КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процесс управления информационными ресурсами
Под управлением информационными ресурсами обычно понимается управление созданием и использованием информационных ресурсов.
Процесс управления информационными ресурсами отталкивается от поставленной цели: реализации инноваций, обучения персонала, расширения рынков сбыта и т.д. Когда цель поставлена, в процессе управления информационными ресурсами в компании решаются следующие задачи:
организацию поиска информации в выделенных ресурсах при появлении конкретных требований к информации и при организации мониторинга отдельных параметров внешней среды с целью снижения затрат на получение необходимой компании информации; оценку достоверности полученной информации; использование информации при обосновании принимаемых решений в компании;
Схема управления информационными ресурсами продемонстрирована на рис. 3.3. Постановка цели. Реализации какого-либо процесса всегда предшествует постановка цели. Применительно к управлению информационными ресурсами в компании можно выделить следующие цели: эффективное управление самой компанией; обеспечение инновационного развития компании; обучение сотрудников компании; расширение ассортимента продукции компании, выбор партнеров и т.д. Выявление информационных потребностей для решения задач компании. Отправной точкой управления информационными ресурсами является выявление потребностей в информации. От результата решения этой задачи зависит эффективность работы всей компании. Однако ее решение затруднено отсутствием четких алгоритмов и единых подходов. Выявление потребности зависит от поставленной цели (ниже мы рассмотрим некоторые из них). Формулировка информационной потребности должна производиться специалистами, владеющими терминологией и обладающими достаточной квалификацией для того, чтобы описать недостающую информацию. Определяется перечень параметров внешней среды, оказывающих наибольшее
влияние на деятельность компании и мониторинг которых необходим для достижения поставленной цели. Перечень параметров для мониторинга может включать сведения о деятельности конкурентов или партнеров, изменении цен, запасов и многом другом.
Пример 3.2. Формулирование информационной потребности. В настоящее время понятие «информационное пространство» часто связывают с глобальной сетью Интернет. Количество интернет-пользователей увеличивается с каждым днем, в том числе и в России, большинство пользователей обращаются к Всемирной паутине для поиска информации. Единственным средством навигации по этому информационному пространству являются поисковые машины. Опыт использования поисковых машин Интернета сформировал у пользователя определенную манеру поведения по поиску информации. Во-первых, это поиск на естественном языке. Во-вторых, поисковые машины направлены на то, чтобы предоставить пользователю список ссылок (результат в любом случае, прибегая при этом к изменению условий запроса на поиск информации. В результате пользователь на любой запрос получает ответ, пусть и не относящийся к первоначальной цели поиска. В-третьих, развитие поисковых машин идет по пути угадывания информационной потребности пользователя, т.е. пользователю достаточно ввести несколько знаков в поисковую строку, для того чтобы поисковая машина начала уже предлагать ему различные варианты веб-ресурсов. Таким образом, разработчики поисковых машин правильно определили узкое место в работе пользователей — трудности при формулировании информационной потребности. Однако эта манера поведения приводит к низкой эффективности поиска и работы с информационными ресурсами. При работе с профессиональными базами использование поиска на естественном языке многократно снижает эффективность поиска, недопустимо изменение параметров поиска и подмена искомой информации на ту, которая имеется в системе. Приобретенную манеру поиска информации в Интернете пользователи переносят на работу с профессиональными базами данных. Создатели и разработчики профессиональных ресурсов вынуждены считаться с «привычками», возникшими у пользователей при работе с информационными ресурсами.
Выявление ресурсов, удовлетворяющих информационным потребностям компании. При высокой насыщенности современного информационного рынка данная задача не является тривиальной. Из представленного разнообразия информационных ресурсов необходимо выбрать наиболее подходящие для работы компании. Исходя из выявленных потребностей определяются требования к информационным ресурсам, содержащим необходимые сведения. На основе источников метаинформации осуществляется отбор подходящих ресурсов. Метаинформация — это информация об информации. Источники метаинформации содержат описание информационных ресурсов (документов) по принятым критериям (название, тематика, предметная рубрика, ключевые слова и др.) Они позволяют получить представление об информационных ресурсах без непосредственного обращения к ним. Например, каталог в библиотеке, по которому читатели выбирают и заказывают издания. Доступ к информационным ресурсам является услугой, качество которой сложно оценить до момента ее применения, поэтому большинство информационных агенств предоставляют потенциальным клиентам (подписчикам) возможность пробного доступа или демонстрационные версии своих баз данных. Это позволяет специалистам оценить удобство работы с ресурсами и их содержание до приобретения платного доступа. При решении информационной задачи встает вопрос выбора информационных ресурсов. Если имеется предметный каталог информационных ресурсов, то мы выбираем рубрику, к которой относится необходимая нам информация, и осуществляем поиск среди документов, относящихся к этой рубрике. Однако необходимая информация может содержаться не только среди документов, относящихся к данной рубрике, но и в других рубриках. Данную особенность информации принято называть «рассеиванием» информации. Исследования в области информатики показали, что 50% информации будет содержаться не в той рубрике, которая выделена для документов определенного содержания, а в смежных рубриках. Из этой закономерности следует, что если вы будете искать только в одной рубрике предметного каталога, то потери информации составят 50%. Выбор информационных ресурсов должен основываться в первую очередь на источниках метаинформации, таких как каталоги, справочники, реферативные и библиографические издания. Рассмотрим наиболее популярные из них. Авторитетным справочником по периодическим изданиям является Clinch's Periodicals Directory. В данном справочнике представлено наиболее полное описание периодических изданий со всего мира — около 300 тыс. изданий. Электронный каталог справочника доступен по подписке (http://ulrichsweb.com). Исследуя этот справочник, можно получить характеристику отдельных периодических изданий по различным параметрам, провести поиск периодического издания по ключевым словам, ISSN (уникальному номеру серийного издания), тематике, точному заглавию журнала, ключевым словам в заглавии журнала и др. — всего по 43 параметрам, в том числе и по справочнику цитируемости статей (Journal Citation Report). Система перекрестных ссылок позволяет быстро переходить на официальные сайты изданий. Описание каждого издания включает название, тираж, периодичность, ISSN, полную информацию об издательстве (адрес, телефон, факс), а также информацию о подписке и распространении, библиографический шифр, сведения о реферировании и индексировании издания. Самое полное в мире,справочное издание Gale Directory of Databases позволяет ориентироваться в гигантском объеме мировых информационных ресурсов (www.gale.com). Данный каталог был создан в 1993 г. при слиянии трех справочных изданий, приобретенных компанией Gale Research: Computer-Readable, Directory of Online Databases, Directory of Portable Databases. Издание Gale Directory of Databases в виде двух томов публикуется дважды в год, справочник издается также в электронном виде. Описание баз данных включает наименование и контактную информацию производителя баз данных, тематику представленной информации, ее язык и географию, частоту обновления, варианты подписки, ее стоимость и др. Тематика описываемых баз: новости, бизнес, промышленность, корпорации, технологии, медицина, юриспруденция, компьютеры, коммуникации, образование, здравоохранение, управление, химия, энергия, фармацевтика, гуманитарные науки. Отдельно выделены документы, содержащие подробные сведения о 3600 производителях баз данных и 2400 онлайновых службах и вендорах, списки предлагаемых баз. На 2009 г. Gale Directory of Databases содержал описание 25,5 тыс. баз данных. Метаинформация о российских информационных ресурсах подготавливается научно-техническим центром (НТЦ) «Информре-гистр» (www.inforeg.ru) в виде электронного каталога по итогам добровольной регистрации российских баз данных. Работы по учету и регистрации баз и банков данных, а также по ведению Государственного регистра баз данных осуществляются НТЦ «Информрегистр» в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. № 226 «О государственном учете и регистрации баз и банков данных». К 2010 г. электронный каталог Государственного регистра баз данных содержал описания 7799 баз данных и 1427 владельцев. Однако данный каталог не может дать исчерпывающего представления о российский базах данных, так как регистрация — добровольная и многие производители не регистрируют свои базы данных. Известно, что ни одна реферативная база данных, подготавливаемая зарубежными или отечественными производителями, не может претендовать на полноту тематического охвата первоисточников, как бы она к этому ни стремилась. По данным Ulrich's Periodicals Directory, только 66 тыс. наименований периодических и продолжающихся изданий (из них около 49 тыс. являются периодическими) реферируются и индексируются для различных информационных продуктов. Отбор информационных ресурсов. Работа с метаинформацией позволяет обосновать выбор того или иного информационного ресурса в соответствии с требованиями, предъявляемыми пользователем. Основными критериями оценки информационного ресурса при поиске являются следующие:
Организация доступа к ресурсам. После оценки специалистами компании условий доступа к информационному ресурсу и его стоимости принимается решение о заключении контрактов с информационными агентствами (рис. 3.4). Виды подписки на доступ к базам данных могут быть различными, так же как и способы оплаты доступа к информации. Среди основных вариантов подписки можно выделить следующие. 1. Разовое обращение к информационной системе, при котором оплачивается доступ к полному тексту документа. Например, в информационных системах Интегрум, D&B, Park.ru и др.
2. Фиксированная оплата доступа к информационной системе на определенный интервал времени (неделя, месяц и т.д.), при которой могут быть установлены ограничения на количество пользователей и просмотр полных текстов документов. Например, стоимость подписки на Factiva (www.factiva.com) составляет 750 долл. в месяц за 20 часов работы плюс дополнительная плата за получение маркетинговой и аналитической информации. 3. Смешанные варианты оплаты. Как правило, в информационных системах применяется гибкая ценовая политика, позволяющая сочетать различные варианты оплаты. При заключении контрактов специалисты компании получают пакет документации, описывающей содержание информационных ресурсов и инструменты работы с этими ресурсами. Например, информационная система LexisNexis содержит более 40 тыс. источников информации, и эффективная работа с этой системой зависит от уровня подготовки пользователя. Информационные агентства, как правило, организуют семинары для специалистов компании, с тем чтобы они могли в полной мере использовать потенциал информационной системы в своей профессиональной деятельности, а также оказывают консультационную поддержку своим подписчикам. Применение информационных ресурсов. Следует отметить, что приобретение доступа к ресурсам, содержащим необходимые сведения, не может автоматически привести к коренным изменениям в работе компании. В конечном итоге пользователями этих информационных ресурсов являются специалисты, выполняющие определенные задачи. Необходимо ознакомить сотрудников компании с возможностями нового информационного ресурса и мотивировать их на работу с этим ресурсом. Применение информационных ресурсов в компании предполагает организацию поиска информации, мониторинга отдельных параметров внешней среды, оценки полученных сведений. Специалист, имеющий доступ к информационным ресурсам — базам данных, деловым ресурсам Интернета, получает в свое распоряжение огромный массив документов. Например, информационная система LexisNexis предоставляет пользователям доступ к 3 млрд документов, однако из этого массива специалисту необходимо только ограниченное количество документов. Большие массивы информации ведут к увеличению затрат на приобретение доступа к информационным ресурсам и времени для работы с ними. Эффективность работы с информационными ресурсами зависит во многом от методов структуризации информации в базах данных, программного обеспечения для работы с большим массивом информации и, конечно, от квалификации специалистов Одним из основных преимуществ профессиональных баз данных перед ресурсами Интернета является обработка поступающей информации, т.е. разнесение ее по рубрикам, выделение в документах сегментов, таких как автор, заголовок, дата и т.п. Для повышения эффективности процесса поиска и сокращения затрачиваемого на него времени разрабатываются различные поисковые инструменты и формы предоставления информации. Поисковые инструменты информационных систем могут иметь как общие черты, так и существенные различия. В некоторых видах систем удобство инструментов для работы с массивами документов является основным конкурентным преимуществом. Например, на российском рынке пра-иовой информации производители справочных правовых систем иорются за потребителя путем совершенствования интерфейса и поисковых инструментов своих систем. Выполнение информационного поиска возможно либо по тексту (иолнотекстовый поиск), либо с помощью каталога. При полнотекстовом поиске отыскиваются слова в тексте документа либо в его сегменте, например в заголовках статей и рефератах, методом перебора всех вариантов написания и синонимов. В некоторых системах поиска алгоритм позволяет вводить набор слов и учитывает некоторые формы слова, например множественное число. Каталог в информационной системе - это оглавление файлов, доступное пользователю посредством интерфейса информационной системы. Обычно система файловых каталогов имеет иерархическую структуру. Полнотекстовый поиск и поиск с помощью каталога не являются взаимоисключающими; напротив, наиболее эффективные стратегии Поиска получаются при их комбинации. Несмотря на разнообразие поисковых инструментов, процесс поиска для документальной информационной системы может быть представлен в виде последовательности действий:
По результатам поиска, как правило, запрос корректируется. Для достижения наилучшего результата специалисты составляют несколько запросов на поиск информации. Таким образом, информационный поиск представляет собой упорядоченную последовательность действий, для того чтобы отыскать необходимую информацию. Перед тем как использовать полученную информацию, ее необходимо оценить — пригодна ли она для решения поставленной задачи с позиций ее достоверности. Этот вопрос особенно актуален при работе с ресурсами Интернета. Целью всей проделанной информационной работы является обоснование решения. В решении экономических задач результатом информационной работы служит подготовленное обоснование для принятия решения о выборе поставщика, проведения рекламной кампании и др., а также аналитический отчет по исследованию рынка, вида экономической деятельности и т.д. Анализ затрат на получение необходимой информации и оценка достигаемого эффекта. Контрольным мероприятием в управлении информационными ресурсами служит анализ затрат на получение необходимой информации и оценка достигаемого эффекта в деятельности компании. Однако это не является заключительным этапом, поскольку информационная деятельность предполагает возможность внесения корректировки на каждом этапе: выявление потребности в информационных ресурсах, отбор информационных ресурсов, организация поиска и т.д.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 4791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |