КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информационные потребности при обеспечении инновационной деятельности
Термин «инновация» происходит от латинских слов in Novate — обновление, улучшение какой-либо деятельности. Под инновационной деятельностью понимается вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства, передачи услуг. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в совокупности приводят к инновациям1. В статистике выделяют следующие основные виды инновационной деятельности: · исследования и разработки; · инструментальная подготовка и организация производства, охватывающие приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, необходимых для изготовления нового продукта или применения нового технологического процесса; · производственное проектирование, дизайн и другие разработки (не связанные с научными исследованиями и разработками) новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов, включая подготовку планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик, необходимых для создания концепции, разработки, производства и маркетинга новых продуктов, процессов, услуг; · приобретение овеществленных технологий — машин и оборудования, по своему технологическому назначению связанных с внедрением технологических и прочих инноваций; · приобретение неовеществленных технологий со стороны в форме патентов, лицензий (договоров) на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, раскрытия ноу-хау, а также услуг технологического содержания; приобретение программных средств, связанных с осуществлением технологических инноваций; · обучение, подготовка и переподготовка персонала, обусловленные внедрением технологических инноваций; · маркетинговые исследования. Под термином «технологические инновации» понимается новый или усовершенствованный продукт или услуга, внедренная на рынке, новый или усовершенствованный процесс или способ производства (передачи) услуг, используемый в практической деятельности. В этом понимании и будем употреблять в данном учебнике этот термин. Иногда новшество называют новым знанием. Однако понятие «новое знание» шире понятия «новое знание в интересах инноваций». Многие исследователи создают новое знание не в интересах инноваций, а в процессе анализа теорий, выявления связей между явлениями и во многих других сферах. На основе результатов исследования проведем сопоставление состояния инновационной деятельности России и ведущих стран Европы и США по отдельным показателям. Внутренние затраты России на исследования и разработки в 2007 г. составили 1,12% по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП). Для Германии этот показатель составил 2,53%, для Швеции — 3,73, для Финляндии — 3,41 %. Из выделенных средств доля внутренних затрат на исследования и разработки в секторе высшего образования для России составила 6,3%. Этот показатель для Италии составил 30,2%, для Великобритании — 26,1%. Эти цифры показывают, что потенциал российских вузов в исследовательской деятельности, в том числе в интересах инновации, задействован в 3-4 раза меньше, чем в развитых европейских странах. Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в 2007 г., в общем числе обследованных организаций в России составляет 8,5%, для Германии — 62,6, Италии — 34,6%. В Европе практически все страны превышают этот показатель России в 4-5 раз. Следует отметить, что удельный вес малых предприятий, осуществляющих технологические инновации в России в 2007 г., составлял 4,3%. Показателем, в большей степени характеризующим отдачу от инноваций, является удельный вес промышленной продукции (услуг), новых для рынка, в общем объеме продукции (услуг). В промышленности России доля продукции, новая для организации, но не новая для рынка в 2007 г., составляет 2,1% общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг. Доля промышленной продукции России, новая для рынка4, составляет 0,4%; для Германии эти показатели соответственно равны 10,1 и 9,1%, для Италии — 4,5 и 4,5%, для Финляндии — 3,7 и 10,8%. Сопоставим показатели России и Италии по численности исследователей и полученных ими результатов. В России более 450 тыс. исследователей и разработчиков, в Италии 82 тыс. исследователей, которые обеспечивают превосходство страны по сравнению с Россией в 10 раз по доле конкурентоспособной продукции на мировом рынке по отношению к общему объему выпускаемой продукции Результаты сравнения со всей очевидностью показывают неэффективность работы исследователей и разработчиков по обеспечению конкурентоспособности российской экономики. Развитые страны используют весь потенциал знаний, накопленных мировым сообществом для развития инновационной экономики. Опросы специалистов позволили выявить другие факторы, препятствующие технологическим инновациям в России. К ним в первую очередь относятся следующие: · недостаток собственных финансовых средств и финансовой