Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Следующим средством и одновременно элементом структуры процесса обучения являются методы обучения




Методы обучения

Под методом обучения [95] в классической дидактике понимается упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. В классической дидактике сложилось несколько классификаций методов обучения: по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по содержанию деятельности субъектов педагогического процесса. Каждая из классификации отражает определенный аспект процесса обучения и пока построить классификацию системно отражающую все аспекты не удалось, хотя предпринимались интересные попытки разработки многомерной классификации [96].

Знание о методах обучения развивалось наряду с общим развитием школьной практики и научных концепций построения школьного образования. Поэтому, в современной дидактике, исследующей процессы обучения в контексте достижения конкретных образовательных результатов, вместо попытки составить многомерную классификацию, идет поиск систематизации технологий обучения (образовательных технологий), ориентированныхна достижениеопределенной цели обучения.Основой технологии обучения является диагностичное определение цели обучения, для чего разрабатываются разнообразные методы контроля ее достижения.

Вторым очень важным преимуществом технологии является полноценное целостное видение учебного процесса, в котором определены структура и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся.

Образовательные технологии учитель выбирает в соответствии со следующими критериями:

· определение целей и задач обучения,

· особенности содержания образования,

· особенности группы учащихся (в частности, например, возрастные особенности, уровень готовности к самостоятельной познавательной деятельности и пр.),

· ресурсные возможности образовательного учреждения (такие, как, например,

· особенности информационной среды – наличие компьютеров, комплектование библиотеки, наличие помещений для работы нескольких групп учащихся одновременно и т.д.),

· собственная готовность учителя к использованию той или иной образовательной технологии.

При этом, как полагает М.В. Кларин, в выборе технологий обучения учитель руководствуется также их следующими возможностями, учитывая современные, зафиксированные в стандартах начальной, основной и старшей (полной средней) школы цели обучения [97]:

· инициирование активности учащихся, критичности мышления, обмена ценностными суждениями, активизация сотрудничества в коллективной работе,

· пошаговое ознакомление способами продуктивной деятельности, работы с разнообразием информационных текстов, помощь в самоуправлении самостоятельной деятельностью,

· стимулирование индивидуального выбора и мотивации творчества,

· освоение моделей этических стратегий поведения и коммуникативных умений.

В дидактике известны и применяются в практике обучения различные технологии – проектного обучения, исследовательского обучения, развития критического мышления через чтение и письмо, рефлексивного обучения,учебных игр, и т.п. [98], с которыми вы можете ознакомиться самостоятельно с помощью изучения литературы и последующей апробации в рамках педагогической практики.

ЗАДАНИЕ

Представьте, реальную педагогическую задачу: цель учителя заключается в формировании интереса к новому материалу, а у учеников разная мотивация. Заполните таблицу, воспользовавшись учебными пособиями по образовательным технологиям [99].

Мотив учения школьника Используемая технология Обоснование выбора технологии
хочу больше знать    
нравиться узнавать новое    
люблю мыслить, думать, соображать    
нравиться учиться по предмету    
на уроках по предмету интересно    
хочу завоевать авторитет среды товарищей по учебе    
хочу быть первым учеником    
хочу получать хорошие оценки    
чтобы подготовиться к будущей профессии    
в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя    
хочу избежать плохих отметок и неприятностей    
заставляют родители    

Попробуйте объединить представленные мотивы в более крупные группы. Будут ли отличаться технологии работы учителя с учащимися разных групп? Почему?

Можно ли найти технологию, которая способствовала бы достижению поставленной учителем цели?

Обсудите на семинаре предложенное Вами обоснование выбора той или иной технологии обучения.

Одним из противоречий процесса обучения в условиях перехода к информационному обществу является противоречие, связанное с тем, что педагог должен давать ребенку знания о мире будущего, о том мире, о котором ему самому почти ничего неизвестно. Современных школьников отличает фрагментарность, "клиповость" мышления, дискретность, мозаичность. У составления мозаик есть логика, у одних она очень понятна, у других - не очень. Но для мозаики в любом случае характерна быстрая смена фокусировки, совершенно новое ощущение времени. Мир совершенно изменился, и темп жизни изменился. Он внес совершенно другие параметры. Яркость, доступность, то, что можно схватить сразу, что не требует больших усилий для восприятия и переработки. [100]

Распространение гипертекстовых и гипермедиальных систем в конце 80-х годов XX века создали принципиально новые возможности в обучении для организации и предъявления учебного материала, что, в свою очередь, повлияло на способы приобретения знаний, педагогическую практику и систему образования в целом. Внедрение информационных технологий во все сферы жизни, появление Интернет оказало существенное влияние на процесс интеллектуальной деятельности, познания и общения. По мнению психологов, применение компьютерных сетей ведет к значительным функциональным изменениям в психической деятельности человека, затрагивающим познавательную, коммуникативную и личностные сферы. Эти изменения связаны с такими особенностями, как:

· фрагментарность и раздробленность информации в глобальных информационных сетях ведет к увеличению когнитивной нагрузки при ее восприятии;

· использование гипертекстового режима (HTML), поддерживаемого всеми WWW-серверами, требует умения ориентироваться в сложной и, зачастую, запутанной системе ссылок;

· интерактивная работа в Интернет требует выработки специальных алгоритмов мышления, позволяющих оперировать многими объектами различной природы, связанными сложными логическими цепочками;

· при длительной работе человек подвергается продолжительному воздействию «информационного шума», вследствие того, что форма представления информации на большинстве Web-страниц такова, что полезная и бесполезная информация («шум») перемешаны.

И, тем не менее, несмотря на явные проблемы, возникающие в работе с открытой информацией – это особенность современного мира. Поэтому информационные технологии по праву заняли сегодня одно из ведущих мест в процессе обучения.

Ø Надеемся, что Вам будет интересно узнать, что….

Развитие информационных технологий началось задолго до появления доступного для всех Интернета. В 1965 г. в ЛГПИ им. А.И.Герцена была создана проблемная лаборатория учебного телевидения «Научные основы аудиовизуальных интерактивных технологий обучения» (ее первоначальное название «Научные основы использования телевидения в обучении»), основной задачей которой было психолого-педагогическое обоснование целесообразности применения учебных передач и создание циклов телепередач по различным предметам на урок. Эпоха школьного учебного телевидения началась в феврале 1965 года, когда в эфир Ленинграда и области вышла первая телепередача для урока, созданная на городском телевидении в сотрудничестве с ЛГПИ им. А. И. Герцена. Первые телевизионные передачи создавались по истории, литературе, физике, химии, математике. Почти тридцать лет, с 1965 по 1993 год, просуществовало школьное эфирное телевидение. Авторами и ведущими аудиовизуальных учебных сообщений были преподаватели педагогического вуза.

Важным этапом развития учебного телевидения стала разработка и создание факультативных циклов для разных категорий учащихся, с целью самостоятельной работы с экраном. Интересен факт, что кроме факультативов по школьным учебным предметам, создавались инновационные для своего времени и востребованные школьниками факультативы, такие как «Электроника для всех» (автор и ведущий В.В. Лаптев). А уже в 80-е годы появилась первая книга о компьютерах «Что такое компьютер?» также В.В. Лаптева.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.