Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подчеркнем, что определяя цели обучения, учитель не только ставит собственные педагогические цели, но и учит школьников самостоятельно формулировать собственные цели учения




Содержание образования

Прежде всего, попытаемся ответить на вопрос, почему мы говорим о содержании образования и о содержании обучения. Во-первых, будем иметь в виду, что термин «содержание образования» традиционно в отечественной дидактике подразумевал содержание того, чему учат в школе. Почему? Вероятно, дело в том, что учитель в российской традиции всегда считался в первую очередь воспитателем, его предмет, его уроки были средствами воспитания, что вместе с обучением и составляло всегда основу образования человека.

Таким образом, размышляя об уроках в школе, нужно думать все-таки об уроках школы, о том, что, обучая предмету, учитель работает на формирование образа человека в учащихся.

Чрезвычайно емко суть воспитывающего воздействия обучения на становление личности школьника выразила в одной из своих работ З.И. Васильева: «Воспитывающее обучение “вторгается” во всесторонне развитие личности всеми гранями. Школьники усваивают полипредметные знания, овладевают обобщенными познавательными умениями, у них формируется творческое отношение к деятельности. Постижение научных истин обогащается нравственным содержанием. Обучение приобретает гуманистический смысл. Оно развивается, усложняется и вместе с ним формируется, созревает во всем богатстве и многообразии проявлений целостная личность школьника

Подчеркнем, что в современных условиях значимость воспитывающее воздействие процесса обучения, которое заключается в формировании жизненных убеждений, ценностных ориентаций и поведения, не только не потеряло свою актуальность, но и стало более значимым, что обусловлено становлением нового культурного типа личности – личности общества знания.

Ø Надеемся, что Вам будет интересно узнать, что….

Уже в XIX в. О. Вильман особо подчеркивал то значение, которое имеет для дидактики содер­жание образования, системность, тематический охват и его образо­вательно-воспитательное значение. Представление о дидактике как науке о содержании образования отстаивал в Польше С. Гессен, который своему произведению «Структура и содержание современ­ной школы» дал подзаголовок: «Общая дидактика».

Традиционным является понимание содержания образования как опыта человечества, предъявляемого учащимся для усвоения [93]. Традиционно содержание обучения фиксировалось в информационно-предметном содержании отдельных школьных предметов, отраженных в соответствующих учебных программах и учебниках.

Содержание образования в данном случае представляет собой специально отобранный для усвоения учениками объем знаний, умений и навыков. Знания как компонент, который представляет собой результат человеческого познания, зафиксированный в знаковой, материализованной форме выполняют три функции в созидании культуры: 1) онтологическую (создают представления о мире); 2) ориентировочную (указывают направление и способ целесообразной деятельности); 3) оценочную (указывают нормы ценностного отношения общества, систему идеалов).

И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин доказывали, что содержание образования включает не только предметные знания и умения, но и опыт познавательной, эмоционально-оценочной и творческой деятельности, однако, пока данное требование не реализовано полностью ни в образовательных стандартах, ни в большинстве программ, ни в учебной литературе.

Современное понимание содержания образования заключается в том, что внешнее по отношению к ученику (определяемое стандартом) содержание образования задается школьнику как среда для внутренних образовательных изменений. Содержание образование конструируется в совместной деятельности учителя и ученика.

Современная трактовка содержания образования, заключается в том, что школьникам не столько сообщается информация, сколько организуется самостоятельная познавательная деятельность, направленная на то, чтобы научить их самостоятельно добывать знания и применять полученные знания на практике. Вопрос о понимании предметного содержания связан с переосмыслением категории «знание» и выделении в содержании обучения разных видов знания:

· информационных, описывающих явления, законы, понятия и т.п., отвечающих на вопросы: «что, кто?»;

· процедурных, отражающих способы деятельности, характеризующих то, как явления познавать, как использовать; отвечающих на вопрос: «как?»;

· оценочных, включающих знания - отношения, отвечающих на вопросы: «зачем? как вести себя с данным явлением?»;

· рефлексивных (личностных), направленных на познание себя, развитие личностной мотивации, формирование собственных ценностей и критическую интерпретацию информации, оценок, мнений, суждений;

Эти виды знаний реализуются в процессе обучения в разных контекстах извлечения, применения, трансляции знаний (межпредметного и надпредметного).

Представленная видология знаний является содержательной основой реализации компетентностного подхода в образовательной практике, поскольку анализ структуры компетенции в классификации И.А. Зимней позволяет установить соответствие между компонентами компетенции и видами знания: информационные знания соответствуют когнитивной основе компетенций, процедурные знания - опыту использования знаний, оценочные знания отражают отношение к процессу обучения, содержанию образования, рефлексивные (личностные) знания отражают эмоционально-волевую саморегуляцию обучающегося.

Современное предметное содержание существенно расширяется за счет пересечения информационных потоков учителя и учащихся. Вопрос о пересечении информационных потоков имеет сегодня особое значение, поэтому требует специального анализа. Сетевые ресурсы, формирующие информационные потоки, являются для многих школьников основным источником информации и социального опыта, в том числе опыта общения, и даже средой жизнедеятельности. При этом возможны отрицательные результаты информатизации жизни в условиях отставания информатизации образования: восприятие ребенком компьютера только как средства развлечения; отсутствие взаимодействия (как передачи и возможности уточнения смысла, обсуждения) с источником информации (компьютером); определенные потери в области коммуникативных умений учащихся (часто наряду с ростом информационно-коммуникативных), поскольку «реакции» компьютера в достаточной степени предсказуемы и не требуют гибкости, толерантности и прочих качеств, проявляющихся в общении между людьми; широкий доступ школьников к любого рода информации, в том числе агрессивного, эротического, экстремистско-религиозного и содержания). С другойстороны положительные результаты использования информационных потоков школьников в обучении весьма значительны: это рост мотивации учения, самообразования; приближение обучения к особенностям индивидуального стиля учебы; ускоренный доступ к практически неограниченному количеству качественной информации; эффективное обучение методом упражнения и тренировки; эффективное обучение методом имитации действий или явлений и др.

ЗАДАНИЕ

Учебник традиционно считается основным средством предъявления содержания образования ученику. По каждому предмету сегодня существует большой выбор учебников. Учителя охотно ими пользуются. А учащиеся?

Интерпретируйте представленные ниже результаты педагогических исследований.

Метод педагогического исследования Интерпретация – истолкование, объяснение, разъяснение смысла, значения чего-либо. Интерпретация имеет место быть там, где есть множественные смыслы. Интерпретации могут подвергаться действия субъектов педагогического процесса, ответы на вопросы и мнения, продукты деятельности (рисунки, сочинения, эссе и т.п.), научные факты. Целью интерпретации является получение нового знания путем анализа, синтеза и оценки информации.
По материалам исследований Для выявления причин, по которым школьники уклоняются от работы с учебником, было проведено исследование среди учащихся основной и старшей школы. Исследование проводилось методом анкетирования, для чего была разработана анкета, позволившая получить информацию о том, какие учебники нравятся учащимся, как регулярно они работают с учебниками, какие трудности испытывают при работе с учебниками, что хотели бы изменить в учебниках. В анкете были использованы различные варианты ответов на вопросы: с однозначным выбором ответа из списка предложенных, с возможностью дополнить своим ответом уже предложенные варианты и свободный ответ на вопрос. Анкетирование проводилось в октябре-ноябре 2011 года. В исследовании приняли участие учащиеся из 7 общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга. Среди них оказались разные типы образовательных учреждений: общеобразовательные школы, школа с углубленным изучением ряда предметов, гимназии и лицеи. Участие в исследовании учащихся из разных типов учебных заведений и количество опрошенных позволяет говорить о том, что полученные результаты отражают действительное отношение учащихся 5-11классов к школьному учебнику. Всего в анкетировании приняли участие 623 учащихся 5-11 классов. В результате проведённого исследования были получены следующие результаты. От класса к классу предпочтения учащихся несколько меняются. В таблице 1 представлен рейтинг учебников-лидеров по классам. Таблица 1 Изменение рейтинга учебников по классам.
Рейтинг Класс      
  математика история русский язык
  биология математика иностранный язык
  математика история, география иностранный язык
  математика иностранный язык русский язык, физика
  математика история, физика иностранный язык
  обществознание иностранный язык математика
  физика обществознание иностранный язык

Результаты анкетирования показывают, что в 11 классе, к моменту окончания школы, на первое место выходят учебники по самым «сдаваемым» предметам по выбору на ЕГЭ [10]. Именно физика, обществознание и иностранный язык чаще всего требуются для поступления в вузы, не считая обязательных экзаменов по математике и русскому языку.

Несмотря на высокий рейтинг некоторых учебников, к старшим классам школы всё большее количество учащихся указывает, что им не нравится ни один учебник.

Рис. Изменение доли учащихся от 5 к 11 классу, которым не нравится ни один учебник.

Трудности, которые испытывают учащиеся при работе с учебником приводят к тому, что часть учащихся перестаёт регулярно работать с учебником. Количество учащихся редко пользующихся учебниками увеличивается с 5 по 11 класс более чем в 20 раз.

Рис. Изменение доли учащихся регулярно\редко пользующихся учебниками.

Источник: Литовченко О.В. Отношение учащихся 5-11 классов к школьному учебнику: результаты анкетирования// Человек и образование, 2012, №1, с. 117 – 123.

По материалам исследований С целью получения информации о респондентах, принимавших участие в нашем опросе по выявлению мотивов учения и отношения к школе о распределении свободного времени подростков, наиболее значимых источниках информации для подростка. При составлении вопросов данного раздела мы использовали диагностический материал С.Б.Цимбаленко. Источники значимой для подростка информации Таблица 2
От друзей и подруг 52%
Из компьютерных источников 50%
Взрослые телепередачи 40%
Из книг, но не учебников 38%
От родителей и других членов семьи 31%
На уроках, в школе, от учителей 27%
В кружке, секции, клубе, другом объединении 17%
Детские, юношеские телепередачи 15%
Из учебников 15%
Просматривая аудио- и прослушивая видеозаписи 8%

Какая информация для тебя более значима?

Таблица 3

О родителях 56%
О межличностных отношениях 36%
О моде 35%
О здоровье 29%
О музыке 25%
Об образовании 21%
О своих правах 19%
О жизни на Земле 15%
О политической жизни в стране 10%
О современных открытиях в области науки и техники 9%
О соревнованиях 8%
О природе, экологии 6%
О животных 5%
О школе 4%

Источник: Болотова В.Г. Достижения отечественной дидактики второй половины ХХ века как ресурс для решения проблемы формирования образовательной мотивации современных школьников // ИЗВЕСТИЯ Уральского государственного университета. - №5(84). – 2010. – с.92-106.

Какие информационные потоки в процессе обучения используют учитель и учащиеся? В чем состоит разница? Существуют ли «точки пересечения» этих потоков?

Каким образом учитель в своей работе может учесть разницу в источниках значимой для ученика и для него самого информации?

Каким образом можно определить информацию, наиболее значимую для современных школьников?

Подготовьте презентацию о новых ресурсах информации, которыми могли бы пользоваться учителя наряду с учебником в процессе обучения.

Основной задачей дидактики становится вопрос о конструировании содержания образования при изучении учебных предметов на основе целостной системы различных видов знаний, характеризующих социальный и личностный опыт [94] субъектов процесса обучения – учителя и ученика. Конструирование осуществляется:

· на уровне концепций исследователями и учеными – в ограничении удельного веса предметных информационных знаний основ наук и увеличении других видов знания, отвечающих на вопросы «как?» «зачем?»; в уточнении смысла ведущих принципов конструирования содержания образования – фундаментализации (научности), гуманизации, культуросообразности;

· на уровне всех учебных предметов методистами - в выходе за пределы предметных информационных знаний основ наук, посредством расширения межпредметного, надпредметного контекстов;

· на уровне школьной учебной книги авторами учебников - в диалоговом характере построения учебного содержания и изменении аппарата ориентировки, включающего вопросы и задания, направленные на формирование: компетенций учащихся за счет акцентирования внимания на процедурных и оценочных знаниях; мировоззрения и ценностных ориентаций школьников, что предполагает усиление межпредметного и надпредметного контекстов знаний и формирование рефлексивных знаний; осознанного построения индивидуального способа освоения содержания образования, что предполагает выбор учащимися различных заданий;

· на уровне учебных материалов учителем - в изменении соотношения информационных, повествовательных и дискуссионных текстов: рост объема дискуссионных текстов, ориентированных на формирование оценочных и рефлексивных знаний, с целью развития самостоятельной позиции учащихся, ценностных установок, обогащения их личностного опыта; в увеличении информации о способах и методах познания, что обеспечивает формирование процедурных и оценочных знаний, способствующих развитию познавательной самостоятельности школьника; в увеличении количества ситуационных учебных задач, направленных на формирование рефлексивных, оценочных, процедурных знаний, отражающих личностный и общественный опыт педагогов и учащихся.

ЗАДАНИЕ

Проанализируйте сложившиеся в отечественной дидактике теории содержания образования:

· Содержание образования – педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре. Состоит из четырех структурных элементов: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме знаний; опыта репродуктивной деятельности - в форме умений и навыков; опыта творческой деятельности – в форме проблемных ситуаций, познавательных задач и т.п.; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.В. Краевский).

· Содержание образования – содержание и результат процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности (В.С. Леднев).

· Содержание образования – образовательная среда, способная вызвать личностное образовательное движение ученика и его внутреннее приращение (А.В.Хуторской).

Можно ли утверждать, что эти определения и приведенное в тексте раздела согласуются, не противоречат друг другу?

Приведите аргументы в пользу своей точки зрения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.