Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационные потребности при обеспечении инновационной деятельности




Термин «инновация» происходит от латинских слов in Novate — обновление, улучшение какой-либо деятельности. Под инноваци­онной деятельностью понимается вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства, передачи услуг. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организа­ционных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в со­вокупности приводят к инновациям1.

В статистике выделяют следующие основные виды инновацион­ной деятельности:

· исследования и разработки;

· инструментальная подготовка и организация производства, охватывающие приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, необходимых для изготовления нового продукта или применения нового тех­нологического процесса;

· производственное проектирование, дизайн и другие разработки (не связанные с научными исследованиями и разработками) но­вых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), но­вых производственных процессов, включая подготовку планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных ха­рактеристик, необходимых для создания концепции, разработки, производства и маркетинга новых продуктов, процессов, услуг;

· приобретение овеществленных технологий — машин и оборудо­вания, по своему технологическому назначению связанных с внедрением технологических и прочих инноваций;

· приобретение неовеществленных технологий со стороны в форме патентов, лицензий (договоров) на использование изо­бретений, промышленных образцов, полезных моделей, рас­крытия ноу-хау, а также услуг технологического содержания; приобретение программных средств, связанных с осуществле­нием технологических инноваций;

· обучение, подготовка и переподготовка персонала, обуслов­ленные внедрением технологических инноваций;

· маркетинговые исследования.

Под термином «технологические инновации» понимается новый или усовершенствованный продукт или услуга, внедренная на рынке, новый или усовершенствованный процесс или способ производства (передачи) услуг, используемый в практической деятельности. В этом понимании и будем употреблять в данном учебнике этот термин.

Иногда новшество называют новым знанием. Однако понятие «новое знание» шире понятия «новое знание в интересах иннова­ций». Многие исследователи создают новое знание не в интересах инноваций, а в процессе анализа теорий, выявления связей между явлениями и во многих других сферах.

На основе результатов исследования проведем сопоставление состояния инновационной деятельности России и ведущих стран Европы и США по отдельным показателям.

Внутренние затраты России на исследования и разработки в 2007 г. составили 1,12% по отношению к валовому внутреннему про­дукту (ВВП). Для Германии этот показатель составил 2,53%, для Швеции — 3,73, для Финляндии — 3,41 %.

Из выделенных средств доля внутренних затрат на исследования и разработки в секторе высшего образования для России составила 6,3%. Этот показатель для Италии составил 30,2%, для Великобри­тании — 26,1%. Эти цифры показывают, что потенциал российских вузов в исследовательской деятельности, в том числе в интересах инновации, задействован в 3-4 раза меньше, чем в развитых евро­пейских странах.

Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в 2007 г., в общем числе обследованных организаций в России составляет 8,5%, для Германии — 62,6, Италии — 34,6%. В Ев­ропе практически все страны превышают этот показатель России в 4-5 раз. Следует отметить, что удельный вес малых предприятий, осуществляющих технологические инновации в России в 2007 г., составлял 4,3%.

Показателем, в большей степени характеризующим отдачу от ин­новаций, является удельный вес промышленной продукции (услуг), новых для рынка, в общем объеме продукции (услуг). В промышлен­ности России доля продукции, новая для организации, но не новая для рынка в 2007 г., составляет 2,1% общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг. Доля промышленной продукции России, новая для рынка4, составляет 0,4%; для Германии эти пока­затели соответственно равны 10,1 и 9,1%, для Италии — 4,5 и 4,5%, для Финляндии — 3,7 и 10,8%. Сопоставим показатели России и Италии по численности исследователей и полученных ими резуль­татов.

В России более 450 тыс. исследователей и разработчиков, в Ита­лии 82 тыс. исследователей, которые обеспечивают превосходство страны по сравнению с Россией в 10 раз по доле конкурентоспо­собной продукции на мировом рынке по отношению к общему объ­ему выпускаемой продукции

Результаты сравнения со всей очевидностью показывают неэф­фективность работы исследователей и разработчиков по обеспече­нию конкурентоспособности российской экономики. Развитые страны используют весь потенциал знаний, накопленных мировым сообществом для развития инновационной экономики.

Опросы специалистов позволили выявить другие факторы, препятствующие технологическим инновациям в России. К ним в пер­вую очередь относятся следующие:

· недостаток собственных финансовых средств и финансовой поддержки со стороны государства;

· низкий спрос на новые товары, работы, услуги;

· высокая стоимость нововведений;

· высокий экономический риск.

Таким образом, слабой стороной российской экономики является неконкурентоспособность российской продукции и услуг по сравне­нию с лучшими образцами развитых стран.

Рассмотрим процесс создания инноваций, для того чтобы опре­делить потребности в информации. В соответствии с существующей классификацией1 выработка идеи, позволяющей создать технологи­ческую инновацию, является первой, начальной фазой (этапом) ин­новационного процесса. На этом этапе формулируется постановка задачи, выявляются возможные этапы решения, проводятся анализ и оценка решений по выбранным критериям и выбирается наи­лучший вариант. Этот этап является творческим. Творчество — это деятельность человека, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической значимостью.

У специалистов, создающих технологические инновации, должно быть развито творческое мышление. Как известно из основных по­ложений теории познания, психика человека состоит из сознания и сферы бессознательного. Одним из важнейших положений теории познания являются утверждения: «Сознание — это высшая, свой­ственная только людям и связанная с речью функция мозга, заклю­чающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действи­тельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самокон­тролировании поведения человека». «Сущность языка в его двуеди­ной функции: служить средством общения и орудием мышления».

Бессознательное — это совокупность психических явлений, со­стояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, без­отчетных и не поддающихся контролю со стороны сознания. Особое значение для инноваций имеет интуиция. Под интуицией в сложных видах человеческой деятельности понимают такие явления, как пред­видение некоторых событий, мгновенное схватывание существа на­учной проблемы, решение проблемы или задачи словно по наитию. Интуиция помогает создать новое знание. Как писал А. Эйнштейн, к установлению новых законов в физике идет не логический путь, а только основанная на проникновении в суть опыта интуиция.

Таким образом, к технологии создания идеи, позволяющей в по­следующем создать технологическую инновацию, предъявляются следующие требования.

1. Обеспечение возможности получения из мировых информа­ционных ресурсов знаний по разрабатываемой проблеме, накоплен­ных всем мировым сообществом.

2. Наличие развитого творческого мышления и значительного опыта в данной области у специалистов, занимающихся разработ­кой.

3. Специалисты должны владеть существующими и использу­емыми в мировой практике методами поиска новых технических решений.

Информация, необходимая для информационного обеспечения инновационной деятельности, содержится в мировых информаци­онных ресурсах: библиотеках, профессиональных базах, системах научно-технической информации, включающих патентную инфор­мацию, в деловых ресурсах Интернета. Важнейшим требованием к информационному менеджменту является обеспечение полноты сбора информации.

Процесс создания инноваций, как видно из рис. 3.7, начинается со сбора информации.

Для крупных разработок на первом этапе может иметь место фун­даментальное исследование. После того как идеи построения нового продукта сформулированы, проводится опытно-конструкторская разработка (ОКР) и создается опытный экземпляр изделия. При про­ведении ОКР осуществляется проверка возможности получить пред­полагаемые характеристики изделия, уточняется стоимость изготовления промышленного экземпляра и вырабатываются исходные данные для организации массового производства.

Для большинства реализаций инновационной деятельности эти три вида работ сводятся к одному — созданию новшества. В этом случае фундаментальное исследование не проводится как самостоя­тельный этап, но полученные в смежных областях результаты фун­даментальных исследований, которые могут влиять на разработку новшества, Необходимо знать и использовать.

Основными требованиями, предъявляемыми к инновациям, яв­ляются следующие:

· они должны обладать новизной;

· удовлетворять рыночному спросу;

· приносить прибыль производителю.

В основе реализуемых компаниями инноваций лежат не только результаты Научных и прикладных исследований. Компании могут реализовывать инновации через приобретение оборудования, патен­тов, обучение персонала и др.

 

Специалисты в области инновационного менеджмента ведущих производителей постоянно ведут мониторинг за всеми новинками в своей области, они постоянно обновляют информацию о мировых достижениях в интересующей их сфере. Этот процесс должен быть постоянным, так же как и работа по совершенствованию выпуска­емой компанией продукции или услуг. Данную фазу этапа создания новшества следует назвать «информационное обеспечение создания новшества». Выполнять эту работу должны специалисты в области информационного менеджмента. На каждом этапе инновационной деятельности к информационному обеспечению предъявляются вы­сокие требования. Инновации создаются на основе полной осведом­ленности специалистов о состоянии отрасли, развитии науки и тех­ники в конкретной области.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.