Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие качества образования чрезвычайно многогранно




Найдите на сайтах школ, органов управления различные варианты его определения. Какие характеристики качества вынесены на первый план в этих определениях?

Можно ли дать универсальное определение понятию «качество образования», пригодное для всех?

Напишите эссе на тему «Качество образования и качественное образование».

Истинность каждого определения понятия «качество» ограничивается субъективностью восприятия свойств и полезности предмета или явления каждым отдельным индивидом, что и определяет конкретное качество для него. Международная организация по стандартизации (ISO) в 1986 г. сформулировала и с тех пор периодически уточняет определение качества. Международный стандарт качества ISO 9000-2000 говорит, что «качество — это степень соответствия присущих характеристик требованиям». Требования как потребности и ожидания потребителей и заинтересованных сторон могут быть изложены в нормах и стандартах или выяснены с помощью специальных исследований. Спецификой стандартизованных и сопутствующих (бытовых) определений качества является то, что итоговое качество продукта определяется процессом изготовления, а не контроля. В сфере образования понятие «качество» используется, скорее всего, с прошлого столетия. Термины: «качество образования», «качество подготовки специалистов», «качество образовательного процесса», «качество жизни» стали широко использоваться лишь в последние десятилетия XX века. При этом заметно отсутствие единства в определении качества образования и связанных с ним понятий.

Хотя термин «качество» в последние годы широко используется в образовательной среде, нет оснований утверждать, что в России и за рубежом сложилось единое понимание его сути. Чаще всего, говоря о качестве, в России используют показатели, которые связаны с характеристикой потенциала образовательного учреждения (квалификация научно-педагогического персонала, укомплектованность библиотек, обеспеченность компьютерами и т.д.) и результатами образовательного процесса (успеваемость, количество победителей олимпиад, количество медалистов и т. д.). Однако эта информация в рамках современной культуры качества может использоваться для характеристики возможностей образовательного учреждения, но не для системной оценки качества образования учащихся.

Интересно понимание определения качества образования в мире, отраженное в мнении Джанет Колби и Миске Уитт [127]. Эти ученые считают, что качественное общее образование включает следующие составляющие:

· учащихся, которые здоровы и получают хорошее питание, готовы участвовать в образовательном процессе и учиться при поддержке семьи и общества;

· образовательную среду — здоровую, безопасную, обеспечивающую защиту и восприимчивую к полу, обеспечивающую необходимыми ресурсами и благоприятными условиями;

· содержание, которое отражено в соответствующих учебных программах и материалах для овладения базовыми навыками, особенно в области грамотности, арифметики и навыков жизнеобеспечения в таких областях, как тендер, здоровье, питание, предотвращение заболеваний ВИЧ/СПИД, мирное сосуществование;

· процесс, посредством которого подготовленные учителя используют такие подходы в обучении, где на первом месте стоят интересы ребенка, занимаются в специально оборудованных аудиториях и школах и используют метод оценивания способностей ребенка, чтобы стимулировать обучение и свести к минимуму различия в объеме знаний;

· результаты, которые включают знание, умения и личную позицию и связаны с национальными задачами в области образования и позитивным участием в общественной жизни.

Рассматривая «качество образования» с точки зрения государства, общества, работодателей, родителей, учащихся, педагогов и т.д., мы каждый раз будем получать разное «качество», то есть различные подмножества свойств образования.

При практическом анализе качества образования целесообразно определить такое ограниченное множество составляющих этого качества, которое в достаточной степени охватывает используемые аспекты понятия и позволяет удовлетворить основных участников и потребителей образования. Сегодня это в первую очередь: степень сформированности компетенций, знаний, умений и навыков учащихся, уровень развития их личностных свойств, комфортность обучения.

Влияние системы оценивания на образование не подлежит сомнению, но в системах образовательного оценивания имеется множество внутренних проблем. Расширение применения таких систем сделало эти проблемы очевидными. Внимание к измерению результатов образования отражает не только стремление обеспечить «образование для всех», но и рекомендации национальных и международных финансирующих структур, заинтересованных в большей прозрачности и экономической эффективности, определенной унификации систем оценивания.

Каждая из развитых национальных систем общего образования в мире обладает ярко выраженными традиционными особенностями. В России положение усугубляется крайней степенью дифференциации школ. Школы в сельской местности и в мегаполисе, с несколькими учениками и с переполненными классами, с одним учителем и десятками учителей, объединенных в кафедры – каждой из них присущи свои признаки, особенности, свойства. Задача формирования системы оценки качества общего образования, подходящей для всех и для каждого региона, местности и школы, представляется почти нереализуемой.

По мере того, как образование и профессиональная подготовка требуют все больших средств, рекомендации финансирующих структур становятся все более настоятельными. В частности, правительства хотят осуществлять мониторинг и контролировать образование с тем, чтобы обеспечить получение желаемого результата за вложенные деньги. На первый взгляд данная цель кажется тесно связанной с задачей повышения качества образования, однако на практике противоречия между ними очевидны.

Главным критерием качества, например – образовательной деятельности школы, является ее результат – уровень и качество образования конкретных учеников. Отсроченность результатов образования и отсутствие общепризнанных «технологичных» методов текущего контроля этих результатов существенно затрудняет решение вопроса об эффективности функционирования тех или иных элементов образовательной системы. Без решения этого вопроса задача управления системой образования становится неразрешимой. В то же время при анализе деятельности образовательных учреждений традиционно большое значение придается оценке содержания и условий образовательного процесса, проводимой почти всегда качественно с использованием экспертных оценок. [128]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.