Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие информационного законодательства и его система




Информационное законодательство представляет собой совокупность законов, иных нормативно-правовых актов, с помощью и посредством которых государство устанавливает, изменяет либо прекращает действия соответствующих информационно-правовых норм. Информационное за­конодательство выступает главенствующей формой закрепления норм информационного права и важнейшим правообразующим фактором. По­явление информационного законодательства в системе нормативно-пра­вовых актов Российской Федерации свидетельствует о повышении роли государства в регулировании информационных отношений и придании им качеств общественно значимых отношений.

Наряду с законодательством иных отраслевых принадлежностей информационное законодательство органично включено в систему источников информационного права и является основной их разно­видностью.

Систему информационного законодательства образуют различные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные пра­вовые акты, посвященные прямому или опосредованному регулиро­ванию отношений, объектом которых является информация, произ­водные от нее продукты и связанная с ними деятельность.

Система информационного законодательства включает в себя правовые акты федеральных органов и акты органов субъектов РФ. Это обусловлено, в частности, тем обстоятельством, что Конститу­ция РФ в пункте «и» ст. 71 относит информацию и связь к веде­нию Российской Федерации и в то же время защиту прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере к совместному ве­дению Российской Федерации и субъектов Федерации (пункт «б» части первой ст. 72 Конституции РФ).

Среди правовых актов федеральных органов главное место занима­ют федеральные законы. Они обладают высшей юридической силой, регулируют наиболее важные, основополагающие отношения и содер­жат информационно-правовые нормы исходного характера, которые рассчитаны на постоянное либо длительное действие. Признание за фе­деральными законами высшей юридической силы и их верховенство среди иных источников информационного права позволяет сделать вы­вод о необходимости их более широкого использования в правотворче­ской деятельности и активного конструирования в них норм прямого действия, чего, по правде говоря, законодатель зачастую избегает.

Нормативные акты, не относящиеся к категории законов, явля­ются подзаконными. В их число входят нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, ведомственные нормативные акты. Многие из них носят комплексный характер, но включают в себя и правила информационно-правового содержания. Акт, изданный на основе и во исполнение закона, не может выходить за его рамки и за пределы полномочий издавшего его органа. Подзаконные нор­мативные акты характеризуются также тем, что они направлены на организацию исполнения закона.

В нормативно-правовом массиве подзаконного характера веду­щую роль играют указы Президента РФ, которые являются основ­ными актами осуществления компетенции Президента РФ, непо­средственно закрепленной в Конституции РФ и вытекающей из ос­новополагающих принципов разделения властей.

Среди подзаконных актов в информационной сфере видное ме­сто занимают правовые акты Правительства РФ. Они издаются главным образом тогда, когда в законе есть прямые указания на подобное издание либо дано конкретное поручение.

Ведомственные акты, как подзаконные, издаются на основе за­конов, указов Президента РФ и актов Правительства РФ. Они представляют собой управленческие акты органов специальной ком­петенции. Их юридическая сила зависит от функций издавшего их органа и специфики государственного управления информационной сферой.

На уровне субъектов РФ применяются те же формы выражения информационного права, что и на федеральном уровне (законы субъектов РФ, постановления органов исполнительной власти, акты отраслевых и территориальных органов управления). Основанием для данного уровня нормотворчества является часть 4 ст. 76 Кон­ституции РФ.

Наряду с актами законодательства и подзаконными норматив­ными правовыми актами, издаваемыми для целей регулирования информационных отношений, существуют так называемые локаль­ные нормативные акты. Они, как правило, представляют собой приказы и распоряжения нормативного и индивидуального значе­ния, принимаемые руководителями различных организаций. С по­мощью локальных актов регулируются самые различные информа­ционные вопросы, например порядок конфиденциального делопро­изводства, порядок допуска сотрудников к сведениям, находящимся в режиме служебной и коммерческой тайны, порядок организации защиты коммерческой тайны в организации и т. п.

В систему информационного законодательства следует включить и международно-правовые акты, предметом регулирования которых являются информационные отношения.

§ 2. СТРУКТУРА И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Несмотря на то что информационное законодательство находит­ся на этапе своего становления, уже сегодня можно говорить о наличии некой его упорядоченности. В основу этой упорядоченности положен принцип иерархии, выражающийся в соподчиненности ак­тов различного уровня, который присущ всем отраслевым структу­рам законодательства. Информационное законодательство в данном отношении не является исключением. Существует несколько уров­ней нормативных правовых актов, регулирующих информационные отношения.

Первый уровень, который можно условно назвать конституци­онным, отражает ведущую роль Конституции РФ в информацион­но-правовом нормотворчестве. Он представлен рядом конституци­онных норм, к которым мы обращались выше.

Второй уровень нормативных правовых актов составляют акты информационного законодательства. Специфика данного уровня со­стоит в том, что федеральные 'законы, регулирующие отношения в информационной сфере, а равно иные принятые в соответствии с ними нормативные акты подчинены Конституции РФ и не могут ей противоречить.

Среди законов выделяется базовый для информационной сферы Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», пришед­ший на смену Федеральному закону от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»1 и всту­пивший в силу 29 июля 2006 г.

Новым Федеральным законом регулируются три группы взаимо­связанных между собой отношений, складывающихся при:

— осуществлении права на поиск, получение, передачу, произ­водство и распространение информации;

— применении информационных технологий;

— обеспечении защиты информации.

Указанный Федеральный закон состоит из 18 статей и в значи­тельной степени отличается от своего предшественника как компо­зиционно, так и в содержательном плане. Наиболее существенным отличием Закона 2006 г. от Закона 1995 г. следует признать отказ законодателя от института информационных ресурсов, который яв­лялся ключевым в прежнем законе и во многом предопределял структуру и характер подачи нормативного материала. Кроме того, институт информационных ресурсов широко применяется в иных федеральных законах и подзаконных актах, что, видимо, потребует их пересмотра.

В Законе 2006 г. получили закрепление вопросы, связанные, в частности, с правомочиями обладателя информации (ст. 6), правом на доступ к информации (ст. 8), ограничением доступа к информа­ции (ст. 9), распространением информации или ее предоставлением (ст. 10), документированием информации (ст. 11), государственным регулированием отношений в сфере применения информационных

СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609; 2003. № 2. Ст. 167.

3 - 9740

 

технологий (ст. 12), структурой и построением информационных сис­тем (ст. 13, 14), использованием информационно-телекоммуникаци­онных систем (ст. 15), защитой информации (ст. 16), ответственно­стью за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации (ст. 17).

К актам информационного законодательства федерального уровня относится и Федеральный закон «Об обязательном экземпляре доку­ментов»1. Данный нормативный акт определяет политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования библиотечно-информационного фонда России и развития системы государственной библиографии, предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра документов, его общественное использование. Этим Законом уста­новлены виды обязательного экземпляра документов, категорий их производителей и получателей, сроки и порядок доставки обязатель­ного экземпляра документов, ответственность за их нарушение. Фе­деральный закон «Об обязательном экземпляре документов» отличает от упомянутых выше законов сугубо административно-правовой ха­рактер регулирования.

Видное место среди законов, регулирующих отношения в ин­формационной сфере, занимает Закон РФ «О средствах массовой информации»2, представляющий собой комплексный нормативный акт, регламентирующий отношения, возникающие в процессе орга­низации и функционирования средств массовой информации. Он состоит из восьми глав, объединяющих более 60 статей. В основных разделах Закона нашли правовое опосредование вопросы организа­ции деятельности средств массовой информации, распространения массовой информации, отношений средств массовой информации с гражданами и организациями, прав и обязанностей журналист-межгосударственного сотрудничества в области массовой информации, ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации.

Особое место среди нормативных актов, регулирующих отно­шения по поводу информации, принадлежит Закону РФ «О государственной тайне»3. Данным нормативным правовым актом регламентируются отношения, возникающие в связи с отнесен ем сведений к государственной тайне, их засекречиванием и, рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. Закон включает восемь разделов объединяющих 32 статьи. В них впервые законодательно определено понятие государственной тайны, установлены принципиальные положения о порядке отнесения тех либо иных сведе­ний к государственной тайне, о допуске к ней юридических и физических лиц, закреплены властные полномочия органов государственной власти и должностных лиц по вопросам отне­сения сведений к государственной тайне. В Законе опосредова­ны вопросы деятельности по распоряжению сведениями, со­ставляющими государственную тайну, вопросы контроля и над­зора за обеспечением зашиты государственной тайны. Закон О государственной тайне» юридически оформляет одно из важнейших направлений деятельности органов государственной ёласти и местного самоуправления, организаций и должност­ных лиц в комплексе публично-государственных функций по обеспечению безопасности страны. Вполне естественно, что в Законе доминирует административно-правовой характер регу­лирования.

Федеральный закон «О связи»1 устанавливает правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой под юрисдикцией Российской Федерации, определяет полномочия органов государст­венной власти по регулированию этой деятельности, а также права й обязанности физических и юридических лиц, участвующих в дея­тельности, осуществляемой в области связи.

К законам, регулирующим информационные отношения, от­носится и Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи А Его целью является обеспечение правовых условий исполь­зования электронной цифровой подписи в электронных докумен­тах. К важнейшим положениям Закона относятся нормы об условиях признания равнозначности электронной цифровой подписи и собственноручной подписи (ст. 4), об использовании средств электронной цифровой подписи (ст. 5), о статусе и деятельности удостоверяющих центров (ст. 8, 9), об особенностях использования электронной цифровой подписи в сфере государ­ственного управления (ст. 16) и в корпоративной информацион­ной системе (ст. 17).

Отношения, связанные с отнесением информации к коммерче­ской тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиден­циальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участ­ников отношений, в том числе государства, на рынке товаров, ра­бот и услуг регулируются Федеральным законом «О коммерческой вине»3.

В круг нормативах правовых актов того же уровня может быть уполномочен еще ряд Федеральных законов: «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных сред-

1 СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2895; 2004. № 35. Ст. 3607. ; СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 177. : СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3283.

 

ствах массовой информации»1, «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Феде­рации»2, «О персональных данных»3.

Последний из названных законов регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами госу­дарственной власти субъектов РФ, иными государственными ор­ганами, органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными образованиями, юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без исполь­зования таких средств соответствует характеру действий, совер­шаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.

Помимо названных выше, существует множество законов, непосредственно не направленных на регулирование информа­ционных отношений, но содержащих отдельные статьи, посвя­щенные информации или связанные с ней. К их числу следует отнести Федеральные законы «О рекламе»4, «О библиотечном деле»5, «Об архивном деле в Российской федерации»6, «О почто­вой связи»7, «О естественных монополиях»8, Закон РФ «О не­драх»9.

Часть норм информационного характера содержится и в ГК РФ. Так, ст. 128 относит информацию к объектам гражданских прав, ст. 139 посвящается служебной и коммерческой тайне, ст. 150 отно­сит личную и семейную тайну к нематериальным благам, ст. 726 ус­танавливает обязанность подрядчика передать информацию заказчи­ку, ст. 857 посвящается банковской тайне, ст. 946 посвящается тай­не страхования.

Среди федеральных актов информационного законодательства выделяются подзаконные нормативные правовые акты, в числе ко­торых ведущая роль принадлежит указам Президента РФ и поста­новлениям Правительства РФ.

1 СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 170.

2 Ведомости РФ. 1992. № 7. Ст. 300; СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4698.

3 РГ. 2006. 29 июля.

4 РГ. 2006. 15 марта.

5 СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 2.

6 СЗ РФ. 2004. № 43. Ст. 4169.

7 СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3697.

8 СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3425.

9 СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823.

В числе указов Президента РФ назовем следующие:

— Указ Президента РФ от 11 февраля 2006 г. № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне»1;

— Указ Президента РФ от 6 октября 2004 г. № 1286 «Вопро­сы Межведомственной комиссии по защите государственной тай­ны»2;

— Указ Президента РФ от 30 мая 2005 г. № 609 «Об утвержде­нии Положения о персональных данных государственного граждан­ского служащего Российской Федерации и ведении его личного де­ла»3;

— Указ Президента РФ от 17 мая 2004 г. № 611 «О мерах по обеспечению безопасности Российской Федерации в сфере между­народного информационного обмена»4;

— Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утвержде­нии Перечня сведений конфиденциального характера»5.

В числе правительственных актов следует выделить:

— постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правитель­ства РФ и федеральных органов исполнительной власти»6;

— постановление Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1050 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»7;

— постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 г. № 348 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации»8;

— Постановление Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий»9;

— постановление Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1003 «О порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне»10.

1 РГ. 2006. 17 февр.

2 РГ. 2004. 8 окт.

3 РГ. 2005. 7 июня.

4 СЗ РФ. 2004. № 20. Ст. 1938.

5 СЗ РФ. 1997. № 10. Ст. 1127.

6 СЗ РФ. 2003. № 7. Ст. 658.

7 СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4987; 2003. № 33. Ст. 3269; РГ. 2004. 23 нояб.

8 СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2161.

9 РГ. 2005. 3 марта.

10 СЗ РФ. 1998. № 35. Ст. 4407.

 

 

Глава III. Информационное законодательство

ствах массовой информации»1, «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Феде­рации»2, «О персональных данных»3.

Последний из названных законов регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами госу­дарственной власти субъектов РФ, иными государственными ор­ганами, органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными образованиями, юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без исполь­зования таких средств соответствует характеру действий, совер­шаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.

Помимо названных выше, существует множество законов, непосредственно не направленных на регулирование информа­ционных отношений, но содержащих отдельные статьи, посвя­щенные информации или связанные с ней. К их числу следует отнести Федеральные законы «О рекламе»4, «О библиотечном деле»5, «Об архивном деле в Российской федерации»6, «О почто­вой связи»7, «О естественных монополиях»8, Закон РФ «О не­драх»9.

Часть норм информационного характера содержится и в ГК РФ. Так, ст. 128 относит информацию к объектам гражданских прав, ст. 139 посвящается служебной и коммерческой тайне, ст. 150 отно­сит личную и семейную тайну к нематериальным благам, ст. 726 ус­танавливает обязанность подрядчика передать информацию заказчи­ку, ст. 857 посвящается банковской тайне, ст. 946 посвящается тай­не страхования.

Среди федеральных актов информационного законодательства выделяются подзаконные нормативные правовые акты, в числе ко­торых ведущая роль принадлежит указам Президента РФ и поста­новлениям Правительства РФ.

1 СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 170.

2 Ведомости РФ. 1992. № 7. Ст. 300; СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4698.

3 РГ. 2006. 29 июля.

4 РГ. 2006. 15 марта.

5 СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 2.

6 СЗ РФ. 2004. № 43. Ст. 4169.

7 СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3697.

8 СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3425.

9 СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823. ва

 

В числе указов Президента РФ назовем следующие:

— Указ Президента РФ от 11 февраля 2006 г. № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне»1;

— Указ Президента РФ от 6 октября 2004 г. № 1286 «Вопро­сы Межведомственной комиссии по защите государственной тай­ны»2;

— Указ Президента РФ от 30 мая 2005 г. № 609 «Об утвержде­нии Положения о персональных данных государственного граждан­ского служащего Российской Федерации и ведении его личного де­ла»3;

— Указ Президента РФ от 17 мая 2004 г. № 611 «О мерах по обеспечению безопасности Российской Федерации в сфере между­народного информационного обмена»4;

— Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утвержде­нии Перечня сведений конфиденциального характера»5.

В числе правительственных актов следует выделить:

— постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правитель­ства РФ и федеральных органов исполнительной власти»6;

— постановление Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1050 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»7;

— постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 г. № 348 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации»8;

— постановление Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий»9;

— постановление Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1003 «О порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне»10.

1 РГ. 2006. 17 февр.

2 РГ. 2004. 8 окт.

3 РГ. 2005. 7 июня.

4 СЗ РФ. 2004. № 20. Ст. 1938.

5 СЗ РФ. 1997. № 10. Ст. 1127.

6 СЗ РФ. 2003. № 7. Ст. 658.

7 СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4987; 2003. № 33. Ст. 3269; РГ. 2004. 23 нояб.

8 СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2161.

9 РГ. 2005. 3 марта.

10 СЗ РФ. 1998. № 35. Ст. 4407.

 

Глава III. Информационное законодательство

Наряду с указами Президента РФ и постановлениями Правитель­ства РФ источниками информационного права выступают акты цен­тральных органов государственного управления РФ (ведомственные нормативно-правовые акты). В области информационных отношений существует значительное их количество. Тематика и направленность данных актов зависит от компетенции издавшего их органа.

Так, приказом ФСБ России от 13 ноября 1999 г. № 564 утвер­ждено Положение о системе сертификации средств защиты инфор­мации по требованиям безопасности для сведений, составляющих государственную тайну (система сертификации СЗИ-ГТ), которым определяются организационная структура системы сертификации СЗИ-ГТ, порядок проведения сертификации и инспекционного кон­троля, требования к нормативным и методическим документам по сертификации СЗИ-ГТ, а также виды средств защиты информации, подлежащих сертификации в системе сертификации СЗИ-ГТ1.

Приказом ФСБ РФ от 9 февраля 2005 г. № 66 утверждено По­ложение о разработке, производстве, реализации и специализации шифровальных (криптографических) средств информации (Положе­ние ПКЗ-2005)2, приказом Росархива РФ от 27 ноября 2000 г. № 68 утверждена Типовая инструкция по делопроизводству в федераль­ных органах исполнительной власти3.

Важным элементом системы законодательства РФ в информаци­онной сфере являются международные соглашения. В соответствии с частью четвертой ст. 15 Конституции Российской Федерации, нор­мы международных договоров обладают приоритетом по отношению к противоречащим им правилам внутригосударственных законов. Это относится как к многосторонним, так и к двусторонним договорам.

Особое место среди многочисленных многосторонних соглаше­ний, содержащих информационные нормы-принципы, занимают Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Между­народный пакт о гражданских и политических правах от 19 декаб­ря 1966 г., Заключительный акт совещания по безопасности и со­трудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.4 В этих документах на­шли свое воплощение международные принципы и стандарты, провозглашающие право на свободу информации, которое, однако, налагает особые обязанности и особую ответственность, сопряжен­ные с некоторыми ограничениями прав и свобод.

В числе соглашений в области информации, заключенных в рам­ках Содружества Независимых Государств, следует назвать Соглаше-

Сумин А. А. Комментарий к Закону Российской Федерации «О государ­ственной тайне». М., 2001. С. 180—199.

2 РГ. 2005. 19 марта.

3 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. № 4.

4 Международная защита прав и свобод человека: сб. документов. М., 1990.

 

ние о сотрудничестве в области информации от 9 октября 1992 г.1, направленное на совершенствование различного рода информаци­онных обменов, Соглашение об обмене правовой информацией от 21 октября 1994 г.2, посвященное мерам по созданию единой рас­пределенной системы обмена правовой информацией, Соглашение о межгосударственном обмене научно-технической информацией от 26 июня 1992 г., которым, в частности, определяются вопросы раз­вития информационных ресурсов, условия их совместного исполь­зования и доступа к совместно созданным ранее информационным ресурсам3, Соглашение о взаимоотношениях министерств внутрен­них дел в сфере обмена информацией от 24 апреля 1992 г., целью которого является необходимость сохранения информационного взаимодействия при решении задач борьбы с преступностью, охра­ны общественного порядка4.

Важнейшим документом, призванным к организации и активи­зации деятельности международного сообщества в области форми­рования глобального информационного общества, является Окинав-ская хартия глобального информационного общества, принятия в июле 2000 г. представителями восьми ведущих стран так называе­мой «восьмерки». Этот документ устанавливает основные принципы вхождения государств в глобальное информационное общество. К их числу относятся следующие положения, которые должны при­меняться при осуществлении политики формирования и развития информационного общества.

Во-первых, развитие информационно-коммуникационных техно­логий, которые выступают жизненно важным стимулом мировой экономики и фактором, влияющим на образ жизни людей, их обра­зование, работу и формирование гражданского общества.

Во-вторых, развитие информационно-коммуникационных техно­логий должно содействовать гражданам и обществу в использовании знаний i и идей. Информационно-коммуникационные технологии должны служить достижению взаимодополняющих целей обеспече­ния устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управле­ния, международного мира и стабильности.

В-третьих, все люди повсеместно и без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального ин­формационного общества.

В-четвертых, укрепление соответствующей политики и норма­тивной базы, которые должны стимулировать конкуренцию и нова-

1 Содружество. 1992. Вып. 7. С. 74-76.

2 Бюллетень международных договоров. 1995. № 2.

3 Содружество. 1992. Вып. 6. С. 32-35.

4 Сборник международных соглашений МВД России. М., 1996.

торство, содействовать сотрудничеству, борьбе со злоупотреблением, оптимизации глобальных сетей.

В-пятых, ликвидация международного разрыва в области ин­формации и знаний.

Окинавская хартия, и это специально подчеркивается в доку­менте, является прежде всего призывом, должным изменить методы взаимодействия стран по пути продвижения социального и эконо­мического прогресса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 7048; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.