Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика интеллектуальных ресурсов в постиндустриальной экономике




Интерес к проблеме интеллектуальных ресурсов и порожденное им многообразие теоретических подходов связывают, как правило, с переходом наиболее развитых стран к постиндустриальному обществу. Это общество, приходящее на смену индустриальному производству, которое все чаще обозначают как экономику, основанную на знаниях (knowledge based economy), или - проще, но менее корректно - как экономику знаний (knowledge economy).

Знания, точнее их производство и потребление, имеют собственную экономику, отличную от экономики материального производства или сферы обслуживания. Именно этот процесс производства и потребления знаний можно определить как knowledge economy и выделить в самостоятельную отрасль экономики или экономическую дисциплину. Еще один претендент на дисциплинарное обособление - это производство основанных на знании благ (knowledge based goods).

Строго говоря, экономика, если понимать ее широко как присущий людям способ хозяйствования, всегда была основана на знаниях. Знания, энергия и организация - это, в конечном счете, те первичные факторы, которыми неотъемлемо располагали и располагают люди. Все, что они имеют сверх того - природные ресурсы, орудия труда, общественные институты - это все те же знания и энергия, но воплощенные в материальной, организационной или символической формах.

Технологии, в их простейшей форме, - это не что иное как упорядоченная на основе определенного знания энергия групп и индивидов.

Но, как это на первый взгляд, ни парадоксально, на протяжении практически всей своей двухсотлетней истории экономическая мысль, декларируя важность научно-технического прогресса, роста интеллектуального потенциала производства, фактически выводила их за рамки анализа. Традиционно в качестве основных факторов производства рассматривали землю, капитал, труд. Факторам, обеспечивавшим прогресс экономики за счет производства и приведения в действие интеллектуальных ресурсов, отводили роль внешних (экзогенных) по отношению к экономическому росту.

В теориях управления последовательно сменяли друг друга парадигмы: сокращения издержек и повышения производительности труда, системного управления качеством, настройки на потребителя, которые оперировали, по существу, одними и теми же инструментами, такими, как совершенствование производственных и управленческих структур, организации труда, мотивации работников и т.п.

Что же принципиально отличает основанную на знаниях экономику постиндустриального общества от предшествующих общественных формаций?

Можно выделить три основных признака:

1. На этой стадии объективированное в продуктах и услугах знание формирует большую часть создаваемой обществом стоимости. Этот процесс идет тремя путями.

Первый путь - интеллектуализация используемых технологий, обеспечивающая резкое повышение производительности труда. ПО мнению ученых, передовые сельскохозяйственные и промышленные технологии таковы, что при их повсеместном внедрении примерно через 30 лет 2% трудоспособного населения Земли могло бы удовлетворять потребности остальных жителей планеты. Если же говорить о реалиях, то в промышленно развитых странах доля занятых в сельском хозяйстве не превышает 10%, а непосредственно вовлеченных в материальное производство - 20%.

Второй путь - это рост наукоёмкости самих товаров и услуг. Не говоря уже о таких сферах, как космические исследования, оборона, все более наукоемкими становятся потребительские товары (автомобилестроение, бытовая техника и электроника и др.). Так, по мнению американских специалистов, до 70% стоимости современного легкового автомобиля образуют дизайн, электроника и другие интеллектуальные компоненты. По образному выражению редактора журнала Wired Кевина Келли, автомобиль сегодня - это уже не колеса с чипами, а чип с колесами. В различных некомпьютерных производственных и бытовых системах в настоящее время установлено порядка 6 млрд. чипов, к 2002 году их будет около 10 млрд. Для сравнения: количество существующих в мире компьютеров увеличится с 200 млн. до 500 млн.

Все более наукоемкими становятся такие «доиндустриальные» отрасли, как добыча полезных ископаемых, производство сельскохозяйственных продуктов. По оценкам Т. Стюарт, знания образуют 50% стоимости нефти и 75% стоимости зерна. Это неудивительно при той роли, которую играют в современном сельском хозяйстве биотехнологии, генетика, вычислительная техника.

Наконец, третий путь - доминирование на рынке собственно интеллектуальных товаров и услуг.

Интеллектуальные продукты и услуги занимают все более значительное место на международных рынках. Например, лицензии, составлявшие в первые послевоенные годы не более четверти американского экспорта, к 90-м годам превысили его половину. По экспертным оценкам, мировой рынок интеллектуальных товаров и услуг сегодня растет в пять раз быстрее, чем традиционные рынки.

2. В силу перечисленных выше причин в экономике, основанной на знаниях, деятельность, связанная с производством, хранением, передачей, использованием знаний, приобретает существенное значение.

Особая роль в этой деятельности принадлежит образованию, характер и значение которого изменяются в наибольшей степени. Наиболее полно современные тенденции его развития обозначились в концепции «образования в течение жизни» (lifelong learning). Уже сейчас на переподготовку специалистов в организациях США отводится 15-20% рабочего времени. При этом считается, что за весь период профессиональной деятельности (примерно 40 лет) каждый специалист должен повышать свою квалификацию 5-8 раз. Национальный научный фонд США, в частности, рекомендует выделять специалистам 10 часов в неделю на изучение литературы по специальности и 40-80 часов в год на участие в какой-либо форме непрерывного образования[7].

3. Характерной чертой экономики, основанной на знаниях, является превращение специалистов, обеспечивающих знаниями, в доминирующую группу работников. Их число в промышленно развитых странах оценивается по-разному в зависимости от того, кто относится к этой категории. Но несомненно, что по численности она превзошла группу индустриальных рабочих, и, по-видимому, правы исследователи, относящие к рабочим знания около 1/3 занятых сегодня в экономике США (Drucker P., 1998)[8].

Глобализация рынка, рост числа фирм, новые технологии, облегчающие выход на новые рынки, растущее давление со стороны акционеров, - все это породило гиперконкуренцию. Так, если в 1965 году корпорация IBM имела 2500 конкурентов, то к 1992 году их насчитывалось уже 50 000 (New Economy Index, 1998).

В условиях гиперконкуренции особое значение приобретает конкурентоспособность участников рынка в том числе и работников в сфере управления. Конкурентоспособность - это достаточно сложное понятие, основанное на инновационной деятельности участников рынка. Так, Paquet различает в нем социально-политический, организационный и институциональный аспекты инновации.

В настоящее время деятельность организации акцент смещается с долгосрочного и среднесрочного планирования на скорость реакции на вызовы рынка. Ведущие специалисты General Electric формируют эту свою позицию следующим образом: «Будущее перемещается настолько быстро, что вы не можете предвидеть его... Мы сделали огромный акцент на быстром ответе вместо планирования. Мы и дальше будем удивляться, но мы не будем удивляться тому, что мы удивлены. Мы будем предвидеть удивление» (Steve Kerr, General Electric).

Главными инструментами конкурентной борьбы в этой ситуации становятся: а) настройка на потребителя, более полный учет его индивидуальных потребностей, б) постоянное совершенствование бизнес-процессов. Как первая, так и вторая стратегии требуют эффективного использования интеллектуальных ресурсов.

Жесткая конкуренция не только породила волну новшеств, значительно увеличила число и разнообразие высоко технологичных товаров и услуг, но и существенно сократила циклы между их выводом на рынок и заменой превосходящими товарами и услугами. В некоторых секторах, например информационных технологий, фирмы должны постоянно обновлять продукцию только для того, чтобы сохранить свои рыночные позиции. Одно из исследований показало, что с 1990 по 1995 год средняя продолжительность разработки нового изделия сократилась в США с 35,5 до 23 месяцев. Разработка новых автомобилей от концепции до производства уменьшилась с шести до двух лет.

Все это позволяет определить качественные особенности постиндустриальной экономики, характеризующие ее как способ общественного воспроизводства.

Первая особенность состоит в том, что темпы и масштабы научно-технического прогресса таковы, что изменения в материальной базе производства и качестве трудовых ресурсов не успевают за ростом научно-технических возможностей.

Вторая характерная черта экономики знаний - рост трансакционных издержек. Она отчетливо проявилась в экономике промышленно развитых стран в 90-е годы в связи с обострением конкуренции. Трансакционные издержки - относительно новая экономическая категория, введенная лауреатом Нобелевской премии Рональдом Коузом в 1937 г. По своей сути эти издержки связаны не с производством как таковым, то есть расходами на сырье, материалы, оплату труда, транспортировку и т.д., а с затратами, обусловленными поиском информации, изучением рынка, заключением контрактов и контролем за их исполнением, защитой прав собственности и многими другими составляющими. В США на них приходится более 50% общих издержек производства и реализации продукции и услуг. Сложилась ситуация, при которой товар проще и дешевле произвести, чем продать. Соответственно возросли требования к эффективности сбора и обработки информации, маркетинговых исследований, рекламы, связей с общественностью, то есть к видам деятельности, основными ресурсами которых является знание.

Третья особенность экономики знаний - значительное возрастание роли менеджмента в области интеллектуальных ресурсов.

В экономике знаний управленческое знание, интеллектуальные ресурсы менеджмента играют не менее важную роль, чем профессиональное знание[9].

Четвертая характерная особенность экономики знаний состоит в том, что в условиях постоянного обновления знаний, жесткой конкуренции люди оказываются перед необходимостью постоянного обучения (lifelong learning - обучения в речение жизни).

В мельницу конкуренции попадают не только организации, но и, что естественно, люди. Общая благополучная статистика занятости в развитых странах маскирует действительное положение вещей.

Фактически 30% всех рабочих мест ежегодно находятся в процессе движения, с соответствующими последствиями для людей, вынужденных постоянно обучаться.

Все более широкое распространение получают самозанятость, частичная занятость, виртуальные формы организации труда.

Важнейшим катализатором всех перечисленных выше процессов стало то, что принято называть «информационной революцией». До сих пор совершенствование процессов обработки информации и процессов ее доставки шло самостоятельными путями. Их интеграция, свидетелями которой мы стали, дала огромную социальную, экономическую, культурную синергетику. Более того, сегодня именно коммуникативная сторона информационной революции выходит на первый план.

Патриарх западного менеджмента П. Друкер в одной из лекций патетично восклицал, что не будет неразвитых стран, будут неосведомленные страны. Однако в недалеком будущем эти понятия превратятся, по-видимому, в синонимы.

Имеющееся еще отставание России в научно-технической сфере связывают, прежде всего, с недостаточностью государственного финансирования. Длительный застой в развитии реального сектора экономики означает, что негосударственные формы финансирования инновационной сферы пока не получили достаточного развития.

Очевидно, что даже при самом благоприятном развитии событий наша страна в ближайшей перспективе не сможет финансировать фундаментальные и прикладные исследования в том же объеме, что и государства-лидеры. Например, расходы на НИОКР только двух конкурирующих корпораций Eastman Kodak и Polaroid равняются одной десятой от суммы, затрачиваемой на НИОКР в нашей стране. Однако при значительном отставании одними объемами финансирования дела не поправить. Тем более важны, с одной стороны, глубоко продуманная научно-техническая политика, учитывающая реалии рыночной экономики, и, с другой стороны, эффективная практика управления интеллектуальными ресурсами. Научно-техническая политика может быть определена как комплекс мер, проводимых организацией и направленных на расширение инновационной деятельности субъектов хозяйствования, развитие фундаментальных и прикладных научных исследований, поддержание и развитие системы образования, на эффективное достижение поставленных целей, к которым относятся: ликвидация отставания в темпах научно-технического прогресса, обеспечение экономического роста, решение экологических проблем и др.

Научно-техническая политика осуществляется через использование административных методов прямого распределения ресурсов организации и экономических методов косвенного регулирования с помощью системы налоговых льгот, льготного кредитования и т.д.

Таким образом эффективное управление интеллектуальными ресурсами означает стимулирование новаторских разработок, требующих концепцию капитала и интеллектуального потенциала, а с другой стороны - культивирование конкурентной среды в направлениях инновационной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.