КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Приоритетные цели и результаты в отечественном образовании
Вопрос о целях общего образования всегда вызывал живейшую дискуссию профессионалов и общественности на разных этапах развития нашей страны. Понимание сверхзадачи дидактики как непрерывного поиска смысла и механизмов образования человека привело к выделению новых характеристик процесса обучения и определению в качестве движущей силы взаимодействия преподавания-учения, противоречие между освоенным учеником опытом познания и педагогическим содействием развитию его способностей Гармонизация данных групп целей в деятельности учителя обеспечивается направленностью деятельности учителя не на передачу предметного знания, а на содействие образованию школьника. Предметные цели отражают субъект-объектные связи и выражаются в овладении школьниками базовыми знаниями, умениями и навыками в процессе решения задач, в осознании и формулировке оценочных суждений относительно процесса и результата познавательной деятельности, в осознании мотивов познавательной деятельности. Личностные цели отражают субъект-субъектные связи личности, как в учебной деятельности, так и в жизнедеятельности, и выражаются: в осознании собственной позиции в процессе коллективного, группового или индивидуального решения задач; в овладении умениями личностной рефлексии и саморегуляции; в достигнутом уровне самоопределения в результате осознанного самопознания и самовыражения. Разрешение данного противоречия (противоречия между предметными и личностными целями обучения) превращает процесс обучения в процесс совместного творчества учителя и ученика. ЗАДАНИЕ Объясните, чем, на Ваш взгляд, обусловлено изменение целей-результатов обучения, представленных в таблице на основе обобщения нормативных документов и концептуальных идей исследователей. Таблица
В современной дидактике цели обучения формулируются на языке компетенций.Компетенции как результаты «задаются» образовательным стандартом. Первые дискуссии о стандартизации образования начали в 1992 году, когда впервые эта позиция была заявлена в нашей стране Законе «Об образовании». Опустим анализ профессиональных и общественных дискуссий о сущности стандартизации в образовании и отметим, что образовательный стандарт сегодня выступает в качестве инструмента государственной политики в образовании, обеспечивающий: · равенство и доступность при различных стартовых возможностях; · сохранение единства образовательного пространства в РФ; · преемственность ступеней образования; · вариативность содержания основных образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования основных образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; · государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к реализации основных образовательных программ; · признание документов иностранных государств об образовании. Требования образовательного стандарта реализуются через образовательные программы создаваемые школой на каждой ступени. Это могут быть программы общеобразовательные, углубленного изучения предмета или группы предметов, лицейские, гимназические. А в начальной школе реализуются образовательные программы, имеющие определенное название в зависимости от используемого педагогом учебно-методического комплекса – Гармония, Школа России, Начальная школа XXI век, Программа "Школа 2100", Развивающая система Л.В.Занкова, Развивающее обучение по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, «Перспектива». Сегодня федеральный государственный образовательный стандарт впервые представлен в виде общественного договора между семьей, обществом и государством в области образования, и ориентирует школу на достижение следующих целей образования: · формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям современного общества; · постоянную внутреннюю мотивацию к учению, социальную мобильность, ответственность, социальный оптимизм; · обучение учащихся самостоятельному конструированию знания, необходимого для решения возникающих перед ними задач; · общекультурное и личностное развитие учащихся, в том числе для непрерывного самообразования и профессиональной деятельности. Определенные в стандарте цели являются основой для определения целей – ожидаемых результатов обучения на каждой ступени образования, отдельных учебных предметов. Таким образом, цели обучения выражаются в ожидаемых надпредметных (обобщенных) результатах, конкретизируются в целях освоения конкретных учебных предметов, которые, в свою очередь, на уровне личности ученика и учителя формулируются в виде предметных и личностных целей. Важно отметить, что цели обучения отличаются от целей образования. Цели образования (как цели национальной системы образования) задаются государственной образовательной политикой, отражающей требования к определенному культурному типу личности (образованному человеку конкретной исторической эпохи); фиксируются в Федеральных государственных образовательных стандартах, имеющих рамочный характер; конкретизируются личностью обучающегося (и его родителей) при самостоятельном проектировании им индивидуального образовательного маршрута в соответствии с имеющимися склонностями и интересами личности).Цели современного школьного образования, заданные государственным стандартом, выражены в категориях универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. ЗАДАНИЕ Прочтите фрагмент образовательного стандарта, описывающего требования к результатам обучения: Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами. Источник: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 Согласуются ли эти требования к ожидаемые результаты с суждениями взглядами В. Оконя о предметных и личностных целях? Возможно ли достижения этих результатов в деятельности одного учителя? Если требования перечислены в стандарте, то означает ли это, что одинаковые ли результаты будут достигнуты разными учениками? Обсудите Ваши суждения на семинаре.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |