КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовое регулирование отношений в сфере библиотечного дела
АРХИВНОГО ДЕЛА В СФЕРЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА, ФОРМИРОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЭКЗЕМПЛЯРА ДОКУМЕНТОВ, Библиотеки и библиотечное дело. В части второй ст. 44 Конституции РФ провозглашено, что каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Основы законодательства Российской Федерации о культуре относят право на доступ к государственным библиотечным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности к праву на приобщение к культурным ценностям (ст. 12). Но библиотеки являются не только учреждениями культуры. Согласно ст. 1 Федерального закона «О библиотечном деле»1 библиотека — это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и представляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам. На территории Российской Федерации могут учреждаться и действовать библиотеки различных видов и форм собственности. Примерная их классификация произведена в ст. 4 Федерального закона «О библиотечном деле». В соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются следующие основные виды библиотек: 1. Государственные библиотеки, учрежденные органами государственной власти, в том числе: — федеральные библиотеки; — библиотеки субъектов Российской Федерации; — библиотеки министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. 2. Муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления. 3. Библиотеки Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений. 4. Библиотеки предприятий, учреждений, организаций. 5. Библиотеки общественных объединений. 6. Частные библиотеки. 1 СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 2; РГ. 2004. 31 авг. 7. Библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации1. Для создания особых условий сохранения и использования культурного достояния народов Российской Федерации законодатель наделяет некоторые федеральные библиотеки статусом национальных библиотек Российской Федерации. Таких библиотек всего две. Это Российская государственная библиотека и Российская национальная библиотека, которые призваны удовлетворять универсальные информационные потребности общества и организовывать библиотечную, библиографическую и научно-информационную деятельность в интересах всех народов Российской Федерации. Национальные библиотеки Российской Федерации относятся к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, являются объектами федеральной собственности и выполняют следующие функции: формируют, хранят и предоставляют пользователям библиотек наиболее полное собрание отечественных документов, научно значимых зарубежных документов; организуют и ведут библиографический учет россики, участвуют в библиографическом учете национальной печати, являются научно-исследовательскими учреждениями по библиотековедению, библиографоведению и книговедению, г методическими, научно-информационными и культурными центрами федерального значения. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут присваивать ведущей универсальной библиотеке статус центральной библиотеки, функции которой выполняют: — в республике — национальная или республиканская библиотека; — в автономном округе, автономной области — окружная или областная библиотека; — в крае, области — краевая, областная библиотека. Органы местного самоуправления поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов, могут присваивать универсальной ведущей библиотеке соответствующего поселения статус центральной районной библиотеки. Органы местного самоуправления городских округов могут присваивать универсальной ведущей библиотеке соответствующего городского округа статус центральной городской библиотеки. 1 Приведенную в ст. 4 Федерального закона «О библиотечном деле» классификацию библиотек нельзя признать удачной, поскольку законодатель не выдержал требование единства классификационного основания по формам собственности. В разряд частных библиотек должны быть включены библиотеки общественных объединений, библиотеки организаций, обладающих имуществом на праве собственности, а также библиотеки, учрежденные иностранцами. Центральная библиотека обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов в пределах обслуживаемой территории, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов и оказывать методическую помощь библиотекам. Государственные и муниципальные библиотеки, централизованные библиотечные системы должны иметь статус юридического лица и существовать в организационно-правовой форме учреждений. Иные библиотеки могут не являться юридическими лицами, и в данном случае их нельзя рассматривать в качестве правосубъектных образований, способных обладать обособленным имуществом. Библиотеки, обладающие правами юридического лица, владеют, пользуются и распоряжаются закрепленным за ними учредителем имуществом на праве оперативного управления. Библиотеки обладают специальной правоспособностью. Их основные права и обязанности определены Федеральным законом «О библиотечном деле» (ст. 12, 13). Библиотеки, в частности, имеют право: самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах; утверждать по согласованию с учредителями правила пользования библиотеками; определять сумму залога при предоставлении редких и ценных изданий; определять условия использования библиотечных фондов на основе договоров с юридическими и физическими лицами; образовывать библиотечные объединения, самостоятельно определять источники комплектования своих фондов. Основными обязанностями библиотек являются: обслуживание пользователей библиотек в соответствии со своими уставами, правилами пользования библиотеками; недопущение государственной и иной цензуры, ограничивающих право пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам; обеспечение сохранности особо значимых изданий и коллекций, отнесенных к памятникам истории и культуры; представление учредителям и органам государственной статистики отчетов о своей деятельности в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Под библиотечным делом, согласно ст. 1 Федерального закона «О библиотечном деле», понимается отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек. Право на библиотечную деятельность имеет практически любое юридическое или физическое лицо, создавшее библиотеку на территории Российской Федерации, в соответствии с действующим законодательством. В основу государственной политики в области библиотечного дела положен принцип всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками. При этом государство выступает гарантом прав граждан и организаций в области библиотечного дела и не вмешивается в профессиональную деятельность библиотек, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Что касается государственной поддержки библиотечного дела, то такая поддержка осуществляется в форме участия государства в обеспечении координации и кооперации библиотечного обслуживания. Для более полного удовлетворения потребностей пользователей библиотек в информации, рационального использования фондов библиотек государство путем финансирования деятельности государственных библиотек стимулирует взаимоиспользование их ресурсов. Для поддержки библиотек негосударственной формы собственности, организующих безвозмездное общедоступное обслуживание населения, органы государственной власти обязаны оказывать им материальную помощь. Права граждан в области библиотечного дела. Важнейшим правом гражданина в области библиотечного дела является его право на библиотечное обслуживание. Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона «О библиотечном деле» каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории Российской Федерации. Это право обеспечивается, в частности, созданием государственной и муниципальной сети библиотек, которые предоставляют возможность пользования их фондами и услугами без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии и безвозмездно осуществляют основные виды библиотечного обслуживания. При этом права граждан в области библиотечного обслуживания, в силу прямого указания п. 3 ст. 5 Федерального закона «О библиотечном деле», приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных объединений, религиозных и других организаций. Следующим правом гражданина в области библиотечного дела выступает его право на библиотечную деятельность. Оно заключается в юридически обеспеченной возможности участия в деятельности попечительских, читательских советов или иных объединений читателей, создаваемых по согласованию с руководителями библиотек или их учредителями. Граждане, имеющие в частной собственности собрания документов, которые включают особо значимые издания и коллекции, отнесенные к памятникам истории и культуры, имеют право на поддержку со стороны государства для обеспечения их сохранности при условии регистрации этих собраний в качестве памятников истории и культуры в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органе местного самоуправления. Граждане, пользующиеся услугами библиотек, приобретают статус пользователей библиотек. В этом случае они наделяются рядом дополнительных прав в зависимости от принадлежности к той либо иной группе пользователей. Пользователи общедоступных библиотек имеют, в частности, право: . — бесплатно получать полную информацию о составе библиотечных фондов через систему библиотечных каталогов и другие формы библиотечного информирования; — бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; — бесплатно получать во временное пользование любой документ из библиотечных фондов; — получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек; — пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется правилами пользования библиотекой. Национальные меньшинства имеют право на получение документов на родном языке через систему государственных библиотек. Слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках. Пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или внестационарные формы обслуживания. Пользователи библиотек детского и юношеского возраста имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных учреждений в соответствии с их уставами. Все пользователи имеют право доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами. § 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЭКЗЕМПЛЯРА ДОКУМЕНТОВ Понятие и виды документов, входящих в состав обязательного экземпляра. Обязательные экземпляры документов выступают в качестве ресурсной базы комплектования национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации. Отношения, возникающие в связи с формированием обязательного экземпляра документов, регулируются Федеральным законом «Об обязательном экземпляре документов»1 и издаваемыми на его основе иными нормативными правовыми актами. Согласно ст. 1 указанного Закона под обязательным экземпляром документов понимаются экземпляры различных видов тиражированных