Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование как процесс становления Человека




Можно сказать, что социальное партнерство подразумевает совместную деятельность субъектов образовательного процесса, которая характеризуется доверием, общими целями и ценностями. Эта деятельность основана на добровольных началах, ориентирована на долговременность отношений, характеризуется взаимной ответственностью сторон за результат.

Соблюдение перечисленных принципов позволяет объединить интересы различных социальных групп, оказывающих влияние на развитие образовательных процессов и способных предложить эффективную стратегию управления качеством образования.

К концу этого этапа становления государственно-общественного управления школьным образованием наблюдается поляризация общественного настроения вокруг важных для судьбы страны вопросов, которые можно сформулировать на нескольких уровнях.

Расширяющееся несоответствие между декларируемыми демократическими общественными ценностями и реальной практикой управления государством и всеми его структурами приводит к концу 20-х годов к попытке педагогического сообщества осмыслить пути развития советской педагогики и школы, определить роль школы в социалистическом обществе (педагогическая дискуссия 1928г.). Итогами этого периода можно считать уникальный педагогический опыт развития отечественного школьного образования на идеях свободы, демократии и плюрализма, опыт привлечения широких социальных слоев, практически всенародную поддержку становлению новой советской школы.

Пятый этап - 1931 – 1991гг., подготовка и проведение реформы образования. Общественное участие в школьном образовании в период 30-70-х годов носило организованный, идеологически ориентированный государственный характер, администрирование стало основной формой руководства образовательными учреждениями. Середину 70-х - 80е годы XX века можно определить как период стагнации государственных форм управления образованием при активизирующемся движении лучших педагогических коллективов и отдельных педагогов в направлении актуализации на новом уровне общедемократических гуманистических ценностей образования. Подготовка предложений по реформированию, широкое обсуждение проблем образования привело к созданию двух структур, параллельно разрабатывавших проекты реформы: АПН СССР и Временного научно-исследовательского коллектива (ВНИК) «Школа». Были сформулированы основные принципы государственной образовательной политики демократического государства, в том числе и обязательность демократического, государственно-общественного характера управления образованием, которые вошли затем в новый «Закон об образовании» (1992), появившийся в новых социально-политических условиях. Показательно, что степень доверия общества к учителям в этот период была максимальной, статьи педагогов-новаторов обсуждались в широком контексте ожидаемых социально-политических преобразований.

Тенденции развития государственно-общественного управления школьным образованием как вероятностные ситуации при проявлении авторитарных или демократических подходов к определению государственной образовательной политики в области функционирования образовательных систем. Авторитарный подход характеризуется непосредственным и доминирующим участием государства в школьном образовании, государство полностью его финансирует, определяет приоритеты и функции управления, готовит кадры управления образованием. Участие общества при таком подходе сводится к реализации незначительных, не затрагивающих содержательные компоненты школьного образования, возможностей и потребностей участников образовательного процесса. Демократический подход допускает «рамочное» законодательное участие государства в функционировании школы, при соблюдении государством основных прав граждан в сфере образования и существовании школы как социального института. Управление, при реализации такого подхода, становится государственно-общественным, затрагивающим все основные функции деятельности школы (целевой, организационно-содержательный и аналитико-результативный компоненты).

В демократическом обществе основным механизмом реализации государственно-общественного управления образованием является общественная дискуссия, которая ориентирована на обеспечение качества политических документов; обеспечение содержательной общественной поддержки предлагаемых изменений; рост компетентности педагогической общественности, самоопределение в планируемых изменениях в системе образования относительно собственных профессиональных задач.

ЗАДАНИЕ

Проанализируйте программы нескольких политических партий в области образования. Какие проблемы развития образования представляются в них наиболее актуальными на современном этапе развития нашего общества? Какие предлагаются пути решения этих проблем? По какой проблеме, на Ваш взгляд, целесообразно провести общественную дискуссию? Какие структуры и общественные группы целесообразно привлечь к участию в дискуссии?

Аргументируйте свои ответы.

Обратите внимание на то, что Вы утверждаете; какие доводы поддерживают Ваше утверждение; какие факты поддерживают Ваши доводы; какие возражения Вы признаете и как отвечаете на них.

Одной из наиболее важных тенденций развития образования в РФ является повышение уровня взаимодействия с обществом, которое, в частности, реализуется посредством социального партнерства. Социальное партнерство – это обдуманные и взаимовыгодные отношения между согласившимися сторонами, основанные на сочетании ценностей, которые развиваются во времени и приводят к измеримым результатам.

Открытая обществу (социуму) школа подразумевает ее активное взаимодействие с «ближайшей социальной средой», что, в свою очередь, предполагает изменения в таких областях школьной жизни, как управление, организация образовательного процесса и даже планировка здания школы. Таким средством диалога на данный момент может выступать Публичный отчет о деятельности школы. Публичный отчет школы, как правило, ежегодный, рассматривается как важное средство обеспечения информационной открытости и прозрачности государственного или муниципального учреждения, форма широкого информирования общественности, прежде всего родительской, о деятельности школы с целью получения объективной внешней оценки и дальнейшего развития собственно учреждения.

Определяя принципы, на которых строится социальное партнерство, на первое место следует поставить принцип социальной справедливости и согласования интересов всех участников. В условиях заметного социального расслоения, нестабильной экономики обеспечить равновесие интересов сложно, но необходимо во избежание социальных конфликтов.

Вторым принципом является принцип закрепления отношений в законодательных и других актах, что дает основу для взаимных претензий, делает партнерство прочным.

Третьим должен быть принцип ответственности партнеров друг перед другом.

Для социального партнерства в области управления качеством образования большое значение имеют принципы добровольности и равновыгодности.

Опираясь на существующий опыт, можно утверждать, что система социального партнерства имеет для школы многоцелевой характер: побуждает коллектив к самосовершенствованию с учетом мнения родителей о качестве образовательного процесса; стимулирует у педагогов школы заботу об авторитете своего учреждения среди других школ; формирует общественное мнение о школе в целом.

Социальным партнером школы может выступать любое заинтересованное лицо или организация, представитель любой сферы жизнедеятельности человека:

· социальной сферы (медицинские учреждения, учреждения и организации спорта и культуры);

· системы образования (школы-партнеры, учреждения дополнительного образования, причем как детей, так и взрослых, вузы, учреждения начального и среднего профессионального образования, научно-исследовательские институты и лаборатории);

· экономики и бизнеса (производственные комбинаты и предприятия, бизнес-структуры);

· общественные организации (различные советы, ассоциации, сообщества);

· средства массовой информации и др.

Особое место среди социальных партнеров школы занимают родители обучающихся. Необходимым условием партнерских отношений с ними является их добровольность (родители информированы о процессах образования и готовы в них участвовать), их долговременность (нацеленность на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия), взаимная ответственность (определение уровня ответственности каждой семьи и школы).

Во всем мире содействие развитию сущностных сил человека становится единственной и неизменной целью образования. В современном обществе приобретение знаний не ограничивается ни стенами образовательных учреждений (в пространстве), ни завершением этапа образования (во времени). Человек постоянно находится в процессе образования на протяжении всего жизненного пути.

Под непрерывным образованием в течение жизни (Lifelong learning) понимается непрерывный процесс обучения, осуществляемый индивидом на протяжении всей жизни с целью приобретения новых и совершенствования имеющихся знаний, навыков, компетенций или квалификаций в связи с существующими потребностями личного, общественного или профессионального характера. Термин «образование длиною в жизнь» выделяет временной фактор непрерывного образования. Недавно появился термин «образование шириною в жизнь» (lifewide learning), который акцентирует не только постоянство процесса образования, но и разнообразие его форм. Основными принципами непрерывного образования, сформулированными Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию для ХХ1 века и выражающими суть этого процесса, стали: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе.

Непрерывное образование повлекло за собой становление различных видов образования. ЮНЕСКО вела специальную терминологию, отражающую различные степени организованности образования как процесса: формальное, неформальное и информальное (спонтанное) образование. «Меморандум непрерывного образования [123]» определяет европейскую политику в сфере образования на ближайшее десятилетие и вырабатывает стратегию развития образования. «Меморандум о непрерывном образовании» инициирует общеевропейскую дискуссию по проблемам непрерывного образования, которая определяет приоритетные направления и вырабатывает необходимые программы в рамках ЕС.

Ø Надеемся, что Вам будет интересно узнать, что….

Шесть ключевых принципов Меморандума непрерывного образования Европейского Союза. [124]

Принцип 1: Новые базовые знания и навыки для всех. Цель - гарантировать всеобщий непрерывный доступ к образованию для получения и обновления навыков, необходимых для включенности в информационное общество - компьютерной грамотности, иностранных языков, технологической культуры, предпринимательства и социальных навыков, таких, как уверенность в себе, ответственность за свою судьбу, умение рисковать, умение учиться, умение адаптироваться к переменам и умение ориентироваться в потоке информации.

Принцип 2: Увеличение инвестиций в человеческие ресурсы. Цель - значительно увеличить инвестиции в человеческие ресурсы, чтобы поднять приоритет самого важного достояния Европы - ее людей, а основе социального партнерства, распространяя опыт передовых компаний.

Принцип 3: Инновационные методики преподавания и учения. Цель - разработать новые методологии обучения для системы непрерывного образования - длиною и шириною в жизнь. По мере продвижения к информационному обществу - обществу, основанному на знании, - меняется и наше понимание того, что такое образование и учение. Образовательные технологии становятся все более ориентированными на пользователя. Учащийся перестает быть пассивным реципиентом информации. В целом можно сказать, что процесс преподавания и учения, несмотря на все перемены в обществе, не меняется уже, по меньшей мере, полвека. Образовательные системы должны уметь гибко адаптироваться к современным условиям. Это особенно важно для решения гендерных проблем и проблем "третьего возраста". У нас до сих пор нет ответа на многие методические вопросы - как выработать устойчивую мотивацию к учению, какова методика обучения пожилых людей, как приспособить учебную среду для полноценной интеграции инвалидов, каков положительный потенциал групп смешанного возраста для развития познавательных, практических и социальных навыков и так далее. Учителя становятся во все большей степени консультантами, наставниками и посредниками, чья задача - помочь учащемуся самому сформировать свое образование и осознать свою личную ответственность за это. А, следовательно, и методы обучения должны меняться в сторону приоритета личной мотивации, критического мышления и умения учиться.

Принцип 4: Новая система оценки полученного образования. Цель - коренным образом изменить подходы к пониманию и признанию учебной деятельности и ее результатов, особенно в сфере неформального и информального образования. В обществе и экономике, основанных на знании, полноценное использование человеческого фактора становится залогом конкурентоспособности и успеха. Соответственно как для работника, так и для работодателя огромное значение имеют дипломы, аттестаты и сертификаты, подтверждающие квалификацию. Они приобретают все большую роль в интегрированной Европе с единым рынком труда, свободой передвижения и свободным выбором образовательного учреждения. В европейских странах уже действует система признания дипломов о высшем образовании. Необходимо разработать высококачественную систему "Аккредитации предыдущего и неформального образования" (Accreditation of Prior and Experiential Learning - APEL), которая отражала бы все знания, умения, навыки и весь полученный опыт человека и была бы общепризнана в европейском контексте.

Принцип 5: Развитие наставничества и консультирования. Цель - на протяжении всей жизни обеспечить каждому свободный доступ к информации об образовательных возможностях в Европе и необходимым консультациям и рекомендациям. Если в прошлом нам приходилось принимать решение о выборе профессиональной карьеры или образовательного учреждения зачастую всего лишь один раз, то теперь совет о том, что делать дальше (и не только в профессиональной сфере), нужен человеку на протяжении всей жизни. Следовательно, должна быть создана постоянная консультационная служба, которая могла бы дать рекомендации в сфере образовательного, профессионального и личного развития, и была бы ориентирована на интересы и потребности активного пользователя.

Принцип 6: Приближение образования к дому. Цель - приблизить образовательные возможности к дому с помощью сети учебных и консультационных пунктов, а также используя информационные технологии. Культурное разнообразие является важнейшим богатством Европы, и сохранить местные особенности и традиции, в том числе и в сфере образования, - задача всех местных сообществ. При всей свободе передвижения и тех преимуществах, которые она предоставляет, люди не должны быть вынуждены покидать свой родной город или поселок, чтобы получить качественное образование. Приближение образования к дому также подразумевает создание культурно-просветительских центров в непосредственной близости от нашего жилища - не только в школах и вузах, но и в торговых центрах, клубах, музеях, библиотеках, религиозных центрах, парках, центрах отдыха и на рабочих местах.

В концепции непрерывного образования сложилось понимание нескольких видов образования - формального, неформального и информального образования. Приведём ключевые черты, присущие каждому из них, которые раскрыты в тексте «Меморандума непрерывного образования»:

· Формальное образование – происходит в организованном и иерархически структурированном контексте, завершается выдачей общепризнанного диплома или аттестата, имеет определенную продолжительность по времени и основывается на государственной учебной программе, организовано формальными, преимущественно зарегистрированными, организациями.

· Неформальное образование – происходит часто вне специального образовательного пространства, в котором чётко обозначены цели, методы и результат обучения, в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером, а также представляет собой различные курсы, тренинги, короткие программы, которые предлагаются на любом этапе образования или трудовой деятельности. Неформальное образование является для обучаемого осознаваемым и не спонтанным процессом, не ведущим к присуждению степени или выдачи свидетельства об образовании. Разработка программ неформального образования, как правило, находится в компетенции учебного заведения.

· Информальное образование - индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер; образование, реализующееся за счёт собственной активности индивидов в насыщенной культурно-образовательной среде; общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т.д., когда взрослый превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития, результат повседневной рабочей, семейной и досуговой деятельности, а также результат общения со своим социальным окружением на протяжении всей жизни, не имеет определенной структуры.

По материалам исследований… О значимости неформального и информального образования для понимания современного состояния образовательного пространства и имеющих место в нём трендов могут свидетельствовать следующие данные: · по оценке ЮНЕСКО, 85% работающего населения приобрели необходимые для работы знания и умения за рамками формального обучения; · в 2003 году почти 18% жителей ЕС в возрасте 25-64 лет участвовали в неформальном образовании; · в странах Скандинавии – Дании, Швеции, Финляндии – наибольшие показатели по уровню вовлечённости в неформальное образование – почти 50% по данным на 2004 г. Источник исследований Обучение взрослых: учиться никогда не поздно. // Коммюнике Комиссии Европейских Обществ, 23 октября 2006 года. КОМ (2006) 614. // [электронный ресурс] http://www.eaeabudapest.hu/EAEA_ru/downloads/dokumenti/tanulas.doc (дата обращения: 08.02.2009)

Отличительной чертой современного образования является обеспечение доступа к качественному образованию людей с ограниченными возможностями. Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.