Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура процесса обучения




Сложность изучения процесса обучения заключается в том, что можно видеть реальные действия и учителя и ученика своими глазами, но сущность обучения не лежит на поверхности, и непосредственно наблюдать этот процесс нельзя. Исходя из обобщенной характеристики процесса обучения как взаимодействия субъектов, рассмотрим, в чем выражается взаимодействие деятельности учителя и ученика.

Преподавание – это деятельность учителя, предполагающая планирование и организацию процесса обучения, контроль за его ходом и оценку достигаемых результатов. В процессе преподавания учитель всегда задается вопросами – кого я учу? зачем я учу? чему я учу? как я учу? С чем связан поиск ответов на эти вопросы?

«Кого учить?» – ответ на этот вопрос сопряжен с умением видеть своих учеников, понимать их интересы, учитывать контексты, в которых строиться обучение и т.д.

«Зачем учить?» – этот вопрос связан с поиском смысла освоения учащимися того или иного учебного материала.

«Чему учить?» – это один из вечных вопросов, связанных с построением содержания образования, как для отдельных учебных предметов, так и для конкретных уроков.

«Как учить?» – этот вопрос связан с выбором методов и технологий обучения на основании психологических и дидактических закономерностей построения процесса обучения.

Преподавание ориентировано на содействие развитию индивидуальности ученика путем создания условий, необходимых:

для развития интереса, положительной мотивации учения и самостоятельной познавательной активности и творческой деятельности учащихся,

для формирования и развития у учащихся опыта решения учебных и жизненных задач на основе использования, систематизации и обогащения личностного опыта учащихся,

для предоставления возможности получения образования учащимися в соответствии с индивидуальными возможностями, потребностями и ожиданиями путем организации самостоятельной работы учеников и реализации индивидуального образовательного маршрута.

Учение – это деятельность по освоению содержания учебного предмета, служащая основой для подготовки учащихся к практической деятельности, формированию и развитию опыта решения учебных и жизненных задач. Как показано в исследованиях психологов (И.В. Дубровина, Л.В. Занков, И.И. Ильясов, Ю.Н. Кулюткин, С.Л. Рубинштейн, Г.С. Сухобская, Л.М. Фридман, В.Д. Шадриков), учение – довольно сложный процесс. В ходе учения происходит изменение субъекта (ученика) – он превращается из не владеющего определенными знаниями и умениями в овладевшего ими. Поэтому, с психологической точки зрения, учение есть деятельность ученика по самоизменению путем освоения элементов социального опыта -

Деятельность учителя всегда направлена на развитие мотивов, ведущих к возникновению у школьников позитивного эмоционально-ценностного отношения к осваиваемому содержанию учебного предмета, к процессу обучения в целом. Мотивы и мотивация учения обстоятельно исследованы психологами Л.И. Божович, В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной, Е.П. Ильиным, А.К. Марковой, Н.Ф. Талызиной, Д.И. Фельдштейном.

В педагогике основоположником направления научных исследований проблем активизации учения (учебно-познавательной деятельности) и развития познавательной мотивации школьников стала Г.И. Щукина. Согласно теории Г.И.Щукиной, «познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращённая к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями [90]». Познавательный интерес учащихся можно и нужно развивать, т.к. именно он занимает доминирующую позицию в развитии личности школьника.

ЗАДАНИЕ

Подберите несколько фотографий, запечатлевших фрагменты школьных уроков, моменты взаимодействия учителя и ученика, учеников между собой на уроке.

Что вы можете сказать об учащихся, школе, изображенных на фотографии? По каким внешним проявлениям Вы сможете сделать заключение о том, интересно ли школьникам на этом уроке?

Обсудите на семинаре причины различных проявлений мотивации учения на уроке.

В разделе 2 мы уже рассматривали структуру педагогического процесса, говоря о том, что она образована определенной совокупностью компонентов: цели, реализуемые взаимодействующими субъектами; деятельность обучающего (преподавание) и деятельность обучаемого (учение). Взаимосвязь этих компонентов и образует структуру.

Классическое понимание цели обучения отражено в учебниках педагогики, изданных в 70-80-е годы XX века [91]. На рубеже 90-х годов 20 века широким тиражом вышел учебник дидактики В. Оконя, в котором была предложена концепция предметных и личностных целей обучения, которая оказала влияние на уточнение классического представления о целях обучения: «Предметный (объективный) аспект связан с познанием объективного мира и приобретением навыков, позволяющих принимать участие в его преобразовании. Личностный (субъективный) аспект связан с познанием самого себя, формированием мотиваций, интересов, приобретением навыков, способствующих самоформированию. В гармоничном процессе обучения оба названных аспекта неразрывно связаны между собой, недооценка одного из них неблагоприятно сказывается на другом» [92].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.