Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неспециализированные охотники-собиратели




§ 18

О многообразии акефальных социокультурных систем

 

Несмотря на то, что мир акефальных социокультурных систем активно изучается, пока едва ли можно сказать, что наука может представить целостную картину этого мира. В то же время здесь есть несомненные достижения, и, пожалуй, важнейшее из них состоит в том, что квалификация всех этих систем как «первобытных» совершенно несостоятельна. По мнению антропологов, «культуры современных охотников-собирателей, прошли со времен палеолита длинный путь исторического развития, и их нельзя рассматривать в качестве "живых ископаемых"»[230]; «Что же касается проблемы реконструкции «подлинно первобытных», то есть давно исчезнувших, форм социальной жизни, то представляется очевидным, что ни одна из изучавшихся этнографически охотничье-собирательских социальных систем не может быть спроецирована в глубокую древность»[231]. В науке пока не сложилась единая классификация таких систем, которые существенно отличаются друг от друга, причем по разным основаниям. Задачу рассказа об этом акефальном мире отчасти облегчает то, что нас он интересует лишь под углом зрения процесса формирования на его основе обществ, обладающих институционально организованной централизованной властью. При этом может показаться, что если сохранившиеся акефальные общества не похожи на древние, то для понимания первичного формирования вождеств их изучение бесполезно. Однако это не так. Именно многообразие современного акефального мира позволяет обнаружить не только различия, но и те характеристики, которые носят инвариантный характер.

Мир акефальных социокультурных систем в популярной литературе обычно делят на две группы: к первой относятся те, которые ведут потребляющее хозяйство (охотники-собиратели), ко второй – производящее (земледельцы и скотоводы). В более строгих современных текстах подчеркивается, что в первую группу входят неспециализированные охотники-собиратели, в отличие от входящих во вторую специализирующихся на «различных формах интенсифицированного присвоения, которое развилось в особо благоприятных экологических условиях, позволявших поддерживать оседлый или полуоседлый образ жизни и создавать запасы пищи и других материальных ценностей. Неспециализированные же охотники и собиратели вели высоко подвижный образ жизни и не делали никаких запасов. Они быстро потребляли все, что добывали, и обходились минимумом орудий и утвари. В настоящее время их хозяйственные системы все чаще обозначаются предложенным британским социальным антропологом Дж.Вудберном термином «системы немедленного возврата»[232]. С точки зрения способов социальной организации именно наличие/отсутствие системы запасов имеет существенное значение – в силу того, что определенные механизмы использования запасов порождают принципиально новые социальные отношения, о которых далее пойдет речь. Именно с рассмотрения неспециализированных охотников-собирателей мы и начнем описание акефальных социокультурных систем.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.