поддержки со стороны государства; · низкий спрос на новые товары, работы, услуги; · высокая стоимость нововведений; · высокий экономический риск. Таким образом, слабой стороной российской экономики является неконкурентоспособность российской продукции и услуг по сравнению с лучшими образцами развитых стран. Рассмотрим процесс создания инноваций, для того чтобы определить потребности в информации. В соответствии с существующей классификацией1 выработка идеи, позволяющей создать технологическую инновацию, является первой, начальной фазой (этапом) инновационного процесса. На этом этапе формулируется постановка задачи, выявляются возможные этапы решения, проводятся анализ и оценка решений по выбранным критериям и выбирается наилучший вариант. Этот этап является творческим. Творчество — это деятельность человека, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической значимостью. У специалистов, создающих технологические инновации, должно быть развито творческое мышление. Как известно из основных положений теории познания, психика человека состоит из сознания и сферы бессознательного. Одним из важнейших положений теории познания являются утверждения: «Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека». «Сущность языка в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления». Бессознательное — это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся контролю со стороны сознания. Особое значение для инноваций имеет интуиция. Под интуицией в сложных видах человеческой деятельности понимают такие явления, как предвидение некоторых событий, мгновенное схватывание существа научной проблемы, решение проблемы или задачи словно по наитию. Интуиция помогает создать новое знание. Как писал А. Эйнштейн, к установлению новых законов в физике идет не логический путь, а только основанная на проникновении в суть опыта интуиция. Таким образом, к технологии создания идеи, позволяющей в последующем создать технологическую инновацию, предъявляются следующие требования. 1. Обеспечение возможности получения из мировых информационных ресурсов знаний по разрабатываемой проблеме, накопленных всем мировым сообществом. 2. Наличие развитого творческого мышления и значительного опыта в данной области у специалистов, занимающихся разработкой. 3. Специалисты должны владеть существующими и используемыми в мировой практике методами поиска новых технических решений. Информация, необходимая для информационного обеспечения инновационной деятельности, содержится в мировых информационных ресурсах: библиотеках, профессиональных базах, системах научно-технической информации, включающих патентную информацию, в деловых ресурсах Интернета. Важнейшим требованием к информационному менеджменту является обеспечение полноты сбора информации. Процесс создания инноваций, как видно из рис. 3.7, начинается со сбора информации. Для крупных разработок на первом этапе может иметь место фундаментальное исследование. После того как идеи построения нового продукта сформулированы, проводится опытно-конструкторская разработка (ОКР) и создается опытный экземпляр изделия. При проведении ОКР осуществляется проверка возможности получить предполагаемые характеристики изделия, уточняется стоимость изготовления промышленного экземпляра и вырабатываются исходные данные для организации массового производства. Для большинства реализаций инновационной деятельности эти три вида работ сводятся к одному — созданию новшества. В этом случае фундаментальное исследование не проводится как самостоятельный этап, но полученные в смежных областях результаты фундаментальных исследований, которые могут влиять на разработку новшества, Необходимо знать и использовать. Основными требованиями, предъявляемыми к инновациям, являются следующие: · они должны обладать новизной; · удовлетворять рыночному спросу; · приносить прибыль производителю. В основе реализуемых компаниями инноваций лежат не только результаты Научных и прикладных исследований. Компании могут реализовывать инновации через приобретение оборудования, патентов, обучение персонала и др.
Специалисты в области инновационного менеджмента ведущих производителей постоянно ведут мониторинг за всеми новинками в своей области, они постоянно обновляют информацию о мировых достижениях в интересующей их сфере. Этот процесс должен быть постоянным, так же как и работа по совершенствованию выпускаемой компанией продукции или услуг. Данную фазу этапа создания новшества следует назвать «информационное обеспечение создания новшества». Выполнять эту работу должны специалисты в области информационного менеджмента. На каждом этапе инновационной деятельности к информационному обеспечению предъявляются высокие требования. Инновации создаются на основе полной осведомленности специалистов о состоянии отрасли, развитии науки и техники в конкретной области.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |