КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка результатов обучения
Как уже отмечалось выше, образование в современной школе строится в рамках образовательных программ, проектирование которых становится особой профессиональной задачей учителя, т.к. на основании такой программы для каждого ученика может быть спроектирован индивидуальный образовательный маршрут. Формы организации обучения Возрастание технологичности процесса обучения актуализирует проблему форм организации обучения. В.В. Краевский и И.Я. Лернер [101] понимали под формами организации обучения способ или характер взаимодействия учащихся с учителем, учащихся между собой и учащихся с изучаемым материалом, осуществляемого в определенном порядке и режиме. И.П. Подласый [102] предложил классифицировать формы организации обучения по различным основаниям. По количеству участников взаимодействия выделяются индивидуальная, групповая и коллективная формы организации обучения, а также их различные сочетания. Когда речь идет об уроке в определенном классе (или любой другой формально выделенной группе учащихся, как, например, «бригады» в российской школе 20-х годов ХХ века), подразумевают коллективную форму организации обучения. Если же такая формально выделенная группа делится на подгруппы (или микрогруппы) для выполнения определенных заданий – например, проектных или исследовательских, говорят о групповой форме организации обучения. По месту организации учебного процесса различают школьные и внешкольные формы. К школьным формам относится урок, лабораторное занятие, работа в мастерских, школьный практикум и т.п. К внешкольным формам можно отнести практикум на предприятии или в учреждении (науки, культуры или, например, в вузе), экскурсии, а также домашнюю самостоятельную работу. Все эти формы присутствуют в современной школе, т.к. они «помогают» организовать массовый процесс обучения. Сегодня складывается и новое видение организации процесса обучения. Так, увеличение доли самостоятельной работы учащихся и необходимость ее организации на современном информационно-технологическом уровне привела к развитию архитектурных представлений в педагогике. Архитектура процесса обучения определяется как целостная совокупность педагогических форм и средств, используемых педагогами для увеличения открытости учебного процесса, которое реализуется в построении (конструировании) определенного типа школьного обучения.. Распространение представлений о влиянии среды на эффективность процесса обучения привело к развитию взглядов о педагогическом дизайне среды обучения. Понятие «индивидуальный образовательный маршрут» было введено в педагогике в самом конце 90-х годов и раскрывалось во взаимосвязи с пониманием образовательной программы: «образовательная программа явилась своеобразной моделью пути достижения образовательного стандарта. Содержательная характеристика раскрывает образовательную программу как “индивидуальный маршрут” ученика в образовании, отражающий его интересы, возможности, потребности [103]». В результате дальнейшего теоретического осмысления и практической апробации идеи индивидуального образовательного маршрута к началу нового века было сформировано целостное понимание индивидуального образовательного маршрута. Итак, индивидуальный образовательный маршрут представляет собой целенаправленный процесс проектирования образовательной программы, в котором ребенок выступает как субъект выбора, проектирования и реализации своего образовательного пути при педагогической поддержке учителей школы. ЗАДАНИЕ Ознакомьтесь с фрагментом образовательной программы школы, в котором охарактеризованы возможности, предоставляемые школой для построения учеником индивидуального образовательного маршрута:
Из чего складывается образовательный маршрут ученика? Обоснуйте, какие условия могут быть созданы в школе для построения учениками индивидуальных образовательных маршрутов? Вспомните, какие возможности для построения индивидуального образовательного маршрута были созданы в той школе, которую Вы закончили. Составьте схему своего индивидуального образовательного маршрута, когда Вы были учеником школы. Для оценки эффективности обучения важен процесс проверки достижения заданных целей обучения. Оценки и отметки существуют столько, сколько существует обучение, но лишь последние несколько столетий, когда стало активно развиваться массовое систематизированное обучение, обозначилась проблема: что оценивать и каково содержание отметки, т.е. какой результат «стоит» за каждым баллом. Как известно, под оценкой понимается процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями. Отметка – результат этого процесса, его условно-формальное (знаковое) выражение.Ананьев Б.Г. отмечал, что оценка знаний учащихся есть выражение отношения между тем, что ученик знает по данным вопросам программы, и тем, что он должен знать к данному моменту обучения. Отметки же, или баллы, есть одна из форм выражения этого отношения, то есть оценки. Ø Надеемся, что Вам будет интересно узнать, что…. Чуть более трехсот лет назад М.В. Ломоносов пытался ввести систему не баллового, т.е. количественного, а качественного оценивания. В параграфе 32 «Проекта регламента Московских гимназий» он писал: «Что кто исполнил или пропустил прочее, назначить в клетках против каждого дня и имени первыми буквами слов, знаменующих: В.И. – все исполнил; Н.У. – не знал уроку; Н.Ч.У. – не знал части уроку; З.У.Н.Т. – знал урок нетвердо; Н.З. – не подал задачи; Х.З. – худа задача; Б.Б. – болен; Х – не был в школе; Ш. – шабаш». В 1802 году Александр I создает Министерства народного просвещения. Этот год считается началом реформаторского движения в области образования в России. Во многих городах, губерниях, уездах начинают открываться учебные заведения разных типов: классические гимназии, приходские, уездные, реальные училища, духовные семинарии и др. В каждом учреждении существовала своя система оценок и отметок. Интересна система оценивания, применяемая в начале 19 века в лицеях. Здесь существовали оценки за испытания (экзамены, зачеты, практические задания) и за поведение. Форма оценок изменялась. Были словесные характеристики, бальные отметки, но самое главное, существовали письменные отзывы, которые представляли собой комплекс описания возможностей и темпов развития воспитанника. Они включали в себя описание учебных успехов и неуспехов, общенаучных навыков, прилежания, нравственных качеств. Письменные рапорты преподаватели могли писать в произвольной форме, а могли, характеризуя учеников четко указывать, как в Катковском лицее: качество приготовления уроков; внимательность во время уроков; находчивость в применении знаний; твердость в пройденном материале; наружный вид письменных упражнений; поведение; сколько раз не был в классе; сколько раз был записан преподавателем и за что. В Царскосельском лицее оценки на экзаменах до введения бальной системы, устанавливались словесные: «хорошо, очень хорошо, слабо, имеет сведения, не имеет». В Ришельевском лицее с момента открытия для обозначения успехов в познании были приняты два вида оценок - это баллы (до 50 – в приготовительном классе и до 100 – в первых - четырех классах) и слова (превосходно, очень хорошо, хорошо, довольно хорошо, порядочно, изрядно, посредственно, весьма посредственно, слабо, очень слабо, худо). Для того чтобы привести к единой системе оценивание учебных успехов учащихся, Министерство народного просвещения в 1819 году издало «подробнейшие правила, касательно испытаний», где устанавливалась четырех балльная система оценки. Но и этот указ использовался недолго. В 1834 году было установлено семь степеней оценки:
С 1848 года успехи учеников определялись двенадцати балльной системой оценок по семи степеням. Баллом «0» отмечалось совершенное незнание предметов. К семидесятым годам 19 века в учебных заведениях России оценка знаний шла по пятибалльной системе: 5 – отлично, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – посредственно, 1 – слабо, 0 – совершенное незнание. Позже эта система подвергалась неоднократно критике, однако, сохранилась до сих пор. Сегодня, как показывает анализ практики обучения, наиболее передовые педагоги и целые образовательные учреждения пытаются «уйти» от баллов к содержательной оценке успехов и неуспехов учеников, но так поступают далеко не все. К сожалению, еще есть случаи, когда оценка становится средством наказания ученика за его нежелание изучать тот или иной материал, за отсутствие на уроке необходимых принадлежностей или за не вовремя сданное задание. Пока еще в практике массовой школы не столь распространено применение целостных пакетов эффективных измерителей, предназначенных для разноплановой оценки: аутентичной оценки (оценки себя самим) учебных достижений, комплексной оценки, накопительной оценки и т.д. Чаще всего доминируют контрольно-оценочные средства, ориентированные на выявление репродуктивного уровня усвоения. Для обновления контрольно-оценочной системы необходимо перейти от авторитарности и принуждения, присущих традиционным формам и методам оценки к совместной деятельности с обучаемыми по повышению качества результатов обучения, когда критерии оценивания того или иного задания разрабатываются вместе с учениками до начала работы над заданием. При таком условии каждый ученик знает, что от него ждет учитель и, скорее всего, будет стремиться оправдать эти ожидания. Постепенно изменяется роль педагога в процессе текущей оценки и повседневного контроля. Происходит отказ от стойкого стереотипа оценочных авторитарных суждений и переход к помощи обучаемым в осознании ими своих индивидуальных возможностей и способностей в условиях сотрудничества с педагогом, в направлении увеличения доли самоконтроля и самооценки. Для того, чтобы эта новая роль учителя состоялась, необходимо в практике работы: · отказаться от преимущественной ориентации контрольных проверок на оценку результатов зазубривания, на проверку алгоритмических знаний и перейти к оценке уровня владения компетентностями, к интегральным многомерным оценкам, характеризующим способность учащихся к творческой деятельности; · ориентироваться не на абсолютные, фиксированные оценки, а на относительные показатели детской успешности, на сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями; · ввести безотметочную систему обучения на протяжении всей начальной школы, обучать детей самооцениванию, что определяется свободой выбора школой систем оценивания; · внести изменения в системы оценивания: дифференциация оценивания по видам работы, само- и взаимооценивание, максимальная объективация оценивания, открытость критериев для учащихся; · отказаться от привычной ориентации на «среднего ученика» и перейти к индивидуализированным методам, формам и средствам контроля; использовать аутентичную оценку, предполагающую выставление значимых для учащихся оценок по результатам выполнения ситуационных заданий и широкую проверку комплексных умений; · сменить практику разовых выборочных проверок на отслеживание динамики изменения личностных достижений каждого ученика, на оценку комплекса работ, выполненных за определенный период; перейти на накопительную систему отметок.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |