Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование отношений в сфере библиотечного дела




АРХИВНОГО ДЕЛА

В СФЕРЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА, ФОРМИРОВАНИЯ

ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЭКЗЕМПЛЯРА ДОКУМЕНТОВ,

Библиотеки и библиотечное дело. В части второй ст. 44 Конститу­ции РФ провозглашено, что каждый имеет право на участие в куль­турной жизни и пользовании учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Основы законодательства Российской Фе­дерации о культуре относят право на доступ к государственным биб­лиотечным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности к праву на приобщение к культурным ценностям (ст. 12). Но библиотеки являются не только учреждениями культуры. Со­гласно ст. 1 Федерального закона «О библиотечном деле»1 библиоте­ка — это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и представляющее их во временное пользование физическим и юри­дическим лицам. На территории Российской Федерации могут учре­ждаться и действовать библиотеки различных видов и форм собст­венности. Примерная их классификация произведена в ст. 4 Феде­рального закона «О библиотечном деле». В соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются следующие основ­ные виды библиотек:

1. Государственные библиотеки, учрежденные органами государ­ственной власти, в том числе:

— федеральные библиотеки;

— библиотеки субъектов Российской Федерации;

— библиотеки министерств и иных федеральных органов ис­полнительной власти.

2. Муниципальные библиотеки, учрежденные органами местно­го самоуправления.

3. Библиотеки Российской академии наук, других академий, на­учно-исследовательских институтов, образовательных учреждений.

4. Библиотеки предприятий, учреждений, организаций.

5. Библиотеки общественных объединений.

6. Частные библиотеки.

1 СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 2; РГ. 2004. 31 авг.

7. Библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и фи­зическими лицами, а также международными организациями в соот­ветствии с международными договорами Российской Федерации1.

Для создания особых условий сохранения и использования культурного достояния народов Российской Федерации законода­тель наделяет некоторые федеральные библиотеки статусом нацио­нальных библиотек Российской Федерации. Таких библиотек всего две. Это Российская государственная библиотека и Российская на­циональная библиотека, которые призваны удовлетворять универ­сальные информационные потребности общества и организовывать библиотечную, библиографическую и научно-информационную дея­тельность в интересах всех народов Российской Федерации.

Национальные библиотеки Российской Федерации относятся к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, являются объектами федеральной собственности и выпол­няют следующие функции: формируют, хранят и предоставляют поль­зователям библиотек наиболее полное собрание отечественных доку­ментов, научно значимых зарубежных документов; организуют и ведут библиографический учет россики, участвуют в библиографическом учете национальной печати, являются научно-исследовательскими уч­реждениями по библиотековедению, библиографоведению и книгове­дению, г методическими, научно-информационными и культурными центрами федерального значения.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местно­го самоуправления могут присваивать ведущей универсальной биб­лиотеке статус центральной библиотеки, функции которой выпол­няют:

— в республике — национальная или республиканская библио­тека;

— в автономном округе, автономной области — окружная или областная библиотека;

— в крае, области — краевая, областная библиотека.

Органы местного самоуправления поселений, являющихся адми­нистративными центрами муниципальных районов, могут присваи­вать универсальной ведущей библиотеке соответствующего поселе­ния статус центральной районной библиотеки.

Органы местного самоуправления городских округов могут при­сваивать универсальной ведущей библиотеке соответствующего го­родского округа статус центральной городской библиотеки.

1 Приведенную в ст. 4 Федерального закона «О библиотечном деле» клас­сификацию библиотек нельзя признать удачной, поскольку законодатель не выдержал требование единства классификационного основания по формам собственности. В разряд частных библиотек должны быть включены библио­теки общественных объединений, библиотеки организаций, обладающих иму­ществом на праве собственности, а также библиотеки, учрежденные иностран­цами.

Центральная библиотека обязана формировать, хранить и пре­доставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсаль­ное собрание документов в пределах обслуживаемой территории, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов и ока­зывать методическую помощь библиотекам.

Государственные и муниципальные библиотеки, централизован­ные библиотечные системы должны иметь статус юридического ли­ца и существовать в организационно-правовой форме учреждений. Иные библиотеки могут не являться юридическими лицами, и в данном случае их нельзя рассматривать в качестве правосубъект­ных образований, способных обладать обособленным имуществом. Библиотеки, обладающие правами юридического лица, владеют, пользуются и распоряжаются закрепленным за ними учредителем имуществом на праве оперативного управления. Библиотеки облада­ют специальной правоспособностью. Их основные права и обязан­ности определены Федеральным законом «О библиотечном деле» (ст. 12, 13). Библиотеки, в частности, имеют право: самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах; ут­верждать по согласованию с учредителями правила пользования библиотеками; определять сумму залога при предоставлении редких и ценных изданий; определять условия использования библиотеч­ных фондов на основе договоров с юридическими и физическими лицами; образовывать библиотечные объединения, самостоятельно определять источники комплектования своих фондов.

Основными обязанностями библиотек являются: обслуживание пользователей библиотек в соответствии со своими уставами, пра­вилами пользования библиотеками; недопущение государственной и иной цензуры, ограничивающих право пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам; обеспечение сохран­ности особо значимых изданий и коллекций, отнесенных к памят­никам истории и культуры; представление учредителям и органам государственной статистики отчетов о своей деятельности в поряд­ке, предусмотренном действующим законодательством.

Под библиотечным делом, согласно ст. 1 Федерального закона «О библиотечном деле», понимается отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в за­дачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формиро­вание и обработка их фондов, организация библиотечного, инфор­мационного и справочно-библиографического обслуживания поль­зователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек.

Право на библиотечную деятельность имеет практически любое юридическое или физическое лицо, создавшее библиотеку на терри­тории Российской Федерации, в соответствии с действующим зако­нодательством.

В основу государственной политики в области библиотечного дела положен принцип всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками. При этом государство выступает гарантом прав гра­ждан и организаций в области библиотечного дела и не вмешивает­ся в профессиональную деятельность библиотек, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Что касается го­сударственной поддержки библиотечного дела, то такая поддержка осуществляется в форме участия государства в обеспечении коорди­нации и кооперации библиотечного обслуживания. Для более пол­ного удовлетворения потребностей пользователей библиотек в ин­формации, рационального использования фондов библиотек госу­дарство путем финансирования деятельности государственных библиотек стимулирует взаимоиспользование их ресурсов. Для под­держки библиотек негосударственной формы собственности, орга­низующих безвозмездное общедоступное обслуживание населения, органы государственной власти обязаны оказывать им материаль­ную помощь.

Права граждан в области библиотечного дела. Важнейшим пра­вом гражданина в области библиотечного дела является его право на библиотечное обслуживание. Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона «О библиотечном деле» каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положе­ния, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории Российской Федера­ции. Это право обеспечивается, в частности, созданием государст­венной и муниципальной сети библиотек, которые предоставляют возможность пользования их фондами и услугами без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии и безвозмездно осуществляют основные виды библиотечного обслу­живания.

При этом права граждан в области библиотечного обслужива­ния, в силу прямого указания п. 3 ст. 5 Федерального закона «О библиотечном деле», приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных объединений, религиозных и других организаций.

Следующим правом гражданина в области библиотечного дела выступает его право на библиотечную деятельность. Оно заключает­ся в юридически обеспеченной возможности участия в деятельности попечительских, читательских советов или иных объединений чита­телей, создаваемых по согласованию с руководителями библиотек или их учредителями. Граждане, имеющие в частной собственности собрания документов, которые включают особо значимые издания и коллекции, отнесенные к памятникам истории и культуры, имеют право на поддержку со стороны государства для обеспечения их со­хранности при условии регистрации этих собраний в качестве па­мятников истории и культуры в соответствующем федеральном ор­гане исполнительной власти, органе исполнительной власти субъек­та Российской Федерации или органе местного самоуправления.

Граждане, пользующиеся услугами библиотек, приобретают ста­тус пользователей библиотек. В этом случае они наделяются рядом дополнительных прав в зависимости от принадлежности к той либо иной группе пользователей.

Пользователи общедоступных библиотек имеют, в частности, право:

. — бесплатно получать полную информацию о составе библио­течных фондов через систему библиотечных каталогов и другие формы библиотечного информирования;

— бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

— бесплатно получать во временное пользование любой доку­мент из библиотечных фондов;

— получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек;

— пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется правилами пользования библиоте­кой.

Национальные меньшинства имеют право на получение до­кументов на родном языке через систему государственных биб­лиотек.

Слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслу­живание и получение документов на специальных носителях ин­формации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках.

Пользователи библиотек, которые не могут посещать библиоте­ку в силу преклонного возраста и физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек че­рез заочные или внестационарные формы обслуживания.

Пользователи библиотек детского и юношеского возраста имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиоте­ках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных учреждений в соответствии с их уставами.

Все пользователи имеют право доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребно­стями и интересами.

§ 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЭКЗЕМПЛЯРА ДОКУМЕНТОВ

Понятие и виды документов, входящих в состав обязательного экзем­пляра. Обязательные экземпляры документов выступают в качестве ресурсной базы комплектования национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации. Отношения, возникающие в связи с формированием обязательного экземпляра документов, регулируются Федеральным законом «Об обязательном экземпляре документов»1 и издаваемыми на его основе иными нор­мативными правовыми актами.

Согласно ст. 1 указанного Закона под обязательным экземпля­ром документов понимаются экземпляры различных видов тиражи­рованных документов, подлежащие передаче производителями в со­ответствующие организации в порядке и количестве, установленных федеральным законом.

В основу данного термина положены понятия документа и эк­земпляра, которые для целей Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» отличаются от аналогичных понятий, ис­пользуемых в иных законодательных актах. В данном случае законо­датель рассматривает документ в качестве материального носителя с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенного для передачи во времени и пространстве в целях общественного исполь­зования и хранения. Под экземпляром понимается образец тиражи­рованного документа, идентичный оригиналу.

Обязательные экземпляры документов могут быть платными и бесплатными.

Платные экземпляры документов подлежат передаче за плату их производителями в соответствующие организации. Для бесплатных экземпляров характерна безвозмездная их передача производителями.

В зависимости от территориально-административного признака места изготовления экземпляра различаются: обязательные бесплат­ные федеральные экземпляры документов, обязательные экземпля­ры документов субъекта Российской Федерации, обязательные бес­платные экземпляры документов муниципального образования. Обязательные бесплатные федеральные экземпляры представляют собой экземпляры различных видов документов, изготовленных на территории Российской Федерации, за ее пределами по заказу орга­низаций и отдельных лиц, находящихся в ведении Российской Фе­дерации, а также документов, импортируемых для общественного распространения на территории России.

Обязательные экземпляры документов субъекта Российской Фе­дерации — это экземпляры различных видов документов, изготовлен­ных на территориях субъектов Российской Федерации, которые под­лежат передаче их производителями в соответствующие организации.

Под обязательными бесплатными экземплярами документов му­ниципального образования понимаются экземпляры различных ви­дов документов, изготовленных на территории города, района, ко­торые подлежат безвозмездной передаче их производителями в со­ответствующие организации2.

1 СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 1; РГ. 2002. 14 февр.; 2004. 31 авг.; 2005. 7 июня.

2 Представляется, что классификация обязательных экземпляров докумен­тов по основанию места их изготовления, произведенная в ст. 1 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов», крайне неудачна, посколь­ку не отражает принадлежность оригинала документа и его экземпляра.

 

Состав обязательных экземпляров документов, как платного, так и бесплатного типов, определен в ст. 5 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов». Этот состав образуют следующие виды документов:

а) издания (текстовые, нотные, картографические, изоизда-ния) — издания, прошедшие редакционно-издательскую обработку, полиграфически самостоятельно оформленные, имеющие выходные данные;

б) издания для слепых и слабовидящих — издания, изготовлен­ные рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля, рельеф­но-графические издания, «говорящие книги», крупношрифтовые из­дания для слабовидящих, электронные издания для слепых (адапти­рованные издания для чтения людьми с нарушенным зрением при помощи брайлевского дисплея и синтезатора речи);

в) официальные документы — документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обя­зательный, рекомендательный или информационный характер;

