созданных для несовместимых между собой целей баз данных информационных систем персональных данных. Обработка персональных данных по общему правилу осуществляется оператором с согласия субъектов персональных данных. Согласие не требуется в случаях, если: — обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора; — обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных; — обработка персональных данных осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных; — обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно; — обработка персональных данных необходима для доставки почтовых отправлений организациями почтовой связи, для осуществления операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи; — обработка персональных данных осуществляется в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных; — осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе персональных данных лиц, замещающих государствен- 1 Оператор — государственный или муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующее и (или) осуществляющее обработку персональных данных, а также определяющее цели и содержание обработки персональных данных.
ные должности, должности государственной гражданской службы, персональные данные кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности. По общему правилу субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку. При этом указанное согласие может быть отозвано субъектом персональных данных. В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и охраняемых законом интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного предоставления субъектом персональных данных своих персональных данных. Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных дан- j ных, а в случае обработки общедоступных персональных данных I обязанность доказывания того, что обрабатываемые персональные I данные являются общедоступными, возлагается на оператора. В случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на их обработку дает в письменной форме законный пред- I ставитель субъекта персональных данных. В случае смерти субъекта I персональных данных согласие на обработку его данных дают I в письменной форме наследники субъекта персональных данных, ] если такое согласие не было дано субъектом персональных данных | при его жизни. Требования к содержанию письменного согласия для указанных I случаев, а также для случаев дачи письменного согласия, установленных Федеральным законом «О персональных данных», определены в п. 4 ст. 9 указанного Закона. Действующим законодательством о персональных данных уста-1 новлены институты специальных категорий персональных данных I и биометрических персональных данных. Специальные категории персональных данных — это данные, I касающиеся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состоянии здо- ] ровья, интимной жизни. По общему правилу обработка указанных данных не допускается за исключением случаев, предусмотренных 1 п. 2 ст. 10 Федерального закона «О персональных данных». Согласно I указанному пункту обработка специальных категорий персональных I данных допускается, если: — субъект персональных данных дал согласие в письменной I форме на обработку своих персональных данных; — персональные данные являются общедоступными; — персональные данные относятся к состоянию здоровья субъекта персональных данных и их обработка необходима для защиты ] его жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц, | и получение согласия субъекта персональных данных невозможно; — обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным сохранять врачебную тайну; — обработка персональных данных членов (участников) общественного объединения или религиозной организации осуществляется соответствующими общественными объединениями или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством РФ, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных; — обработка персональных данных необходима в связи с осуществлением правосудия; — обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством РФ о безопасности, об оперативно-розыскной деятельности, а также в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах их полномочий, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами. К биометрическим персональным данным относятся сведения, которые характеризуют физиологические особенности человека и на основе которых можно установить его личность. По общему правилу биометрические персональные данные могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Обработка указанных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в связи с осуществлением правосудия, а также в случаях, предусмотренных законодательством РФ О безопасности, об оперативно-розыскной деятельности, о государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством, законодательством о порядке выезда из России и въезда на ее территорию. Порядок получения, обработки, хранения, передачи и любого другого использования персональных данных государственных гражданских служащих РФ определен Положением о персональных дан-пых государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела, утвержденным Указом Президента РФ от 30 мая 2005 г. № 6091. Сведения о сущности объектов промышленной собственности. Одной из объективно существующих проблем на современном этапе развития правовой охраны объектов промышленной собственности является проблема установления правового режима тех из них, сущность которых в интересах государства или заявителя не подлежит преждевре- i менному раскрытию. Это прежде всего относится к техническим изобретениям в различных областях человеческой деятельности. Существо данной проблемы связано, с одной стороны, со значительной ролью, которую играет институт патентной охраны, призванный в интересах национальной экономики и заявителя способствовать распространению информации о созданном изобретении и стимулировать условия его использования. С другой стороны, существует порядок охраны государственных секретов, который направлен на то, чтобы сохранять в режиме конфиденциальной информацию о достигнутых результатах в отдельных отраслях науки и техники. В общем виде сущность изобретения проявляется в совокупности сведений, которые позволяют от абстрактного знания или, говоря другими словами, идеального технического решения перейти к мате- I риальному объекту, существующему в форме конкретного техниче- I ского устройства, способа, вещества, штамма микроорганизма, культуры клеток растений и животных либо применить известное ранее устройство, способ, вещество, штамм по новому назначению. Сущность изобретения отражается в его формуле, призванной установить как сам объект правовой охраны, так и объем прав на использование этого объекта. Объект правовой охраны (объект изобретения) опреде- ] ляется посредством его структурно-функционального описания либо через соответствующую характеристику решения. Российская правовая традиция следует по последнему пути, имеющему в основе клас- I сическую немецкую систему построения формулы изобретения. В данном случае сущность изобретения будет зафиксирована через целевой признак, отражающий решенную автором изобретения проблему (техническую задачу) и ход ее решения. Основаниями сохранения сущности изобретения в тайне выступают определенные предпосылки, позволяющие отнести решенную техническую задачу в разряд информации, не подлежащей доступу к ней третьих лиц. Очевидно, что данные предпосылки должны быть определены законом, а решение об отнесении того либо иного заявленного изобретения к категории секретных надлежит принимать уполномоченным на это государственным органом. Помимо отмеченных, элементами правового режима секретных изобретений должны выступать правовые средства, позволяющие регулярно либо периодически рассматривать возможность их откры- J того применения, что вытекает из перспективы использования сек-ретных изобретений не только для нужд обороны и безопасности государства, но и для хозяйственных потребностей1. 1 Подробнее о секретных изобретениях см.: Городов О. А. Проект и секретные изобретения // Вопросы изобретательства. 1990. № 9; Он же. Отсроченная экспертиза заявок на изобретение в современном патентном праве. СПб., 1998. С. 125—134; Он же. Патентное право: учеб. пособие. М., 2005. С. 229-249.
Стремление сохранить сведения о сущности тех либо иных, важных с точки зрения национальной безопасности технических решений обусловлено специфическими интересами любого государства и некоторых его органов, не заинтересованных в преждевременном раскрытии решенных технических задач. Указанные аспекты вступают между собой в противоречие, которое должно быть разрешено соответствующими правовыми средствами. Арсенал этих средств должен быть направлен на регламентацию процедур оформления прав на секретные изобретения, опосредующих порядок их признания, особенности экспертизы и порядок рассекречивания. С указанными процедурами тесно связаны вопросы реализации прав заявителей на компенсацию ущерба, возникшего в результате признания заявленного решения секретным, ответственность за нарушение норм, регулирующих сферу охраны секретных изобретений, в том числе за раскрытие сущности изобретения, признанного секретным, третьим лицам. Что касается интересов заявителя в неразглашении сущности технического решения, то эти интересы обусловлены прежде всего требованиями, предъявляемыми к новизне заявленного решения, определяемой через уровень техники, включающий любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета. По общему правилу общедоступными считаются сведения, содержащиеся в источниках информации, с которыми любое лицо может ознакомиться само либо о содержании которого ему может быть сообщено законным путем. Сведения о техническом решении могут быть сделаны общедоступными различными способами, например путем публикации, устного сообщения, помещения экспоната на выставку. Действующим российским законодательством предусмотрена так называемая льгота по новизне (абз. 7 п. 1 ст. 4 Патентного закона РФ), в соответствии с которой не признается обстоятельством, препятствующим признанию патентоспособности изобретения, такое раскрытие информации, относящейся к изобретению, автором, заявителем или любым лицом, получившим от них прямо или косвенно эту информацию, при котором сведения о сущности изобретения стали общедоступными, если заявка на изобретение подана не позднее шести месяцев с даты раскрытия информации. Это, так сказать, случай добросовестного раскрытия информации либо самим автором или заявителем, либо с их согласия. Угрозу представляют факты недобросовестного раскрытия информации о сущности технического решения третьими лицами, в результате которых данное решение может быть опорочено, ибо льгота по новизне по российскому законодательству в этом случае не предусмотрена. Режим информации, отнесенной к государственной тайне. Мера важности отдельных групп сведений, которые прямо влияют на безопасность государства, предопределяет необходимость выделения их в отдельный блок информации, подлежащей нахождению в режиме государственной тайны. Установление подобного режима является одним из существенных факторов обеспечения безопасности страны, ибо закрепляет отношения в сфере специфических интересов государства в рамках важнейших направлений его деятельности. В отличие от иных режимов конфиденциальной информации, режим информации, отнесенной к государственной тайне, отличается более высокой степенью детализации нормативного опосредования. Существует базовый закон, принятый в развитие п. 4 ст. 29 Конституции РФ, и изданные на его основе многочисленные нормативные акты, детализирующие отраслевые и программно-целевые особенности применения института государственной тайны. Согласно ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» государственная тайна представляет собой защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Из этого определения вытекает несколько признаков информации, которая подпадает под режим государственной тайны. Первым признаком является отраслевая (тематическая) принадлежность сведений, которые могут находиться в режиме государственной тайны. Этот признак детализирован в ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне», где произведена дифференциация составов сведений, составляющих данную разновидность тайны, по основанию их принадлежности к: — военной области; — области экономики, науки и техники; — области внешней политики и экономики; — областям разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. В свою очередь, каждый из составов сведений, относящихся к той либо иной области, раскассирован на отдельные категории сведений. Вторым признаком информации, находящейся в режиме государственной тайны, является наличие специфических мер государственной защиты, определенных законом категорий сведений. Этот признак реализован посредством: — создания специальных органов защиты государственной тайны и возложения обязанностей по ее защите на иные органы государственной власти, органР1зации, должностных лиц; — установления специального порядка допуска должностных лиц и граждан к информации, находящейся в режиме государственной тайны; — проведения комплекса мероприятий по сертификации средств защиты информации; — обеспечения финансирования мероприятий по защите государственной тайны; — осуществления контроля и надзора за обеспечением и защитой государственной тайны. Третьим признаком выступает потенциальная способность нанесения ущерба безопасности Российской Федерации при распространении категорий сведений, определенных в соответствии с законом. В данном случае законодатель исключает, точнее говоря, не связывает возникновение потенциального ущерба безопасности с такими действиями, как сбор, хранение и использование сведений, находящихся в режиме государственной тайны. Признаки информации, находящейся в режиме государственной тайны, дают лишь общее представление о степени важности и влияния тех либо иных категорий сведений на безопасность государства. Поэтому законодатель пошел по пути определения важности сведений, находящихся в режиме государственной тайны, через степень тяжести ущерба, который может быть причинен безопасности государства при их распространении (разглашении). Чем важнее сведение, тем больший ущерб их разглашением может быть причинен и тем выше должна быть степень секретности такой информации. В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О государственной тайне» установлено три степени секретности сведений, находящихся в режиме государственной тайны, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей (материальных объектов, в которых сведения находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов) указанных сведений: — особой важности; — совершенно секретно; — секретно. Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности государства вследствие распространения сведений, находящихся в режиме государственной тайны, и правила отнесения таких сведений к той либо иной степени секретности устанавливаются Правительством РФ. Так, присвоение определённого грифа секретности регламентируется Правилами отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870 К
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |