Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обобщенная формулировка задачи




В части внешней оценки результатов общего образования нельзя не отметить развивающуюся единую систему государственной аттестации выпускников, уже охватившую выпускников средней (Единый государственный экзамен) и основной (Государственная итоговая аттестация) школы. Несмотря на значительное число трудностей при организации этой аттестации, она, безусловно, способствует построению единого образовательного пространства России.

Внешняя оценка основана на сопоставлении состояния качества образования у объектов одного уровня и получения рейтинговой оценки для каждого из объектов в сравнении с другими такими же. В школах внешняя оценка проводится в период аттестации и аккредитации, что происходит не реже одного раза в пять лет, кроме этого формируется система социальной оценки качества образования.

Сегодня очевидна необходимость построения единой многоуровневой системы оценки качества образования как информационной основы системы управления образовательными системами. Такая система призвана обеспечить единство образовательного пространства в части выполнения требований государственных образовательных стандартов. Для каждого из уровней принято различать внутреннюю (самооценку) и внешнюю оценки.

Внутренняя оценка основана на сопоставлении текущего и планируемого состояния качества образования. Она является оценкой изменений качества образования для соответствующего уровня и их соответствия целям развития учащегося, преподавателя, образовательного учреждения. Как правило, внутреннюю оценку качества образования школы проводят в рамках внутришкольного контроля или специально созданных программ мониторинга качества образования. Существующая сегодня развития система олимпиад и конкурсов на всех уровнях системы образования от международного до школьного также является инструментом оценки качества образования. Ведь только хорошо подготовленные школьники готовы принимать участие в испытаниях, и ориентированы на победу в них.

ЗАДАНИЕ

В 2006 году в рамах председательства России в «Группе восьми – G8» в Санкт-Петербурге проходил саммит «Юношеской восьмерки – Junior8». Среди целей и задач проведения встречи «Юношеской восьмерки» - продвижение и пропаганда идей и деятельности «Группы восьми» в молодежной среде и обществе, обеспечение популяризации идей международного сотрудничества в молодежной среде, а также формирование у школьников активной гражданской позиции подрастающего поколения. Среди обсуждаемых тем была и тема «Образование и ценности молодого поколения». Были рассмотрены следующие вопросы, объединенные в 5 блоков:

· Нужно ли сохранять национальные особенности образовательных систем? До какой степени возможна интернационализация образования? Возможно ли обеспечить равенство в доступе к образованию, если нет, то каковы пределы неравенства, если да, то какими способами его достичь?

· Как должны сочетаться знания общего характера и профессиональная подготовка? Каким нравственным принципам должен следовать молодой человек, получающий знания, становящиеся могучей созидательной силой, если они направлены на преумножение добра? Как отличить подлинные ценности от мнимых? Как сочетать воспитание и образование?

· Какие знания особенно необходимы сейчас молодежи? Какие формы и методы образования являются наиболее перспективными с точки зрения самих учащихся? Как наилучшим образом обеспечить трансляцию знаний, накопленных старшим поколением? Что взять из прошлого для созидания будущего?

· Что может подрастающее поколение предложить для повышения качества образования? Какую связь вы видите между развитием качественного образования и становлением демократии в обществе? Можно ли сдерживать рыночные ориентации в образовании, превращение образования в товарные услуги?

· Каким образом можно вернуть в систему непрерывного образования безработную молодежь, мигрантов? Почему расширение доступа к образованию не всегда приводит к повышению социального и культурного уровня людей?

Выберите вопросы по трем блокам из предложенных пяти.

Возьмите интервью у 7-10 сверстников, проанализируйте ответы, сопоставьте с собственными суждениями по данным вопросам.

Представьте результаты интервью на занятии по педагогике.

ЗАДАНИЕ

Школьное образование – это социальный институт, поэтому существует необходимость оценки качества школьного образования не только в соответствии с ожидаемыми результатами, определенными образовательным стандартом, но и с точки зрения субъектов образовательного процесса, с позиций общественных ожиданий от школы.

Изучите индикаторы оценки социально-педагогической ситуации, используемые в школах Санкт-Петербурга [129]:

Таблица

1. Степень соответствия образовательных услуг социальному запросу 1.1. Целостное представление о школе на основе сравнительного анализа мнений учителей, учеников и родителей (удовлетворенность состоянием школы и перспективами ее развития)
1.2. Оценка различных сторон организации учбеного процесса
1.3. Удовлетворенность учителей и родителей основными сторонами деятельности школы, качеством и количеством образовательных услуг
1.4. Мера комфортности пребывания учителей и учеников в школе
2. Уровень социализации детей 2.1. Уровень мотивации детей на учебу
2.2. наличие интереса к отдельным предметам и уровень его реализации
2.3. оценка возможности проявить свой творческий потенциал
2.4. Степень реализации школой жизненно значимых планов и ценностных ориентаций старшеклассников
2.5. Степень влияния на детей различных факторов социального окружения. Место школы в формировании ребенка
2.6. Уровень соответствия личных и профессиональных качеств учителей пожеланиям учеников и родителей
3. оценка социально-психологического климата 3.1. оценка социально-психологического климата в школе всеми категориями респондентов (педагогами. Учениками, родителями и администрацией)
3.2. Состояние взаимоотношений между педагогами (на межличностном и профессиональном уровнях), между учителями и детьми (на уроке и во внеурочное время0, между учениками, школой и родителями
3.3. Сформированность классных коллективов (сплоченность, готовность оказать помощь друг другу, самоощущение каждого ребенка в своем классе)
3.4. Принципы и согласованность взаимодействия школы с родителями
4. Оценка социокультурной ситуации 4.1. оценка деятельности школы по развитию общекультурного кругозора учащихся
4.2. Наличие специальных учебных программ по общекультурному и эстетическому воспитанию
4.3. Качество организации свободного времени учащихся (в период обучения и в каникулы). Наличие социокультурных мероприятий.
4.4. Наличие негативных явлений в школьной среде и их анализ
5. Состояние инновационной деятельности 5.1. Степень участия учителей в инновационной деятельности. Мотивы и стимулы.
5.2. равномерность распределения усилий по различным объектам инновационной деятельности (содержание учебных дисциплин, воспитательная деятельность и т.д.)
5.3. Уровень влияния руководства школы на инновационную деятельность (управление, поддержка)
5.4. Степень реализации инноваций и их влияние на ситуацию в школе.
6. Профессиональная деятельность учителей 6.1. Представления учителей о системе школьного образования и значимости своей профессии
6.2. Социально-профессиональная мотивация
6.3. Учебная деятельность и удовлетворенность учителей ее результатами
6.4. Анализ проблем, возникающих при организации воспитательной и внеклассной работы
6.5. Трудности, степень удовлетворенности
6.6. Система предпочтений в работе с детьми
6.7. Ученики и родители о коллективе учителей
6.8. Проблемы адаптации начинающих учителей. Становление и профессиональный рост учительства

Проанализируйте представленные индикаторы оценки социально-педагогической ситуации в учреждениях образования. Насколько корректно, точно, полно они отражают состояние и проблематику конкретных сфер и областей деятельности образовательного учреждения?

В настоящее время в роли процедур внешней оценки качества отечественного образования выступают многочисленные международные мониторинговые исследования, в ходе которых оцениваются отдельные наиболее важные результаты общего образования. Эти исследования предполагают проведение сравнительного анализа национальных систем образования, для чего необходимо было разработать критерии и механизмы измерения и оценки их деятельности. Чтобы обеспечить сопоставимость данных, в основу классификации образовательных структур и программ при разработке международных показателей ОЭСР [130] была положена Международная стандартная классификация образования ЮНЕСКО – MCKO (The International Standard Classification of Education — ISCED). Она была принята в 1975г. и существенно пересмотрена в 1997г. с учетом значительных изменений в мире за прошедший период. МСКО является инструментом, предназначенным для преобразования данных, собранных в различных образовательных системах, в сравнимые международные рамки на основе содержащихся в ней четких определений и классификации уровней образования, учебных программ и т.п.

Вполне очевидно, что никакая система показателей не может предоставить все сведения о системе образования. Она дает краткую картину («профиль») его текущего состояния, обозримую «с первого взгляда» Ежегодная публикация международных показателей образования ОЭСР так и называется: «Образование одним взглядом: показатели ОЭСР» («Education at a Glance OECD Indicators»).

ЗАДАНИЕ

Познакомитесь с методикой организации международных исследований, являющихся источником информации для сравнительной оценки национальных систем общего образования, размещенный на сайте официального Центра оценки качества образования (адрес сайта: http://www.centeroko.ru/), организующего участие российских школьников в международных сравнительных исследованиях.

Выберите для себя наиболее интересное международное исследование, представленное на указанном сайте, и ознакомьтесь с его результатами:

· PIRLS(Progress in International Reading Literacy Study) – мсеждународный проект «Изучение качества чтения и понимания текста»;

· PISA (Programme for International Student Assessment) – международная программа по оценке образовательных достижений учащихся;

· TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) – сравнительное исследование качества общего образования;

Какие результаты Вас заинтересовали в большей степени? Почему?

Какие связи между организацией образовательного процесса и полученными результатами оказались для Вас неожиданными?

Для оценки собственной компетентности, выполните несколько заданий из предлагаемых в международных исследованиях. С какими трудностями вы столкнулись?

Обсудите значение участия российских школьников в международных сравнительных исследованиях для развития отечественного образования.

ЗАДАНИЕ

Выявите перспективы развития образования в России, охарактеризованные в Федеральной целевой программе развития образования на период до 2015 года (режим доступа: http://www.fcpro.ru/)

Подготовьте сообщение об одном из направлений развития образования, свой ответ иллюстрируйте примерами.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА

В последние годы в профессиональных педагогических и общественных дискуссиях все активнее обсуждается вопрос об оценке качества образования. Каждая школа обязан ежегодно представлять общественности и в первую очередь родителям своих учеников доклад об итогах образовательной деятельности - Публичный отчет о деятельности школы. Этот документ может состоять из следующих разделов:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1102; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.