г) аудиовизуальная продукция — кино-, видео-, фоно-, фото­продукция и ее комбинации, созданные и воспроизведенные на лю­бых видах носителей;

д) электронные издания — программы для электронных вычис­лительных машин и базы данных, а также электронные документы, прошедшие редакционно-издательскую обработку, имеющие выход­ные сведения, тиражируемые и распространяемые на машиночитае­мых носителях;

е) неопубликованные документы — документы, содержащие ре­зультаты научно-исследовательской, опытно-конструкторской и тех­нологической работы (диссертации, отчеты о НИР и ОКР, депони­рованные научные работы, алгоритмы и программы);

ж) патентные документы — описания к патентам и заявкам на объекты промышленной собственности.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местно­го самоуправления вправе с учетом своих потребностей определять виды документов, входящих в состав обязательного экземпляра документа субъекта РФ и обязательного экземпляра документа муни­ципального образования.

Производители документов, их права и обязанности. Фигура про­изводителя документов занимает важное место в системе формиро­вания обязательного экземпляра документов. Поэтому действующее законодательство весьма детально регламентирует круг отношений, субъектом которых являются лица, так или иначе вовлеченные в процесс производства документированной информации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» производитель документов — это юридиче­ское лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие подготовку, публикацию (выпуск) и рассылку (передачу, -доставку) обязательного экземпляра (издатель, редак­ция средства массовой информации, производитель фонограммы, производитель аудиовизуальной продукции, организация по произ­водству телерадиопродукции и телерадиовещательная организация, организация, осуществляющая научно-исследовательские, опыт­но-конструкторские и технологические работы, и иные лица, осу­ществляющие подготовку, публикацию (выпуск) и рассылку (переда­чу, доставку) обязательного экземпляра. Из приведенного определе­ния следует, что законодатель включил в круг производителей документов максимально возможный перечень лиц, сделав исклю­чения для граждан, не являющихся предпринимателями, и для об­щественных объединений до их государственной регистрации.

Действующее законодательство гарантирует производителю доку­ментов ряд прав. Указанная гарантия продекларирована под услови­ем осуществления полной и оперативной доставки обязательного бесплатного экземпляра.

В числе гарантируемых ст. 16 Федерального закона «Об обяза­тельном экземпляре документов» содержит следующие права:

— бесплатное опубликование библиографической информации в изданиях государственной библиографии и централизованной ка­талогизации, в изданиях сигнальной и реферативной информации, в рекламных изданиях;

— постоянное хранение производимых ими документов всех видов в национальных фондохранилищах документов РФ;

<— включение библиографической информации в отечественные и международные автоматизированные банки данных;

— бесплатное предоставление по их запросам фактографиче­ских и статистических данных, касающихся их продукции;

— использование телерадиопроизводящими организациями до­кументов, передаваемых ими на государственное хранение, в собст­венном эфире;

— соблюдение получателями обязательного бесплатного экземп­ляра прав производителей в соответствии с законодательством РФ об интеллектуальной собственности;

— письменное подтверждение доставки обязательного экземпляра. Основной обязанностью производителя документов является

доставка обязательного бесплатного экземпляра тех либо иных раз­новидностей документов. Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» производители докумен­тов обязаны передавать обязательный бесплатный экземпляр полу­чателям документов безвозмездно. Затраты на подготовку, публика­цию (выпуск) и рассылку (передачу, доставку) обязательных бес­платных экземпляров производители документов должны относить на себестоимость документов, входящих в состав обязательного бес­платного экземпляра.

При этом дефектные экземпляры по запросу получателей долж­ны быть заменены в месячный срок. Недопоставленные производтелями документов обязательные экземпляры могут закупаться по­лучателями за счет производителей.

Обязанность производителя документов по доставке обязатель­ного бесплатного экземпляра дифференцируется законодателем при­менительно к конкретному виду документа, входящего в состав обязательного экземпляра, подлежащего доставке. В рамках назван­ной дифференциации получают развитие вопросы, связанные со сроками доставки, количеством экземпляров, подлежащих доставке, адресатом доставки и т. п. Покажем это подробнее.

Обязанности производителя по доставке обязательного бесплатного экземпляра изданий определены в ст. 7, 8, 9 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов». В соответствии с названной статьей производители документов доставляют через полиграфические организации в федеральный орган исполнительной власти по вопро­сам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций по-одному обязательному бесплатному федеральному экземпляру всех видов печатных изданий в день выхода в свет первой партии тиража..1

В целях последующего распределения изданий между библиотечно-информационными организациями производители обязаны доставлять в день выхода в свет первой партии тиража печатных изданий в Российскую книжную палату:

— 16 обязательных бесплатных экземпляров книг и брошюр, журналов и продолжающихся изданий на русском языке;

— 7 обязательных бесплатных экземпляров изоизданий,. нотных изданий, географических карт и атласов на русском языке;

— 9 обязательных бесплатных экземпляров центральных газет j и газет субъектов РФ на русском языке;

— 3 обязательных бесплатных экземпляра многотиражных газет муниципальных образований и рекламных изданий на русском языке;

— 4 обязательных бесплатных экземпляра книг и брошюр, жур­налов и продолжающихся изданий, изоизданий, географических карт и атласов на языках народов РФ (за исключением русского) и на иностранных языках;

— 3 обязательных бесплатных экземпляра газет на языках наро­дов РФ и иностранных языках;

— 4 обязательных бесплатных экземпляра текстовых листовых изданий;

— 9 обязательных бесплатных экземпляров авторефератов диссертаций и диссертаций в виде научных докладов;

— 10 обязательных бесплатных экземпляров стандартов.

Кроме того, производители документов доставляют через полигра­фические организации по три обязательных бесплатных экземпляра документов субъекта РФ всех видов печатных изданий в соответствующие республиканские (национальные) книжные палаты или секто-1 ра государственной библиографии национальных библиотек в день выхода в свет первой партии тиража, а также по два обязательных бесплатных экземпляра документов муниципальных образований всех видов печатных изданий, выпущенных в городе или районе, в соответствующие краевые, областные, городские, районные универсальные научные библиотеки в день выхода в свет первой партии тиража.

В интересах развития единого информационного пространства государств — участников СНГ на основе соответствующих договоров осуществляется поставка в национальные фондохранилища этих го­сударств обязательного экземпляра отечественных изданий.

В Российскую государственную библиотеку для слепых произво­дители документов обязаны направлять по два обязательных бес­платных экземпляра изданий для слепых и слабовидящих в течение двух дней после выхода в свет первой партии тиража.

Обязанности производителя по доставке обязательного бесплат­ного экземпляра неопубликованных и официальных документов очерчены законодателем в ст. 10 и 11 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов».

В зависимости от вида неопубликованного документа, его эк­земпляры полагается доставлять в соответствующие органы науч­но-технической информации и библиотеки.

Производители документов обязаны в 30-дневный срок доставлять во Всероссийский научно-технический информационный центр федерального органа исполнительной власти по вопросам промыш­ленности, науки и технологий обязательные бесплатные экземпляры следующих видов неопубликованных документов:

а) отчетов о научно-исследовательских и опытно-конструктор­ских работах — со дня их утверждения;

б) алгоритмов и программ — со дня окончания их разработки;

в) диссертаций — со дня их защиты и присуждения ученой степени. В 30-дневный же срок доставляются бесплатные экземпляры

диссертаций по всем отраслям знаний (за исключением медицины и фармацевтики) в Российскую государственную библиотеку. Бес­платные экземпляры диссертаций по медицине и фармацевтике поставляются в этот же срок в Государственную центральную науч­ную медицинскую библиотеку.

Обязательные бесплатные экземпляры депонированных научных работ по общественным наукам после вынесения решения о депони­ровании соответствующими учеными или редакционно-издательскими сонетами в десятидневный срок доставляются в Институт научной ин­формации по общественным наукам Российской академии наук.

Бесплатные экземпляры депонированных научных работ по ес-и-п венным, точным наукам и технике в том же порядке и сроки поставляются во Всероссийский институт научной и технической информации Российской академии наук.

Обязательные бесплатные экземпляры официальных документов ннчавляются органами государственной власти РФ и органами го­сударственной власти субъектов РФ в Парламентскую библиотеку Российской Федерации. Эти экземпляры, в количестве двух, включаются в списки рассылки документов несекретного характера и на­правляются в указанную библиотеку после утверждения и регистрации (постановки регистрационного номера и гербовой печати) соот­ветствующего документа.

Обязанности производителей по доставке обязательных бесплат­ных экземпляров аудиовизуальной продукции и электронных изда­ний определены в ст. 12 и 13 Федерального закона «Об обязатель­ном экземпляре документов».

На производителей аудиовизуальной продукции возлагается обя­занность по ее доставке пяти адресатам.

В Российскую книжную палату — по три обязательных бесплат­ных экземпляра фонограмм в день их выхода в свет и видеофиль­мов в день окончания их копирования.

В Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм — по два обязательных бесплатных экземпляра фонопродукции, кинопро­дукции в виде позитивных копий, а также по два экземпляра ви­деопродукции, аудиовизуальной продукции на электронных носите­лях, созданной для телевидения и радиовещания, не позднее чем через месяц со дня ее выхода в эфир.

В Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации — по одному обязательному бесплатному экземпляру игровых, анимаци­онных, научно-популярных фильмов в виде позитивной копии не позднее чем через месяц со дня окончания их монтажа или дубляжа; по одному экземпляру игровых, анимационных и научно-популярных видеофильмов в виде копии на оригинальных носителях любых видов.

В Российский государственный архив кинофотодокументов — по одному обязательному бесплатному экземпляру документальных фильмов и киножурналов в виде позитивной копии не позднее чем через месяц со дня окончания их монтажа или дубляжа; по одному, обязательному экземпляру документальных видеофильмов в виде копии на оригинальных носителях любых видов; по два обязатель­ных экземпляра фотодокументов.

В Российский государственный архив фонодокументов по два обязательных бесплатных экземпляра фонопродукции, созданной для телевидения и радиовещания.

Обязательные бесплатные экземпляры электронных изданий их производители обязаны доставлять в Межотраслевой научно-иссле­довательский институт «Интеграл». В данном случае доставляется один экземпляр программ для электронных вычислительных ма­шин, входящих в состав электронных изданий или являющихся са­мостоятельными изданиями. Кроме того, для целей последующего распределения электронных изданий между библиотечно-информа-ционными организациями на производителей возлагается обязан­ность по доставке четырех обязательных экземпляров электронных изданий (за исключением электронных изданий для слепых и сла­бовидящих, программ для ЭВМ и баз данных, аудиовизуальных и патентных документов на электронных носителях) в Научно-тех­нический центр «Информрегистр».

Обязанности производителя документов по доставке обязатель­ного платного экземпляра изданий определены законодателем в ст. 14 Федерального закона «Об обязательном экземпляре доку­ментов». Согласно названной статье производители документов обя­заны доставлять в Центральный коллектор научных библиотек из первой партии тиража обязательный платный экземпляр изданий В количестве и порядке, определяемом Правительством РФ. Затраты на доставку обязательного платного экземпляра относятся на себе­стоимость издательской продукции.

Обязательный экземпляр, состоящий из совокупности докумен­тов, выполненных на различных носителях (печатных, аудиовизуаль­ных, электронных), должен рассылаться получателям единым ком­плектом. Почтовая пересылка обязательного бесплатного экземпляра и обязательного платного экземпляра производится с 50%-ной скид­кой по тарифам, установленным для бюджетных организаций.

Получатели обязательного экземпляра документов и их обязанно­сти. Получатели обязательных экземпляров документов выступают ключевыми фигурами процесса обеспечения сохранности экземпля­ров документов и их общественного использования.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» получатель документов — это юридическое лицо, наде­ленное правом получения, хранения и общественного использования обязательного экземпляра на безвозмездной или возмездной основе.

Круг получателей документов образуют четыре их основные

группы:

— организации, выполняющие функции по централизованному распределению обязательного экземпляра;

— организации, выполняющие функции по централизованному получению обязательного бесплатного экземпляра;

— организации, выполняющие функции по постоянному хране­нию обязательного бесплатного федерального экземпляра;

— организации, выполняющие функции по информированию потребителей об обязательном бесплатном федеральном экземпляре документов.

В первую группу входят Российская книжная палата, книжные палаты субъектов РФ, Научно-технический центр «Информрегистр», Федеральный институт промышленной собственности, Центральный коллектор научных библиотек.

Вторую группу образуют Российская государственная библиотека для слепых, Парламентская библиотека Российской Федерации, Феде­ральный Фонд государственных стандартов и общероссийский класси­фикатор технико-экономической информации, международных (регио­нальных) правил, норм и рекомендаций стандартизации зарубежных стран, Всероссийский научно-технический информационный центр федерального органа исполнительной власти по вопросам промышлен­ности, науки и технологий, Институт научной информации по обще­ственным наукам РАН, Всероссийский институт научной и техничес­кой информации РАН, Государственный Фонд кинофильмов РФ, Го­сударственный Фонд телевизионных и радиопрограмм, Российский государственный архив кинофотодокументов, Российский государственный архив фондодокументов, Российская книжная палата, Межот­раслевой научно-исследовательский институт «Интеграл».

Третью группу составляют Российская книжная палата, Россий­ская государственная библиотека, Российская национальная библио­тека, Библиотека Российской академии наук, Государственная пуб­личная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН, Дальневосточная государственная научная библиотека, Российская государственная библиотека для слепых, Федеральный институт про­мышленной собственности, Парламентская библиотека Российской Федерации, Федеральный фонд государственных стандартов и обще­российский классификатор технико-экономической информации, Всероссийский научно-технический центр федерального органа ис­полнительной власти по вопросам промышленности, науки и техно­логий, Всероссийский институт научной и технической информации РАН, Институт научной информации по общественным наукам РАН Государственный Фонд кинофильмов РФ, Государственный Фонд телевизионных и радиопрограмм, Российский государственный архи фонодокументов, Межотраслевой научно-исследовательский инсти «Интеграл», Научно-технический центр «Информрегистр».

Четвертая группа получателей включает Российскую книжную па­лату, Всероссийский научно-технический информационный центр, Всероссийский институт научной и технической информации РАН, Институт научной информации по общественным наукам РАН, Пар­ламентскую библиотеку Российской Федерации, Федеральный инсти­тут промышленной собственности, Федеральный фонд государствен­ных стандартов и общероссийский классификатор технико-экономиче­ской информации, Межотраслевой научно-исследовательский институт «Интеграл», Научно-технической центр «Информрегистр», Государст­венный фонд кинофильмов РФ, Российский государственный архив кинофотодокументов, Государственный фонд телевизионных и радио­программ, Российский государственный архив фонодокументов.

Основные обязанности получателей обязательного экземпляра, в зависимости от выполняемых ими функций и компетенции, опре­делены в ст. 17—22 Федерального закона «Об обязательном экземп­ляре документов». Назовем некоторые из них.

Организации, централизованно распределяющие обязательный экземпляр изданий, обязаны, в частности, осуществлять государст­венную регистрацию изданий, составлять государственную библио­графию и готовить электронный библиографический депозитарий, распределять и доставлять обязательные бесплатные и платные эк­земпляры изданий в библиотечечно-информационные организации, контролировать полноту и оперативность доставки обязательного федерального экземпляра изданий.

Организации, централизованно получающие обязательный бесплат­ный экземпляр, обязаны, в частности, осуществлять комплектование обязательных бесплатных экземпляров изданий, официальных докумен­тов, государственных стандартов, выпускать информационные издания о бесплатных экземплярах и обеспечивать их учет и сохранность.

Организации, постоянно хранящие обязательный бесплатный •I" моральный экземпляр, обязаны обеспечивать постоянное хране­ние указанных экземпляров и их общественное использование.

Организации, информирующие потребителей об обязательном неоплатном федеральном экземпляре документов, обязаны издавать iосударственные библиографические указатели, информировать no­il >сбителей об обязательном бесплатном экземпляре различных до­кументов в соответствии со своей компетенцией.

Обязанности по контролю за доставкой получателям документов обязательного экземпляра возлагаются на организации, осуществиющие регистрацию и учет соответствующих видов обязательного экземпляра.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.