КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие информационного законодательства и его система
Информационное законодательство представляет собой совокупность законов, иных нормативно-правовых актов, с помощью и посредством которых государство устанавливает, изменяет либо прекращает действия соответствующих информационно-правовых норм. Информационное законодательство выступает главенствующей формой закрепления норм информационного права и важнейшим правообразующим фактором. Появление информационного законодательства в системе нормативно-правовых актов Российской Федерации свидетельствует о повышении роли государства в регулировании информационных отношений и придании им качеств общественно значимых отношений. Наряду с законодательством иных отраслевых принадлежностей информационное законодательство органично включено в систему источников информационного права и является основной их разновидностью. Систему информационного законодательства образуют различные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты, посвященные прямому или опосредованному регулированию отношений, объектом которых является информация, производные от нее продукты и связанная с ними деятельность. Система информационного законодательства включает в себя правовые акты федеральных органов и акты органов субъектов РФ. Это обусловлено, в частности, тем обстоятельством, что Конституция РФ в пункте «и» ст. 71 относит информацию и связь к ведению Российской Федерации и в то же время защиту прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации (пункт «б» части первой ст. 72 Конституции РФ). Среди правовых актов федеральных органов главное место занимают федеральные законы. Они обладают высшей юридической силой, регулируют наиболее важные, основополагающие отношения и содержат информационно-правовые нормы исходного характера, которые рассчитаны на постоянное либо длительное действие. Признание за федеральными законами высшей юридической силы и их верховенство среди иных источников информационного права позволяет сделать вывод о необходимости их более широкого использования в правотворческой деятельности и активного конструирования в них норм прямого действия, чего, по правде говоря, законодатель зачастую избегает. Нормативные акты, не относящиеся к категории законов, являются подзаконными. В их число входят нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, ведомственные нормативные акты. Многие из них носят комплексный характер, но включают в себя и правила информационно-правового содержания. Акт, изданный на основе и во исполнение закона, не может выходить за его рамки и за пределы полномочий издавшего его органа. Подзаконные нормативные акты характеризуются также тем, что они направлены на организацию исполнения закона. В нормативно-правовом массиве подзаконного характера ведущую роль играют указы Президента РФ, которые являются основными актами осуществления компетенции Президента РФ, непосредственно закрепленной в Конституции РФ и вытекающей из основополагающих принципов разделения властей. Среди подзаконных актов в информационной сфере видное место занимают правовые акты Правительства РФ. Они издаются главным образом тогда, когда в законе есть прямые указания на подобное издание либо дано конкретное поручение. Ведомственные акты, как подзаконные, издаются на основе законов, указов Президента РФ и актов Правительства РФ. Они представляют собой управленческие акты органов специальной компетенции. Их юридическая сила зависит от функций издавшего их органа и специфики государственного управления информационной сферой. На уровне субъектов РФ применяются те же формы выражения информационного права, что и на федеральном уровне (законы субъектов РФ, постановления органов исполнительной власти, акты отраслевых и территориальных органов управления). Основанием для данного уровня нормотворчества является часть 4 ст. 76 Конституции РФ. Наряду с актами законодательства и подзаконными нормативными правовыми актами, издаваемыми для целей регулирования информационных отношений, существуют так называемые локальные нормативные акты. Они, как правило, представляют собой приказы и распоряжения нормативного и индивидуального значения, принимаемые руководителями различных организаций. С помощью локальных актов регулируются самые различные информационные вопросы, например порядок конфиденциального делопроизводства, порядок допуска сотрудников к сведениям, находящимся в режиме служебной и коммерческой тайны, порядок организации защиты коммерческой тайны в организации и т. п. В систему информационного законодательства следует включить и международно-правовые акты, предметом регулирования которых являются информационные отношения. § 2. СТРУКТУРА И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Несмотря на то что информационное законодательство находится на этапе своего становления, уже сегодня можно говорить о наличии некой его упорядоченности. В основу этой упорядоченности положен принцип иерархии, выражающийся в соподчиненности актов различного уровня, который присущ всем отраслевым структурам законодательства. Информационное законодательство в данном отношении не является исключением. Существует несколько уровней нормативных правовых актов, регулирующих информационные отношения. Первый уровень, который можно условно назвать конституционным, отражает ведущую роль Конституции РФ в информационно-правовом нормотворчестве. Он представлен рядом конституционных норм, к которым мы обращались выше. Второй уровень нормативных правовых актов составляют акты информационного законодательства. Специфика данного уровня состоит в том, что федеральные 'законы, регулирующие отношения в информационной сфере, а равно иные принятые в соответствии с ними нормативные акты подчинены Конституции РФ и не могут ей противоречить. Среди законов выделяется базовый для информационной сферы Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», пришедший на смену Федеральному закону от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»1 и вступивший в силу 29 июля 2006 г. Новым Федеральным законом регулируются три группы взаимосвязанных между собой отношений, складывающихся при: — осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; — применении информационных технологий; — обеспечении защиты информации. Указанный Федеральный закон состоит из 18 статей и в значительной степени отличается от своего предшественника как композиционно, так и в содержательном плане. Наиболее существенным отличием Закона 2006 г. от Закона 1995 г. следует признать отказ законодателя от института информационных ресурсов, который являлся ключевым в прежнем законе и во многом предопределял структуру и характер подачи нормативного материала. Кроме того, институт информационных ресурсов широко применяется в иных федеральных законах и подзаконных актах, что, видимо, потребует их пересмотра. В Законе 2006 г. получили закрепление вопросы, связанные, в частности, с правомочиями обладателя информации (ст. 6), правом на доступ к информации (ст. 8), ограничением доступа к информации (ст. 9), распространением информации или ее предоставлением (ст. 10), документированием информации (ст. 11), государственным регулированием отношений в сфере применения информационных СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609; 2003. № 2. Ст. 167. 3 - 9740
технологий (ст. 12), структурой и построением информационных систем (ст. 13, 14), использованием информационно-телекоммуникационных систем (ст. 15), защитой информации (ст. 16), ответственностью за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации (ст. 17). К актам информационного законодательства федерального уровня относится и Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов»1. Данный нормативный акт определяет политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования библиотечно-информационного фонда России и развития системы государственной библиографии, предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра документов, его общественное использование. Этим Законом установлены виды обязательного экземпляра документов, категорий их производителей и получателей, сроки и порядок доставки обязательного экземпляра документов, ответственность за их нарушение. Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» отличает от упомянутых выше законов сугубо административно-правовой характер регулирования. Видное место среди законов, регулирующих отношения в информационной сфере, занимает Закон РФ «О средствах массовой информации»2, представляющий собой комплексный нормативный акт, регламентирующий отношения, возникающие в процессе организации и функционирования средств массовой информации. Он состоит из восьми глав, объединяющих более 60 статей. В основных разделах Закона нашли правовое опосредование вопросы организации деятельности средств массовой информации, распространения массовой информации, отношений средств массовой информации с гражданами и организациями, прав и обязанностей журналист-межгосударственного сотрудничества в области массовой информации, ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации. Особое место среди нормативных актов, регулирующих отношения по поводу информации, принадлежит Закону РФ «О государственной тайне»3. Данным нормативным правовым актом регламентируются отношения, возникающие в связи с отнесен ем сведений к государственной тайне, их засекречиванием и, рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. Закон включает восемь разделов объединяющих 32 статьи. В них впервые законодательно определено понятие государственной тайны, установлены принципиальные положения о порядке отнесения тех либо иных сведений к государственной тайне, о допуске к ней юридических и физических лиц, закреплены властные полномочия органов государственной власти и должностных лиц по вопросам отнесения сведений к государственной тайне. В Законе опосредованы вопросы деятельности по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, вопросы контроля и надзора за обеспечением зашиты государственной тайны. Закон О государственной тайне» юридически оформляет одно из важнейших направлений деятельности органов государственной ёласти и местного самоуправления, организаций и должностных лиц в комплексе публично-государственных функций по обеспечению безопасности страны. Вполне естественно, что в Законе доминирует административно-правовой характер регулирования. Федеральный закон «О связи»1 устанавливает правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой под юрисдикцией Российской Федерации, определяет полномочия органов государственной власти по регулированию этой деятельности, а также права й обязанности физических и юридических лиц, участвующих в деятельности, осуществляемой в области связи. К законам, регулирующим информационные отношения, относится и Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи А Его целью является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах. К важнейшим положениям Закона относятся нормы об условиях признания равнозначности электронной цифровой подписи и собственноручной подписи (ст. 4), об использовании средств электронной цифровой подписи (ст. 5), о статусе и деятельности удостоверяющих центров (ст. 8, 9), об особенностях использования электронной цифровой подписи в сфере государственного управления (ст. 16) и в корпоративной информационной системе (ст. 17). Отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ и услуг регулируются Федеральным законом «О коммерческой вине»3. В круг нормативах правовых актов того же уровня может быть уполномочен еще ряд Федеральных законов: «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных сред- 1 СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2895; 2004. № 35. Ст. 3607. ; СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 177. : СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3283.
ствах массовой информации»1, «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации»2, «О персональных данных»3. Последний из названных законов регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, иными государственными органами, органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными образованиями, юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий, совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации. Помимо названных выше, существует множество законов, непосредственно не направленных на регулирование информационных отношений, но содержащих отдельные статьи, посвященные информации или связанные с ней. К их числу следует отнести Федеральные законы «О рекламе»4, «О библиотечном деле»5, «Об архивном деле в Российской федерации»6, «О почтовой связи»7, «О естественных монополиях»8, Закон РФ «О недрах»9. Часть норм информационного характера содержится и в ГК РФ. Так, ст. 128 относит информацию к объектам гражданских прав, ст. 139 посвящается служебной и коммерческой тайне, ст. 150 относит личную и семейную тайну к нематериальным благам, ст. 726 устанавливает обязанность подрядчика передать информацию заказчику, ст. 857 посвящается банковской тайне, ст. 946 посвящается тайне страхования. Среди федеральных актов информационного законодательства выделяются подзаконные нормативные правовые акты, в числе которых ведущая роль принадлежит указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ. 1 СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 170. 2 Ведомости РФ. 1992. № 7. Ст. 300; СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4698. 3 РГ. 2006. 29 июля. 4 РГ. 2006. 15 марта. 5 СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 2. 6 СЗ РФ. 2004. № 43. Ст. 4169. 7 СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3697. 8 СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3425. 9 СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823. В числе указов Президента РФ назовем следующие: — Указ Президента РФ от 11 февраля 2006 г. № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне»1; — Указ Президента РФ от 6 октября 2004 г. № 1286 «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны»2; — Указ Президента РФ от 30 мая 2005 г. № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела»3; — Указ Президента РФ от 17 мая 2004 г. № 611 «О мерах по обеспечению безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена»4; — Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»5. В числе правительственных актов следует выделить: — постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти»6; — постановление Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1050 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»7; — постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 г. № 348 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации»8; — Постановление Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий»9; — постановление Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1003 «О порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне»10. 1 РГ. 2006. 17 февр. 2 РГ. 2004. 8 окт. 3 РГ. 2005. 7 июня. 4 СЗ РФ. 2004. № 20. Ст. 1938. 5 СЗ РФ. 1997. № 10. Ст. 1127. 6 СЗ РФ. 2003. № 7. Ст. 658. 7 СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4987; 2003. № 33. Ст. 3269; РГ. 2004. 23 нояб. 8 СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2161. 9 РГ. 2005. 3 марта. 10 СЗ РФ. 1998. № 35. Ст. 4407.
Глава III. Информационное законодательство ствах массовой информации»1, «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации»2, «О персональных данных»3. Последний из названных законов регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, иными государственными органами, органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными образованиями, юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий, совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации. Помимо названных выше, существует множество законов, непосредственно не направленных на регулирование информационных отношений, но содержащих отдельные статьи, посвященные информации или связанные с ней. К их числу следует отнести Федеральные законы «О рекламе»4, «О библиотечном деле»5, «Об архивном деле в Российской федерации»6, «О почтовой связи»7, «О естественных монополиях»8, Закон РФ «О недрах»9. Часть норм информационного характера содержится и в ГК РФ. Так, ст. 128 относит информацию к объектам гражданских прав, ст. 139 посвящается служебной и коммерческой тайне, ст. 150 относит личную и семейную тайну к нематериальным благам, ст. 726 устанавливает обязанность подрядчика передать информацию заказчику, ст. 857 посвящается банковской тайне, ст. 946 посвящается тайне страхования. Среди федеральных актов информационного законодательства выделяются подзаконные нормативные правовые акты, в числе которых ведущая роль принадлежит указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ. 1 СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 170. 2 Ведомости РФ. 1992. № 7. Ст. 300; СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4698. 3 РГ. 2006. 29 июля. 4 РГ. 2006. 15 марта. 5 СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 2. 6 СЗ РФ. 2004. № 43. Ст. 4169. 7 СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3697. 8 СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3425. 9 СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823. ва
В числе указов Президента РФ назовем следующие: — Указ Президента РФ от 11 февраля 2006 г. № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне»1; — Указ Президента РФ от 6 октября 2004 г. № 1286 «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны»2; — Указ Президента РФ от 30 мая 2005 г. № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела»3; — Указ Президента РФ от 17 мая 2004 г. № 611 «О мерах по обеспечению безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена»4; — Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»5. В числе правительственных актов следует выделить: — постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти»6; — постановление Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1050 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»7; — постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 г. № 348 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации»8; — постановление Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий»9; — постановление Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1003 «О порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне»10. 1 РГ. 2006. 17 февр. 2 РГ. 2004. 8 окт. 3 РГ. 2005. 7 июня. 4 СЗ РФ. 2004. № 20. Ст. 1938. 5 СЗ РФ. 1997. № 10. Ст. 1127. 6 СЗ РФ. 2003. № 7. Ст. 658. 7 СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4987; 2003. № 33. Ст. 3269; РГ. 2004. 23 нояб. 8 СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2161. 9 РГ. 2005. 3 марта. 10 СЗ РФ. 1998. № 35. Ст. 4407.
Глава III. Информационное законодательство Наряду с указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ источниками информационного права выступают акты центральных органов государственного управления РФ (ведомственные нормативно-правовые акты). В области информационных отношений существует значительное их количество. Тематика и направленность данных актов зависит от компетенции издавшего их органа. Так, приказом ФСБ России от 13 ноября 1999 г. № 564 утверждено Положение о системе сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности для сведений, составляющих государственную тайну (система сертификации СЗИ-ГТ), которым определяются организационная структура системы сертификации СЗИ-ГТ, порядок проведения сертификации и инспекционного контроля, требования к нормативным и методическим документам по сертификации СЗИ-ГТ, а также виды средств защиты информации, подлежащих сертификации в системе сертификации СЗИ-ГТ1. Приказом ФСБ РФ от 9 февраля 2005 г. № 66 утверждено Положение о разработке, производстве, реализации и специализации шифровальных (криптографических) средств информации (Положение ПКЗ-2005)2, приказом Росархива РФ от 27 ноября 2000 г. № 68 утверждена Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти3. Важным элементом системы законодательства РФ в информационной сфере являются международные соглашения. В соответствии с частью четвертой ст. 15 Конституции Российской Федерации, нормы международных договоров обладают приоритетом по отношению к противоречащим им правилам внутригосударственных законов. Это относится как к многосторонним, так и к двусторонним договорам. Особое место среди многочисленных многосторонних соглашений, содержащих информационные нормы-принципы, занимают Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г., Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.4 В этих документах нашли свое воплощение международные принципы и стандарты, провозглашающие право на свободу информации, которое, однако, налагает особые обязанности и особую ответственность, сопряженные с некоторыми ограничениями прав и свобод. В числе соглашений в области информации, заключенных в рамках Содружества Независимых Государств, следует назвать Соглаше- Сумин А. А. Комментарий к Закону Российской Федерации «О государственной тайне». М., 2001. С. 180—199. 2 РГ. 2005. 19 марта. 3 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. № 4. 4 Международная защита прав и свобод человека: сб. документов. М., 1990.
ние о сотрудничестве в области информации от 9 октября 1992 г.1, направленное на совершенствование различного рода информационных обменов, Соглашение об обмене правовой информацией от 21 октября 1994 г.2, посвященное мерам по созданию единой распределенной системы обмена правовой информацией, Соглашение о межгосударственном обмене научно-технической информацией от 26 июня 1992 г., которым, в частности, определяются вопросы развития информационных ресурсов, условия их совместного использования и доступа к совместно созданным ранее информационным ресурсам3, Соглашение о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией от 24 апреля 1992 г., целью которого является необходимость сохранения информационного взаимодействия при решении задач борьбы с преступностью, охраны общественного порядка4. Важнейшим документом, призванным к организации и активизации деятельности международного сообщества в области формирования глобального информационного общества, является Окинав-ская хартия глобального информационного общества, принятия в июле 2000 г. представителями восьми ведущих стран так называемой «восьмерки». Этот документ устанавливает основные принципы вхождения государств в глобальное информационное общество. К их числу относятся следующие положения, которые должны применяться при осуществлении политики формирования и развития информационного общества. Во-первых, развитие информационно-коммуникационных технологий, которые выступают жизненно важным стимулом мировой экономики и фактором, влияющим на образ жизни людей, их образование, работу и формирование гражданского общества. Во-вторых, развитие информационно-коммуникационных технологий должно содействовать гражданам и обществу в использовании знаний i и идей. Информационно-коммуникационные технологии должны служить достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления, международного мира и стабильности. В-третьих, все люди повсеместно и без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. В-четвертых, укрепление соответствующей политики и нормативной базы, которые должны стимулировать конкуренцию и нова- 1 Содружество. 1992. Вып. 7. С. 74-76. 2 Бюллетень международных договоров. 1995. № 2. 3 Содружество. 1992. Вып. 6. С. 32-35. 4 Сборник международных соглашений МВД России. М., 1996. торство, содействовать сотрудничеству, борьбе со злоупотреблением, оптимизации глобальных сетей. В-пятых, ликвидация международного разрыва в области информации и знаний. Окинавская хартия, и это специально подчеркивается в документе, является прежде всего призывом, должным изменить методы взаимодействия стран по пути продвижения социального и экономического прогресса.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 7147; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |