КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рассмотрим некоторые проблемы, характерные для современного мира и непосредственно связанные с образованием, педагогической деятельностью
Чтобы понимать современника, необходимо понимать процессы, характеризующие современность. ХХ век в истории человечества оказался очень сложным. Его сложность породила многие проблемы людей, одновременно объединив их. Поэтому наиболее объемлющее название современного мира звучит как многополюсный мир. Современному педагогу уже недостаточно пользоваться в течение всей профессиональной жизни один раз полученными в вузе знаниями психологии и педагогики. Чрезвычайно важно постоянно поддерживать свой уровень информированности, знания и понимания рассматриваемых процессов либо используя возможности системы повышения квалификации, либо используя ресурсы самообразования. Педагогический процесс предполагает диалог людей, принадлежащих к разным возрастным поколениям. Ценности учителя, как представителя иного поколения, могут значительно отличаться от ценностей учеников. И жизненный и культурный опыт у них различен. Проблема несовпадения, а порой диссонанса ценностей поколений, ярко прослеживается в последнее время. Учитель, настроенный на понимание, постижение ценностей своих учеников, невольно оказывается в пока неведомом ему будущем. А ученики, настроенные толерантной позицией учителя, имеют возможность глубже постигнуть кажущееся им далекое прошлое. А.С. Макаренко писал, что воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не по тому, что у вас в душе происходит, а потому, что видит вас, слушает вас. Каждый из вас, готовясь к будущей профессиональной деятельности, понимает, что развитие человека средствами образования является чрезвычайно сложной задачей, решение которой во многом зависит от мировоззренческой позиции педагога. В качестве введения в проблему этого раздела, хотелось бы привести слова Э.Н. Гусинского и Ю.И. Турчаниновой, которые как нельзя лучше отражают необходимость философского осмысления педагогического знания в процессе профессионального образования: «Человеку преподающему, вовсе не обязательно принять, сделать руководством к действию какую-нибудь одну определенную концепцию, но внимательно и критически изучить теории, разработанные профессиональными философами образования, — важный шаг для выработки собственного профессионального мировоззрения. Фактически любой преподающий имеет собственный подход, он может быть не вполне осознанным, не формулироваться в строгих понятиях, но этот подход непременно выражается в его поведении» [134]. Почему такой раздел мы поместили в данном учебнике? Ø Надеемся, что Вам будет интересно узнать, что…. Раздел, посвященный проблемам профессиональной деятельности учителя, появился в учебниках по педагогике не так давно – в начале 21 века. В классических учебниках Ю.К. Бабанского (1983 г.), И.Ф. Харламова (1990 г.) в заключительном разделе школоведения ставился вопрос о требованиях к учителю и классному руководителю, о личностной и профессиональной компетентности педагога, его педагогическом мастерстве. Большего внимания проблемам развития учителя в учебниках педагогики для вузов не уделялось. Однако, нельзя не назвать изданный в эти же годы самостоятельный учебник основ педагогического мастерства И.Я. Зязюна (1989 г.), чуть позже было выпущено пособие по педагогическому мастерству И.П. Андриади (1999 г.). Лишь авторский учебник Т.А. Стефановской «Педагогика: наука и искусство» (1998 г.) предлагал отдельную главу (глава 3) о педагоге как организаторе и руководителе педагогического процесса. В конце 20 века в пространстве педагогической науки активизировались исследования проблем становления учителя, его профессионального развития и совершенствования. Поэтому уже первые учебники по педагогике, выпущенные в 2000 году, ставили вопросы профессиональной педагогической деятельности [135], творческого саморазвития учителя [136], функций учителя и требований к нему [137]. Учебники педагогики более поздних лет издания также поднимали в том или ином аспекте вопросы профессионального развития учителя, причем отводили для обсуждения этих вопросов отдельные главы. Предлагаемый раздел отличается по содержанию от аналогичных разделов других учебников тем, что в нем ставятся для размышления вопросы, связанные с формированием собственной позиции в педагогической профессии, с развитием личной философии педагогической деятельности. Довольно продолжительное время в отечественной педагогике существовало мнение о необходимости поиска идеала учителя, идеала педагога, к которому необходимо стремиться в течение всей своей жизни в педагогической профессии. Связано это было с пониманием особой миссии педагога в жизни общества («специфика цели педагогической деятельности требует от учителя личностного принятия социальной задачи общества, когда цели общества “прорастают” в педагогической позиции учителя») и особой роли педагога в формировании подрастающего поколения («основной инструмент воздействия на воспитанника – личность учителя, его знания и умения» [138]). Но общество изменилось, и сегодня мы понимаем, что изменилась и роль учителя в жизни общества. Он уже не является единственным проводником идей социального обустройства в среде детей и подростков, он не является единственным или самым влиятельным источником достоверной информации, его профессиональная деятельность не окружена ореолом абсолютного преклонения перед ее великой значимостью. Сегодня как никогда актуальны слова В.Н. Сорока-Росинского [139], когда он писал об учителях в начале прошлого века так: «Каждый педагог вовсе не матрац, набитый добродетелями, а личность, определенный склад характера, особая порода — каждый в своем стиле». Трудно не согласится с его мнением, особенно сегодня, когда так ценится индивидуальность и в жизни и в профессии. Какие компоненты можно выделить в философской позиции педагога? Исходя из сущности педагогического процесса, можно уверено утверждать, что это ценностное отношение педагога к ученикам, отношение к происходящим в обществе изменениям, которые обусловливают инновационные изменения образования, образовательного процесса и системы образования в целом, наконец, отношение к себе как профессионалу, которое отражает понимание своей профессиональной идентичности, роли педагога в современном мире. Ценностное отношение «учитель-ученик» Ученик и учитель – субъекты педагогического процесса. Ученик учиться у учителя, но и учитель учиться у своих учеников. «Сегодня вдруг во всех частях мира, где все народы объединены электронной коммуникативной сетью, у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших. И наоборот, старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения своего беспрецендентного опыта перемен, сменяющих друг друга. …Дети сегодня стоят перед лицом будущего, которое настолько неизвестно, что им нельзя управлять так, как мы пытаемся делать сегодня [140]». Основой педагогического взаимодействия, направленного на содействие раскрытию возможностей и способностей ученика, является понимание. Л.С. Выготский в первой трети прошлого века предложил рассматривать процесс взросления ребенка через понятие «зона ближайшего и актуального развития», и путем анализа новообразований, которые характеризуют «самую сущность каждого возраста как новой эпохи или новой ступени в детском развитии [141]». Именно в его работах можно найти ответы на вопросы – почему подростки так стремятся быть одновременно похожими друг на друга и непохожими на своих родителей; почему старшеклассники так любят рассуждать о смысле жизни, о своем предназначении в ней. И еще много других «почему». А.Н. Леонтьев в середине прошлого века ввел понятие «ведущей деятельности». Каждому возрастному периоду, подчеркивал ученый, соответствует конкретный вид деятельности, который влияет на развитие и формирование всех черт личности ребенка и ее познавательных возможностей, характерных именно для этого периода. В этом виде деятельности происходит формирование новой ведущей деятельности, определяющей следующий этап возрастного развития. Эта концепция оказала важнейшее влияние на развитие педагогических идей о том, как именно может строиться педагогический процесс с учащимися того или иного возраста. А.В. Петровский предложил рассматривать процесс развития личности с позиции интеграции человека в различные социальные группы. На каждой стадии развития ребенок входит в определенную социальную группу, приспосабливаясь и усваивая ее нормы. Позднее механизмы влияния общества, социума на личность получили развитие в работах И.Д. Фельдштейна, который предложил рассматривать процесс развития личности через смену психологических позиций «я в обществе» и «я и общество» [142]. Первая позиция характеризуется преобладанием процесса социализации. Новые отношения с людьми делают неопределенными контуры личности ребенка, он податливо отзывается на влияние общества. Вторая позиция выступает как процесс индивидуализации. Ее содержанием является осознание себя в качестве субъекта общественных отношений. Позиция субъекта, согласно И.Д. Фельдштейну, возникает уже у трехлетнего ребенка, в шесть лет она сменяется его установкой на новые социализирующие воздействия. Однако у подростка в период от 10 до 15 лет, на основе развития сознания и самосознания, вновь преобладает позиция «Я и общество». Понимание педагогом охарактеризованных позиций и точная диагностика их проявления в своих учениках, может помочь в разработке продуктивных стратегий взаимодействия с ними. Новый век информационного бума привнес в понимание процесса взросления ребенка новые черты. Появилось абсолютно новое явление, обозначаемое как «дети индиго», дети, обладающие новыми необычными психологическими характеристиками и моделями поведения. Это предполагает, что люди, взаимодействующие с подобными детьми, чтобы достичь успеха, должны изменить свой подход к ним [143]. И так будет продолжаться бесконечно. Развитие общества повлечет за собой новые условия жизнедеятельности человека, что будет отражаться на процессе взросления личности. Совершенно справедливо отмечает Д.В. Ольшанский в своем учебнике «Новая педагогическая психология» [144]: детей в процессе их взросления сопровождают самые серьезные переживания от права на лозунг «Я сам!» до права на самостоятельность, включая право на жизнь и право на смерть. Это означает, что педагогу всегда нужно находиться на передовом рубеже психолого-педагогического знания о процессе развития личности, чтобы уметь понять и принять своего ученика таким, каков он есть.
И еще одну особенность современности педагогу нужно учитывать. В последнее время в силу многих причин интенсифицировались процессы миграции во многих странах. Люди разных культур оказываются вместе и при получении образования – в одной группе, в одном классе, одной команде. В поликультурном сообществе естественно возникают определенные проблемы, с которыми может столкнуться и учитель, и ученики. Эти проблемы связаны с несовпадением культурных ценностей, традиций, норм, правил поведения, возможно, неких законов, носители которых - ученики оказываются вместе, объединенные только одним – процессом получения образования.
В поликультурной ситуации взаимодействие оказывается значимым в двух аспектах – как содействие образованию детей, имеющих культурные особенности, и как равное партнерское их взаимодействие. Такой диалог определен как диалог культур (М. Бубер). В ситуации классного общения он может рассматриваться как взаимообогащение ценностями разных культур в образовательном пространстве. ЗАДАНИЕ Сравните результаты опроса школьников 60-х и 2000-х годов. Что изменилось в их ответах? Проведите дискуссию на семинаре по педагогике по одному из следующих вопросов: · Какие изменения произошли с познавательными интересами школьников за 40 лет? · Хотят ли учиться современные школьники? Что помогает и что мешает им это делать? · Оказало ли влияние развитие информационного общества (свободный доступ к любой информации, компьютеризация) на познавательные интересы современных школьников? Ценностное отношение «педагог - общество» Во-первых, к началу ХХI века сформировалась новая структура населения, что связано с изменением численности разных возрастных групп и, соответственно, расширением субъектов образования. Мы стали жить дольше, что связано с успехами медицины. Детей рожают позже или не рожают вовсе, что стало также результатом развития медицины, позволившей людям планировать рождение детей. Например, во всем мире в настоящее время половина семейных пар с детьми используют противозачаточные средства, что было трудно представить себе еще совсем недавно — в 1960-е гг., когда ими пользовалась одна семейная пара из десяти. Увеличение продолжительности жизни и сокращение рождаемости в совокупности влияют на изменение возрастной структуры населения. Всего 50 лет назад молодежь была многочисленной, а людей старшего возраста было гораздо меньше, прогноз ОЭСР к 2050 году таков – людей старшего возраста будет все больше и больше:
Трапеция с многочисленной группой и в основании и небольшой верхушкой людей старшего возраста (60-е годы ХХ века) трансформировалась в структуру с «тяжелой» верхушкой, более узким основанием и неуклонно увеличивающимися группами людей среднего и старшего возраста. Можно ожидать значительное увеличение группы людей старше 65 лет по сравнению с возрастной группой от 15 до 64 лет, что может вызвать серьезные последствия на ресурсы, доступные сфере образования [147]. Как в Европе, так и в других развитых регионах сокращаются количество детей и их доля в общей численности населения, в то время как количество людей старшего возраста увеличивается во всем мире. Высшее образование в этих условиях переходит на более гибкую уровневую структуру (бакалавриат + магистратура), расширяются возможности получения дополнительного образования для людей разных возрастов, в различных странах создаются специальные образовательные учреждения для людей третьего возраста – от школ до университетов. Причем, в этих условиях становится чрезвычайно востребованной миссия образовательного учреждения, концепция его развития, его философская позиция в образовании. Ø Надеемся, что Вам будет интересно узнать, что…. Пример, характеризующий миссию, философию одной из школ для людей третьего возраста, созданных в Санкт-Петербурге [148]: «Основной целью Школы является изменение стереотипа поведения и жизненных установок пожилых людей: уход от пассивной, потребительской позиции и формирование новой модели личности — личности активной, деятельной, творца своей собственной судьбы, от которой во многом зависит положение дел в своем доме, районе, городе и стране. Школа призвана решать следующие задачи: 1) создавать возможности для личностного развития в «третьем возрасте»; 2) формировать сообщество граждан, готовых представлять свои интересы в обществе и решать местные проблемы; 3) менять отношение общества к старости, развивать взаимодействие/взаимопомощь поколений. Деятельность Школы направлена на развитие демократических процессов в общественной жизни России посредством включения в нее самой многочисленной категории населения — пожилых людей. В ее основе лежит идея о том, что благодаря активному участию пожилых людей в различных образовательных мероприятиях изменяется их мировоззрение, степень участия в общественной жизни, и тем самым все происходящие изменения в обществе обретают большую продуктивность и осмысленность. Философия Школы созвучна демократическим принципам скандинавских народных школ и принципам образования взрослых. Важным в Школе является уважение и доверие к индивидуальному опыту и мнению каждого из участников обучения, самостоятельность и ответственность в принятии решений, возможность самовыражения для каждого. В основу обучения положена философия развивающего диалога: курсист (участник образовательных курсов) становится не получателем услуги, а участником и организатором всех мероприятий Школы». ЗАДАНИЕ Какие проблемы в воспитании и обучении детей могут возникнуть в условиях развития процессов старения общества? Приведите аргументы для обоснования своей точки зрения. Обсудите проблемы, их аргументацию и стратегии решения в группе на семинаре. Во-вторых, современная сама система образования испытывает натиск со стороны общества в связи с развитием новых ожиданий, «новых вызовов» времени. Эти процессы начались сравнительно недавно в конце ХХ века.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1101; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |