Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разработка электронного учебника




Проектирование информационно-компьютерной технологии обучения обязательно включает такие основополагающие действия (этапы работ), как:

1) определение целей образования;

2) разработка содержания образования;

3) выбор методов обучения;

4) разработка электронного учебника, то есть обучающей программы для управления учебно-познавательной деятельности студента;

5) разработка контролирующей программы для рубежного (тематического) и итогового контроля знаний и умений студентов.

Поскольку первые три этапа работы относятся к любой системе образования и являются более менее выполненными (результаты этих работ отражены в Государственных образовательных стандартах, учебных планах и программах), постольку основное внимание посвятим вопросам разработки электронного учебника.

Качество компьютерного обучения, определяемое уровнем усвоения студентом системы знаний, умений и навыков, в решающей степени зависит от содержания и структуры электронного учебника, от методов и приемов учебно-познавательных действий, предусмотренных обучающей программой.
Электронный учебник – это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактическое, методическое и программное обеспечение, а также информационно-справочные материалы для использования их в процессе самостоятельного изучения учебного материала по соответствующей дисциплине.

Электронный учебник должен содержать весь комплекс учебно-методических, информационно – обучающих и контролирующих программ, необходимых для самостоятельного усвоения знаний, предусмотренных Государственным образовательным стандартом специальности (в части требований к знаниям и умениям по соответствующей учебной дисциплине). В его структуру необходимо включить следующие взаимосвязанные блоки: 1) информационно-инструктивный блок; 2)блок входного контроля знаний студентов; 3) информационно – обучающий блок; 4) блок выходного контроля и оценки знаний и умений студентов.

Информационно-инструктивный блок содержит: наименование дисциплины; цели обучения данной дисциплине; наименование и содержание изучаемых тем (учебную программу); методические указания по изучению дисциплины, в том числе порядок работы по электронному учебнику; порядок проведения консультаций по электронной почте (для студентов - заочников); тематику рефератов, контрольных и курсовых работ; методические указания к их выполнению; вопросы к зачетам и экзаменам; общий список литературы с разбивкой на основную и дополнительную.

Второй блок включает тесты для проверки исходного уровня обученности студента.

Информационно-обучающий блок представляет собой обучающую программу, построенную по модульной структуре. Объем одного модуля соответствует содержанию одной темы по учебной программе. Структура обучающего модуля включает: наименование модуля; цели его изучения (что должен знать и уметь студент в результате обучения); структурно-логическую схему модуля (содержание модуля в словесно-графическом представлении); учебную информацию по каждому узловому вопросу (дозу информации) в виде текста с соответствующими средствами наглядности; задания, направленные на усвоение материала каждой дозы в виде вопросов или задач; рекомендации по их выполнению, эталонные ответы; тесты для контроля знаний по каждому модулю; список литературы к модулю.

Кроме основного информационного материала и соответствующих заданий, в обучающую программу рекомендуется включать творческие задания, предполагающие самостоятельное применение усвоенных знаний в решении проблемных задач.

Блок выходного контроля представляет собой тест для итоговой проверки и оценки результатов обучения.

Разумеется, электронный учебник может иметь и другие структурные варианты. Рассмотрим структуру обучающей программы, составленной по методике проблемного обучения.

Как известно, проблемное обучение включает следующие этапы:

1) постановка проблемы (источниками проблемных вопросов и задач является: изучаемые в соответствующей науке концепции, законы, принципы, процессы, объекты и т.д.; теоретические проблемы, возникающие в ходе исторического развития науки; различные подходы к решению одной и той же проблемы; практические задачи, решаемые специалистами на производстве);

2) актуализация знаний, необходимых для решения проблемы, путем постановки вопросов, решение задач, повторения теории по пройденному материалу;

3) организация учебно-познавательной деятельности студентов по решению проблемы путем использования различных методов и приемов, в том числе дискуссий, «мозгового штурма», мысленного или реального эксперимента, анализа, аналогии, моделирования и т.д.;

4) проверка результатов, т.е. правильности решения проблемы.

Если проблема очень сложная, то целесообразно ее разделить на подпроблемы и организовать поисковую деятельность студентов по каждой подпроблеме.

Таким образом, при проблемном обучении учебный материал дается не в готовом виде, а как система проблемных вопросов и задач. Степень самостоятельности студентов в решении проблемы зависит от исходного уровня их знаний, познавательных способностей, мотивации, от сложности проблемы.

Структура обучающего блока электронного учебника или его фрагмента, построенного на основе методики проблемного обучения, должна включать следующие элементы:

• постановка проблемы, раскрытие ее актуальности, теоретической или практической значимости;

• вопросы и задачи по пройденному материалу (знание которого необходимо для решения проблемы);

• эталонные ответы к ним для самоконтроля и исправления ошибок;

• последовательность вопросов, соответствующих ходу решения проблемы; при необходимости усматривается возможность обращения студента к той или иной информации, выбора разных способов решения проблемы, электронного моделирования явлений, процессов и объектов, связанных с проблемой;

• эталонные ответы к каждому вопросу (подпроблеме), а также в целом пoдпроблеме.
При разработке электронного учебника с применением методов проблемного обучения преподаватель должен выполнить следующие действия:

1) формулирование главной проблемы (познавательной задачи) раскрытие ее актуальности и практической значимости;

2) логический анализ и структурирование содержания учебного материала; выделение узловых вопросов (подпроблем) и логически взаимосвязанных учебных элементов;

3) построение структурно-логической схемы содержания темы (проблемы); определение опорных (базовых) знаний, необходимых для вовлечения студентов в поисковую умственную деятельность по решению поставленной проблемы; составление вопросов и эталонных ответов для выявления исходного уровня подготовленности обучающихся;

4) разработка системы проблемных заданий, вопросов, задач и определение способов их предъявления студентам;

5) планирование хода решения учебных проблем; выбор методов и средств их решения;

6) составление эталонных ответов к каждому заданию для самоконтроля и исправления ошибок;

7) составление текста обучающей программы; включение в программу необходимых схем, графиков, моделей, фрагментов кино- или видеофильмов и т.д..

Таким образом, использование компьютерной обучающей системы позволяет гибко управлять познавательной деятельностью каждого студента. Следует отметить, что электронный учебник должен быть построен таким образом, чтобы студент мог бы самостоятельно варьировать количество и последовательность выполнения учебных заданий в зависимости от его способностей, потребностей, интересов, исходного уровня знаний. Однако объем усвоенных им знаний, умений и навыков должен быть не ниже минимума программного материала, предусмотренного Государственным образовательным стандартом по соответствующей специальности.

Электронный учебник по существу должен моделировать совместную деятельность преподавателя или с одним студентом (индивидуальное обучение), или с группой студентов (групповое обучение) на разных этапах процесса обучения, начиная с постановки целей и познавательных задач, заканчивая контролем и оценкой знаний, умений и навыков каждого студента. Применение электронного учебника не означает вытеснение преподавателя из учебного процесса. Электронный учебник рассматривается нами как одно из эффективных средств обучения (инструмент), позволяющий гибко управлять учебно-познавательной; деятельностью студентов. При этом меняются функции преподавателя; его информационная и контролирующая функция сокращается. На него возлагаются задачи разработки и совершенствования программных средств, организации самостоятельной или групповой работы студентов, их консультации, руководства учебно-исследовательской работой, самообразования и т.д.

Степень участия преподавателя в учебном процессе (взаимодействия со студентами) зависит от форм обучения. Например, при очной системе он присутствует на каждом занятии, причем первичное ознакомление студентов с учебным материалом лучше осуществлять на лекционных занятиях. Электронный учебник должен использоваться на этапах закрепления знаний, решения задач, лабораторных работ и т.д.

Если же речь идет о заочной форме обучения, то доля аудиторных занятий под руководством преподавателя заметно сокращается. Студент - заочник преимущественно будет учиться с помощью компьютерной обучающей системы.

Электронный учебник позволяет поставить вопрос о соотношении традиционного и дистанционного обучения. Часто дистанционное обучение рассматривается как автономный вид обучения, противопоставляемый традиционному. Оптимальный путь внедрения компьютерной технологии в сферу образования, по нашему мнению, состоит в сочетании их с традиционными методами и формами обучения. Главной особенностью учебно-познавательной среды, создаваемой компьютерной образовательной технологией является ее пригодность как для массового, так и для сугубо индивидуального обучения и самообразования.

Степень участия преподавателя в учебном процессе (взаимодействия со студентами) зависит от форм обучения. Например, при очной системе он присутствует на каждом занятии, причем первичное ознакомление студентов с учебным материалом лучше осуществлять на лекционных занятиях. Электронный учебник должен использоваться на этапах закрепления знаний, решения задач, лабораторных работ и т.д.

Если же речь идет о заочной форме обучения, то доля аудиторных занятий под руководством преподавателя заметно сокращается. Студент - заочник преимущественно будет учиться с помощью компьютерной обучающей системы.

Электронный учебник позволяет поставить вопрос о соотношении традиционного и дистанционного обучения. Часто дистанционное обучение рассматривается как автономный вид обучения, противопоставляемый традиционному. Оптимальный путь внедрения компьютерной технологии в сферу образования, по нашему мнению, состоит в сочетании их с традиционными методами и формами обучения. Главной особенностью учебно-познавательной среды, создаваемой компьютерной образовательной технологией является ее пригодность как для массового, так и для сугубо индивидуального обучения и самообразования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.