документов, подлежащие передаче производителями в соответствующие организации в порядке и количестве, установленных федеральным законом. В основу данного термина положены понятия документа и экземпляра, которые для целей Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» отличаются от аналогичных понятий, используемых в иных законодательных актах. В данном случае законодатель рассматривает документ в качестве материального носителя с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенного для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения. Под экземпляром понимается образец тиражированного документа, идентичный оригиналу. Обязательные экземпляры документов могут быть платными и бесплатными. Платные экземпляры документов подлежат передаче за плату их производителями в соответствующие организации. Для бесплатных экземпляров характерна безвозмездная их передача производителями. В зависимости от территориально-административного признака места изготовления экземпляра различаются: обязательные бесплатные федеральные экземпляры документов, обязательные экземпляры документов субъекта Российской Федерации, обязательные бесплатные экземпляры документов муниципального образования. Обязательные бесплатные федеральные экземпляры представляют собой экземпляры различных видов документов, изготовленных на территории Российской Федерации, за ее пределами по заказу организаций и отдельных лиц, находящихся в ведении Российской Федерации, а также документов, импортируемых для общественного распространения на территории России. Обязательные экземпляры документов субъекта Российской Федерации — это экземпляры различных видов документов, изготовленных на территориях субъектов Российской Федерации, которые подлежат передаче их производителями в соответствующие организации. Под обязательными бесплатными экземплярами документов муниципального образования понимаются экземпляры различных видов документов, изготовленных на территории города, района, которые подлежат безвозмездной передаче их производителями в соответствующие организации2. 1 СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 1; РГ. 2002. 14 февр.; 2004. 31 авг.; 2005. 7 июня. 2 Представляется, что классификация обязательных экземпляров документов по основанию места их изготовления, произведенная в ст. 1 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов», крайне неудачна, поскольку не отражает принадлежность оригинала документа и его экземпляра.
Состав обязательных экземпляров документов, как платного, так и бесплатного типов, определен в ст. 5 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов». Этот состав образуют следующие виды документов: а) издания (текстовые, нотные, картографические, изоизда-ния) — издания, прошедшие редакционно-издательскую обработку, полиграфически самостоятельно оформленные, имеющие выходные данные; б) издания для слепых и слабовидящих — издания, изготовленные рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля, рельефно-графические издания, «говорящие книги», крупношрифтовые издания для слабовидящих, электронные издания для слепых (адаптированные издания для чтения людьми с нарушенным зрением при помощи брайлевского дисплея и синтезатора речи); в) официальные документы — документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер; г) аудиовизуальная продукция — кино-, видео-, фоно-, фотопродукция и ее комбинации, созданные и воспроизведенные на любых видах носителей; д) электронные издания — программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также электронные документы, прошедшие редакционно-издательскую обработку, имеющие выходные сведения, тиражируемые и распространяемые на машиночитаемых носителях; е) неопубликованные документы — документы, содержащие результаты научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технологической работы (диссертации, отчеты о НИР и ОКР, депонированные научные работы, алгоритмы и программы); ж) патентные документы — описания к патентам и заявкам на объекты промышленной собственности. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе с учетом своих потребностей определять виды документов, входящих в состав обязательного экземпляра документа субъекта РФ и обязательного экземпляра документа муниципального образования. Производители документов, их права и обязанности. Фигура производителя документов занимает важное место в системе формирования обязательного экземпляра документов. Поэтому действующее законодательство весьма детально регламентирует круг отношений, субъектом которых являются лица, так или иначе вовлеченные в процесс производства документированной информации. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» производитель документов — это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие подготовку, публикацию (выпуск) и рассылку (передачу, -доставку) обязательного экземпляра (издатель, редакция средства массовой информации, производитель фонограммы, производитель аудиовизуальной продукции, организация по производству телерадиопродукции и телерадиовещательная организация, организация, осуществляющая научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, и иные лица, осуществляющие подготовку, публикацию (выпуск) и рассылку (передачу, доставку) обязательного экземпляра. Из приведенного определения следует, что законодатель включил в круг производителей документов максимально возможный перечень лиц, сделав исключения для граждан, не являющихся предпринимателями, и для общественных объединений до их государственной регистрации. Действующее законодательство гарантирует производителю документов ряд прав. Указанная гарантия продекларирована под условием осуществления полной и оперативной доставки обязательного бесплатного экземпляра. В числе гарантируемых ст. 16 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» содержит следующие права: — бесплатное опубликование библиографической информации в изданиях государственной библиографии и централизованной каталогизации, в изданиях сигнальной и реферативной информации, в рекламных изданиях; — постоянное хранение производимых ими документов всех видов в национальных фондохранилищах документов РФ; <— включение библиографической информации в отечественные и международные автоматизированные банки данных; — бесплатное предоставление по их запросам фактографических и статистических данных, касающихся их продукции; — использование телерадиопроизводящими организациями документов, передаваемых ими на государственное хранение, в собственном эфире; — соблюдение получателями обязательного бесплатного экземпляра прав производителей в соответствии с законодательством РФ об интеллектуальной собственности; — письменное подтверждение доставки обязательного экземпляра. Основной обязанностью производителя документов является доставка обязательного бесплатного экземпляра тех либо иных разновидностей документов. Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» производители документов обязаны передавать обязательный бесплатный экземпляр получателям документов безвозмездно. Затраты на подготовку, публикацию (выпуск) и рассылку (передачу, доставку) обязательных бесплатных экземпляров производители документов должны относить на себестоимость документов, входящих в состав обязательного бесплатного экземпляра. При этом дефектные экземпляры по запросу получателей должны быть заменены в месячный срок. Недопоставленные производтелями документов обязательные экземпляры могут закупаться получателями за счет производителей. Обязанность производителя документов по доставке обязательного бесплатного экземпляра дифференцируется законодателем применительно к конкретному виду документа, входящего в состав обязательного экземпляра, подлежащего доставке. В рамках названной дифференциации получают развитие вопросы, связанные со сроками доставки, количеством экземпляров, подлежащих доставке, адресатом доставки и т. п. Покажем это подробнее. Обязанности производителя по доставке обязательного бесплатного экземпляра изданий определены в ст. 7, 8, 9 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов». В соответствии с названной статьей производители документов доставляют через полиграфические организации в федеральный орган исполнительной власти по вопросам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций по-одному обязательному бесплатному федеральному экземпляру всех видов печатных изданий в день выхода в свет первой партии тиража..1 В целях последующего распределения изданий между библиотечно-информационными организациями производители обязаны доставлять в день выхода в свет первой партии тиража печатных изданий в Российскую книжную палату: — 16 обязательных бесплатных экземпляров книг и брошюр, журналов и продолжающихся изданий на русском языке; — 7 обязательных бесплатных экземпляров изоизданий,. нотных изданий, географических карт и атласов на русском языке; — 9 обязательных бесплатных экземпляров центральных газет j и газет субъектов РФ на русском языке; — 3 обязательных бесплатных экземпляра многотиражных газет муниципальных образований и рекламных изданий на русском языке; — 4 обязательных бесплатных экземпляра книг и брошюр, журналов и продолжающихся изданий, изоизданий, географических карт и атласов на языках народов РФ (за исключением русского) и на иностранных языках; — 3 обязательных бесплатных экземпляра газет на языках народов РФ и иностранных языках; — 4 обязательных бесплатных экземпляра текстовых листовых изданий; — 9 обязательных бесплатных экземпляров авторефератов диссертаций и диссертаций в виде научных докладов; — 10 обязательных бесплатных экземпляров стандартов. Кроме того, производители документов доставляют через полиграфические организации по три обязательных бесплатных экземпляра документов субъекта РФ всех видов печатных изданий в соответствующие республиканские (национальные) книжные палаты или секто-1 ра государственной библиографии национальных библиотек в день выхода в свет первой партии тиража, а также по два обязательных бесплатных экземпляра документов муниципальных образований всех видов печатных изданий, выпущенных в городе или районе, в соответствующие краевые, областные, городские, районные универсальные научные библиотеки в день выхода в свет первой партии тиража. В интересах развития единого информационного пространства государств — участников СНГ на основе соответствующих договоров осуществляется поставка в национальные фондохранилища этих государств обязательного экземпляра отечественных изданий. В Российскую государственную библиотеку для слепых производители документов обязаны направлять по два обязательных бесплатных экземпляра изданий для слепых и слабовидящих в течение двух дней после выхода в свет первой партии тиража. Обязанности производителя по доставке обязательного бесплатного экземпляра неопубликованных и официальных документов очерчены законодателем в ст. 10 и 11 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов». В зависимости от вида неопубликованного документа, его экземпляры полагается доставлять в соответствующие органы научно-технической информации и библиотеки. Производители документов обязаны в 30-дневный срок доставлять во Всероссийский научно-технический информационный центр федерального органа исполнительной власти по вопросам промышленности, науки и технологий обязательные бесплатные экземпляры следующих видов неопубликованных документов: а) отчетов о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах — со дня их утверждения; б) алгоритмов и программ — со дня окончания их разработки; в) диссертаций — со дня их защиты и присуждения ученой степени. В 30-дневный же срок доставляются бесплатные экземпляры диссертаций по всем отраслям знаний (за исключением медицины и фармацевтики) в Российскую государственную библиотеку. Бесплатные экземпляры диссертаций по медицине и фармацевтике поставляются в этот же срок в Государственную центральную научную медицинскую библиотеку. Обязательные бесплатные экземпляры депонированных научных работ по общественным наукам после вынесения решения о депонировании соответствующими учеными или редакционно-издательскими сонетами в десятидневный срок доставляются в Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук. Бесплатные экземпляры депонированных научных работ по ес-и-п венным, точным наукам и технике в том же порядке и сроки поставляются во Всероссийский институт научной и технической информации Российской академии наук. Обязательные бесплатные экземпляры официальных документов ннчавляются органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в Парламентскую библиотеку Российской Федерации. Эти экземпляры, в количестве двух, включаются в списки рассылки документов несекретного характера и направляются в указанную библиотеку после утверждения и регистрации (постановки регистрационного номера и гербовой печати) соответствующего документа. Обязанности производителей по доставке обязательных бесплатных экземпляров аудиовизуальной продукции и электронных изданий определены в ст. 12 и 13 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов». На производителей аудиовизуальной продукции возлагается обязанность по ее доставке пяти адресатам. В Российскую книжную палату — по три обязательных бесплатных экземпляра фонограмм в день их выхода в свет и видеофильмов в день окончания их копирования. В Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм — по два обязательных бесплатных экземпляра фонопродукции, кинопродукции в виде позитивных копий, а также по два экземпляра видеопродукции, аудиовизуальной продукции на электронных носителях, созданной для телевидения и радиовещания, не позднее чем через месяц со дня ее выхода в эфир. В Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации — по одному обязательному бесплатному экземпляру игровых, анимационных, научно-популярных фильмов в виде позитивной копии не позднее чем через месяц со дня окончания их монтажа или дубляжа; по одному экземпляру игровых, анимационных и научно-популярных видеофильмов в виде копии на оригинальных носителях любых видов. В Российский государственный архив кинофотодокументов — по одному обязательному бесплатному экземпляру документальных фильмов и киножурналов в виде позитивной копии не позднее чем через месяц со дня окончания их монтажа или дубляжа; по одному, обязательному экземпляру документальных видеофильмов в виде копии на оригинальных носителях любых видов; по два обязательных экземпляра фотодокументов. В Российский государственный архив фонодокументов по два обязательных бесплатных экземпляра фонопродукции, созданной для телевидения и радиовещания. Обязательные бесплатные экземпляры электронных изданий их производители обязаны доставлять в Межотраслевой научно-исследовательский институт «Интеграл». В данном случае доставляется один экземпляр программ для электронных вычислительных машин, входящих в состав электронных изданий или являющихся самостоятельными изданиями. Кроме того, для целей последующего распределения электронных изданий между библиотечно-информа-ционными организациями на производителей возлагается обязанность по доставке четырех обязательных экземпляров электронных изданий (за исключением электронных изданий для слепых и слабовидящих, программ для ЭВМ и баз данных, аудиовизуальных и патентных документов на электронных носителях) в Научно-технический центр «Информрегистр». Обязанности производителя документов по доставке обязательного платного экземпляра изданий определены законодателем в ст. 14 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов». Согласно названной статье производители документов обязаны доставлять в Центральный коллектор научных библиотек из первой партии тиража обязательный платный экземпляр изданий В количестве и порядке, определяемом Правительством РФ. Затраты на доставку обязательного платного экземпляра относятся на себестоимость издательской продукции. Обязательный экземпляр, состоящий из совокупности документов, выполненных на различных носителях (печатных, аудиовизуальных, электронных), должен рассылаться получателям единым комплектом. Почтовая пересылка обязательного бесплатного экземпляра и обязательного платного экземпляра производится с 50%-ной скидкой по тарифам, установленным для бюджетных организаций. Получатели обязательного экземпляра документов и их обязанности. Получатели обязательных экземпляров документов выступают ключевыми фигурами процесса обеспечения сохранности экземпляров документов и их общественного использования. Согласно ст. 1 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» получатель документов — это юридическое лицо, наделенное правом получения, хранения и общественного использования обязательного экземпляра на безвозмездной или возмездной основе. Круг получателей документов образуют четыре их основные группы: — организации, выполняющие функции по централизованному распределению обязательного экземпляра; — организации, выполняющие функции по централизованному получению обязательного бесплатного экземпляра; — организации, выполняющие функции по постоянному хранению обязательного бесплатного федерального экземпляра; — организации, выполняющие функции по информированию потребителей об обязательном бесплатном федеральном экземпляре документов. В первую группу входят Российская книжная палата, книжные палаты субъектов РФ, Научно-технический центр «Информрегистр», Федеральный институт промышленной собственности, Центральный коллектор научных библиотек. Вторую группу образуют Российская государственная библиотека для слепых, Парламентская библиотека Российской Федерации, Федеральный Фонд государственных стандартов и общероссийский классификатор технико-экономической информации, международных (региональных) правил, норм и рекомендаций стандартизации зарубежных стран, Всероссийский научно-технический информационный центр федерального органа исполнительной власти по вопросам промышленности, науки и технологий, Институт научной информации по общественным наукам РАН, Всероссийский институт научной и технической информации РАН, Государственный Фонд кинофильмов РФ, Государственный Фонд телевизионных и радиопрограмм, Российский государственный архив кинофотодокументов, Российский государственный архив фондодокументов, Российская книжная палата, Межотраслевой научно-исследовательский институт «Интеграл». Третью группу составляют Российская книжная палата, Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, Библиотека Российской академии наук, Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН, Дальневосточная государственная научная библиотека, Российская государственная библиотека для слепых, Федеральный институт промышленной собственности, Парламентская библиотека Российской Федерации, Федеральный фонд государственных стандартов и общероссийский классификатор технико-экономической информации, Всероссийский научно-технический центр федерального органа исполнительной власти по вопросам промышленности, науки и технологий, Всероссийский институт научной и технической информации РАН, Институт научной информации по общественным наукам РАН Государственный Фонд кинофильмов РФ, Государственный Фонд телевизионных и радиопрограмм, Российский государственный архи фонодокументов, Межотраслевой научно-исследовательский инсти «Интеграл», Научно-технический центр «Информрегистр». Четвертая группа получателей включает Российскую книжную палату, Всероссийский научно-технический информационный центр, Всероссийский институт научной и технической информации РАН, Институт научной информации по общественным наукам РАН, Парламентскую библиотеку Российской Федерации, Федеральный институт промышленной собственности, Федеральный фонд государственных стандартов и общероссийский классификатор технико-экономической информации, Межотраслевой научно-исследовательский институт «Интеграл», Научно-технической центр «Информрегистр», Государственный фонд кинофильмов РФ, Российский государственный архив кинофотодокументов, Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм, Российский государственный архив фонодокументов. Основные обязанности получателей обязательного экземпляра, в зависимости от выполняемых ими функций и компетенции, определены в ст. 17—22 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов». Назовем некоторые из них. Организации, централизованно распределяющие обязательный экземпляр изданий, обязаны, в частности, осуществлять государственную регистрацию изданий, составлять государственную библиографию и готовить электронный библиографический депозитарий, распределять и доставлять обязательные бесплатные и платные экземпляры изданий в библиотечечно-информационные организации, контролировать полноту и оперативность доставки обязательного федерального экземпляра изданий. Организации, централизованно получающие обязательный бесплатный экземпляр, обязаны, в частности, осуществлять комплектование обязательных бесплатных экземпляров изданий, официальных документов, государственных стандартов, выпускать информационные издания о бесплатных экземплярах и обеспечивать их учет и сохранность. Организации, постоянно хранящие обязательный бесплатный •I" моральный экземпляр, обязаны обеспечивать постоянное хранение указанных экземпляров и их общественное использование. Организации, информирующие потребителей об обязательном неоплатном федеральном экземпляре документов, обязаны издавать iосударственные библиографические указатели, информировать noil >сбителей об обязательном бесплатном экземпляре различных документов в соответствии со своей компетенцией. Обязанности по контролю за доставкой получателям документов обязательного экземпляра возлагаются на организации, осуществиющие регистрацию и учет соответствующих видов обязательного экземпляра.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |