Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетный процесс: составление, рассмотрение и исполнение бюджетов




Бюджетный процесс — это регламентируемая законодательством деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по следующим этапам:

1) составление и рассмотрение проектов бюджетов;

2) утверждение и исполнение бюджетов;

3) контроль за исполнением бюджетов.

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного и муниципального финансового контроля.

Бюджетные полномочия представляют собой нрава и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления в отношении принятия правовых актов в области бюджетных отношений, а также осуществления бюджетного процесса на всех его стадиях.

Участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются:

1. Президент Российской Федерации;

2. Государственная Дума;

3. Правительство Российской Федерации;

4. Министерство финансов Российской Федерации;

5. Федеральное казначейство;

6. органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;

7. Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ, Банк России);

8. Счетная палата Российской Федерации;

9. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

10. государственные внебюджетные фонды;

11. главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитных организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Структура федеральных финансовых органов определена Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2005 г. № 649. Рассмотрим обзорно полномочия некоторых финансовых структур.

Министерство финансов Российской Федерации обладает следующими бюджетными полномочиями:

1. составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2. составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета и представляет ее в Федеральное казначейство;

3. разрабатывает прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации;

4. разрабатывает программу государственных внешних и внутренних заимствований Российской Федерации, условия выпуска и размещения государственных займов Российской Федерации;

5. выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг;

6. осуществляет методологическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц;

7. устанавливает Единый план счетов бюджетного учета и единую методологию бюджетного учета;

8. устанавливает единую методологию отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

9. регистрирует эмиссии займов субъектов Федерации, муниципальных образований;

10. ведет Государственную долговую книгу Российской Федерации;

11. осуществляет управление государственным долгом Российской Федерации;

12. организует исполнение федерального бюджета;

13. представляет отчет об исполнении федерального бюджета и отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации в Правительство.

Основную ответственность Минфин России несет за соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету, за своевременность составления бюджетной росписи, за соблюдение порядка предоставления бюджетных кредитов, государственных гарантий и бюджетных инвестиций.

Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями:

1. производит распределение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, установленным законодательством;

2. открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета;

3. устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы;

4. устанавливает порядок открытия и ведения лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

5. ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

6. ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составляет и представляет в Минфин России отчетность о кассовом исполнении федерального бюджета;

7. составляет на основании отчетности, представленной главными распорядителями средств федерального бюджета, отчет об исполнении федерального бюджета и представляет его в Минфин России;

8. составляет и представляет в Министерство финансов РФ отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.

Федеральное казначейство несет ответственность за правильность и своевременность проведения и учета кассовых операций в бюджетах, за своевременность доведения лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств, за осуществление расходов с единого счета федерального бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Федеральное казначейство осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Кроме того, полномочия органов Федерального казначейства распространяются на организации, осуществляющие операции со средствами соответствующих бюджетов в объеме имеющихся полномочий применительно к средствам федерального бюджета.

Следует отметить, что перевод региональных и местных бюджетов на кассовое обслуживание в территориальные органы Федерального казначейства осуществляется по решению органа исполнительной власти субъекта Федерации или местного самоуправления.

Органы федерального казначейства осуществляют кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов на основе заключенных соглашений о кассовом обслуживании исполнения бюджета с органом исполнительной власти субъекта либо органом местного самоуправления.

Под кассовым обслуживанием исполнения региональных и местных бюджетов понимается учет территориальными органами Федерального казначейства доходов и расходов соответствующих бюджетов и источников финансирования дефицитов бюджетов в соответствии с бюджетной классификацией, а также средств, поступающих от вышестоящих бюджетов.

Бюджетные полномочия ЦБ РФ заключаются в том, что он совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики. Структура этого документа на 2006 год такова:

1) цели и принципы денежно-кредитной политики;

2) особенности развития экономики России и денежно-кредитной сферы в 2005 г.;

3) сценарии макроэкономического развития в 2006 г.;

4) цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2006 г.;

5) мероприятия ЦБ РФ по совершенствованию банковской системы, банковского надзора, финансовых рынков, платежной системы в 2006 г.

В ходе осуществления бюджетного процесса ЦБ РФ обслуживает счета бюджетов. Особенности расчетного и кассового обслуживания органов Федерального казначейства устанавливает Министерство финансов Российской Федерации. Также ЦБ РФ осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.

В качестве агента ЦБ РФ устанавливает требования к торговой системе, расчетным центрам, депозитарной системе, заключает договоры с организациями на выполнение функций торговой и депозитарной систем, расчетных центров, заключает договоры с организациями на выполнение функций дилеров, устанавливает правила проведения аукциона по размещению облигаций и по поручению Минфина России (эмитента) проводит указанный аукцион, осуществляет по поручению эмитента за счет средств федерального бюджета обслуживание выпусков облигаций.

В качестве контролирующего органа ЦБ РФ осуществляет контроль за размещением и обращением облигаций, получает имеющуюся в торговой системе информацию о ходе торгов облигациями, о движении средств по счетам в расчетной системе, получает информацию о состоянии счетов «депо» в субдепозитарии каждого дилера, разрабатывает формы отчетности дилеров.

Выполняя функции регулятора рынка облигаций, ЦБ РФ устанавливает требования к деятельности дилеров, инвесторов, а также критерии отбора дилеров и их количественный состав, устанавливает требования к операциям с облигациями, обращению, клирингу и расчетно-депозитарной деятельности, выпускает нормативные акты по вопросам регулирования рынка облигаций.

ЦБ РФ может осуществлять блокировку обращения облигаций только по поручению Минфина России и информирует торговую систему и дилеров о реализации своих полномочий.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю, надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля, и находится в ведении Минфина России. Росфиннадзор осуществляет контроль и надзор:

1. за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

2. соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства;

3. соблюдением требований бюджетного законодательства получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций;

4. исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре;

5. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.

В целях реализации полномочий Росфиннадэор имеет право проверять денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей; проводить в организациях любых форм собственности встречные проверки; осуществлять контроль за устранениями проверяемыми организациями нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере; заказывать проведение экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора; осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций.

Главный распорядитель средств федерального бюджета — это орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по распорядителям и получателям бюджетных средств, или наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации.

Основные задачи главных распорядителей следующие:

1. определить задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;

2. утвердить сметы доходов и расходов бюджетных учреждений;

3. составить бюджетную роспись и распределить лимиты бюджетных обязательств по распорядителям и получателям бюджетных средств;

4. осуществлять контроль получателей бюджетных средств - целевое использование, своевременный возврат, предоставление отчетности;

5. подготовить сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг.

Главный распорядитель средств федерального бюджета представляет в Федеральное казначейство отчетность об исполнении федерального бюджета и материалы для составления отчета об исполнении федерального бюджета.

Распорядитель бюджетных средств — орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по получателям бюджетных средств и выполняющие следующие основные задачи:

1. составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет;

2. определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;

3. утверждает сметы доходов и расходов бюджетных учреждений;

4. осуществляет контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств.

Главный распорядитель и распорядитель бюджетных средств отвечают за целевое использование бюджетных средств, за достоверность и своевременное представление бюджетной отчетности, за своевременное составление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по получателям и распорядителям бюджетных средств, за утверждение смет доходов и расходов бюджетных учреждений, за соответствие бюджетной росписи утвержденным показателям, за соблюдение нормативов финансовых затрат при утверждении смет доходов и расходов.

БК РФ разграничивает компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления в области управления государственными и муниципальными финансами. К компетенции органов государственной власти субъектов Федерации относятся (ст. 8 БК РФ):

1. составление и рассмотрение проектов бюджета, утверждение и исполнение бюджета, осуществление контроля за исполнением бюджета, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета;

2. установление и исполнение расходных обязательств;

3. установление нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных или региональных налогов и сборов;

4. установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета;

5. осуществление государственных заимствований и управление государственным долгом;

6. легализация объектов бюджетной классификации Российской Федерации;

7. временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления.

В субъектах Федерации и муниципальных образованиях принимаются собственные законы (решения) о бюджетном процессе. В этих нормативных актах утверждаются полномочия представительных и исполнительных органов в бюджетном процессе. К компетенции местных органов власти относятся (ст. 9 БК РФ):

1. установление порядка составления и рассмотрения проекта бюджета, утверждения и исполнения бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета;

2. установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

3. определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

4. осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом;

5. детализация объектов бюджетной классификации в части соответствия к местному бюджету;

6. установление нормативов отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов;

7. составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.

Органы местного самоуправления поселений осуществляют также бюджетные полномочия по определению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения.

В Российской Федерации бюджетная политика определяется в Бюджетном послании Президента России, которое ежегодно (не позднее марта) направляется Федеральному собранию. В нем подводятся итоги развития отношений в бюджетной сфере и устанавливаются задачи в этой области на среднесрочную перспективу.

Составление проектов бюджетов — обязанность Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Минфин России, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований.

Исходной базой для проектирования федерального бюджета являются:

1. Бюджетное послание Президента России;

2. перспективный финансовый план;

3. прогноз социально-экономического развития России на очередной год;

4. отчет об исполнении федерального бюджета и прогнозы исполнения бюджета;

5. доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования;

6. проекты федеральных законов о внесении изменений в налоговое законодательство;

7. реестр расходных обязательств Российской Федерации.

Проект федерального бюджета должен определять:

1. общий объем расходов и доходов бюджета, объем дефицита или профицита бюджета;

2. направления и объемы использования средств Стабилизационного фонда;

3. закрепление источников доходов бюджета за администраторами доходов;

4. нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в бюджеты различных уровней; нормативы отчислений неналоговых доходов в федеральный бюджет;

5. объемы поступлений доходов в федеральный бюджет по основным источникам;

6. распределение расходов бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации;

7. перечень и объемы финансирования федеральных целевых программ;

8. распределение капитальных вложений на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы по разделам, подразделам, целевым статьям и видам функциональной классификации расходов;

9. основные показатели государственного оборонного заказа;

10. распределение по субъектам Федерации средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Федерального фонда компенсаций (по видам субвенций), Федерального фонда софинансирования социальных расходов (по видам субсидий), Федерального фонда регионального развития (по видам субсидий);

11. распределение межбюджетных трансфертов бюджетам закрытых административно-территориальных образований;

12. размер долга иностранных государств по состоянию на 1 января текущего года;

13. верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга России на 1 января года, следующего за очередным годом;

14. программу государственных внутренних и внешних заимствований;

15. программу предоставления государственных кредитов иностранным государствам;

16. источники финансирования дефицита бюджета.

К проекту федерального бюджета при его внесении в Государственную Думу прилагаются документы и материалы (ст. 192, 197 БК РФ), а также перспективный финансовый план. Проект федерального бюджета разрабатывается в три этапа.

На первом этапе определяются основные характеристики бюджета в составе показателей перспективного финансового плана на очередной год, а также основные параметры прогноза социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу.

Порядок разработки основных параметров прогноза социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год определяется Правительством Российской Федерации.

На втором этапе субъекты бюджетного планирования в соответствии с методическими указаниями Министерства финансов РФ распределяют максимальные объемы своих бюджетов на очередной год по главным распорядителям средств, статьям функциональной и экономической классификаций расходов, бюджетным целевым программам и представляют указанное распределение в Минфин России.

На третьем этапе Минфин России на основе представленных субъектами бюджетного планирования расчетов, документов и материалов формирует проект бюджета и после одобрения Бюджетной комиссией вносит их на рассмотрение в Правительство РФ.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации уточняет основные параметры прогноза социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу и разрабатывает прогноз социально-экономического развития России на очередной год. Правительство РФ не позднее 20 августа одобряет проект федерального бюджета для внесения в Государственную Думу.

Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. В этой связи Минфин России организует разработку проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу и проекта Федерального закона о федеральном бюджете. Затем Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение Государственной Думы проект Федерального закона о бюджете не позднее 26 августа текущего года одновременно со следующими документами и материалами:

1. итогами социально-экономического развития Российской Федерации за истекший период текущего года;

2. прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год;

3. основными направлениями бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год;

4. планом развития государственного и муниципального секторов экономики;

5. прогнозом сводного финансового баланса по территории Российской Федерации на очередной финансовый год;

6. прогнозом консолидированного бюджета Российской Федерации на очередной финансовый год;

7. основными принципами расчетов федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Федерации в очередном финансовом году;

8. проектами федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов;

9. проектом федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год;

10. проектом программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год;

11. проектом программы предоставления Россией государственных кредитов иностранным государствам на очередной финансовый год;

12. проектом структуры государственного внешнего долга Российской Федерации по видам задолженности и с разбивкой по отдельным государствам в очередном финансовом году;

13. проектом структуры государственного внутреннего долга Российской Федерации и проектом программы внутренних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год.

Банк России до 26 августа текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год. Предварительно указанный проект направляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

Проект Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года. Одновременно указанный законопроект представляется Президенту Российской Федерации.

Государственная Дума рассматривает проект Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях.

Федеральные законы о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды должны быть приняты Государственной Думой до утверждения основных характеристик федерального бюджета в первом чтении.

Федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов, о минимальном размере пенсии, о размере тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, о порядке индексации и перерасчета государственных пенсий, о минимальном размере оплаты труда должны быть приняты Государственной Думой до рассмотрения во втором чтении.

Государственная Дума рассматривает проект Федерального закона о федеральном бюджете в первом чтении в течение 30 дней.

В первом чтении обсуждается концепция бюджета и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, проект программы государственных внешних заимствований в части источников внешнего финансирования дефицита бюджета, а также основные характеристики бюджета: доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов; дефицит в абсолютных цифрах и в процентах к расходам бюджета и источники покрытия дефицита; общий объем расходов бюджета.

Рассмотрение во втором чтении проекта Закона о федеральном бюджете продолжается в течение 15 дней — утверждаются расходы бюджета по разделам функциональной классификации расходов в пределах общего объема расходов бюджета и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации.

Государственная Дума рассматривает проект Закона о федеральном бюджете в третьем чтении в течение 25 дней со дня принятия законопроекта во втором чтении. На этом этапе утверждаются расходы бюджета по подразделам функциональной классификации расходов и главным распорядителям средств бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов, распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации по субъектам Федерации, основные показатели государственного оборонного заказа, расходы бюджета на финансирование федеральных целевых программ, Федеральной адресной инвестиционной программы, государственной программы вооружения, программы предоставления гарантий Правительства Российской Федерации на очередной финансовый год, программы предоставления средств бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов, Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации, Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации, Программа предоставления Россией государственных кредитов иностранным государствам.

В четвертом чтении проект рассматривается Государственной Думой в течение 15 дней со дня принятия законопроекта в третьем чтении и голосуется в целом. Внесение в документ поправок не допускается. Затем он в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации.

Совет Федерации рассматривает Закон о федеральном бюджете в течение 14 дней на предмет его одобрения в целом. Одобренный Советом Федерации Закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

В соответствии с БК РФ в России устанавливается казначейское исполнение бюджетов. Исполнение федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда обеспечивается Правительством РФ, а организация исполнения бюджета возлагается на Минфин России.

По соглашению с исполнительным органом власти субъекта Федерации полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения регионального бюджета и бюджетов муниципальных образований могут быть переданы исполнительным органам власти субъекта Федерации при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта Федерации.

Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Банке России с учетом положений ст. 156 и 216 БК РФ. Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством через указанные счета и отражаются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов, представляемой им финансовым органам.

Федеральный бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций, осуществляемых за пределами России.

Исполнение федерального бюджета по доходам предусматривает:

1. перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

2. распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

3. возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

4. учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования. Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются:

1. составление и утверждение бюджетной росписи;

2. утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

3. утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

4. принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

5. подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств. Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов бюджета, в Главной книге Федерального казначейства. Согласно «Инструкции по бюджетному учету» (утв. приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г.), Главная книга ведется на основе Единого плана счетов бюджетного учета. Записи в Главной книге казначейства осуществляются по факту совершения соответствующих операций в процессе исполнения бюджета и являются основой для формирования отчетов об исполнении федерального бюджета.

Отчеты об исполнении бюджетов всех уровней составляются по единой методике и на основе единой бюджетной классификации. Правительство РФ представляет ежеквартальные, и годовой отчеты об исполнении федерального бюджета в палаты Федерального собрания. В состав отчетности включаются:

1. бухгалтерский баланс исполнения бюджета;

2. отчет об исполнении бюджета по доходам и расходам;

3. пояснительная записка.

Бухгалтерский баланс исполнения конкретного бюджета отражает данные об исполнении бюджета за отчетный период и предшествующие годы. Отчет об исполнении бюджетов по расходам составляется в соответствии с функциональной, ведомственной и экономической классификациями расходов бюджетов, кроме отчета за I квартал, формируемого в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов.

Отчет об исполнении федерального бюджета составляется на основании данных бухгалтерского учета органов Федерального казначейства и отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Правительство Российской Федерации одновременно со следующими отчетами:

1. о расходовании резервных фондов Правительства и Президента Российской Федерации;

2. бюджетных ссудах Министерства финансов Российской Федерации;

3. предоставленных государственных гарантиях;

4. внутренних и внешних заимствованиях по видам заимствований;

5. состоянии государственного долга Российской Федерации;

6. выполнении сметы доходов и расходов бюджетных учреждений по доходам от предпринимательской деятельности.

Пояснительная записка содержит анализ исполнения бюджета за отчетный период и методику составления отчетности. Анализ исполнения федерального бюджета по расходам основывается на данных о финансировании расходов из федерального бюджета. Годовой отчет об исполнении федерального бюджета представляется не позднее 20 мая следующего года. Одновременно с ним в Правительство РФ представляются:

1. отчет о рассмотренных в судах делах, наложенных и произведенных взысканиях за нарушение бюджетного законодательства;

2. отчет о пополнении и расходовании ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;

3. проект закона об исполнении федерального бюджета.

Отчетность, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, представляется с соблюдением мер по ее защите. Одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в Государственную Думу вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов. Счетная палата Российской Федерации проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год и готовит заключение по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета в течение 4,5 месяцев после представления годового отчета в Государственную Думу. Заключение Счетной палаты Российской Федерации включает выводы по каждому разделу функциональной классификации расходов и по каждому главному распорядителю средств федерального бюджета с указанием выявленных сумм нецелевого использования бюджетных средств, также по каждому выявленному случаю финансирования расходов, которые не предусмотрены законом. Заключение также содержит результаты анализа предоставления и погашения бюджетных кредитов, выводы по выявленным фактам предоставления бюджетных кредитов с нарушением требований БК РФ; анализ предоставления обязательств по государственным гарантиям и их исполнения; анализ предоставления бюджетных инвестиций; анализ выполнения плановых заданий по предоставлению государственных услуг и соблюдения нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг.

Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение полутора месяцев после получения заключения Счетной палаты Российской Федерации и по итогам этого рассмотрения утверждает либо отклоняет отчет от утверждения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.