КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подготовка преподавателя к уроку
Как известно, качество преподавания и решающей степени зависит от педагогического мастерства и научной квалификации преподавателя. Огромное значение имеют также подготовка преподавателя к занятиям, методическая обеспеченность образовательного процесса, причем эти требования возрастают при использовании методов проблемного обучения. Следует отметить, что независимо от профиля дисциплины преподаватель должен знать содержание будущей специальности студентов, цели и направления их подготовки (Государственный образовательный стандарт), учебный план специальности, роль и место преподаваемой дисциплины в системе подготовки специалистов, межпредметные связи. В этой связи мы считаем обязательным ознакомление преподавателей с документами, отражающими цели и содержание подготовки специалистов. Методическая разработка занятий включает: анализ действующей учебной программы; изучение учебной и научной литературы по дисциплине: определение межпредметных связей; логический анализ содержания учебного материала и построение структурно-логических схем (СЛС) тем курса; отбор основной и дополнительной литературы для студентов; изучение информационного фонда наглядных пособий н ТСО. В итоге этой работы у преподавателей окажутся разного объема подборки материалов по всем темам лекций — СЛС, выписки из литературы, иллюстративный материал, библиографические карточки и т. п. После этого составляется календарно-тематический план, куда включаются наименования тем всех занятий, количество отводимых на каждую тему часов, а также указания на то, по каким темам должны быть проведены соответствующие семинары, лабораторные или практические занятия. Далее начинается работа над каждым уроком. Прежде всего, согласно учебной программе и тематическому плану преподаватель определяет тему и цели урока. Тема урока должна быть сформулирована кратко и направлена на определенную деятельность (анализ, конструирование, моделирование, исследование, расчет, решение, классификация, раскрытие сущности и т.п.). Цели урокаформулируются через конкретные знания и умения, которые должны быть сформированы у студентов (что должен знать и уметь студент в результате изучения темы). На этом этапе подготовки урока преподаватель не вправе забывать и о мотивационной стороне учения – ради чего студенты должны изучать данную тему, где, для чего и когда эти знания будут использованы, какое место занимает изучаемая тема в дисциплине. Определив тему и цели урока, преподаватель переходит к определению содержания обучения, т.е. отбору учебного материала, его анализу и структурированию. Источниками для отбора материала служат учебники, учебные, методические и наглядные пособия, научная литература и т.д. Структурирование материала означает выделение на основе логического содержания обучения элементов информации (понятий, формул, правил, определений, законов, схем, примеров и др.), установление логических связей между ними и последовательности их изложения на занятии. Структурные элементы и связи между ними удобно представить в форме графовых моделей и структурных формул учебного материала. На этом этапе подготовки урока преподаватель выделяет также узловые вопросы темы, которые могут стать проблемными. В графовой модели учебного материала узловой вопрос выделяется среди других множеством связей с другими элементами информации. После определения содержания материала и структурирования преподаватель приступает к построению методики изложения, т. е. выбору методов и приемов обучения, наглядных пособий, определению способов решения проблемных вопросов и т. д. Подготовка преподавателя к проблемному изложению материала включает следующие действия: 1. Разработка задач-проблем и способов их постановки для студентов. Источниками таких задач являются: практические (производственные и т. п.), профессиональные задачи; история науки; различные теоретические подходы к решению одной и той же проблемы; личный теоретический, экспериментальный опыт преподавателя. 2. Разработка системы подпроблем, составляющих частичные задачи и последовательность их решения в ходе лекции. 3. Определение системы новых понятий, терминов, символов и т. п., которые необходимы для решения подпроблем. 4. Подготовка демонстрационных материалов п способов их использования на занятии. 5. Подбор примеров, иллюстрирующих теоретические положения или обеспечивающих демонстрацию частых случаев проявления изучаемых законов, явлений, процессов и т. п. Проблемно построенный урок — это рассмотрение в поисковом плане одной или нескольких учебных проблем на основе анализирующего рассуждения, описании истории, открытий, разбора и анализа точек зрения н других способов движения к научной истине. Проблемное изложение материала означает систематическое создание проблемных ситуаций и их решение по ходу раскрытия содержания вопросов. Проблемная ситуация.может быть создана, если обучаемые не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту и учебной ситуации. В то же время нельзя ставить учебную проблему без предварительной актуализации той группы ранее усвоенных знаний, которая непосредственно связана с материалом, подлежащим усвоению путем решения проблем. В противном случае или проблема не будет понята и принята учащимися, или ее решение не приобретает творческого характера. Термин «актуализация знаний» означает воспроизведение ранее изученного материала, необходимого для раскрытия новой темы, для решения новой познавательной задачи. На урок, как правило, некоторые студенты приходят неподготовленными, смутно помнят пройденный материал. Поэтому прежде чем назвать новую тему, ставить цели занятия преподаватель очень кратко напоминает пройденное, используя словесные и наглядные методы. Рекомендуется также организация опроса и самостоятельной работы учащихся. Воспроизведение пройденного (известного) материала составляет отправную точку для постановки новой проблемы (теоретической задачи), содержащей неизвестные знания, которые будут изучены студентами на данном занятии. Таким образом, формулирование проблемы вначале включает два звена: актуализацию прежних знаний и постановку вопроса (задачи) — проблемы, решение которой должно обеспечить достижение новых знаний. Формулировка проблемы должна быть записана на доске или представлена в какой-либо иной форме (символически, графически и т. д.), обеспечивающей возможности фиксирования в конспекте. Проблемное изложение любого вопроса неотделимо от диалектического подхода к нему, т. е. от рассмотрения явлений н процессов в развитии, от нахождения связей между ними, их взаимообусловленности. Поэтому, сформулировав проблему, которая будет разрешаться на занятии преподаватель проводит предварительный логический анализ учебного материала, вскрывает главные, определяющие связи между явлениями. Эти связи он раскрывает в процессе изложения, анализируя проблемную ситуацию. На основе предварительного анализа ситуации и приведенных; данных выдвигается гипотеза. Если возможных путей решения несколько, необходима формулировка всех возможных гипотез для последующей их проверки. Затем идет проверка выдвинутой гипотезы или гипотез, отбрасывание неверных предположений, обоснование, уточнение и развитие теоретических положений. Проверка полученного решения осуществляется чаще всего опосредованно, путем учета общественно-исторической практики, описания опыта, мысленного или реального эксперимента экранных или других пособий.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |