КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ целеполагания в СУ
СТРУКТУРИЗАЦИЯ И ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ. Практическое занятие 5 Результаты взаимодействия всех элементов в СУ прямо связаны с поставленными целями. Именно в системе целей многие ученые видят условия успешной деятельности все системы. Академик В. М. Бехтерев считал: «Чем слабее сплоченность и организованность коллектива, тем меньше коллектив имеет возможность достичь тех целей, ради которых он возник». При этом им отмечалось, что «общее неблагополучие объединяет людей сильнее, чем общее благополучие». Однако в этом случае коллектив, т.е. персонал, должен быть объединен единой целью. Цели исследования тесно связаны с целеполаганием, т.е. с их установлением. Целеполагание — одна из важнейших, первостепенных и ответственных функций исследования СУ. При этом следует иметь в виду, что основные функции целеполагания обусловливают необходимость: • определять и формулировать цели, что позволяет представить желаемые конечные результаты исследования; • концентрировать усилия по поиску путей проведения исследовательских работ; • определять критерии оценки достижения целей; • обеспечивать возможность оценки достижения целей и служить базой для сравнения желаемых результатов с достигнутыми. Выполнение этих функций во многом зависит не только от опыта и знаний исследователей и заказчиков, но и от инструмента, с помощью которого осуществляется установление целей. Эффективным инструментом установления целей СУ, как показывает опыт, выступает метод структуризации, более известный как метод «дерева». В процессе развития системного анализа этот метод получил название метод «дерева» целей. Он позволяет выявить количественные и качественные взаимосвязи и отношения между целями, увязать их разные уровни с конкретными средствами и сроками достижения. «Дерево» состоит из целей нескольких уровней: генеральная цель, цели 1-го уровня (главные цели), цели 2-го уровня, цели 3-го уровня и так до необходимого уровня декомпозиции. Достижение генеральной цели предполагает реализацию главных целей, а реализация каждой из главных целей — достижение соответственно своих конкретных целей 2-го уровня и т.д. Вместе с тем этот метод может использоваться при решении ряде других задач в области управления (например, при структуризации и проектировании СУ и процессов, проходящих в них), а также в других областях, в том числе при прогнозировании в науке и технике, разработке сложных программ создания крупных сложных проектов и т.п. Понятие «дерева» целей имеет ряд определений: • граф, схема, показывающая деление общих (генеральных) целей плана или программы на подцели, последний — на подцели следующего уровня и т.д.; • граф, т.е. схема, выражающая соподчинение и взаимосвязи элементов; • графы, показывающие, как генеральная цель проекта разбивается на подцели следующего уровня и т.д. («дерево» — это связный граф, выражающий соподчинение и взаимосвязь, элементов — целей и подцелей); • «дерево», выражающее отношение между вершинами — этапами или проблемами достижения некоторой цели; • интерпретация целей в виде «дерева» задач, т.е. связного незамкнутого графа, не имеющего циклов; • специальный вид «дерева», в котором одна или несколько вершин соответствуют целям, а остальные вершины — подцелям этих целей, а дуги показывают, как декомпозируются цели в подцели; • схема, выражающая соподчинение и внутренние взаимосвязи целей; • упорядочение, взаимная согласованность и распределение целей и подцелей по степени важности. Мы будем рассматривать «дерево» целей исследования СУ как структурированную по иерархическому принципу совокупность главной цели и ее подчиненных подцелей системы 1-го, 2-го и последующих уровней («вершины» цели), соединенных между собой связями (ребрами, ветвями «дерева» целей). В таком случае «дерево» целей позволяет описать количественные и качественные параметры, сроки достижения определенных результатов и провести анализ иерархически распределенных взаимосвязанных и взаимообусловленных целей СУ. Структурированные цели системы чаще представляют графически в виде «дерева» целей, отображающего связи между ними и средства их достижения. Построенное на основе дедуктивной логики с использованием эвристических процедур «дерева» состоит из целей нескольких уровней: генеральная цель — главная цель нулевого уровня, цели 1-го уровня, подцели 2-го уровня, субподцели 3-го уровня и так до требуемого уровня. При этом в понятие целей на различных уровнях «дерева» вкладывается различное содержание. Для достижения генеральной цели необходимо реализовать главные цели (эти цели выступают по отношению вышележащей цели как средства); для достижения каждой из главных целей необходимо реализовать более конкретные цели 2-го уровня и т.д. Обычно для построения «дерева» целей используют процедуры классификации, декомпозиции и ранжирования. Подцели и связи между ними характеризуются количественно — коэффициентом относительной важности (КОВ) и коэффициентом взаимной полезности (КВП). Каждый уровень целей (подцелей) следует формировать по определенному признаку декомпозиции процесса их достижения, а любую цель (подцель) желательно относить к организационно обособленному подразделению или исполнителю. По своему виду «деревья» могут быть простыми и циклическими. В последних ветви взаимно переплетаются и сращиваются. По существу, данный метод представляет собой инструмент организации работы исполнителей исследования.
ПРАВИЛА СТРУКТУРИЗАЦИИ И ФОРМУЛИРОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ, АНАЛИЗ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В СУ:
Построение «дерева» целей осуществляется на основе логической дедукции с использованием интуитивного подхода. При этом следует выполнять определенные правила, в частности: • декомпозиция каждой цели на подцели на том или ином иерархическом уровне проводится по одному избранному классификационному признаку; • каждая цель расчленяется не менее чем на две цели; • каждая цель должна быть субординационна к другим; • любая цель каждого иерархического уровня должна относиться только к отдельному относительно обособленному элементу (например, подсистеме, субподсистеме, подразделению — отделу, бюро, группе, рабочему месту) СУ, т.е. каждая цель должна быть адресной; • для каждой цели на любом иерархическом уровне должно быть предусмотрено ресурсное обеспечение; • количество целей на каждом уровне декомпозиции должно быть необходимо достаточным для достижения вышележащей цели, т.е. должна быть обеспечена полнота редукции цели; • «дерево» целей не должно содержать изолированных вершин, т.е. не должно быть целей, не связанных с другими целями; • декомпозиция целей проводится до того иерархического Уровня, который позволяет определить ответственного исполнителя и состав мероприятий по достижению вышестоящей цели и в конечном итоге главной цели; • при наличии на иерархическом уровне структуризации более трех-четырех целей следует предусматривать построение «дерева» целей циклического вида. Крайне важно при этом правильно формулировать цели каждого уровня, удовлетворив такие требования, как конкретность, достижимость, измеримость, гибкость (возможность изменения приоритетов, корректировки целей с течением времени и месту использования), согласованность и непротиворечивость. Формулировка целей СУ должна, как правило: • начинаться с глагола в повелительном наклонении в неопределенной форме, определять и раскрывать сущность необходимости реализации конкретного действия, (например, увеличить, разработать и т.п.); • определять желаемый конечный результат в количественном и качественном выражениях и обеспечивать возможность измерения количественных показателей, что необходимо для контроля достижения цели («уменьшить затраты на управленческий персонал на 10% от запланированных к 1 января 200... г.»); • указывать на источники и объемы выделяемых ресурсов (например, «за счет внутренних резервов», «из инновационного фонда на реализацию мероприятия выделить 150 тыс. руб.» и т.п.); • целесообразно раскрывать то, что необходимо выполнить. Все цели следует документировать и доводить до всех исполнителей. Примеры формулирования целей: • уменьшить в текущем году, по сравнению с предшествующим годом, за счет повышения производительности труда затраты на управленческий персонал на 10%; • обеспечить маркетинговой службе в текущем году рост продаж продукции предприятия (за счет активизации работы) на 30%. Существенное значение имеют использующиеся при построении «дерева» целей классификационные признаки декомпозиции: 1) параметрический (понятийный, аспектный) — этому признаку главная цель четко разбивается на ряд параметрических или понятийных, аспектных признаков (например, цель «повысить уровень качества труда управленческого персонала СУ...» можно расчленить на подцели — «повысить уровень исполнительности управленческого персонала», «повысить уровень профессионализма управленческого персонала», «уменьшить число опозданий на работу»); 2) объектный — состав подцелей на одном из уровней следует комплектовать по отдельным видам деятельности (например, по управлению качеством, выполнению плана поставок и контрактов и т.д., по видам продукции, услугам и т.п.); 3) технологический — по этому признаку цель разбивается на отдельные стадии, этапы, работы (например по общим функциям управления или стадиям жизненного цикла изделий); 4) временной — это признак служит для расчленения цели на подцели, используя временные промежутки времени (например, годы, полугодия, кварталы, месяцы).
Примеры простого — нециклического и циклического «дерева» целей приведены на рис. 5.3 и 5.4. Рис. 6. «Дерево» целей простое (нециклическое)
В данном случае «дерево» с равномерным числом ветвей (в каждом случае везде по две цели) имеет три иерархических уровня: вершина Ц является целью высшего 0-го уровня (главной целью); Ц1, Ц2 — это цели первого уровня (промежуточные цели); ЦП, Ц12, Ц21, Ц22 — цели второго уровня (низшего уровня). Глубина декомпозиции целей может быть иной, т.е. иметь большее количество иерархических уровней, а также содержать неравномерное (разное) количество ветвей. Рис.7. «Дерево» целей (циклическое)
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |